Главная страница
Навигация по странице:

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ)

  • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «

  • 1. Общая характеристика эпохи Просвещения

  • 1.1 Каким виделось просветителям устройство общества

  • 1.2 Что сподвигло людей исследовать основы мироздания

  • 1.3 Живопись. Появление разнообразных стилей.

  • 1.4 Театральная деятельность и её золотой век развития.

  • 1.5 Литература. Торжество буржуазной культуры.

  • 1.6 Толчок к появлению современной музыки.

  • 2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения.

  • 3. Выдающийся мыслитель эпохи Просвещения: Монтескье.

  • 3.1 Литературная и научная деятельность Монтескье.

  • Список используемой литературы.

  • Философия. Философия просвещения xviii века


    Скачать 55.67 Kb.
    НазваниеФилософия просвещения xviii века
    Дата02.05.2023
    Размер55.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипПлан работы
    #1103638


    Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Уральский государственный экономический университет»

    (УрГЭУ)



    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    по дисциплине «Философия»
    Тема: «Философия просвещения XVIII века»

    Институт непрерывного

    и дистанционного образования


    Направление подготовки

    Управление персоналом


    Направленность (профиль)

    Управление персоналом и экономика труда


    Оценка: ________________






    Студент

    Апатенко Павел Александрович


    Руководитель

    Атманских Елена Алексеевна

    Группа ИДО ОЗБ УП-22п КЧ



    Екатеринбург

    2022 г.
    План работы

    Введение.

    1. Общая характеристика эпохи Просвещения.

    1.1 Каким виделось просветителям устройство общества?

    1.2 Что сподвигло людей исследовать основы мироздания?

    1.3 Живопись. Появление разнообразных стилей.

    1.4 Театральная деятельность и её золотой век развития.

    1.5 Литература. Торжество буржуазной культуры.

    1.6 Толчок к появлению современной музыки.

    2. Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения.

    3. Выдающийся мыслитель эпохи Просвещения: Монтескье

    3.1 Литературная и научная деятельность Монтескье.

    Заключение.
    Список используемой литературы.

    Введение
    XVIII век один из самых ярких в развитии человечества. Это период европейской истории, который находится в интервале двух революций - славной революции в Англии и Великой французской революции - век Просвещения. Он включал в себя социальные и политические идеи: прогресс, свободу, справедливый и разумный общественный порядок, развитие научных знаний, религиозную терпимость.
    1. Общая характеристика эпохи Просвещения
    XVIII в. вошел в историю как век Просвещения - мощного идейного движения, порожденного обострившимися противоречиями и охватившего всю Европу.

    Движение явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.
    1.1 Каким виделось просветителям устройство общества?
    Я считаю, что разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать.

    Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (острова Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена, Л.А.Бугенвиля, Ж.Ф.Лаперуза положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук.
    1.2 Что сподвигло людей исследовать основы мироздания?
    Ряд научных открытий позволили сделать вывод, что познание мира человечеством возможно самостоятельным путем, без привлечения высших сил. Загадкам и чудесам уже не оставалось места. Они отошли в прошлое.

    Большой вклад в ботанику внес шведский ученый Карл Линней. В работе «Виды растений». Он описал тысячи видов флоры и дал им двойные латинские наименования, которые выражали родовую и видовую принадлежность организма. Например, название рода — смородина, видовые — красная, черная, белая, а полное название: смородина красная, и т.п. В то время именно латынь являлась международным языком науки. Используя его для наименования растений и животных, Линней разрешил сложную проблему: ведь если бы названия давались на разных языках, то под многими наименованиями мог описываться один и тот же вид.

    Ж. Б. Ламарк выдвинул первый вариант теории эволюции, получивший наименование «ламаркизма». Ламаркизм усматривал главную силу, приводившую в движение эволюционный процесс, во внутреннем стремлении организмов к совершенству. Хотя ламаркизм скоро уступил место более глубокому пониманию эволюции, предложенному Ч. Дарвином, тем не менее именно Ламарк первым высказал идею о том, что все формы жизни на Земле являются результатом эволюции.

    В математике Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц почти одновременно и независимо друг от друга открыли дифференциальное и интегральное исчисление.

    Основатель современной химии Антуан Лавуазье составил первый перечень химических элементов, открыл закон сохранения энергии. Лавуазье был казнен в возрасте 52 лет по ложному обвинению в растрате общественных средств. Прочитав многочисленные просьбы о его помиловании, М. Робеспьер — один из вождей Французской революции — заявил: «Революции ученые не нужны».

    Развитие науки в период Просвещения имело ряд особенностей:

    1. Влияние идей Исаака Ньютона было безраздельным. Его классический труд «Математические начала натуральной философии» вышел первым изданием в 1687 г. В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, наблюдающаяся на Земле, является той же самой силой, которая удерживает Землю на орбите при ее вращении вокруг Солнца; что эта же сила удерживает на своих орбитах и все остальные небесные тела; что эта сила пропорциональна массам взаимодействующих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

    Закон всемирного тяготения оставался незыблемым до конца XIX в. По Ньютону, время и пространство абсолютны, неизменны, неподвижны, причем эта истина применима ко всем частям пространства. Эти выводы были поколеблены только в XX в. открытиями Альберта Эйнштейна и Нильса Бора.

    Альберт Эйнштейн доказал, что при больших скоростях движения тел, достигающих скорости света, и огромных расстояниях, свойственных мегамиру, время и пространство, в которых движутся эти тела, как и их масса, отклоняются от законов, приписываемых им классической механикой Ньютона, обнаруживая ранее неизвестные свойства относительности

    Нильс Бор, исследуя явления микромира, доказал, что элементарные частицы также не подчиняются закону Ньютона, а их поведение может быть предсказано только на основе теории вероятности. Выражая принципиальную разницу между современной и ньютоновской картинами мира, Нильс Бор говорил: «Раньше было принято считать, что физика описывает Вселенную. Теперь мы знаем, что физика описывает лишь то, что мы можем сказать о Вселенной.

    Таким образом, если Эйнштейн впервые высказал мысль об относительности наших знаний о времени и пространстве, то Бор пошел еще дальше, признав относительность всех наших знаний, включая, конечно, и закон всемирного тяготения Ньютона, который ему представлялся абсолютным.

    2. Под влиянием всех идей усилился процесс институализации науки, стала складываться классическая система ее организации.

    Специализированными научными организациями, объединяющими профессиональных ученых, стали академии наук. В 1755г. по инициативе Ломоносова был основан Московский университет, ставший одним из центров научной мысли в России. С его созданием появился новый импульс в развитии гуманитарных наук: философских, юридических и экономических. На рубеже XVIII—XIX вв. возникли университеты в Дерпте, Вильно, Казани и Харькове.

    Вслед за университетами стали появляться и высшие учебные заведения другого типа — технические специализированные высшие учебные заведения. Первыми специализированными вузами стало Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др.

    В качестве центров организации внутривузовских исследований в университетах и технических вузах появились кафедры. Возникло понятие научная и учебная дисциплина.

    Свидетельством повышения общего уровня организации науки стало формирование особых, устойчивых направлений исследований, специальных научно-исследовательских программ. По мнению одного из современных исследователей истории науки Имре Лакатоса, в этот период сформировались следующие 6 основных направлений научных исследований: исследования энергии и теплоты, металлургия, электричество, химия, биология, астрономия.
    1.3 Живопись. Появление разнообразных стилей.
    С наступлением XVIII века в живописи начал развиваться стиль рококо. В его основе лежала асимметричность, насмешливость и игривость.

    Рококо проявляет себя в начале века и возникает в результате генезиса развития классицизма. Рококо считалось аристократическим искусством, оно было связано с камерными жанрами и изысканным бытом. Рококо откликалось на темы частной, интимной жизни: например, на любовные ситуации. Персонажами для авторов являлись представители античной мифологии. К ним относились «Венера», «Нимфы», «Диана». Подобным творчеством занимался француз Франсуа Буше. Он являлся художником короля. В своем творчестве он брался за создание театральных декораций и картин.

    Англичанин Томас Гейнсборо занимался написанием портретов, которые отличались поэтичностью и утонченностью. Среди итальянцев выделялся Джованни Тьеполо, который занимался изготовлением гравюр и фресок. Франческо Гварди и Антонио Каналетто оставили после себя множество картин с изображением городских пейзажей.
    1.4 Театральная деятельность и её золотой век развития.
    Театральное искусство в этот период достигло пика своего расцвета. В Англии стали знаменитыми произведения драматурга Ричарда Шеридана «Соперники» и «Школа злословия».

    В Венеции работало одновременно 7 театров. Здесь писал свои работы Карло Гольдони, которых у него насчитывалось 267 единиц. Высокую оценку его творчества давал Вольтер.

    Однако наиболее известным произведением в Эпоху Просвещения была комедия «Женитьба Фигаро», написанная французом Бомарше. В ней звучала критика царствующей во Франции династии Бурбонов. Буквально сразу после первых постановок пьесы во Франции произошла революция, и старый режим, был свергнут.

    По сообщениям из Германии выдающимися драматургами эпохи были Иоганн Гёте и Фридрих Шиллер. Первого из них называли универсальным гением. Среди его произведений были пьесы «Фауст» и «Эгмонт». Шиллер тоже оставил множество сочинений.

    1.5 Литература. Торжество буржуазной культуры.
    В литературе Эпохи Просвещения появился новый литературный жанр - роман. Зародился сентиментализм, поскольку литература начинает уделять большое внимание чувствам человека, его переживаниям. Таким образом с помощью художественных произведений людям прививаются моральные ценности. Это вполне отвечает идее о том, что книга – это орудие. Просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе, то есть она имела в себе сильное дидактическое начало. Однако господство определенного стилевого направления в литературе этого периода не прослеживается.

    Просвещение дало литературе и другие новые жанры – это семейная драма и философская повесть. Наиболее известными произведениями того времени являются «Новая Элоиза» - Руссо, «Путешествия Гулливера» - Джонатана Свифта, «Кандид» - Вольтера и «Робинзон Крузо» - Даниэля Дефо. Основная тема каждого из них – это человек как существо, рожденное добрым и стремящееся вернуться в это состояние.
    1.6 Толчок к появлению современной музыки.
    Именно в эту эпоху сложился современный музыкальный язык. Его основоположником стал композитор Иоганн Бах, который умел писать произведения практически во всех жанрах. Единственным исключением для него была опера. Множество сонат и сюит написал Георг Гендель. При этом ему давалась и оперная музыка.

    В XVIII веке развитие получила венская школа. Ее представителями были Моцарт, Гайдн, Бетховен. Их произведения в настоящее время исполняются академическими оркестрами. Многие из этих работ основываются на песнях и танцах. При этом великий классик Бетховен часто работал над героическими сюжетами. Он писал произведения для скрипки и фортепиано. В его жизни присутствовал серьезный кризис, когда он лишился слуха. Однако композитор пережил эту потерю и в будущем написал еще множество симфонических трудов.
    2 Утверждение принципов материализма, борьба с церковью. Гуманизм Просвещения.
    Я считаю, что утверждение принципов материализма, борьба с церковью связана прежде всего с специфическим характером религиозности.

    Идея "естественной религии" в эпоху Просвещения в XVIII веке началась политическая борьба против засилья церкви и феодализма.

    Сперва новое учение казалось привлекательным своей простотой, протестностью, дерзостью. Но когда его революционность потеряла остроту, все увидели, что учение скучно, уныло и примитивно.

    Но политически от материализма было отказываться еще рано. Церковное антиматериалистическое учение было на знаменах правящего класса, и борцам за свободу, борцам против эксплуатации народа (эксплуатации в том числе духовенством) нужна была альтернатива. Поэтому старый материализм Фейербаха Маркс с Энгельсом решили модернизировать диалектикой Гегеля (который сам по себе являлся идеалистом). Так появился диалектический материализм, а всех тех материалистов, которые новшество не приняли, стали обзывать вульгарными материалистами.
    Однако при этом осталось без внимания, что гегелевские законы нельзя проверить четкими научными экспериментами. Они не всегда работают - так законы ли это?

    Вопрос же с бессмертием души просто обошли. "Мы смертны и уходим в прах вместе с телом", говорят марксисты. Но, поясняют марксист «дух наш будет жить». В отдельных религиях встречаются похожие мысли — все умрут, кроме хороших (достойных, благочестивых) людей.

    К диалектическому материализму примыкает совсем уже «непонятный» исторический материализм. Разве исторический – не диалектический? А разгадка кроется все в той же политике - обосновать неизбежность победы пролетариата можно было только подведя под нее широкую историческую базу – «все человечество тысячелетиями шло к этому».

    А материализм по-прежнему жив. Он удобен, так как не антагонистичен одновременно и науке, и религии. Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

    На мой взгляд, просветители хотели построить общество, нормы, ценности, да и саму жизнь на основах разума, т. к. считали его самым главным даром человека. В эпоху Просвещения именно человек становится мерилом всего. А гуманизм заключается в том, что после Средневековья, высшей была объявлена вера в человека и силу его разума, а не в божественный абсолют. Человек является самодостаточным, он не нуждается в церкви, которая сдерживает развитие его индивидуальности, он сможет сам добиться всех поставленных целей.

    Если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было антропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея «обожения», понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами. Гуманизм переменил точку зрения.



    3. Выдающийся мыслитель эпохи Просвещения: Монтескье.

    Шарль Монтескье был философом, писателем, правоведом. Он жил во Франции эпохи Просвещения и много сделал для развития науки и культуры этой страны. Главной его заслугой перед Отечеством является труд о разделении властей: судебной, законодательной, исполнительной.


    Местом рождения Шарля Монтескье был замок Ла-Бред, расположенный недалеко от Бордо и принадлежавший отцу мальчика Жаку де Секонда, обладавшему титулом барона де Лабреда. Малыш, получивший двойное имя Шарль Луи, родился в 1689 году 18 января. Когда он достиг соответствующего возраста, то как представитель парламентского «дворянства мантии» был принят в колледж ораторианцев. Это учебное заведение располагалось в Жюйи поблизости Парижа. Свое обучение Шарль де Секонда продолжил в Бордоском университете. Изучив в нем право, он в 1708 году получил статус адвоката.


    3.1 Литературная и научная деятельность Монтескье.
    Еще в юности Шарль увлекся естественнонаучными исследованиями. Результаты проведенных экспериментов были представлены им в академию. Наблюдение за расширением и сокращением тканей под действием высоких и низких температур позднее послужило основой для философских размышлений о влиянии климата на отдельных личностей и в целом на общественные институты.

    Очень интересно было Монтескье и литераторство, особенно сатирические произведения, высмеивающие негативные стороны французского общества. Написанные в 1721 году «Персидские письма» с их острой сатирой были по достоинству оценены читающей публикой. В 1728 году его литературная и научная деятельность позволила Монтескье попасть во Французскую академию.

    Ум требовал новой информации об устройстве мира. И сразу после принятия в академию, Шарль отправился путешествовать по разным странам. Он побывал в Италии, Австрии, Голландии, княжествах Германии, а также 1,5 года провел в Англии, где присутствовал на сессиях палаты общин. Его очень поразила правовая система, при которой была разрешена критика правительственной политики, что было невозможно в монархической Франции.

    Монтескье очень много времени уделял размышлению, написанию своих трудов. Он много времени проводил в Лабредской библиотеке, где он либо занимался чтением, либо диктовал секретарю наброски своих трудов. Хотя по характеру Монтескье был немного замкнут, он все же иногда посещал парижские салоны, позволявшие ему наблюдать за поведением представителей различных сословий. Успев завоевать славу и закончить многолетний труд, Шарль Монтескье умер в 1755 году. Это случилось в Париже, 10 февраля. К этому моменту великий философ и писатель почти ослеп из-за катаракты.

    «Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

    «Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734 году. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

    «О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.

    А в чем же вообще суть законов? Я думаю, что суть отражается в их представлении и понимании. В том, чем этот закон является и как он растет, как он развивается, какие последствия для общества он несет, что с ним случится в будущем. Что-то помогает людям, что-то же наоборот вредит. Ошибки разных обществ и их особенности, различные представления, которые помогают открыться и показать человеку все по-другому.
    Заключение.
    Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры. В центре идеологии – вера в безграничные возможности разума и здравый смысл, причем в самом широком значении: в сфере природы, индивидуальной и общественной жизни человека. По убеждению просветителей разуму доступны все аспекты бытия. Именно развитие науки стимулирует решение экономических, политических и социальных проблем.

    Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики.

    Существенное внимание в философии XVIII века уделяется проблеме человека. Сущность человека сводили к его чувственной биологической природе. Особое значение просветители придавали воспитанию человека. Считая человека природным существом, просветители пытались обосновать равенство людей.

    Деятельность просветителей во многом подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789 - 1794 гг. Она выдвинула и обосновала различные принципы гражданского общества: cвобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Можно по-разному оценивать эти принципы с позиций сегодняшней действительности. Но одно, несомненно: философия Просвещения вселяла социальный оптимизм и сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества на началах справедливости.
    Список используемой литературы.
    1. Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо. - 2013. - 355 с.

    2. Федорова М.М. Метаморфозы принципов Просвещения в политической философии Франции эпохи буржуазных революций. - 2005. - 190 с.

    3. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. - 2013. - 216 с

    4. Федотова Е. Век Просвещения. Диалог философии и искусства. - 2013. - 384 с.


    написать администратору сайта