Философия Просвещения. Философия Просвещения хviii века
Скачать 20.26 Kb.
|
Философия Просвещения ХVIII века В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории. Идеология просвещения Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий: познание природы человека; разумное воспитание и образование; рациональное переустройство общества. Просветители считали, что только наука способна решить все экономические, политические и социальные проблемы. Распространение Просвещения Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Коллинз и др. Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф. Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка. Жан Жак Руссо Годы жизни: 1718-1778. Французский философ Руссо родился в Женеве, в юности перепробовал многие занятия, в поисках заработка путешествовал по Швейцарии, Италии и Франции. В Париже он познакомился с Д. Дидро и стал одним из редакторов «Энциклопедии». Трактаты Руссо посвящены общественной морали и воспитанию: «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза», «Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми», «Об общественном договоре», «Исповедь». В центр своих исследований он ставил человека и проблему социального неравенства. По мнению философа, неравенство появилось не сразу, а когда возникла частная собственность. С появлением государства развитие общества стало еще более противоречивым и конфликтным. Сформировалась «цивилизация неравенства», суть которой — насилие человека над человеком, враждебность и отчужденность. По убеждению Русо, для обретения свободы требуется «гражданское» состояние, основанное на добровольном соглашении людей и на правовой организации общества. В этом состоянии нужно узаконить право каждого индивида на частную собственность, а государство должно защищать это право. Государственный строй должен быть республиканским, а существование богачей и бедняков недопустимо. Высшим органом власти является народное собрание, его решения обязательны для правителя и всех ветвей власти. Гражданские качества нужно сформировать через воспитание, которое призвано сделать человека тружеником, семьянином и гражданином, способным свято блюсти «гражданское» состояние общества. Французский мыслитель подчеркивал особую роль семейного воспитания, где ребенка можно оградить от негативных сторон социальной среды. Руссо был убежден, что наука, культура и промышленность в своем развитии испортили нравы людей, нарушили естественную гармонию между человеком и природой. Руссо выдвинул лозунг «Назад к природе». Человек должен отказаться от ложных благ цивилизации, освободить себя от искусственных желаний и потребностей. Он считал, что народы будут несчастны до тех пор, пока власть и мудрость не вступят в союз друг с другом. Поль Анри Гольбах Годы жизни: 1723-1789. По происхождению немец, Гольбах с 12 лет проживал в Париже. Был соратником Дидро и Гельвеция. Организовал у себя философский салон, где обсуждались вопросы экономического, социально-политического и духовного обновления. Участвовал в составлении «Энциклопедии», написав для нее 400 статей. Основными произведениями являются: «Система природы», «Естественная политика, или беседы об истинных принципах управления», «Разоблачение христианства», «Здравый смысл». По убеждению Гольбаха, мир имеет материально-корпускулярное строение, то есть состоит из простых и неделимых частиц. Пустоты и случайности в природе нет, а имеет место лишь бесконечная и многогранная материя. Все существующее рождается, растет, затем разлагается и гибнет. Природа — это бесконечная цепь причин и следствий, которые вытекают друг из друга. Существующий мир — результат длительных изменений природы. Материя — это вечная субстанция, «причина всего существующего». Гольбах считал, что материя не была кем-то сотворена, она имеет свои собственные деятельные внутренние силы и поэтому не нуждается ни в каком толчке извне, ее нельзя уничтожить, она существует вечность, у нее есть протяженность, движение и структурная упорядоченность. Мир изменчив из-за движения материи. Движение внутренне присуще материи, это всякое изменение, его нельзя сводить к механическим процессам. Покой является лишь моментом движения, когда уравновешиваются противоположно направленные силы. По мере того, как развивалась жизнь, организмы усложнялись за счет того, что органические молекулы сочетались и накапливались. Человек появился на определенной ступени развития природы. Причина социальной дисгармония и народных бедствий — деятельность «недостойных государей» и деспотизм власти. Свобода и справедливость возможны, если каждый гражданин будет активно бороться за них. Счастье возможно через альтруизм, то есть через бескорыстное служение людей друг другу. Для формирования человека необходимо воспитание, которое Гольбах понимал как активное влияние социальной среды. Духовный мир индивида всецело определяется воздействием со стороны общества и других индивидов. |