Главная страница

Философия космизма. ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА. Философия русского космизма тема 30


Скачать 180.5 Kb.
НазваниеФилософия русского космизма тема 30
АнкорФилософия космизма
Дата18.04.2023
Размер180.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА.doc
ТипУтопия
#1070698
страница4 из 4
1   2   3   4

3. Ноосфера: утопия или реальность?



В конце XX в. люди Земли заговорили о выживании. Основоположники учения о ноосфере верили в то, что её становление ведёт к улучшению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия. Ведь ноосфера является результатом планомерного и сознательного преобразования биосферы в качественно новое состояние. Это преобразование принималось как несомненное благо, которое принесёт человечеству разрешение всех трудных проблем. В.И.Вернадский связывал его с социализмом, расширив задачу преодоления стихийности природы до общества. К.Э.Циолковским ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как всеобщая гармония. Экологическая обстановка современности столь серьёзна, что требует коренного пересмотра учения о ноосфере, которое с самого начала несло в себе элементы утопии.

Необходимо отличать утопические мечты о ноосфере и её теперешнее состояние. Сейчас ноосфера быстро прогрессирует и даже соперничает с биосферой. Что же в действительности происходит в «области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью» (как определяет ноосферу «Философский словарь»). Можно обнаружить, что становление ноосферы и возникновение глобальных проблем человечества - один и тот же процесс. Ноосфера как реальность - это искусственная среда, которая подавляет окружающую природу. Формирование искусственной среды дало человечеству практически неограниченные возможности для роста комфорта и безопасности, но привело к зягрязнению воздуха и воды, к общей деградации окружающей среды.

Русский космизм и современные представления о ноосфере имеют, в сущности, общие цели, которые подчинены переключению нашего внимания и деятельности с природы на технику, с земли на космос. Природа в качестве биосферы нужна технологии только на начальном этапе. Техника может работать и на безжизненных планетах, что открывает возможность безграничной космической экспансии ноотехносферы.

Единственная проблема - человек, которому нужны определённые условия для жизни. Из-за этого все космисты приходят к идее «нового человека», сверхчеловека не способного помешать дальнейшему прогрессу познания и техники. В соответствии с требованиями космической среды человек будет представлять собой подобие совершенного компьютера, не чувствительного к условиям окружающей среды. Но можно ли в таком случае утверждать, что это создание останется человеком? Создание и развитие систем искусственного интеллекта нельзя остановить. Единственное, что нам остаётся - это борьба за сохранение земной среды обитания, необходимой для выживания обычного человека.

Допустим возможность существования некоего бестелесного создания. Это не человек и не душа, так как для неё необходимо тело. «Душа» сторонников её бессмертия - бессмертная информация, осознавшая самое себя. Бессмертие - это бесконечность во времени, а понятие индивидуальности предполагает единичное, т.е. конечное. О бессмертии можно говорить только применительно к бытию в целом. Индивидуальное не бессмертно, будь то тело, душа или информационная система. Умирает даже информация, так как при изменении условий она превращается в дезинформацию и должна обновляться. У космистов нет ясности в отношении личного бессмертия. Хотя идеи, мысли большинства умерших остаются в памяти родственников или в книгах, кодируются, вводятся в компьютерные базы данных, доступные всему миру. Мы можем увидеть образы умерших (на экране телевизора), которые говорят, поют, двигаются. Но почему-то мы не считаем их живыми. Однако есть люди, уверенные «во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биополевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе».

Надо соотносить науку и технику с целями выживания, беспокоясь об управлении, не столько естественной, сколько искусственной среды, из-за того, что её стихийное развитие становится для человечества неуправляемым и опасным. Можно указать несколько основных способов в борьбе за выживание, которые, на мой взгляд, существуют:

  1. Переход на безотходную технологию не только в производстве, а во всех остальных сферах жизни человека. Необходимо, чтобы вторичное сырьё (как например, многократно используемая вода в замкнутом промышленном цикле) стало основным, а природное - вспомогательным.

  2. Наложение ограничений на некоторые виды деятельности. Понятно, что необходимо ограничение запусков космических ракет, которые приводят к невосполнимой потере озонового слоя Земли. Такие ограничения окажут большое влияние на развитие экологически безопасных технологий.

  3. Далеко не всё, то, что с научной и технической точки зрения осуществимо, следует создавать, иначе это приведёт к гибели человечества.

Необходимо переходить от пассивной защиты природы (рационального использования природы) к управлению искусственной средой. Нельзя уповать только на ноосферу, надеясь, что она будет управлять всем и вся, необходимо думать о том, как ей управлять, без этого наше выживание невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Так же необходимо отметить общие черты направлений философского и научного поиска русского космизма. Прежде всего, это осмысление возрастающего характера эволюции, роста в ней интеллекта и признание потребности новой, сознательно-активной ее ступени, получающей разнообразные названия - от «регуляции природы» до ноосферы. Утверждается и недочет, «промежуточность» нынешней природы человека, но вместе - и высокое его значение, преобразовательное место в мироздании.

Субъектом планетарного и космического реформаторского действия признается не отдельный индивид, а совокупность сознательных, воспринимающих существ, все человечество в единстве своих поколений. Философское направление русского космизма имеет всеобщее значение, оно дает всеобъемлющую теорию, удивительные предсказания, глядящие не только в нынешние и во много более дальние времена. В современном мире, занятые поисками основательно нового типа мышления, которое могло бы открыть горизонты общей, космической надежде, достояние русских космистов получает особую заманчивую силу.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма. - М.: URSS : КомКнига, 2007. Библиогр. – 219 с.

  2. Демин В.Н. Тайны русского народа. - М.: Вече, 1997. – 560 с.

  3. Евлампиев, И.И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов/И.И.Евлампиев. - М.: Высш.шк., 2002. – 584 с.

  4. Кандыба В.М., Золин П.М. Реальная история России. - СПб.: Лань, 1997. – 464 с.

  5. «Космизм» / Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2003. – 2816 с.

  6. Русский космизм: Антология философской мысли/Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. - М.: Педагогика-пресс, 1993. – 368 с.

  7. Солоневич И.Л. Народная монархия. - М.: Феникс, 1992. – 511 с.

  8. Флоренский П.А. Догматизм и догматика (1906) // Соч. в 4-х томах. - М.: Т.1, 1994. – 565 с.

  9. Циолковский К.Э. Воля Вселенной/ Философский очерк, 1995. – 23 с.

  10. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной/Философский очерк, 1995. – 85 с.


1   2   3   4


написать администратору сайта