Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

  • ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

  • Доклад по философии Сократа. ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА. Философия сократа


    Скачать 16.92 Kb.
    НазваниеФилософия сократа
    АнкорДоклад по философии Сократа
    Дата12.06.2022
    Размер16.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФИЛОСОФИЯ СОКРАТА.docx
    ТипДокументы
    #586324

    ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

    Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа». Их можно найти в «Диалогах» Платона.
    Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

    1) метода выделения общего из ряда частных случаев;

    2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

    Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

    Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован


    на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа?

    Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека.

    Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным стремлению к добродетели.
    Добродетели можно обучить при помощи умственного образования.
    Так как добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.
    Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон

    ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

    Философию Платона кратко выражает его аллегорический миф о пещере. Миф повествует о людях, прикованных к стене пещеры так, что им видна лишь полоска света, падающего через узкий проход за их спинами. Реальные предметы и события, происходящие снаружи, представляются им в виде причудливых теней на стене. Поскольку это единственное, что они видят, именно образы теней они считают первичными и реальными. Таким образом, Платон показывает, что чувственное восприятие человека может привести к ложному восприятию реальности и потому должно быть отвергнуто в качестве способа познания мира. Бытие он представляет в виде двух взаимосвязанных миров – мира вещей и мира идей. Понятие идеи как некой абсолютной сущности является центральным во всем философском учении Платона. Мир вещей, то есть объекты и явления, воспринимаемые человеком, являются лишь неким искаженным и упрощенным подобием идей и не дают представления об истине. Для познания мира, считает Платон, разуму необходимо освободиться от условностей мышления, накладываемых на него повседневной жизнью, что и является целью философа.

    Философское учение Платона о душе кратко сводится к представлению о дуализме. Рассуждая о человеке, Платон считает, что душа и тело соотносятся как идеальное и бренное. Душа является вечной, в своем трактате «Федон» он приводит четыре аргумента в пользу ее бессмертия. Физическое же тело человека неизбежно ожидает гибель. И поскольку душа не может умереть, она либо обретает покой, либо возвращается в других воплощениях на землю. Таким образом, судьба отдельного человека есть лишь отрезок вечного существования души.

     

    Учение о душе приводит Платона к теории государства, в основе которой лежит представление о существовании у нее трех составляющих, для каждой из которых стремление к благу достигается различными путями. Разумное начало души стремится к познанию мира и достигает этого через логические рассуждения, освобожденные от чувственности. Яростное начало направлено на преодоление трудностей, а страстное начало управляет всеми чувственными и низменными порывами человеческого естества. Соответственно, Платон делит всех людей на три класса – в зависимости от того, какое из начал у них преобладает. В стремлении к добродетели каждого из них он видит путь к справедливости и наиболее гармоничной форме существования человеческого общества. Таким образом, идеальным государством по Платону является кастовая социальная структура. На вершине иерархической пирамиды находятся философы, занимающиеся познанием мира, им подчинены воины, а самую низкую нишу занимают труженики, находящие свое благо в смирении. При этом счастье социума как целого Платон ставит выше счастья каждого отдельного индивидуума и поэтому допускает необходимость и неизбежность принесения в жертву малого ради большего. Эта утопическая картина является по своей сути моделью монархического и даже тоталитарного строя, который в различных своих вариациях впоследствии лежал в основе государственности на протяжении многих эпох, особенно средневековой.

    Важное место в учении Платона занимает Божественная сила, которая управляет движением в космосе и стремится к восстановлению идеального порядка. Смысл человеческого бытия философ видит в том, чтобы очистить свою душу от суетности, преходящих ценностей и низменных порывов и уподобить ее Божественному началу, достигнув таким образом гармонии с одухотворенной Вселенной.

    Философское воззрение Платона, утверждающее первичность духа по отношению к материи, в числе прочих дало начало направлению идеализма в философии, которое затем выразилось в учениях ряда европейских философских школ.
    ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
    Аристотель полагает, что идея и реальное явление существуют не отдельно друг от друга, а в неразрывном сочетании. Идея – только форма, дающая материи смысл.

    Согласно философии Платона, источник истинного знания – в воспоминаниях о мире идей, который душа созерцала до своего «телесного рождения». Но Аристотель считает, что никакого особого мира идей нет, и в начале жизни душа подобна чистой вощёной дощечке для письма, на которой ещё ничего не начертано. Затем она постепенно заполняется «отпечатками», приобретаемыми из опыта. Аристотель, в отличие от Платона, убеждён, что мир явлений не есть «ложный призрак», а обладает подлинной реальностью и содержит в себе истину. Получая от него простые чувственные впечатления, душа при помощи индукции переходит к более сложным общим понятиям.


    написать администратору сайта