Лекция по философии. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Философия общества или социальная философия
Скачать 20.01 Kb.
|
ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА ИЛИ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1. Понятие общества проблема построения построения теоретической модели общества( натуралистическая, идеалистическая , материалистическая ) 2. Проблема направленности мировой истории , понятие общественного прогресса и его критериев критика религии прогресса (капитал) 3. Понятие общественно-эконом формации . теория формации 4. Цивилизационный подход к анализу общественного развития .теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур( Данилевский Шпенглер Тойнби ) 5. Концепции технологического детерминизма индустриальное и постиндустриальное общество ……………………………………………………………………………………………………………….. 1 Вопрос. Общество является объектом изучения целого ряда наук входящего в комплекс наук о духе. Науки : История, политология, социология, этнология. Оно же выступает особым предметом философской рефлексии. Социальная философия формирует целостный интегральный взгляд на общество и его историю. Обобщающее мышление-специфика социальной философии, то есть предметом философии является общество ,взятое о взаимодействии всех его сторон как целостная система. Социальная философия 20 века 2 типа человеческих общностей : органическую и механическую это противоположность была выявлена мыслителем Ф. Теннис в книге (общность и общество) Люди из древности задавались вопросами ( каковы причины детерминанты качественных изменений общества) теоретические модели в понимании общества и его развития . Суть человеческое общество рассматривается как естественное продолжение мира природы . с этих позиций тип общественного… зависит от природных факторов: географическое расположение, климат, расовые и психологические особенности людей. Теория этногенеза Гумилева : пассионали 2 подход идеалистический суть: тип общественного устройства и ход истории определяются духовными факторами ( сознание, верование ,мифы, идеи) идеи правят миром . 3 подход материалистический основан на взглядах карла Маркса и Энгельса противостоит идеализм Суть: основа жизни людей не производство идей, а производство материальных благ …………………………………………………………………………………………………………………… 2.ВОПРОС В 18 ВЕКЕ с подачи Вальтера вводит понятие философия в истории Основные модели исторического процесса 1. Циклическая – реанимирует старую идею возвращения истории 2. Эскотологическая – история имеет смысл тогда когда может заканчиваться 3. Однолинейная (прогрессистская) – Гегель и Маркс Идея прогресса- это могущественная сверхтеория, которую современное общество унаследовало от философской мысли 18 века (эпохи Просвещения). В заподноевропейской культуре вера в прогресс заняло вакантное место Бога, превратившись в своего рода тип религиозного сознания или религию прогресса. Суть теории заключается в том, что все человеческие общества закономерно и поступательно движутся от дикости, варварства и невежества к цивилизации, просвещению, торжеству разума. На рубеже 19-20 веков усиливается критика идей прогресса. Подходы по вопросу о наличии прогресса в жизни общества: 1) Общественный прогресс имеет место в истории 2) Общественный прогресс отсутствует, общество деградирует 3) Прогресс возможен, но лишь в отдельных сферах общественной жизни ( в науке, технике, комфорте). 4. Многолинейная ( цивилизационная)- Данилевский, Шпенглер, Тойнби. 3 вопрос Логическим продолжением теории прогресса стало в середине 19 века теория общественно-экономических формаций. Авторами данной теории являются Карл Маркс и Ф. Энгельс. Вводят понятия: Базис и надстройка Производительные силы и отношения Пролетариат и буржуазия Социальная революция Основные положения материалистического понимания истории ( формационной теории) : 1) Основой общественной жизни является определенный способ производства материальных благ, т.е экономика. Общественное бытие определяет общественное сознание. 2) Развитие общества- это процесс смены общественно-экономических формаций. Коммунистическое исторический процесс капиталистическое феодальное рабовладельческое (азиатский способ производства) Первобытно-общинное 3) смена одной формации другой происходит в рез-те социальной революции Достоинтсва формационной теории: 1) переход к рассмотрению общества как сверхсложной системы 2) понятие оэф позволило выявить структуру исторического процесса, связать прошлое и будущее, преодолеть мозаичность истории. Недостатки: 1) Схематизм, членение истории на отдельные этапы 2) Европоцентрический характер формационной теории 3) Монофакторность, возводящая в ранг исключительных детерминат (причин) социально-экономический фактор 4 вопрос Оппозицией формационному подходу к анализу развития общества на рубеже 19-20 веков стал цивилизационный подход. На смену представлению о всемирной истории как едином процессе, приходит концепция замкнутых, непохожих друг на друга локальных цивилизаций. Цивилизационный подход предполагает взгляд на историю как многовариантный альтернативный процесс. Каждая цивилизация базируется на особых чертах характера народа, мировоззрений, духовных ценностях, социально-политической организации. Цивилизациооный подход представлен в трудах Н. Данилевского «Россия и Европа» Освальд Шпендлер «Закат Европы» А. Тонбли «Постижение истории» В целом отличие формационного и цивилизационнного подходов в том что формация- это категория соц-экономическая, а цивилизация понятие социо-культурное. 5. Современная цивилизация, взятая глобально, получила название техногенной цивилизации, техногенное общество Решающим фактором, главной движ. Силой соц. Развития сегодня является уровень развития техники и технологии- НТП. Технофилия- любители техники. Технофобы- против техники. Предстваители концепций технологического детерменизма: Д.Белл “Грядущее постиндустриальное общество”, О. Тоффлер “Трретья волна”. По мнению этих мыслителей, в своей истории человеское общество в зависимости от роли науки и техники прошло три этапа: 1) доиндустриальное общество(аграрная цивилизация) 2)Индустриальное общество 9промышленная цивилизация) 3)Постиндустриальное общество(информационная цивилизация). Характерные особенности постинудстриального (информационного общества): 1)Основой постинудстриального общества является поизводство услуг и информации. 2) Ведущую роль приобретаю наука и образование, а универститеты становятся источником соц. Инноваций. 3) Господствующее положение цченые и инженеры работающие в сфере выскоких технологих. 4) классовое деление уступает место пофессионального, появляется новая элита- технократия. |