Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Метод философии права Гегеля

  • Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе философии права опирается на диа лектику в ее спекулятивно-идеалистической форме, метод

  • Диалектический идеализм

  • 2. Философия права Гегеля Право по Гегелю есть наличное бытие свободной воли

  • 3. Философское учение Гегеля о государстве

  • Правительственная власть

  • Философия права гегеля. Философия-права-Гегеля. Философия права Гегеля


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеФилософия права Гегеля
    АнкорФилософия права гегеля
    Дата19.04.2023
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия-права-Гегеля.pdf
    ТипРеферат
    #1073125

    НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
    ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКАЯ
    АКАДЕМИЯ АДВОКАТУРЫ И НОТАРИАТА»
    Реферат на тему: «Философия права Гегеля»
    Выполнила:
    Магистрант 1 курса
    Попова Елена Юрьевна
    Проверил:
    Ахматов В.А.

    2
    Москва, 2018
    Оглавление
    Введение …………………………………………………………………………....3 1. Метод философии Гегеля……………………………………………………….4 2. Философия права Гегеля………...………..………………………………..……6 3. Философское учение Гегеля о государстве……………………………….11
    Заключение……………………………………………………………………..….20
    Список литературы …………………………………………………………….. 22

    3
    Введение
    Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в городе Штуттгарте в семье крупного чиновника. Получив начальное образование в местной гимназии, в 1788 году был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. После института, с
    1797 года работал на дому учителем, потом директором гимназии в
    Нюренберге. С 1801 г преподавал в Йенском университете. С 1816 года
    Гегель – профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 года -
    Берлинского, наряду с этим в 1808 – 1815 – ректор привилегированной гимназии в
    Нюрнберге.
    В студенческие годы Гегель был занят творческим развитием и пониманием достижений предшествующей политической и правовой философии. Философия права Гегеля - одно из самых известных произведений в истории правовой и политической мысльи.
    Творчество Гегеля считается вершиной класической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественниов. Он первым представил весь естественный, и сторический и духовный мир в непрерывном развитии.
    Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания её антиподу, метафизике, т.к. по его мнению явление не менее объективно, чем сущность. В своем учении Гегель рассмотрел идею гос-ва и права, считая задачей науки о праве и гос-ве развитие представлений о должном разумном праве и гос-ве, а нахождении разумного действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а стремился первым найти разумность в самой реальности; отсюда призыв к примирению с самой реальностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.
    Гегель первым различает гр-ое общество и политическое гос-во, трактуя гр-ое общество, как опосредованная трудом, система потребностей основанная на господстве частной собственности и всеобщем формльном равенстве. Он также делит сословия и

    4 политическое гос-во на три ветви власти, считая разделение властей в гос-ве гарантией публичной свободы.
    1
    1. Метод философии права Гегеля
    Философия права Гегеля освещает формы обнаружения объективно свободного духа в виде осуществления понятия права в действительности. Т.к. реализация понятия в действительности, по
    Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея
    права – единство понятия права и его осуществения. Идея права, свобода, разворачивается в гегелевском учении в мире гос-ва и права, сфера объективного духа предстает как идеальная правовая
    реальность.
    Тремя основными ступенями диалектически развивающегося духа, по
    Гегелю, являются:
    1) “субъективный дух” - индивидуальное человеческое сознание,
    2) “объективный дух” – право, мораль, нравственность,
    3) “абсолютный дух” - включает искусство, религию, философию.
    Дух есть единое и цельное, но в процессе развития происходит, переход от низкого к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта л и объекта мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы.
    По Гегелю мир - это сочетание природы и духа, которые находятся не вне абсолютного (абсолютного духа), а сами по себе. Саморазвитие мира - это история абсол. духа; признание этого Гегелем, привлекло за собой важный методологический вывод для построения всей гегелевской философии - способ, каким м.б. познано абсолютное, вовсе не должен принципиально отличаться от пути познания мира природы и мира духа.
    2
    Объективный дух – по Гегелю - это ступень развитмия духа, когда свобода в первые приобретает форму реальности, т.е. наличного
    1
    Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Москва, 1977 г. – 7 с.
    2
    Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 165 с.

    5 бытия в виде гос-но – правовых формообразований. Дух выводит т из формы своей субъективности, познает и объективирует внешнюю реальность своей свобды: объективность духа входит в свои права.
    Постановка и решение Гегелем вопроса о предмете и методе
    философии права опирается на диа лектику в ее
    спекулятивно-идеалистической
    форме,
    метод
    предопределяет
    понятийный
    характер
    предмета
    исследования и по существу не исследуетобъект, а создает
    его, предмет же исследования сводится к понятийному
    аппарату метода, то есть тождества предмета и метода.
    Гегелевская философия права означает равенство их
    понятийного содержания.
    3
    Сам Гегель заявлял, что его диалектический метод не является чисто “внешнее искусство” или субъективная игра в доказательства и опровержения, что его метод опровергает всякую школу метафизику, руководствующуюся формальными определениями и что диалектический метод, есть “душа всякого научного развертывания мысли” и именно он, и только он, кто делает необходимую внутреннюю связь в содержании науки и его непреодолимая сила состоит во внутренне противоречивом поступательном движении и развитии.
    Гегель неоднократно подчеркивал, что в истории философской мысли существует известная преемственность, обогащение последующих философских учений. Внимание Гегеля по существу предшествующих философских учений не помешало ему с успехом расширить рамки предыдущих достижений и представил весь исторический и духовный мир в виде бесконечного процесса движения и развития. Все что нас окружает, по его словам, можно рассматривать как пример диалектики.
    Выступая против одностороннего абстрактно аналитического
    метода, он утверждал, что этот метод совершенно неприемлем для философии. Философия по сути, не нашла своего истинного метода. и только Гегель дал образец истинного методафилософской науки, применив его к конкретному предмету
    – к сознанию.
    3
    Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
    “Мысль”, Москва - 1990 г. – 231 с.

    6
    Движение сознания - это восхождение от абстрактного к определенному. Каждая последняя ступень заключает в себе предыдущие, воспроизведя их на новом более высокоом уровне.
    Диалектический идеализм, т.е. сочетание научного воззрения с ненаучном, является парадоксом всемирно-исторического масштаба, небывалым по своим параметрам взаимопроникновением истинного и ложного, подлинного и мнимого, сущности и видимости.
    Отсюда и противоечие между системой и методом Гегеля противоречие которого отнюдь не исключает их единства.
    Специфическая диалектика политико-правовой сферы в гегелевской философии права проявляются окольным путем.
    Сам Гегель подчеркивал своеобразие собственного флософского рассмотрения проблем права и гос-ва и акцентировал внимание на теоретико-концептуальной стороне своего политико-правового учения. «При мысли о гос-ве, - подчеркивал он,-нужно иметь в виду не особенные гос-ва, а особенные учрежден, а скорее идею самое по себе, этого действительного бога».
    4
    2. Философия права Гегеля
    Право по Гегелю есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
    Понятие права значительно более широко, чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Это есть объективно идеалистическое понятие права. Разум, дух в области общественных отношений людей по словам Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.
    В положении Гегеля о том, что через индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления о зависмости индивидуального сознания от общественного сознания.
    4
    В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. Москва. 1998 г. – 286 с.

    7
    Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.
    Понятие о праве по Гегелю имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный п роизвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное
    Кантом и всеми сторонниками критической философии. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и гос-ва самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право, как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерно сть революции уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве. Но считает их для самого права чем-т о случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто раз умного, как в себе и для себя сущей свободы воли. Тремя основными формами конкретизации понятия свободы и права являются: абстрактное
    право, мораль, нравственность. В сфере абстрактного права воля непосредственна и абстрактна.
    Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному, в диалектике свободной воли. Понятие права пока еще абстрактно. Челвек здесь выступает в качестве совершенно абстрактного и свободного «Я». Такая единичная воля есть лицо, личность. «Личность – подчеркива ет
    Гегель,- содержит вообще правоспособность». «Отсюда веление права гласит: будь лицом и уважай других в качестве лиц».
    Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по
    Гегелю, в праве частной собственности. Гель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как

    8 свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Требование же имущественного равенс тва расценивается им как неразумная точка зрения, пустая и поверхностная рассудочность.
    Как необходимый моментв осуществлении разума Гегель трактует
    договор. Предметом договора может быть лишь некоторая единичная внешняя вещь, которая только и может быть произвольно отчуждена собственником. Поэтому Гегель отвергает договорную теорию государства. «Привнесение договорного отношения, так же как и отношений частной собственности вообще, в государственное отношение, - пишет Гегель, - привело к величайшей путанице в государственном праве и действительности».
    Преступление- это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом
    самого
    преступника, заложенным уже в его деянии- поступке свободной личности. По логике гегелевской трактовки, снятие преступления через наказание приводит к морали. На этой ступени, когда личность абстрактного права становится моральным субъектом, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта.
    Требование субъективной свободы состоит в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная воля достигает объективности и, следовательно, сферы действия закона; сама же по себе моральная воля ненаказуема.
    Понятие “право” употребляется в гегелевской философии права в следующих основных случаях:
    1)
    право
    как
    свобода (идея права)
    2) право как определенная ступень и форма свободы (особое право)
    3) право как закон (позитивное право).
    1. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы – «свобода» и «право» выражают единый смысл.
    2. Система права как царство реализованной свободы представляет собой иерархию особых прав (от абстрактных форм до конкретных).
    Конкретизация понятия права есть определенное наличное бытие свободы, а значит и особое право. Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу, государству. Эти
    «особые права» даны в рамках одной формации объективного духа,

    9 они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.
    Последующее «особое право», диалектически «снимающее» предыдущее, более абстрактное «особое право», представляет его основание и истину. Более конкретное «особое право» первичное и сильнее более абстрактного.
    На вершине «особых прав» стоит право государства, над ним лишь право мирового духа. Поскольку в реальной действительности
    «особые права» всех ступеней (личности, ее совести, семьи, государства) даны одновременно и, следовательно, в актуальной или потенциальной коллизии, так как по гегелевской схеме, окончательно истинно лишь право высшей ступени.
    3. Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав».
    Гегель пишет : «То, что есть право в себе, положено в его объективном наличном бытии, то есть определено для сознания мыслью и известно как то, что есть и признано правом, как закон; посредством этого определения право есть вообще позитивное право».
    Эти три этапа в развитии понятия права осуществляет общий путь развития понятия в гегелевской философии.Процесс развития понятия права определялся развитием самих категорий гегелевской идеалистической диалект ики. При этом задача философии права понять работу разума в развитии идеи права. Наше субъективное мышление с точки зрения лишь как бы наблюдает за развитием идеи, как собственной работой разума. Дело науки заключается в том, чтобы понять эту «самостоятельную работу разума предмета».
    5
    «Право как закон»
    Превращение прва в себе в закон путем законодательства придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства может быть лишь внимание стороны гегел евских отношений. Различая право и закон, Гегель в то же время стремится исключить их противопоставление. Гегель признает, что содержание
    5
    Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 65 с.

    10 права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме заона есть право. В гегелевской философии речь идет о внутреннем различении одного и того же понятия права на разных ступенях ее конкретизации.
    «То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, - подчеркивал он, - является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
    Закон (по понятию) - это конкретная форма выражения права.
    Отстаивая это, Гегель вместе с тем отвергает противоправный закон, то есть позитивное право, не соответствующее понятию права вообще.
    В своей концепции различения права и закона Гегель стремится исключить их противопоставление. «Представлять себе различие между естественным или философским правом и позитвным правом таким образом, будто они противоположны и противоречат друг другу, - замечает Гегель, - было бы совершенно неверным; первое относится ко второму как институции к пандектам».
    Законодательство, по признанию Гегеля, может исказить содержание права: «то, что есть закон, может быть отличным от то го, что есть право в себе». Поэтому, поясяет Гегель, «в позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое».
    Гегеля интересует лишь это закономерное в позитивном праве, т.е. лишь правовое в законе. Этим и обусловлено то, что в гегелевской философии права речь идет не о противостоянии права и закна, а лишь о различных определениях одного и того же понятия права на разных ступенях его конкретизации. Оправдывая такой подход,
    Гегель пишет: « То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу».
    По своей идеальной природе положительное право(закон) как ступень самого понятия права
    – это разумное
    право.
    6
    Неразвитые до идеи права ситуации, по смыслу гегелевского подхода, относятся к предмету истории права, а не философии
    права. Гегель утверждает, что в законах отражаются национальный характер данного народа, ступень его исторического развития, естественные условия его жизни, но вместе с тем отмечает, что чисто
    6
    Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во
    “Мысль”, Москва - 1990 г. – 231 с.

    11 историческое исследование и сравнительно- историческое познание отличаются от философского способа рассмотрения, находятся вне его.
    Гегель подчеркивает бесконечную важность того,
    что обязанности
    государства и права
    граждан определются законом. Особое значение он придает конституционным правам и свободам, считая вполне справедливым, что «каждое определенное законом право называлось в этом великом смысле свободой». Гегелевская высокая оценка роли зако на имеет в виду правовой закон. Философская разработка Гегелем понятия пава, развертывающаяся в систему философии права, своим существом направлена на демонстрацию несостоятельности противопоставления естественного и позитивного права, права и закона.
    Т.о., система гегелевской филосо фии права, хотя и содержит в себе принцип различения права и заона, но разработана она в плане не развертывания, а снятия этого принципа и доказательства его мнимости, поскольку речь идет лишь о различных определениях одного понятия.
    «Философия права» Гегеля занимает выдаю щееся место в истории философского познания проблем свободы, права, государства.
    3. Философское учение Гегеля о государстве
    Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и французских философов XVIII в.последние выводы А. Смита и Д. Ринардо, пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в действительности им не является, а образует систему социально-экономических отношений людей, которых Гегель назвал гражданским общ-ом.
    Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами, сущ-им в обществе разделением труда и различными способами удовлетворения этих потребностей.
    «Гражданское общество,- пишет Гегель, - создано, впрочем лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет их право».
    Гражданское общество - сфера реалзации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития

    12 понятия права реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
    Развитость идеи предполаг ает, по Гегелю, достиже ние такого единства, в рамках которого противоп-ти разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном государстве, ни при феодализме.
    Гегель изображает гражданское общество как ра здираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
    Три основных момента гражданского общества являются:

    система потребностей;

    отправление правосудия;

    - полиция и корпорация.
    Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего полицейского государства.
    Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
    1. субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
    2. промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
    3. всеобщее (чиновники).
    Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом. Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа, становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
    Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории философии была сама постановка проблемы о ней.
    Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное положение прикрепленного к труду класса.
    В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентр ация «чрезмерных богатств в немногих руках и рост роскоши

    13 сопровождает
    «бесконечный рост зависимости и нужды».
    Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему обществе, Гегель не видит возможн ости для их преодоления. Гегель не мыслит иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений о незыблемости основ такого строя.
    Гр-ое общество и гос-во, по Гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: гражданское общество - то «внешнее государства», «государство нужды и рассудка», а подлинное гос-во - разумно. Поэтому в философско-логическом плане гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что снимается в государстве. Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его основания.
    «Поэтому в действительности,-подчеркивает он, - государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество, и сама идея государства распадается на эти два момента».
    Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая принципиальная пос тановка вопроса именно о взаимосвязи социально-экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и соотношений.
    «Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как явная, самой себе ясная, субстанционалсьная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает».
    Государство для Гегеля есть нечто «в себе и для себя разумное в государстве, свобода достигает наивысшего, подобаюыщего ей права».
    Поэтому государство, по учению
    Гегеля, есть самоцель.
    Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:
    Во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно «обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства».
    Во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и личной свободы

    14 отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве.
    «Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к индивидууму, так как оно ечсть объективный дух».
    Отдельная личность черпает из жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мненчию Гегеля, единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами, нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.
    Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы обосновать примирение с окружаюсщей действительностью и показать, что борьба с существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - «пустым мнением».
    Государство Гегель рассматривает как осществление подлинной свободы. «Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как спящий дух». Но так как дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то
    Гегель не только объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире, благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого господа бога».
    Гегелевская идея
    гос-ва представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи, наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость такой ситуации правового гос-ва.
    Наличие идеи государства
    Гегель констатирует лишь применительно к развитым европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление.

    15
    Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В
    Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки, иначе говоря,
    Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью.
    Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно-организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
    Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституцчионная монархия, как «политическое государство» - являются взаи освязанными аспектами единой идеи государства.
    В философии права Гегеля античная мысль о полисном правлении синтезируется с доктриной «господства права»; результатом этого синтеза и является гегелевская концепция правового государства.
    Поскольку у Гегеля само государство есть правовое образование
    (конкретное право), а различные права и свободы действительны лишь на базе и в рамках государства, гегелевская концепция права и государства представляет собой спец ифический этатистский вариант буржуазной доктрины
    «господства права».
    Подобно тому как у Платона и Аристотеля только полисная форма общности обеспечивает справедливость и право, так и у Гегеля свобода, право, справедливость действительны лишь в государстве, соответствующем идее государства.
    Гегелевская этатическая версия правового государства существенно отличается как от концепций демократизма (суверенитет народа) и либерализма, так и от различных архаических и новейших деспотических форм правления, в которых господствующий произвол и насилие, а не конституция, право и закон.
    Согласно Гегелю, античное представл ение о государстве у Платона и Аристотеля субстанционально, но лишено момента субъективности

    16 воли и индивидуальной свободы, в воззрениях же Руссо, напротив, отсутствует субстанциональный взгляд на государство. Гегелевский синтез сучбъективной и объективной воли, субстанционального и индивидуального исходит из того, что государство как субстанциональное нравственное целое, первичное по отношению к своим составным моментам и есть разумная в себе и для себя всеобщая воля.
    Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:
    1. как непосредственная действительность в виде индивидуального государства;
    2. в отношениях между гос-и как внешнее гос-ое право;
    3. во всемирной истории.
    Государство как действительность конкретной свободы есть индивидуальное государство. В своем развитом и разумном виде такое государство представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию.
    Тремя разными властями, на которых подразделяется политическое государство являются: законодательная власть, правительственная власть и власть государя.
    7
    Гегель, в целом соглашаясь с идеей своих предшественников, считает надлежащее разделение власте в государстве гарантией публичной свободы. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противод ействия. Он выступает за ограниченное единство различных властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.
    Гегель критикует демократическую идею народного суверенитета и обосновывает суверенитет наслед ственного конституционного монарха. Поясняя характер компетенции монарха, отличает, что в благоустроенной конституционной монархии объективная сторона
    7
    Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Москва, 1977 г. – 109 с.

    17 государственного дела определяется законами, а монарху остается лишь прсоединить к этому свое субъективное «я хочу».
    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть, которая подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственная чиновничья бюрократия характеризуются Гегелем как главная составная часть среднего сословия, в которой сосредоточены государственное сознание и образованность.
    Восхваляя чиновничество, Гегель считает его главной опорой государства «в отношении законности и интеллигентности».
    Законодательная власть, по храктеристике Гегеля, - это власть определять и устанавливать всеобщее. Две палаты составляют законодательное собрание. Палата пэров формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного имения.
    Палата же депу татов образуется из остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам и тому подобное, а не путем индивидуального голосования.
    Гегель отстаивает принцип публ ичности прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений. В условиях полуфеодальной Германии философ занимал исторически прогрессив ные позиции, был сторонником конституционной монархии и законности прав и свобод личности, частной собственности и свободы договоров, суда присяжных. Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.
    Субстанция гос-ва, его суверенитет выступают как абсолютная власть над всем единичным, особенным и конечным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. По мнению Гегеля «нравственный момент войны не следует рассматривать как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...».
    Гарантией независимости государства, по Гегелю, являются его вооруженные силы, развитое состояние которых представляет собой постоянную армию. Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права.
    Международное право - это, по Гегелю, не действительное

    18 право, каковым является внутреннее государственное право
    (положительное право, законодательство), а лишь долженствование.
    8
    Полагая, что государства находятся в отношении друг друга в естественном состоянии, Гегель не отрицает сам принцип международного права и, следовательно, саму возможность правовых, догово рных отношений между государствами.
    Спор между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, подчеркивает Гегель может быть решен лишь войной.
    Вместе с тем, даже в войне как состоянии бесправия и наилия продолжают действовать такие принципы, как взаимное признание государств, преходящий характер войны и возможность мира.
    В столкновении различных суверенных воль и через диале ктику их соотношения выступает всеобщий мировой дух, обладающий наивысшим правом по отношению к отдельным государствам (духам отдельных н ародов) и судит их. Гегель характеризирует всемирную историю как всемирный суд.
    Всемирная история как прогресс в сознании свободы, по Гегелю, делится на четыре всемирно-исторических мира: восточный,греческий, римский и германский, которым соответствуют следующие формы государства: восточная теократия, античная демократия и аристократия, соврем енная конституционная монархия. «Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, чтовсесвободны».
    9
    В своих взглядах на всеми рную историю, Гегель, конечно, возвеличивал германские народы, в частности степень буржуазной развитости Пруссии. Известная некритичность и приукраивание существующих реалий диктовались уже общеметодологическими уста новками гегелевского объективного идеализма.
    Гегелевская концепция «разумного государства» в виде конституционной монархии была философским обоснованием прогрессивных преобразований тогдашней полуфеодальной
    Германии.
    Сконструированное Гегелем разумное гос-во, являющееся в конкретно-историческом плане буржуазной конституционной
    8
    Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 65 с.
    9
    С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г. – 139 с.

    19 монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, то есть правовое государство.
    Таким образом Гегель восхваляет гос-во как идею (то есть действительность) права, как правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппара т политического государства опосредованы и обузданы правом, введены в правовое русло, функционируют лишь в государственно- правовых формах. В этом радикальное отличие как обычных этатистов, возвышающих государство над правом, отвергающих всякое правовое ограничение государственной власти и саму идею правового гос-ва, так и от тоталитаристов всякого толка, которые видят в организованном государстве и правопорядке лишь препятствие для политического механизма террора.
    Согласно гегелевской диалектике понятие права, движению от абстрактных форм права к конкретному праву гос-ого целого, находящему свое идеальное выражение в суверенитете, насилие и произв ол представляют собой рецидив исторически и логически преодоленной несвободы и бесправия, неразумное и неправомерное проявление тех или иных моментов органической нравственной целостности.

    20
    Заключение
    В.Ф. Гегель внес большой вклад в мировую историю и культуру. Его мнение оказываются правильными. И верно он писал, что философия идет со временем и не может идти быстрее. Гегель не говорит о будущем и не ставит прогнозы, а только подводит итоги того, что произошло за это время.
    Философия права сыграло большую роль для тогоя. Чтобы гос-во смогло сформировать свою политику. Гегель проводит различия между гос-ом и гр- им обществом. А также, когда он проанализировал разные теории, то пришел к тому, что то, что они называли гос-ом, на «самом деле не является им», а только образует систему. Гражданское общество – выполняет определенные цели личности, которая служит для себя. «Три главных момента гр-ого общесва явл-ся:
    - система потребностей (удовлетворение и характер потребности, имущ-во);
    - отправление правосудия (право, как закон, наличное бытие закона, суд);
    - полиция и корпорация».
    Система потребностей-удовлетворение за счет внешних предметов. Есть обыденные потребности в еде, воде, вещах, все зависит от того, как они удовлетворяются, каким способом. Один год хороший урожай, второй год меньше, шел дождь или сияло солнце, сеяли землю или нет. «Но этот кишмя кишащих произвол порождает из себя всеобщее определения, и факты, кажущиеся рассеянными и лишенными любой мысли, управляются необходимостью, которая сама собою выступает».
    10
    Все зависимости группируются как особенные сферы и используя обратное действие, имеют влияние на другие сферы при этом входят в контакт с ними, они могут и мешать. Эта взаимная связь представляет собой идеи отдельного индивидуума и сходна этим с планетной системой, хотя видны неправильные движения, но в этом можно различить ее законы.
    При взаимоотношении потребностей и труда, используется своя рефлексия
    10
    С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г. – 139 с.

    21 внутри себя, вообще в бесконечной личности, в (абстрактном) праве.
    Пониманию «я», как человек, свойственно образованию, мышлению, в котором все тождественны. Человек имеет значением, потому что он человек, а не потому, что он сириец, русский, француз и т.д. Это создание, приходит через мысль и бывает ошибочным, когда оно утверждается с точки зрения антагонизма в качестве космополитизма и связано с гос-ой жизнью.
    Право -это внешняя необхоимость в системе частных устремлений. Из потятия вытекает защита и существует лишь потому, что она полезна для потребностей. О праве может говорить только образованный, мыслить, а не чувствовать при этом приспособлять к предметам форму всеобщности и в воле. Когда люди создали для себя многообразные потребности насыщенные удовлетворением были созданы законы.
    Действительность права раскрывается сознанием, оно дейтвительно и поэтому имеет всеобщую силу.
    Т.о., я считаю, что философия права Гегеля оказало огромное влияние на последующую тсторию.

    22
    Список литературы
    1. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Москва, 1977 г. – 7 с.
    2. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 165 с.
    3. В.С. Нерсесянц. Философия права: учебник.-м2-е изд., перераб. И доп.-
    М.: Норма, 2008ю – 848 с.
    4. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Академия наук СССР. Институт философии. Из-во “Мысль”, Москва - 1990 г. – 231 с.
    5. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Москва, 1977 г. – 109 с.
    6. Г.В.Ф. Гегель. Наука логики. Москва. 1972 г. – 65 с.
    7. В.С. Нерсесянц. Гегелевская философия права. Москва. 1998 г. – 286 с.
    8. С.С. Алексеев. Философия права. Москва. 1998 г. – 139 с.
    9. Г.В.Ф. Гегель. Философия права. Москва. – 75 с.


    написать администратору сайта