|
работа. философия. Философия Нового времени
Министерство образования и науки Российской Федерации
Научно исследовательский
Иркутский государственный технический университет
Реферат на тему:
Философия Нового времени.
Выполнил:
студент гр. ЛИМбз 21-1
Гусев А.А.
Проверил:
Харинский А.В
Иркутск 2023
Содержание Введение…………………………………………………………………………...2
1 Возникновение и формирование философии Нового времени………………3
2 Особенности и значение философии Нового времени………………………..7
Заключение……………………………………………………………………….10
Список литературы и источников………………………………………………11
Приложения……………………………………………………………………...12
Введение Эпоха Нового времени, начавшаяся в 17 веке, пришла на смену Возрождению. В это время человечество совершило в своем развитии огромный скачок. Под влиянием прорывных открытий, которые расширили представления о природе и человеческом разуме, впервые начали подвергаться сомнению церковные постулаты.
Философия Нового времени — это период западной мысли 17-18 вв., характеризующийся стремлением познавать мир через опыт и мышление.
Влияние философии исследуемого периода на дальнейшее развитие человечества говорит об актуальности темы настоящей работы.
В данной работе показано, что Философия Нового времени - эпоха самостоятельности разума, его освобождения от авторитетов прошлого. Расхождения по этому вопросу привели к возникновению рационалистической и эмпиристской линий. Первая идет от Декарта, который стремился создать новую науку, подлинную, состоящую из утверждений, которые нельзя оспорить. В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум. Вторая - от Бэкона, целью всей философии которого является обеспечение господства человека над природой. Но этих мыслителей объединяет стремление сделать человека центром и конечной целью своих изысканий.
1 Возникновение и формирование философии Нового времени Новое время характеризуется ранними буржуазными революциями в Нидерландах и Англии, прогрессом нового, капиталистического общества, который был обусловлен ростом производительных сил, переходом от мануфактурного производства к машинному и развитием естествознания. Последнее было теснейшим образом связано с обоснованием Галилеем механики и ее законов, открытием Кеплером законов движения планет, установлением Ньютоном законов механического движения, открытиями Декарта, Ньютона и Лейбница в области математики и т.д.
Основными чертами научного познания становятся механицизм и метафизика – изучение предметов и явлений в их обособленности, вне их общей связи и развития, сводя все разнообразие форм движения материи и механической. Поэтому материализм того времени был по преимуществу механистическим и метафизическим.
Философия выполнять роль наиболее широкого учения, синтезирующего знания о мире природы, о человеке как части природы, об обществе, о человеческом духе и, обязательно, о Боге как первосущности, первопричине и перводвижителе всего существующего. Иначе говоря, процессы философствования мыслились как “метафизические размышления”. Поиск рационально обосновываемых и доказуемых истин философии, сравнимых с истинами науки, — черта философии Нового времени. Но основная трудность состояла в том, что философские истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. Философия Нового времени преувеличивала значение научного, логического начала в человеческой жизни и в философском мышлении.
“эмпиризм” (философское учение и направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все знания к опыту. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф.Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.
“рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более узком смысле, отыскивающий основания и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт, Б.Спиноза , Г.Лейбниц
Материалистическая мысль эпохи ранних буржуазных революций опиралась на достижения естествознания. Однако в этот период из всех областей научных знаний наибольшее развитие получили такие дисциплины, как математика, механика, физика. Философы того времени пытались объяснить многие явления в области биологии с позиций механики.
Главнейшим приобретением естествознания ХVII-ХVIII вв. явился экспериментальный метод и метод анализа. Применение метода анализа, использование эксперимента обусловили великие открытия естествознания той поры. Однако метод анализа стал постепенно обнаруживать свою односторонность, ограниченность. Исследование явлений природы чисто аналитически, без применения синтеза породило у ученых привычку рассматривать природные процессы и явления в отрыве друг от друга, вне их всеобщей связи и взаимодействия, т.е. не диалектически, а метафизически.
ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626) Основная задача философии-познание природы и подчинение её власти человека. Признаёт существование Бога, но в своей философии он материалист. Познание начинается с чувственного опыта. Чувственное познание-это опыт и эксперимент.
ТОМАС ГОББС (1588-1679) Рационалист материалист. Общее понятие-универсалии-названия, которые мы даем вещам. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначала война всех против всех, затем люди поняли, что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права.
ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704) Основное в его философии-гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет: объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства: цвет, запах, вкус.
2 Особенности и значение философии Нового времени Лозунгом философии Нового времени считаются слова Ф. Бэкона «Знание – сила». Он отражает суть реформации подхода к познанию мира: церковь больше не имеет господствующего положения, роль теперь играет наука, свободная от религиозного давления.
Первостепенные задачи мыслителей Нового времени: разработка наиболее эффективного метода научного познания и систематизация уже имеющихся и новых знаний.
Методы философии Нового времени: эмпирико-индуктивный и дедуктивно-рационалистический. Они подразумевают противоположные подходы, поэтому ученые старались найти точку пересечения, чтобы из каждого из них взять наиболее полезное, отбросив лишнее.
Помимо господства математических наук, для ученых Нового времени большое значение имело происхождение государства. Это было обусловлено в основном двумя факторами: Революции, бушевавшие в тот период, приводили к свержению текущей власти и смене правителя, но не предлагали ничего качественно нового. То есть людей не устраивало текущее положение вещей, но они не знали, как сделать лучше.
Согласно теологической философии, весь мир был создан Богом и работает по его законам. Эта убежденность давала церкви неограниченный авторитет и позволяла ее служителям действовать в своих интересах, объясняя любое деяние религией. Философы пришли к тому, теологию необходимо отделить от социологии, ограничив ее влияние на любую из наук. Так, именно в Новом времени была сформирована договорная теория происхождения государства, актуальная и сейчас.
Именно в Новом времени сформировались те принципы философии, которых придерживается большинство ученых в настоящее время: рационализм и эмпиризм. Это значит, что философия того периода своей основой считала научность явлений, возможность неопровержимо доказать их и при необходимости экспериментально повторить.
Учения, разработанные в эту эпоху, опираются на науку и противостоят религии, а целью мыслителей является не просто понимание законов мироздания, но и подчинение их собственным интересам, возможность влиять на них и использовать в своих целях.
На первый план философской мысли выходит проблема субстанции, восходящая к античности. Философы Нового Времени считали субстанцию ядром бытия, без которого существование всего остального невозможно. В результате сформировались философские концепции, различающиеся по числу и типам элементов реальности. Первым, кто обратил внимание на проблематику субстанции, был Ф. Бэкон, он ставил субстанцию в центр всего сущего. На основе его теории, выделилось несколько течений, исследующих вопрос субстанции:
- Дуализм. Декарт был первым, кто оспорил учение Бэкона, выдвинув идею о двух субстанциях. Помимо классической божественной и высшей субстанции, он ввел еще одно понятие, исходя из которого, и духовное, и материальное может являться субстанцией.
- Монизм. Спиноза считал, что субстанция может быть только одной — это Бог или природа. Он полагал, что все, что происходит в мире, обусловлено законами божественной природы.
- Плюрализм. Эта теория, допускающая бесконечное многообразие неделимых субстанций, принадлежит математику и философу Лейбницу. По его мнению, весь мир состоит из субстанций, которые взаимодействуют друг с другом по принципам гармонии.
В результате размышлений о субстанции философская мысль поделилась на направления эмпиризма и рационализма, которые составили основу учения того времени. Основателем первой идеи был Бэкон, вторая принадлежит Декарту. Несмотря на расхождения в концепциях, их объединяло стремление поставить человека и разум в центр мироздания.
Прогрессивные идеи мыслителей Нового Времени заложили фундамент современного научного знания и продолжают влиять на современные открытия и теории. Среди главных результатов, которые были достигнуты философами того периода, можно выделить:
- создание методов юриспруденции;
- формирование основы защиты свободы человека и человеческих прав;
- становление капитализма;
- научно-техническая революция;
- борьба с социальным неравенством;
- формирование экспериментально-математического мировоззрения.
Заключение Решающее влияние на становление философии Нового времени оказали дальние и продолжительные путешествия по морю. Расширение географических границ, знакомство с иными народами и другим жизненным порядком рождало сотни вопросов, на которые предстояло найти ответы. Все это давало огромный импульс для развития философии и науки, которые начали видеть мир в совершенно ином свете.
После знакомства с другими цивилизациями и народами, живущими вне государственного устройства, возникла проблема происхождения государства и обоснования его легитимности. Прежняя теория о божественной природе государственной власти и ее неприкосновенности была заменена теорией договора, заключенного между обществом и властью. Это соглашение определяло переход из «естественной стадии» общества в «государственную». Такая точка зрения на цивилизационный процесс привела к появлению и широкому распространению идеи эволюции и принципов историзма.
Наука больше не строилась на открытиях и высказывания авторов прежних веков. Природа познавалась экспериментальным методом. Ученые стали изучать мир не просто ради любопытства, а чтобы применить новые достижения на практике. Изменения коснулись и отношения к религиозным догмам, человеческий разум ставился выше их. Стало скептическим отношение к авторитету церкви, философы стремились вывести государство и образование из-под церковного влияния. Центром вселенной был объявлен разум и его безграничные возможности.
Список литературы и источников
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 592 с. Гриненко, Г. В. Философия нового времени: учебное пособие для вузов / Г. В. Гриненко. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 141 с. Ивин А. А., Никитина И. П. Философия науки. Учебное пособие. — М.: Проспект. 2020. 352 с. Матяш Т. П., Жаров Л. В., Несмеянов Е. Е. Основы философии. Учебное пособие. — М.: Феникс. 2020. 314 с. Миронов В. В. Философия. — М.: Проспект. 2019. 240 с. Философия. Учебник / ред. Чумаков А. Н. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М. 2016. 432 с. Шаповалов В. Ф. Философия в 2 частях. Часть 1. Введение в философию. Классическая философия. Учебник для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2017. 390 с. Шуталева А. В. Философские проблемы естествознания. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 164 с.
Приложения Приложение 1 Характеристика направлений философии Нового времени
Напрв-
ление,
школа
| Философ,
годы жизни
| Основные проблемы, понятия и принципы
| Сущность главных идей
| Рационализм
| Р.Декарт, (1596 – 1650)
| Проблемы познания.
Радикальное сомнение как методический прием, направленный на пересмотр оснований, принципов познания. Редукция.
Исследования сознания, мышления. Рационалистический метод объективного познания. Рефлексивный конструктивизм в познании.
| Философия с опорой на собственный разум, требованием очевидности и достоверности,стремлением к истине и призывом брать за нее ответственность на себя. Опыт у Декарта – шире, чем опыт внешнего мира или опыт-эксперимент. Важнейшие свойства и истины, принадлежащие нашему сознательному существованию(напр.,свободу воли), мы постигаем именно "на опыте". Получение внешнего опыта,пригодного для построения знания,должно предваряться радикальной работой сознания, разума над самим собой. Мы объективно и рационально понимаем мир в той мере,в какой понимаем организацию и структуры своей познавательной способности,учитываем в познании то, что сделано нашим интеллектом.
| Рационализм
| Б.Спиноза, (1632 – 1677)
| Онтология. Проблемы познания. Три рода познания.
Позиции математического естествознания и рационалистического метода Декарта.
Этика.
Основы научной критики Библии.
Идея интеллектуальной любви к Богу: "познающий себя самого и свои аффекты ясно и отчетливо любит Бога".
| Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой, вечной и бесконечной субстанции. Бесконечно многообразные вещи чувственного и умопостигаемого мира суть модусы – различные состояния единой субстанции. Познавая модусы, мы познаем субстанцию.
Первый род познания есть познание чувственное, называемое также мнением, или воображением. Второй род познания составляет понимание, дающее уже отчетливое представление модусов. Третий и высший род – это интеллектуальная интуиция, или непосредственное усмотрение истины.
Человек должен руководствоваться в своей деятельности исключительно разумом.
| Рационализм
| Г.Лейбниц, (1646 – 1716)
| Проблемы познания.
Рационалистический метод и учение о Боге и субстанции.Априорные принципы метода Лейбница – это положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства.
Монадология – плюралистическая онтологическая концепция,описывающая разнообразие действительного мира.
| Раскрытие логической природы утверждения. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума. Закон достаточного основания, а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений – законов.
Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог – актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида.
| Британский эмпиризм
| Ф.Бэкон, (1561 – 1626)
| Проблемы познания.
Правильный метод исследования природы – эмпирический метод.
Понятия: "призраки рода", "призраки пещеры", "призраки рынка", "призраки театра".
Индукция.Принципы идеального устройства государства, а также проект государственной организации науки.
| Целью человека и общества является познание и раширение власти над природой.
Природу можно покорить, лишь подчиняясь ее собственным имманентным законам, не искажая ее образа.
"Призраки" являются атрибутами самой человеческой природы. Они являются препятствиями на пути к истине.
| Британский эмпиризм
| Дж.Локк, (1632 – 1704)
| Проблемы познания.
Теория познания, базирующаяся на принципах эмпиризма и сенсуализма.
Теория разделения властей.
Концепция буржуазного здравого смысла (отрицание существования каких-либо врожденных моральных принципов).
| Отрицание теории врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается нами из опыта, который является сугубо индивидуальным, а не результирующим из социального взаимодействия. Опыт по своей структуре состоит из идей – ощущуний и чувственных образов памяти. Внешний опыт состоит из ощущений свойств и восприятий тел, а опыт внутренний, рефлексия, представляет собой познания души о своей собственной деятельности, получаемые через самонаблюдение.
Познание истинно лишь постольку, поскольку идеи сообразны с действительностью.
| Британский эмпиризм
| Т.Гоббс, (1588 – 1679)
| Познание.
Три основных понятия: Человек; Тело; Гражданин.
Философия природы.Семиотичность, номиналистическая ориентация.
Философия государства – общественный договор и гражданское согласие.
| Философия - "познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований и, наоборот, возможные производящие основания – из известных нам действий". Рассуждать значит то же самое, что складывать или вычитать.
| Британский эмпиризм
| Дж.Беркли, (1685 – 1753)
| Имматериализм.Проблемы познания.
Критерии истинности суждений:"яркость"восприятий;"одновременность подобных восприятий";преимущественная согласованность "идей" между собой;соответствие наших восприятий восприятию ожественного существа.
| "Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются...".
Принципиальная возможность мира в основании которой – Бог, автономный от сознания людей.
Наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или "идей".
| Британский эмпиризм
| Д.Юм, (1711 – 1776)
| Проблема человека, человеческой природы. Теория познания.
Понятия: впечатление, "инстинкт причинности", причинность.
| Человек – существо разумное, общественное, деятельное, а также в силу разнообразных потребностей склонное к "различным делам и занятиям" вкупе с увлечением наукой.
Высшая цель человеческого познания – интегрирование эмпирически установленных причин естественных явлений и подчинение многообразия особых следствий ограниченной совокупности общих конечных причин.
| Французское Просвещение и материализм
| Ш.Л.Монтескье, (1689 – 1755)
| Деизм.
Теория среды.
Понятия: "Дух народа".
Принцип и природа правления.
| Бог, как создатель, действующий по объективным законам материального мира.
"Многие вещи управляют людьми – климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат всего этого образуется общий "дух народа".
| Французское Просвещение и материализм
| Вольтер, (1694 – 1778)
| Новое доказательство бытия Бога. Философская критика теологии.
Философский способ рассмотрения истории. "Философия истории".
| "Я существую, а следовательно нечто существует вечно".
"Мне свойственно всего лишь человеческое мышление, теологи принимают божественные решения".
Мировая история – это высший суд человеческих мнений. Поскольку все действия людей основываются на каких-то убеждениях, борьба мнений выступает в форме движущего фактора исторического процесса.
| Французское Просвещение и материализм
| Ж.Ж.Руссо, (1712 – 1778)
| Критика общественного прогресса.
Понятия: имущественное неравенство.
Основы философского анализа феномена отчуждения.
Проблема власти.
| Имущественное неравенство закрепляется в неравенстве политическом.
Фундаментальной сущностью человека является свобода, в том числе и свобода быть несвободным, т.е. реализовать себя не в соответствии, а в рассогласовании со своею подлинной природой. Основная характеристика свободы – ее разумность.
| Французское Просвещение и материализм
| Д.Дидро, (1713 – 1784)
| Онтологическая концепция – последовательный материализм. Политико-социальная проблематика. Плохие и хорошие законы.Концепцияискусства как "подражания природе". Метод парадоксов.
| Человек должен поступать по отношению к другим так, как он хотел бы, чтобы они поступали по отношению к нему.
Парадокс возвещает о границе позитивного тезиса, за которым – антитезис как его противоположность.
Допущение влияния на нравственное сознание социальных факторов: "если законы хороши, то и нравы хороши; если законы и дурны, то и нравы дурны".
| Французское Просвещение и материализм
| П.Гольбах, (1723 – 1789)
| Философская картина Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом
Проблема человека. Эволюционизм.Учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии.Теория познания. Принцип матер.сенсуализма.
| Первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Движение – это способ существования материи.Человек – продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы.
Мерило свободы членов общества – благо общества в целом.
| Французское Просвещение и материализм
| Ж.О.Ламетри, (1709 – 1751)
| Радикальный материализм и механицизм.
Эволюция природы.
Атеизм.
| Мир – совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются.
| Немецкая классическая философия
| И.Кант, (1724 – 1804)
| Философия природы, космология.
Гносеология, этика и эстетика.
Принцип: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание.
| Философия – это критицизм. Критика - точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания. Метод проверки этой способности и есть критический метод. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных условий возможности познания. Общие для всех познавательные способности: чувственность (трансцендентальная эстетика), рассудок (трансцендентальная аналитика) и разум (трансцендентальная диалектика).
| Немецкая классическая философия
| И.Фихте, (1762 – 1814)
| Дедукция основных положений критической философии Канта.
Принцип: идеализм и его исходный принцип – интеллигенция в себе.
| Философия как фундамент всего научного здания.Положения наукоучения(философии): "Я полагает само себя" и " Я полагает не-Я".
| Немецкая классическая философия
| Ф.Шеллинг, (1775 – 1854)
| Проблематика критической философии. Изучение глубочайших основ самопознания,субъекта как активного творческого начала.Проблема сознания и бессознательного.
| Переход от самопознания к миропознанию, основанному на принципах кантианско-фихтеанского критицизма.
Знание – необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке.
Принцип единства природы и духа; принцип полярности; принцип развития или творчества природы. Развитие осуществляется в природе как своеобразная "иерархия организаций".
| Немецкая классическая философия
| Г.Гегель, (1770 – 1831)
| Теория диалектики на основе абсолютного (объективного) идеализма. Проблемы истории человеческого духа. Понятия: 1) абсолютный дух, как он существует "в себе", или "идея в себе", 2) дух в своем "инобытии", 3) дух, достигший себя "в себе и для себя".
| Идея абсолютного духа – бесконечно законченного в себе бытия, открывающего себя в процессе познания.
Процесс развития форм индивидуального сознания повторяется и в духовном развитии всего человеческого рода; развитии, в котором постепенно выявляются творческие силы мирового духа, воплощающегося в последовательно сменяющие друг друга образцы культуры.
| Немецкая классическая философия
| Л.Фейербах, (1804 – 1872)
| Проблемы познания,человека.
Анализ религии как социокультурного феномена.Новая теология (человек и есть Бог). Суть гуманизма – "не верующие люди, а думающие, не молящиеся, а работающие, не стремящиеся в занебесье, а изучающие мир посюсторонний, не христиане–полуживотные и полуангелы,а люди во всей полноте".
| Мир – это органическая целостность, в центре которой – человек. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.
Религия – сугубо человеческий факт. "Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо".
Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, стремлении человека преодолеть собственную конечность и свое бессилие: "То, что человек думает о Боге, – это осознание человеком самого себя".
| |
|
|