Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Система управления качеством образования

  • Библиография

  • Блауберг

  • РЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ. Философские аспекты системы управления качеством образования


    Скачать 165 Kb.
    НазваниеФилософские аспекты системы управления качеством образования
    Дата18.01.2023
    Размер165 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ.doc
    ТипРеферат
    #892040
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Глава 2. Качество образования как философская категория

    2.1. Сущность понятия «качество образования»


    Качество - философская категория, выражающая существенную определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет. Содержание категории качества неоднократно изменялось на протяжении истории философской мысли. Первое достаточно ясное истолкование категории качества восходит к Аристотелю, который связывал качество вещи с её сущностью: "...сущность связана с качеством, а качество имеет определенную природу". В Средние века под скрытыми качествами вещей понимали их вечные и неизменные формы. У философов Нового времени категория качества отчасти отождествляется с категорией свойства. Дж. Локк, в частности, называет качеством "силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами". Локк разделяет все качества на первичные - присущие самим телам (плотность, протяженность, форма, движение или покой и число) и вторичные - не присущие самим по себе вещам, а представляющие собой лишь ощущения субъекта (цвета, звуки, вкусы и т.п.

    В философии Гегеля категория "качество" получает двоякое истолкование. В гносеологическом смысле качество определяется как начальная ступень познания вещей. Как онтологическая категория "качество", по Гегелю, "есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность... нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть". Именно такое понимание качества вошло в марксистскую философию и развивалось советскими философами главным образом в связи с законом перехода количественных изменений в качественные. [12,46]

    В настоящее время категорию качества обычно определяют с помощью понятия свойства. Свойство есть любой признак, относительно которого предметы могут быть сходны между собой или отличаться один от другого, т.е. форма, величина, цвет, объем и т.п. Для каждого данного предмета свойства подразделяются на существенные и несущественные. К несущественным свойствам предмета относят те, которые предмет может приобретать или терять, оставаясь в то же время все тем же самым предметом. Существенным называют такое свойство, утрачивая которое предмет перестает быть самим собой, становится чем-то иным. Совокупность или система существенных свойств предмета и есть его качество. Именно качество определяет существование предмета как особой сущности, отличной от других, и детерминирует его свойства, проявляющиеся в отношениях с другими предметами.

    Понятие «качества» используется и изучается уже давно и практически во всех сферах деятельности людей [39]. Однако, многие авторы отмечают сложность данной проблематики, а некоторые делают вывод о бессмысленности попыток дать определение качеству. На наш взгляд, сложность проблемы не должна останавливать людей на пути исследования такого интересного явления и понятия, как качество.

    Основные идеи по качеству продукции были представлены в трудах известных ученых Ф.Тейлора, В.Шухарта, Э.Деминга, Ф.Кросби и др.[32;45;]. В задачи данной статьи не входило детальное обсуждение всех публикаций, посвященных философии качества, поэтому автор приносит свои извинения всем, чьи работы в данном тексте не упомянуты.

    Изначально термин «качество» использовался для обозначения философской категории. Считается, что наибольший вклад в разработку понятия «качество» внесли Аристотель и Гегель, в частности последний считал, что качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество. В XX веке качеству стали придавать экономический аспект, связывая его с качеством товаров, работ, услуг. Возникла самостоятельная отрасль знания, получившая название управление качеством. Большое значение имеет Международная организация по стандартизации ИСО, которая сформулировала терминологию по качеству для всех отраслей деятельности [6].

    Анализ термина «качества» показывает, что в нормативных правовых актах России нет единой трактовки понятия «качество». Собственно термин «качество» в имеет две трактовки: 1) общее количество свойств товара или услуги, которые удовлетворяют требованиям покупателей или клиентов, в частности, сырье, дизайн, функции, надежность и долговечность; 2) совокупность свойств, обусловливающих способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением вещи, продукции, товара.

    Далее необходимо отметить, что качество уже стало определяться, как степень соответствия присущих характеристик требованиям, т.е. выражаться в градациях, например, плохое, хорошее или отличное качество, однако объект (процесс, среда) должен быть пригодным и безопасным, что, как правило, устанавливается обязательными требованиями.

    На наш взгляд, мало обращается внимания на то, что представляет собой свойство, характеристика, показатель в определениях понятия «качество». Например, в качество определяется через характеристики, но при этом в нем же разъясняется, что характеристика есть отличительное свойство. Таким образом, свойство и характеристика имеют одинаковое значение, что далеко не всегда совпадет. Далее под характеристикой качества понимается присущая (собственная) характеристика продукции, процесса или системы, которая вытекает из требований.

    Далее рассмотрим субъективную оценку качества. Для разных субъектов оценка качества рассматриваемого элемента может быть различной, при этом необходимо отметить, что в качестве субъекта может выступать конкретное физическое лицо, либо совокупность определенного количества лиц, например, сообщество, либо неопределенная совокупность лиц, например, общество. Качество – это не столько внутреннее свойство объекта, сколько свойство связи, как минимум двух субъектов, или свойство отношений, которые складываются вокруг этого объекта. Однако, ни потенциальные качественные свойства объекта, ни оценочные свойства связи субъекта и объекта по поводу качества объекта еще не определяют прагматическую оценку качества объекта для конкретного субъекта, т.к. не учитывают свойства цели, к которой стремится субъект.

    Остановимся здесь на понятии оценки качества. Некоторые ученые считают, что оценочная связь представляет собой субъект-объектную связь, но данная связь является вырожденной, т.к. собственно связь по поводу оценки качество объекта возникает только при общении, как минимум двух субъектов. Качество оцениваемого объекта, как свойство связи, реально проявляется при связи двух субъектов оценки. В вырожденном случае, в одном лице одновременно выступают два субъекта: продуцент и получатель: один оценивает качество со стороны затрат, другой - со стороны цены, и в зависимости от роли, в которой выступает субъект: продавца или покупателя делается оценка качества объекта. Поэтому оценка качества должна характеризоваться не только свойствами необходимости и достаточности, но и полноты. Полной оценкой качества будет связь между продуцентом, получателем и третьим субъектом, например, органом по сертификации, который может выступить нейтральным (незаинтересованным) лицом, определяющим взвешенную (истинную) оценку качества объекта.

    Проблеме качества образовательных услуг посвящено много публикаций. В них выделено, что фактически регламентируются не сами услуги (работы), а процессы оказания услуг и проведения работ, при этом не регламентирует общественные отношения в области образовательных услуг и поэтому действие не распространяется на государственные образовательные стандарты. Однако, использование термина «стандарт» налагает определенные требования на понятие, отражаемое этим термином, т.к. любой стандарт по определению должен содержать стандартные требования к продукту, продуцируемому в массовом порядке, и которые могут носить не только рекомендательный, но и обязательный характер.

    Рассмотрим цели, которые преследуют обучающиеся во время получения образовательных услуг. Высшее профессиональное образование конкретный человек получает для того, чтобы заняться конкретной профессиональной деятельностью. Однако, в реальной действительности данный человек может увлечься другими видами целей, например, некоторым людям нравится сам процесс учебы, другие хотят поступить в аспирантуру, а затем заняться преподаванием. Одним хочется пойти на производство, другие хотят только проектировать, а третьи не мыслят себя без научной деятельности.

    Продукт образовательной деятельности, если рассматривать студента-выпускника, обладает следующими свойствами: присущими ему как субъекту; отраженными от преподавателей (образовательной среды, образовательных процессов, индивидуального преподавателя) и приписываемые ему квалификационной комиссией. Квалификационная комиссия приписывает, присваивает ему определенный квалификационный уровень, который определяется как степень соответствия установленных требований к наименованию (назначению) продукта и его безопасности, а также добровольных (факультативных) требований к качеству продукта.

    Здесь необходимо отметить, что имеются недостатки в учебных программах с точки зрения обучения студентов безопасности в профессиональной деятельности. Обязательным показателем должны быть квалификационные требования к знаниям выпускника по обеспечению безопасности при эксплуатации или по проектированию профессиональных объектов, или в общем случае, требования к минимальному объему знаний, которые обеспечивали бы недопущение грубых ошибок в профессиональной деятельности, в особенности могущих повлечь вред для жизни и здоровья людей, имуществу и экологии.

    В заключении необходимо отметить, что не все потребности или ожидания можно формализовать, т.к. некоторые, например, информационные, творческие потребности даже не подвергаются вербализации, поэтому принципиально невозможно получить абсолютное соответствие качества продукта требованиям качества.

    Исходя из вышеизложенного можно резюмировать, что качество продукта (продукции, процессов, среды) есть степень соответствия размеров свойств, состояний, ситуаций системы, состоящей из данного продукта, продуцента, продуцирующего данный продукт, и сопродуцента, принимающего участие в продуцировании естественного или искусственного характера, значениям характеристик (показателей) норм, правил и условий обязательных, добровольных и обычно применяемых требований к качеству, в частности, надежности, функциональному спектру и диапазону интенсивности продукта. [39,21-27]
    2.2. Система управления качеством образования
    Среди причин сложностей необходимо указать на ряд особенностей самого качества образования как определяемого феномена: – многоаспектность качества образования (качество результатов; качество возможностей образовательных систем, обеспечивающих

    результат; качество образовательного процесса, качество субъектов образования);

    – многосубъектность (оценка качества образования выполняется множеством субъектов – студенты, выпускники, родители-заказчики обучения в конкретном образовательном учреждении, общество в целом, государственные органы, работодатели; представители самойсистемы образования (педагоги, организаторы образования);

    исследователи системы образования, не включенные в нее непосредственно);

    – многоуровневость результатов образования (качество подготовки выпускников различных образовательных ступеней);

    – многокритериальность (качество образования оценивается различными субъектами по многочисленным наборам критериев);

    – неопределенность в оценке качества образования различными субъектами при высоком уровне субъективности;

    – полихронность. В оценке качества необходимо сочетать тактические и стратегические аспекты качества образования, которые в разное время различными субъектами образования могут восприниматься по-разному (например, государство и общество в  зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в содержании и формах образования, а значит и в трактовке его качества);

    – инвариантность и вариативность.

    Из глубины веков перед человеком стоит философский вопрос: качество предмета имеет объективный характер или зависит от точки зрения, особенностей человеческого восприятия?

    Философы 17-18 столетий разделяли качество за первичными и вторичными свойствами. К первичным они относили такие свойства как масса, плотность, размер и т.п. и считали их объективными. Вторичными свойствами считались: звук, цвет, вкус, запах и т.д., то есть такие, которые воспринимаются человеческими органами ощущения и соответственно являются субъективными.

    Позднее, с развитием естественных наук, мыслители пришли к заключению, что и первичное и вторичное свойства качества воспринимаются человеком через органы ощущения. Таким образом, вопрос объективности или иллюзорности качества снова появился. Люди судят о свойствах и качестве предметов по тому, как они отображены в их опыте.

    Способность человеческого опыта накапливать и подытоживать объективные знания о качестве предметов за счет многоразовых контактов с ними дает возможность сравнивать и соотносить качество предметов, но все равно, это будет субъективный образ объективного мира.

    Впервые качество, как философскую категорию проанализировал Аристотель, который обосновал качественный подход к физическому миру - квалитативизм. Обобщая опыт предыдущих мыслителей, Аристотель рассматривал качество во взаимосвязи с количеством.

    Качество и количество - философские категории, которые являются формами отображения и степенями познания объективной определенности вещей в сфере их непосредственного бытия [3,623].

    Современная философия дает несколько трактований качества, от простейшего: Качество - постоянная совокупность свойств предмета, к более исчерпывающим:

    Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, который владеет совокупностью присущих ему свойств и принадлежит к классу однотипных с ним предметов.

    Приведенные дефиниции определяют качество через совокупность свойств и характеристик предмета, который подтверждается очередным определением: «Качество – целостная интегральная характеристика предмета (единство его свойств) в системе его связей и отношений с другими предметами».

    Каждый предмет во взаимодействии с другими можно рассматривать как систему, каждая стойкая система сохраняет свои признаки и характеристики на протяжении определенного интервала времени. Ведь качество, которое характеризует предмет как систему можно назвать системным качеством, т.е. качество выступает как характеристика систем с определенной структурой.

    Качественную определенность предмета, как системы можно охарактеризовать следующими факторами:

    • вещественный состав;

    • структура (определенный способ связи элемен-

    тов в системе);

    • функциональные свойства системы.

    Следовательно, качественная характеристика предмета зависит от его вещественного состава, структуры и функциональных свойств.

    Вооружившись философской методологией, можно рассмотреть качество, как характеристику человеческой жизни.

    Качество жизни - характеристика условий жизнедеятельности людей с точки зрения качественной определенности и соответствия их общественным нормам и критериям, оценка положения лица в разных социальных системах, которая выражает уровень возможностей для всестороннего развития человека/

    В советские времена отечественная философия рассматривала социалистический образ жизни как решение общей философской проблемы образа жизни. В то же время, в западном мире в конце 60х - в начале 70х годов прошлого столетия возникла теория качества жизни, которая, прежде всего, связана с решением проблемы образа

    жизни путем улучшения благосостояния жизни, решением технологических, экологических и демографических проблем, т.е. повышением качества жизни людей, как наибольшей ценности демократического общества.

    С того времени теория качества жизни нашла свое развитие не только в большинстве философских взглядов во всех странах мира, а и активно используется в других областях науки и общественной жизни.

    Из философских трактатов понятие качества распространилось на промышленное производство, программы политических партий, вошло в бытовой уровень человеческого общения.

    Кроме того, проблемами качества занимаются и международные структуры, в частности Международная организация по стандартизации (ISO).

    Современная философия утверждает, что каждый предмет во взаимодействии с другими можно рассматривать как систему, каждая стойкая система сохраняет свои признаки и характеристики на протяжении определенного интервала времени, а качество, которое характеризует предмет как систему можно назвать системным качеством.

    На основании изложенного, можно сделать предположения, что в современном понимании качество - это относительная субъективная характеристика предмета, которая заключается в способности удовлетворять установленным требованиям и зависит от особенностей человеческого восприятия.

    Тогда, чем выше требования человека, тем выше достоверность их неудовлетворения, т.е. низкого качества и наоборот. В то же время, один и тот же предмет для одного человека может быть высокого качества, а для другого - низкого.

    В этом ключе хочется вспомнить новый ресурс качества, а именно - знания, которые в свою очередь связаны с количеством информации. В процессе учебы человек увеличивает количество своих знаний и улучшает качество своей работы, которая в свою очередь повышает степень удовлетворения требований, а значит - повышает качество.

    Итак, способность человеческого опыта накапливать и подытоживать объективные знания о качестве предметов за счет многоразовых контактов с ними дает возможность сравнивать и соотносить качество предметов. Результаты проведенного анализа разрешают сделать вывод, что сегодняшнее представление о качестве основывается на ее философском понимании, вместе с этим, в современном понимании качество - это относительная субъективная характеристика предмета, которая заключается в способности удовлетворять установленные требования и зависит от особенностей человеческого восприятия.

    В качестве примера единства теории и практики хочу привести выражение признанного специалиста в сфере качества В.А.Лапидуса: «Философия беспрерывного улучшения: качество - это беспрерывная погоня за подвижной целью» [29,3].


    Вывод

    Анализ проблем, связанных с темой исследования позволяет утверждать, что понятие «качество образования» имеет сложную, многогранную и многоаспектную структуру. В целом исследователи сходятся в утверждении, что качество образования свидетельствует о степени и полноты удовлетворения потребностей клиентов и предлагаемых услуг возможным их сегментационным группам. Мы в своем исследовании исходили из, того, что качество образования — это мерная конвенциональная многокомпонентная, категория, содержание которой обусловлено позициями субъектов образовательного пространства, наиболее существенные из которых фиксируются в образовательных стандартах.

    Основу понимания категории «качество образования» составил ряд положений, важнейшими из которых являются:

    -качество рассматривается как совокупность отдельных свойств образовательного процесса;

    - качество динамично и в то же время структурно;

    -качество связано с количеством, их единство и взаимосвязь - выражаются категорией меры;

    - качество социальных объектов (процессов) обусловливает их пригодность, для удовлетворения потребностей" как обучаемых; так и обучающихся;

    - на государственном уровне качество образования — это соответствие (адекватность) принятым образовательной доктрине, социальным требованиям и нормам (стандартам).

    Качество образования в настоящее время и на ближайшее десятилетие стало ключевой проблемой российского и мирового образования в связи с беспрецедентностью сложившейся ситуации. Образование сегодня не I удовлетворяет требованиям - времени, является несостоятельным по отношению к нестабильному мировому порядку и мировым проблемам. Кроме того, во всём мире наблюдается устойчивое падение качества образования.

    Качество образования в значительной степени определяется эффективностью управления образовательными системами и учреждениями в системе непрерывного образования. Управление является тем компонентом, который в решающей степени определяет качество функционирования' и развитие образовательной системы во всех направлениях. Необходимость модернизации управления качеством образования сегодня остро ощущается на всех уровнях российской системы образования: федеральном, региональном муниципальном и организационном (уровне образовательных учреждений).

    Библиография

    1. Акоф Р. Л., Сасиени М. Основы исследования операций / Пер. с англ. М.: «Мир», 1971. — 536с.

    2. Аристотель. Метафизика.— М.-Л., 1934.

    3. Аристотель Категории [Текст] / Аристотель // Аристотель. Сочинения в четырех томах – Т.2. – М.: Мысль, 1978. – 687 с.

    4. Аверьянов А.Н. Система: философская категория и реальность. Монография. - М., «Мысль», 1976. - 188 с.

    5. Бергпаланфи Л. Общая теория систем — критический обзор //Исследования по общей теории систем.— М.: Прогресс, 1969.— С. 23-82.
    6. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М., 1968г.

    7. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. – Философские проблемы исследования систем и структур. – Вопросы философии, 1970г., №5

    8. Багаутдинова Н., Новиков Д., Управление качеством образования. Стандарты и качество., 2002, №9.-С.68-73.

    9. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. Книга 2. /под ред.: Л.И.Абалкин (ответственный редактор); А.Г.Аганбегян; Д.М.Гвишиани; А.Л.Тахтаджян; А.А.Малиновский. Москва: Издательство «Экономика», 1989. - Серия «Экономическое наследие».

    10. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.— М.: Наука, 1988.— 520 с.

    11. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 1.— М.: Наука, 1982.

    12. Гегель Г. Сочинения. Т. 5.— М., 1937.

    13. Гегель Г. Сочинения. Т.1.— М., 1937.

    14. Горский Д.П., Уемов А.И. Предмет //Философская энциклопедия.— М.: Советская энциклопедия, 1967.— Т. 4 — С. 356, 357.
    15. 1   2   3   4


    написать администратору сайта