Философия рк 1. РК № 1 по Философии. (2 сем). Философия Платона
Скачать 313.51 Kb.
|
Рубежный контроль № 1 по дисциплине «Философия» Реферат на тему № 4 «Философия Платона»
Москва 2021 Содержание Введение 1. Биография Платона и его вклад в философскую науку 2. Основные идеи и учения Платона 2.1 «В поисках идеального человека» 2.2 Учение о душе 2.3 Идеальное государство Платона Заключение Список использованной литературы Введение Платон оказал огромное влияние на развитие философской мысли. Его теории являются фундаментальными для философской науки. Его идеи прослеживаются не только в философии, но и в мировой культуре. Важными были открытия Платона, обозначившие дуализм человеческого существа. Он увидел природу человека в двойственности души и тела, идеального и материального начал. Значение философских открытий Платона подтверждается его плодотворными интерпретациями на протяжении всей последующей истории культуры. При этом образ Платона и его учения меняется в зависимости от характера интереса к нему. Античные последователи Платона подчеркивали религиозно-мистический компонент его учения и считали его "божественным учителем"; средневековые мыслители - называли предтечей христианского мировоззрения; мыслители возрождения - философом идеальной любви и политическим утопистом; классические немецкие философы - рациональным идеалистом; мыслители XIX - XX в.в. - предтечей некоторых методов современной философии; политический экономист XIX в. К. Маркс высоко оценил учение Платона о государстве, назвав гениальным для своего времени изображение разделения труда; социалист и лидер революционного движения в России начала XX века В.Ленин назвал всю идеалистическую традицию в философии "линией Платона". Изучение истории развития философии и других наук дает понятие об актуальности платоновских идей и в настоящее время. Цель работы - изучение философии Платона в свете дальнейшего развития философии. Достижение цели возможно путем решения следующих задач: 1. изучить биографию Платона; 2. рассмотреть основные учения и теории Платона: - идею идеального человека; - учение о душе - ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию; - политическое учение - мысли о государственном устройстве; 3. проанализировать значение философии Платона для развития философской мысли. Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, и заключение. Для написания работы использовались источники: учебники по философии, авторские статьи, монографии, периодические издания. 1. Биография Платона и его вклад в философскую науку Платон жил в 427-347 годах до н.э., являлся крупнейшим философом Древней Греции и был учеником Сократа. Великий философ родился в Афинах. Он принадлежал к древним аристократическим родам как по линии матери (родство с законодателем Солоном), так и по линии отца (родство с последним аттическим царем Кодром). Поэтому его происхождение предполагало неизбежное политическое участие в жизни Афин, чему способствовали также образование и личные склонности Платона. Однако знакомство с Сократом изменило эту перспективу. Первоначально Платон обучался у Сократа политическим наукам, затем он увлекся философией, после чего у него появилось стремление радикально изменить существующий строй. После казни своего учителя в 399 г. до н.э. Платон покидает Афины и окончательно возвращается в город только в 360 г. до н.э. В это время он путешествует (с продолжительными остановками и обучением у жрецов и ученых) по Египту, Кирену, Италии. Трижды за это время он пытается осуществить на Сицилии, в Сиракузах, политический эксперимент по установлению государственного строя во главе с правителем-философом, но все три попытки оказываются неудачными. По возвращении из Сиракуз в Афины Платон основывает (в 387г. до н.э.) философскую школу, которая очень быстро становится известной и собирает множество талантливых мыслителей. Создание философской школы - Академии - является огромным вкладом в развитие философских учений. Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Его основные идеи лежат в основе философской науки: - материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; - окружающий мир ("мир вещей" также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; - реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); - чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; - любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи; - весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Платон оставил ряд фундаментальных философских произведений, таких как "Апология Сократа", "Пармелид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Сохранилось порядка 70 античных свидетельств о том, что Платон в последние годы жизни излагал некоторое систематическое учение ("неписанное учение" как называет его Аристотель). Это незаписанное учение, называвшееся, предположительно "О благе как таковом", Платон излагал в последние годы преподавания в Академии. Древний философ Платон является основоположником идеалистического направления в философии. Своими идеями он оказал огромное влияние на развитие философской мысли. 2. Основные идеи и учения Платона 2.1 «В поисках идеального человека» При обсуждении темы идеального государства, издавна занимавшей Платона, он затрагивает вопрос об «идеальных» людях, наделенных определенными качествами и получивших необходимое образование. Их «правильное» поведение обеспечивало функционирование и сохранность всего полиса, причем особую роль здесь, конечно, играли философы и воины. Во многом их характер и сознание формировались за счет особого воспитания — недаром Платон придавал ему такое значение, — но в еще большей степени они зависели от природы души воспитуемых, и Платон вводит своего рода евгенику. Еще Сократ в своей V книге «Государства» говорит о том, что лучшим мужчинам следует соединяться с лучшими женщинами для произведения на свет лучших детей, а худшим, наоборот, с самыми худшими, и что потомство лучших следует воспитывать, а потомство худших — нет, ибо это приведет к «порче» гражданского коллектива. Заботу о выполнении этого предписания — подстраивать жеребьевку — должны были взять на себя правители-философы. Все эти меры должны были привести к сохранению гармонии в платоновском полисе и его нерушимости. По мнению Платона в человеке существует три начала: 1. Разумное 2. Яростное 3. Вожделеющее Идеальным человеком, считал Платон, является тот человек, у которого разумное начало преобладает. Платон верил, что люди могут познать истину, но носителями истины могут быть только избранные, идеальные люди. 2.2 Учение о душе Учение о душе излагается в философском труде Платона "Государство", где противопоставляются тело и душа человека: тело - разложимо и смертно, а душа - вечна. Таким образом, обнаруживается дуализм души и тела. В отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. В своём диалоге "Федр" Платон даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: "Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него - один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное" Возница изображает здесь разум, добрый конь - волевую часть души, а дурной конь - страстную или эмоциональную часть души. Платон выделяет три начала души: Разумное начало - обращено на познание и всецело сознательную деятельность. Яростное начало - стремится к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: "мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нем насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идет словно лишь между двумя сторонами". Страстное начало - выражается в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона "Государство" говорится, что начало, "из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовем началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений". Платон разработал теорию о бессмертии души. В диалоге "Федон" Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории. 1. Циклическое доказательство. Существует взаимная обусловленность любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга, смерть подразумевает наличие бессмертия. Живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощения душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела. 2. Учение о знании как о припоминании. В сознании человека наличествуют универсальные понятия, такие, как "красота сама по себе" или "справедливость сама по себе". Эти понятия указывают на абсолютные сущности, существующие вечно. Если душа знает о них, то душа человека существовала и до того, как сам человек рождается на свет. Душа не могла бы получить знание о бессмертных и вечных сущностях, если бы сама не была бессмертной и вечной. В соединении с первым аргументом доказывается и продолжение существования души и после смерти человека. 3.Доказательство разнородности души и тела. Есть два вида сущего. К первому относится всё зримое и разложимое, ко второму - безвидное, то есть, недоступное чувствам, и неразложимое. Тело это то, что зримо и постоянно изменяется. Следовательно, тело сложно по природе, и в нём нет ничего простого и неразложимого. Именно поэтому тело и смертно. А душа безвидна и влечётся к познанию вещей вечных и неизменных. 4. Четвертым аргументом в пользу бессмертия души является более сложное учение о противоположностях. Противоположности исключают друг друга. Так, если число чётное, то оно не может быть нечётным, а если нечто справедливо, то оно не может быть несправедливым. Если дать определение души, то она есть подлинная причина существования тела. Такая причина называется Платоном эйдосом или идеей. Поэтому душа как "идея жизни" не может быть причастна ничему, что противоположно жизни, то есть смерти. И этим доказывается бессмертие души. Платон вводит этические и религиозные моменты в своё учение о бессмертии души. Так, в частности, он упоминает о возможности посмертных наказаний и наград душе за её земные свершения. Несовершенные людские души попадают из сферы "чистого бытия" на землю и вселяются в человеческие тела. Таким образом в своем учении Платон рассматривает судьбу души человека, которая находится в сфере "чистого бытия". Там нет ни времени, ни изменений. А присутствуют лишь чистые формы, идеи. В учение о душе вписываются также этические взгляды Платона. 2.3 Идеальное государство Платона Платон определяет государство как "единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции". Помимо этого, Платон считал, что государство похоже на человека. В государстве есть те же три начала, что и в душе человека: разум, ярость и вожделение. Естественным (и идеальным) является то состояние, когда разум руководит. Идеальным государством Платон считал аттический город-полис. Идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому. Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству. Идеальное государство для Платона - это замкнутое самообеспеченное образование. Идеальное государство для всех является принудительным учреждением - и для аристократии разума в том числе - ведь они обязаны править над "яростью" и "вожделением". Для идеального государства развитие - это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное. Поэтому ограничены контакты с другими городами-государствами. Ограничивается торговля, промышленность, финансы - ибо это развращает. Целью такого государства являются единство и добродетель всего государства в целом, а добродетель отдельного человека. Политическое властвование происходит согласно 4 добродетелям идеального государства, каковыми являются мудрость (философы-стражи законов), рассудительность (единство взглядов у правителей и подданных), мужество (способность правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности) и справедливость. В таком государстве три разных (разделённых согласно природным задаткам) сословия делают разную работу. Правители, олицетворяющие разум, обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства. Они происходят из стражей закона старше 50 лет. Воины, олицетворяющие ярость, охраняют государство от врагов, они являются стражами закона. Земледельцы, ремесленники и торговцы олицетворяют вожделение. Их задача - поддерживать экономический базис государства. Однако они не имеют никаких политических прав. Платон считает справедливым такое разделение, и полнейшей несправедливостью - вмешательство этих сословий в дела друг друга. Платон отмечал, что только стражи закона имеют политическую власть, и проблема сохранения единства государства - преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью - иначе это было бы начало индивидуализма, обособленности интересов. Кроме того, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей или земледелием. В процессе осуществления власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает - их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным. Платон отмечает, что политическая элита является результатом правильного воспитания. Воспитание - это приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннейшие люди. Цель закона, неписанного обычая, искусства - принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые. Платон не отрицает неравенства. Он утверждает, что неравенство заключено в самой природе, поэтому в идеальном государстве его не избежать. В не идеальных государствах справедливость - это договор людей между собой. Государство - результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идеальном). Природная справедливость в том, что государство - это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства. Платон признает власть старших над младшими, или "отцов" над "детьми" (старше 20 лет - родители, младше - дети). Именно поэтому в правители попадают стражи закона только после 50 лет. Помимо этого, благородные должны править над неблагородными (для обоснования Платон приводит миф, в котором говорится, что боги в души правителей вложили золото, в души стражей закона - серебро, а в души третьего сословия - железо и медь, и очень редко от земледельцев рождается ребенок с золотом или серебром в душе, но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс). Кроме этого, господа правят, рабы - подчиняются; сильный подчиняет слабого. И - самое главное - несведущий находится под руководством разумного. Политический упадок для Платона - значит результат морального упадка (и нехватки знания). Платон считает, что упадок начинается с изменения в детских играх, нравах, привычках, деловых взаимоотношениях граждан. Поэтому необходимо запретить все перемены - они приведут к худшему, государство должно контролировать нравственность, дабы не допускать нравственных перемен. платон философия душа государство Заключение Результатом проделанной работы является понимание и осознание теоретических основ философии Платона и значение идей и теорий великого древнего философа для развития философской мысли. Платон является первым философом, который оставил после себя собрание фундаментальных трудов. На базе этих трудов было воспитано много поколений философов. И в настоящее время труды Платона используются для изучения истории философии. Он является основоположником идеализма. Именно Платоном было положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демократа"). Идеалистическая философия была значительно разработана в трудах Платона и в дальнейшем на основе его теорий была развита его последователями. Платон - первый философ, глубоко изучивший проблемы природы, общества, государства и человека. Он впервые увязал все теории между собой, полноценно исследовав данные проблемы. Платон впервые предложил идею идеального государства - эта мысль была высоко оценена Марксом. Несмотря на утопический характер политической теории, сам факт возникновения желаний переустройства мира является большим шагом вперед в философской науке. Платон заложил основы определений и понятий, попытался сформировать понятийное мышление. Выделил философские категории: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др. Платоном была создана серьезная философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона. Список использованной литературы 1. Аналитическая философия: Учебное пособие // Под ред. М.В. Лебедева, А.З. Черняка - М.: РУДН, 2006. 740с. 2. Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона - М.: Изд. Савин С.А., 2008. 284с. 3.Бородай Т.Ю. Платон // Античная философия: Энциклопедический словарь - М.: Прогресс-Традиция, 2008.- С. 565-574 4. Введение в философию: Учебное пособие // Под ред. И.Т.Фролов и др. - М.: Республика, 2006. - 623с. 5. Геворкян А.Т. Тайна Платона: текст лекций - Спб: Аналитик, 2008. – 159с. 6. История философии: Учебник // Под рад. П.В. Алексеева - М.: ТК Велби Проспект, 2007. – 240с. 7. Кондрашев В.А. Новейший философский словарь - М.: Феникс, 2006.- 197с. Размещено на best.ru |