Главная страница

Хрестоматия по Философии. Часть 2. Философия


Скачать 0.86 Mb.
НазваниеФилософия
АнкорХрестоматия по Философии. Часть 2.doc
Дата28.01.2017
Размер0.86 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаХрестоматия по Философии. Часть 2.doc
ТипДокументы
#152
страница11 из 11
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека (Фрагмент)


Я прочитал, уважаемые отцы, в писании арабов, что когда спросили Абдаллу Сарацина, что кажется ему самым удивительным в мире, то он ответил, что ничего нет более замечательного, чем человек. Этой мысли соответствуют и слова Меркурия: "О Асклепий, великое чудо есть человек!" Когда я размышлял о значении этих изречений, меня не удовлетворяли те многочисленные аргументы в пользу превосходства человеческой природы, которые приводят многие: человек есть посредник между всеми созданиями, близкий к высшим и господин над низшими, истолкователь природы в силу проницательности ума, ясности мышления и пытливости интеллекта, промежуток между неизменной вечностью и текущим временем, узы мира, как говорят персы, Гименей, стоящий немного ниже ангелов, по свидетельству Давида.

Все это значительно, но не главное, что заслуживает наибольшего восхищения. Почему же мы не восхищаемся в большей степени ангелами и прекрасными небесными хорами? В конце концов, мне показалось, что я понял, почему человек является самым счастливым из всех живых существ и достойным всеобщего восхищения и какой жребий был уготован ему среди всех прочих судеб, завидный не только для животных, но для звезд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения. Но что бы там ни было, выслушайте, отцы, и снисходительно простите мне эту речь.

Уже всевышний Отец, Бог-творец создал по законам мудрости мировое обиталище, которое нам кажется августейшим храмом божества. Наднебесную сферу украсил разумом, небесные тела оживил вечными душами. Грязные и засоренные части нижнего мира наполнил разнородной массой животных. Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы ее красоту, восхищался ее размахом. Поэтому, завершив все дела, как свидетельствуют Моисей и Тимей, задумал, наконец, сотворить человека. Но не было ничего ни в прообразах, откуда творец произвел бы новое потомство, ни в хранилищах, что подарил бы в наследство новому сыну, ни на скамьях небосвода, где восседал сам созерцатель вселенной. Уже все было завершено; все было распределено по высшим, средним и низшим сферам. Но не подобало отцовской мощи отсутствовать в последнем потомстве, как бы истощенной, не следовало колебаться его мудрости в необходимом деле из-за отсутствия совета, не приличествовало его благодетельной любви, чтобы тот, кто в других должен был восхвалять божескую щедрость, вынужден был осуждать ее в самом себе. И установил, наконец, лучший творец, чтобы для того, кому не смог дать ничего собственного, стало общим все то, что было присуще отдельным творениям. Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные”. О, высшая щедрость Бога-отца! О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет! Звери, как только рождаются, от материнской утробы получают все то, чем будут владеть потом, как говорит Луцилий. Высшие духи либо сначала, либо немного спустя становятся тем, чем будут в вечном бессмертии. Рождающемуся человеку Отец дал семена и зародыши разнородной жизни и соответственно тому, как каждый их возделает, они вырастут и дадут в нем свои плоды. И если зародыши растительные, то человек будет растением, если чувственные, то станет животным, если рациональные, то сделается небесным существом, а если интеллектуальные, то станет ангелом и сыном Бога. А если его не удовлетворит судьба ни одного из творений, то пусть возвратится к центру своего единообразия и, став единым с Богом-духом, пусть превосходит всех в уединенной мгле Отца, который стоит над всем. И как не удивляться нашему хамелеонству! Или вернее – чему удивляться более? И справедливо говорил афинянин Асклепий, что за изменчивость облика и непостоянство характера он сам был символически изображен в мистериях как Протей. Отсюда и известные метаморфозы евреев и пифагорейцев. Ведь в еврейской теологии то святого Эноха тайно превращают в божественного ангела, то других превращают в иные божества. Пифагорейцы нечестивых людей превращают в животных, а если верить Эмпедоклу, то и в растения. Выражая эту мысль, Магомет часто повторял: "Тот, кто отступит от божественного закона, станет животным и вполне заслуженно". И действительно, не кора составляет существо растения, но неразумная и ничего не чувствующая природа, не кожа есть сущность упряжной лошади, но тупая и чувственная душа, не кругообразное существо составляет суть неба, а правильный разум; и ангела создает не отделение его от тела, но духовный разум.

Если ты увидишь кого-либо, ползущего по земле на животе, то ты видишь не человека, а кустарник, и если увидишь подобно Калипсо кого-либо, ослепленного пустыми миражами фантазии, охваченного соблазнами раба чувств, то это ты видишь не человека, а животное. И если ты видишь философа, все распознающего правильным разумом, то уважай его, ибо небесное он существо, не земное. Если же видишь чистого созерцателя, не ведающего плоти и погруженного в недра ума, то это не земное и не небесное существо. Это – самое возвышенное божество, облаченное в человеческую плоть. И кто не будет восхищаться человеком, который в священных еврейских и христианских писаниях справедливо называется именем то всякой плоти, то всякого творения, так как сам формирует и превращает себя в любую плоть и приобретает свойства любого создания! Поэтому перс Эвант, излагая философию халдеев, пишет, что у человека нет собственного природного образа, но есть много чужих внешних обликов. Отсюда и выражение у халдеев: человек – животное многообразной и изменчивой природы. Но к чему все это? А для того, чтобы мы понимали с тех пор, как родились (при условии, что будем тем, чем мы хотим быть), что важнейший наш долг заботиться о том, чтобы по крайней мере о нас не говорили, что когда мы были в чести, то нас нельзя было узнать, так как мы уподобились животным и глупым ослам. Но лучше, чтобы о нас говорили словами пророка Асафа: "Вы – Боги и все – знатные сыновья". Мы не должны вредить себе, злоупотребляя милостивейшей добротой Отца, вместо того, чтобы приветствовать свободный выбор, который он нам дал. (30).

Приложение 1.

Источники публикуемых текстов.
(1) Цит. по: Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.1. М., «Мысль», 1976. С. 71-72.

(2)Цит по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989. С. 117.

(3) Цит по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989. С. 129.

(4) Цит. по: Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.1. М., «Мысль», 1976. С. 70-71.

(5) Цит. по: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 1993. С. 207-208.

(6) Цит. по: Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.1. М., «Мысль», 1976. С. 73.

(7) Цит по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989. С. 441-444.

(8) Цит. по: Аристотель Сочинения в четырех томах. Т.1. М., «Мысль», 1976. С. 75-78.

(9) Цит по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989. С. 189-250.

(10) Цит по: Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. Под ред. А.В. Лебедева. М., 1989. С. 286-294.

(11) Цит. по: Фрагменты Демокрита и свидетельства о его учении /Перевод с древнегреческого А.О. Маковельского. http://www.philosophy.ru/library/antiq/atomizm/dem.html

(См. также: Древнегреческие атомисты. / Пер. А.О. Маковельского. Баку, 1949.)

(12) Цит. по: Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1. Баку, 1940. С. 30-33.

(13) Цит. по: Маковельский А.О. Софисты. Вып. 1. Баку, 1940. С. 15.

(14) Цит. по: Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1990. С. 73-76.

(15) Цит. по: Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1993. С. 200-203.

(16) Цит. по: Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1990. С. 575-579; 587-589.

(17) Цит. по: Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т.2. М.: Мысль, 1993. С. 26-33.

(18) Цит. по: Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 286-294.

(19) Цит. по: Платон. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 295-299.

(20) Цит. по: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.1. М.: Мысль, 1976. С. 65-73; 187-194; 197-202; 300-303; 306-320.

(21) Цит. по: Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т.4. М.: Мысль, 1983. С. 54-55; 63-65.

(22) Цит. по: Мыслители Рима. Наедине с собой: Сочинения. М., Харьков, 1998. С.653-666.

(23) Цит. по: Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб., 1995. С. 53-67.

(24) Цит. по: Порфирий. Введение к “Категориям” Аристотеля// Аристотель. Категории. М., 1939.

(25) Цит. по: Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995. http://antology.rchgi.spb.ru

(26) Цит. по: Августин Аврелий. О Троице: в пятнадцати книгах против ариан. Краснодар: Глагол, 2004. С. 158-159; 172-183; 218-220.

(27) Цит. по: Ансельм Кентерберийский. Прослогион / Памятники средневековой латинской литературы Х-ХП веков. М., 1972. С. 246-248.

(28) Цит. по: Фома Аквинский. Фрагменты/ Пер. С.С. Аверинцсва // Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. М., 2003. С. 509-512.

(29) Цит. по: Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1979. С. 283-288.

(30) Цит. по: Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека / Пер. Л. Брагиной / История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли в 5-и тт. Т.1. С. 506-510.

Приложение 2

Intrenet-библиотеки, содержащие основные источники и литературу по курсу «Философия»
http://www.philosophy.ru/ – «Философия в России» – источники, исследования, новости и многое другое.
http://filosof.historic.ru/ – Цифровая библиотека по философии.
http://psylib.org.ua/ – электронная библиотека, содержит много книг по философии и психологии.

http://www.krotov.info/ – Библиотека Якова Кротова – тексты по философии, истории, психологии, логике, теологии и др.

http://antology.rchgi.spb.ru/ – философская библиотека Средневековья.

http://www.danuvius.orthodoxy.ru/ – научный сайт по патрологии и богословию.

СОДЕРЖАНИЕ

От составителей…………………………………………………………………...3

Тема 1. Милетская школа………………………………………………………4

Тема 2. Пифагор и пифагорейцы………………………………………………6

Тема 3. Гераклит Эфесский…………………………………………………...10

Тема 4. Элейская школа……………………………………………………….12

Тема 5. Атомизм Демокрита…………………………………………………..14

Тема 6. Софисты………………………………………………………………..16

Тема 7. Сократ и Платон

Платон. Апология Сократа (19c – 23c)………………………………………...21

Платон. Теэтет (148е – 151d)…………………………………………………...23

Платон. Менон (70a-74b; 80a-81d)…………………………………………….26

Платон. Федон (72e-78a)………………………………………………………..31

Платон. Государство. Книга VI (504e-513e)…………………………………..36

Платон. Государство. Книга VII (514a-518d)………………………………….43

Тема 8. Философия Аристотеля

Аристотель. Метафизика. Книга первая (гл. 1-3); Книга седьмая (гл. 1, 3, 4, 7, 8); Книга двенадцатая (гл. 1-3; 6-10)………………………………………..47

Аристотель. Никомахова этика. Книга 1 (Фрагменты)………………………73

Тема 9. Философские школы эпохи эллинизма. Стоики

Эпиктет. В чем наше благо? (Книжка третья, IV)……………………………75

Тема 10. Философия неоплатоников

Плотин. О трех первых началах или субстанциях (V.1)……………………...86

Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (гл.1)……………………..97

Тема 11. Средневековая христианская философия. Патристика

Григорий Нисский. Об устроении человека (Гл. II, XVI, XVIII)……………..98

Августин Блаженный. О Троице (Кн. VI, гл. 7-8; Кн. VII, гл. 4-6; Кн. IX, гл. 12)………………………………………………………………………………..104

Тема 12. Средневековая христианская философия. Схоластика.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион (Гл. II-IV)………………………….115

Фома Аквинский. Сумма теологии (Фрагменты)…………………………….117

Тема 13. Философия эпохи Возрождения

Николай Кузанский. О сокрытом Боге………………………………………..120

Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека (Фрагмент)……………………………………………………………………....124

Приложение 1. Источники публикуемых текстов…………………………..127

Приложение 2. Intrenet-библиотеки, содержащие основные источники и литературу по курсу «Философия»…………………………………………...129


 Список источников публикуемых текстов см. в Приложении 1.

 Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – античный философ и ученый, ученик Платона, создатель первого систематического историко-философского изложения.

Гегель Г.В.Ф. (1770-1831) – немецкий философ, ярчайший представитель немецкой классической философии, в т.ч., автор знаменитых «Лекций по истории философии».

 Произведение Эпиктета «В чем наше благо?» представляет собой запись устных бесед Эпиктета, сделанную его учеником Флавием Аррианом.

 Здесь Эпиктет, бывший рабом, намекает на свою, искалеченную хозяином. – Прим. перев.

 Гомер. Илиада, XX 64-65. (Прим. перев.)

Это выражение Плутарх приписывает Гераклиту. (Прим. перев.).

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


написать администратору сайта