Главная страница

философия. Тема 3. Новое время. Нем.клас.фил. (1). Философия Нового времени


Скачать 367.5 Kb.
НазваниеФилософия Нового времени
Анкорфилософия
Дата14.03.2021
Размер367.5 Kb.
Формат файлаppt
Имя файлаТема 3. Новое время. Нем.клас.фил. (1).ppt
ТипЛекции
#184613

Философия Нового времени.


Лектор: доцент кафедры истории медицины и биоэтики Урсина В.А.





План лекции.
1. Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф.Бэкона и Р. Декарта. “Идолы” познания Ф. Бэкона и “ cogito ergo sum“ Р.Декарта.
2. Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Спинозы.
3. Эволюция британского эмпиризма конца 17 - сер. 18 веков. (Т.Гоббс, проблема “первичных” и “вторичных” качеств Дж.Локка, Дж. Беркли, агностицизм Д.Юма).





Эпоха ранних буржуазных революций
XVII – XVIII вв.
Социально – исторические условия:
мануфактура – господствующий тип производства
(с переходом к концу эпохи к промышленности промышленная революция);
капитализм находит собственную основу для развития;
ранние буржуазные революции (изменение политической надстройки) - Нидерланды (1609), Англия (1640-1688);
мощная потребность в научных (естественнонаучных) знаниях.


В центре философского мировоззрения - наука





«Наукоцентризм» → гносеология – метод получения
истинного знания


Человек
Тело Чувств. душа Разумн. душа
(чел. психика) (дана божеств.
вдохновением)


материализм


Материя (постигаемая чувствами реальность)


Бог (сверхъестественная, сверхчувственная реальность)


Предмет теологии


Предмет философии





В центр внимания философии Нового времени выносятся две проблемы: проблема метода познания и проблема субстанции. Развитие научного познания переводит вопрос метода познания из естественных наук в философию и превращает его в основной вопрос философии Нового времени.

Эмпиризм





Ф.Бэкон (1561-1626)
прагматическая ориентация науки («знание – сила»);
индуктивный метод;
сущность как источник заблуждений.


Идея «покорения природы», господства над природой


Дж. Беркли (1684-1753)
идеализм
Д. Юм (1711 – 1776)
агностицизм


Т. Гоббс (1588-1673)
номинализм материализм индивидуализм в теории общества
Дж. Локк (1632-1704)
эмпиризм материалистические и идеалистические тенденции


Теории «общественного договора»

Ф. Бэкон выделяет четыре разновидности идолов:


1 – призраки рода. Они присущи самой природе человека, как его разуму, так и чувствам. Чувства отказывают нам в своей помощи, ум имеет свои изъяны, «отражает вещи в искривленном и обезображенном виде». Сюда следует отнести свойственное человеческому уму стремление к обобщениям, не обоснованным достаточным количеством фактов. Идолы рода самые устойчивые, полностью искоренить их невозможно, но можно максимально затормозить их вредоносное действие.
2 – призраки пещеры. У каждого человека имеется «своя особая пещера», которая дополнительно «ослабляет и искажает свет природы» – индивидуальные особенности человеческой физиологии и тем более психики. Преодоление этих идолов, согласно Бэкону, возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный





3 – идолы площади. Они порождаются речевым общением людей, в процессе котороголюди воображают, что «их разум повелевает словами». Слова исподволь проникают в человеческое сознание и часто извращают логику рассуждения. Подавляющее большинство людей не понимают того, что слова – это только имена, или знаки, посредством которых люди общаются между собой.
4 – идолы театра. Они порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские доктрины и системы. Здесь Бэкон наносит удар по системе Аристотеля и опиравшейся на него схоластике. Он выступает против догматической веры в авторитеты, тормозившей исследование истины.
Как ни могущественны и упорны все эти идолы, в основном они все же преодолимы, и познание объективной истины возможно.




Идолы





рода (естественная и врожденная характеристика субъективности человека как рода) → ограниченность ума, несовершенство чувств, антропоморфизм;
пещеры (идолы человека как индивида) → спец. условия жизни и воспитания («своя пещера»);
рынка (их источник: социальная жизнь, словесная коммуникация – слово искажает реальность) наиболее вредны;
театра (традиция, вера в авторитеты).


естеств. св-ва ума


приобретенные
св-ва

Рационализм





Р. Декарт (1596-1650)
принцип сомнения (принцип очевидности);
самосознание («мыслю – следовательно существую»)
основа построения нового знания;
дедуктивный метод (образец математика);
метафизика;
дуализм.


Б. Спиноза (1632-1677)
пантеизм;
учение об единой субстанции, ее атрибутах и модусах.
Г. Лейбниц (1646-1716)
множественность субстанций (монад);
учение о бессознательном;
«истины разума» и «истины факта».

Рене Декарт (1596 – 1650)




«Правила ума»





(правило анализа): Любой объект раздели на максимально возможное количество простых составных частей, изучи каждую часть в отдельности.
(правило синтеза): Сложи из составных частей исходное состояние. Не останутся ли «запасные детали»?
Тщательно опиши каждый шаг анализа и синтеза. Это и будет твоим знанием об объекте.
(критерий достоверности): Достоверным (подлинным) знанием будет являться то, которое будет для меня абсолютно очевидным. “Ясность и отчетливрсть мыслимого”.

2 субстанции Бытия:





2 субстанции Бытия:
Res extensa (вещь протяженная, т.е. объект) – материя
Res cogitans (вещь мыслящая, т.е. субъект) – мышление.


Различие между этими субстанциями: мышление свободно, материя подчиняется законам вечным и неизменным.





Наука


Экспериментальное опытное естествознание


Математизированное естествознание


Эмпиризм
(номиналистическая традиция)


Рационализм
(реалистическая традиция)


Теория познания (гносеология)


Истинное знание – из опыта, из ощущений


Истинное знание дает только разум, ощущения – лишь материал для знания.


Борьба с метафизикой XVII в.


XVIII в. Эпоха просвещения:
    - просветительская функция (ориентация на широкие массы)
    - метафизический материализм (ориентация на механику)


Идеал человека: ученый, разумный
принципы естественного права


Теории «общественного договора»





Гносеологическая полемика эмпиризма и рационализма шла по вопросу об образовании абстракций. Это полемика Локка и Лейбница. Сенсуалисты и эмпирики считали знание – результатом познания, т.е. знания – за пределами познания. И.Кант: «Чувства без разума слепы». Эмпирики хотели преобразовать философию в науку. Рационалисты пытались примирить философию к новой картине мира.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ





План лекции.
1. Общая характеристика немецкой классической философии
2. Сущность и особенности философии И. Канта
3. Диалектическая философия Гегеля
Антропологический материализм Л. Фейербаха





Немецких философов отличают следующие принципы:


Понимание роли философии как критической рефлексии по отношению к человеческой жизнедеятельности.
Мысль оформилась в специальную систему дисциплин, идей и понятий, высоко профессиональную и крайне абстрактную.
Немецкая классическая философия проложила путь диалектическому методу мышления, разработала целостную диалектическую концепцию развития.
К истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии, считается возможным выделить некоторые закономерности истории.
Немецкая классика сосредоточена вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.





Иммаунил Кант (1724-1804)


Два периода творчества:
Докритический - 1746-1760 гг.
«Всеобщая естествен­ная история и теория неба»
Критический - с 1770 г.
«Критика чистого разума»,
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки»,
«Критика практического разума»,
«Критика способности суждения»





«Две вещи наполняют душу новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо
надо мной и нравственный
закон во мне».
И. Кант

Особенности философии И. Канта





Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания:
можем познать только то, что сами создали
рассудок диктует законы природе


Понятие трансцендентального субъекта


Всякое знание, по Канту, начинается с опыта,
но не ограничивается им





“Вещь в себе”


Мы a priori узнаем лишь то, что сами же творим в соответствии с организацией нашего ума, поэтому мы лишь в том случае могли бы a priori познавать вещи в себе, если бы сами создавали их. Априорное познание мира в себе возможно лишь для его творца. Притязание на априорное познание вещей в себе было бы тождественно притязанию творить их. Мы сами творим одни лишь явления и поэтому можем познавать исключительно явления. Вещи в себе могли бы быть доступны познанию только (божественного) духа, который с помощью своих представлений создавал бы не только явления, но и эти вещи в себе.

Кант различал:





априорные формы чувственности — пространство и время;
априорные формы рассудка — категории (априорные формы мышления);
разум — абсолютно безусловное — идеи (высшая безусловная реальность, побуждает рассудок к деятельности).

Категории





Количество единство множество цельность


Качество реальность отрицание ограничения


Отношение
м/д субст. и св-вом
м/д предм. и действ.
взаимодействие


Модальность
Возможность действовать необходимость

Разум образует три идеи:





1)идею о душе как о безусловном единстве психических явлений;
2) идею о мире как о безусловном единстве бесконечного ряда причинно обусловленных явлений;
3) идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений.

Категорический императив


Поступай так, как если бы максима, из которой вытекает твой поступок, должна была через посредство твоей воли стать всеобщим законом природы.
Поступок, соответствующий требованиям нравственного закона, является истинно моральным только в том случае, если он вытекает из одного лишь нравственного намерения, то есть, если воля, содержащая в себе причину поступка, руководствовалась именно сознанием нравственного закона. Сознание того требования, которое нравственный закон предъявляет нашему образу действий, называется обязанностью. О моральности может идти речь лишь там, где единственной причиной поступка было согласное с обязанностью намерение.








Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)


Основные труды:
«Феноменология духа»
«Наука логики»
«Философия права».

Основные разделы философской системы:





логика, философия природы, философия духа





В качестве субъекта знания у Гегеля выступает человеческая история как целое, как «объективный дух».


Вопрос об истинном и ложном знании Гегель связывает систорическим изменением знания. Тем самым вводится понятие относительной истины.

Тождество бытия и мышления





Мышление — это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего.


Абсолютная идея — тождество мирового разума с многообразным миром явлений, процесс мышления, содержащий в себе все многообразие действительности.

Высшую ступень развития «абсолютной идеи» составляет «абсолютный дух» — человечество, человеческая история.





система - это движение абсолютной идеи к самопознанию


метод — диалектика рассмотрение мира как развивающегося через единство и борьбу противоположностей.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872)





полный разрыв с религией (атеизм);
объяснение Бога и религии исходя из человеческой природы;
материалистическое объяснение проблем окружающего мира и человека, с учетом новейших достижений науки;
интерес к социально-политическим вопросам;
убеждение в познаваемости окружающего мира.



написать администратору сайта