Главная страница
Навигация по странице:

  • История «целостности»

  • Отношения «Часть» и «Целое»

  • : «Философские категории «целое и часть» и примеры их проявления в медицине».. Философия.Занятие 9 docx. Философские категории целое и часть ипримеры их проявления в медицине


    Скачать 40.65 Kb.
    НазваниеФилософские категории целое и часть ипримеры их проявления в медицине
    Анкор: «Философские категории «целое и часть» и примеры их проявления в медицине»
    Дата08.06.2022
    Размер40.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.Занятие 9 docx.docx
    ТипРеферат
    #579088

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ 
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ <<ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО >>







    Реферат
    Тема: «Философские категории «целое и часть» и примеры их проявления в медицине».

    Выполнила студентка 2-го курса 

    лечебного факультета №2

    группы  №8

    ​Легенькая Анастасия Дмитриевна
    Преподаватель: Огородник И.С.


    \

    Донецк 2022

    Оглавление


    Введение 2

    Философские категории: часть и целое 4

    Проявление в медицине 6

    Вывод 7

    Литература 7





    Введение


    Целое и часть являются категориями, которые отражают взаимоотношения совокупности предметов и непосредственно их сторон, связей и элементов, которые приводят и объединяют возникновение в данной совокупности новых закономерностей и свойств, которые не присущи сторонам, предметам, элементам в их расчленения.
    Диалектика рассматривает целое и часть в непосредственном диалектическом единстве и сосуществовании. При возникновении целого появляется и новое качество, не сводящееся к единому знаменателю свойств частей. Тем не менее, такое качество будет определяться по-частям : количеством, определенным типом взаимодействия частиц.


    История «целостности»
    На рубеже І XІX и XX веков начали употреблять данное понятие. Это было сделано для того, чтобы можно было рассматривать все предметы прежде всего в их изначальной целостной взаимосвязи, в их структуре. Это, в свою очередь, отдавало бы справедливость тому факту, что указание характеристик отдельных частей никогда не сможет пояснить всеобщего действия или состояния предмета; так как отдельное, «часть» может пониматься лишь вне целого, а целое, как глаголил еще Аристотель, больше суммы своих частей.
    С точки зрения Философа , целое состоит не из частей. Это связано с тем, что в нем лишь существуют части, в каждой из которых также действует целостное.
    В психологической науке серьезные изменения возникли при необходимости в освобождении от атомистического и механического способа рассмотрения, который был характерным для XVIII и XIX веков. Таким образом, предметом исследования становилась неискаженная, самобытная душевная жизнь.
    Благодаря О. Шпанну, в социологии понятие целостности трансформировалось в основное понятие универсалистского учения об обществе. В соответствии с данной концепцией (учением), целостности составляют не лишь одну форму конструкций явлений, но и предстают основными движущими силами, носителями казуальности, которую невозможно определить, ее можно лишь обнаружить.
    В педагогике существует иное понимание целостности, которое привело к преобразованию методов изучения письма и чтения: метод чтения по частицам (слогам) напрочь был отброшен; слово теперь не составляется из отдельно созвучных звуков или букв, а эти элементы, в свою очередь, рассматривались как части слова, выученного целиком.
    Посредством данного нововведения дети смогли писать и читать на порядок быстрее, нежели раньше. С этой же точки зрения произошло первоначальное обучение числам и счету.
    Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в. В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений.


    Философские категории: часть и целое


    Целое и часть – это философские категории, которые выражают соотношение между совокупностью предметов (или элементов отд. объекта) и связью, которая соединяет данные предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости.
    Целое и часть - философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщенности. Через эту связь задается Ц., по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Эти категории характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с целого объекта, затем переходит к анализу, его расчленению на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного Ц. Эта проблема была выдвинута Платоном и позднее Аристотелем
    Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отд. предметы выступают в качестве частей. Категории Часть и Целое характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого.
    Характер трактовки категорий Часть и Целое и связанной с ними проблемы целостности в значительной мере определяет общую стратегию научного познания в тот или иной период его развития.


    Отношения «Часть» и «Целое»

    Понятие «целое» по своему объему уже понятия системы. Системами являются не только целостные, но и суммативные системы (об этом позже), не принадлежащие к классу целостных. В этом первое отличие «целого» от «системы». Второе: в понятии «целое» акцент делается на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии «система» - на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система – с элементами и структурой.

    Понятие «часть» уже по своему объему, чем понятие «элемент» по первой линии отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут входить не только субстратные элементы, но и те или иные фрагменты структуры (совокупности отношений) и структура систем в целом.

    "Целое" и "часть" - это не совпадающие, противоположные категории. В части - не только специфичность целого, но и индивидуальность, своеобразие, зависящее от природы исходного элемента. Часть отделена от целого, обладает относительной автономностью, выполняет свои функции в составе целого (одни части - более существенные функции, другие - менее существенные).

    В трактовке соотношения целого и части имеют место 2 прямо противоположные – меризм и холизм. Первая абсолютизирует в этих взаимоотношениях роль частей, вторая – роль целого. Если первая позиция преимущественно связывалась с материализмом, то вторая – главным образом с идеализмом. Наряду с этим существовала также диалектическая концепция.

    Антиномии (противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым) целостности в меризме, холизме и диалектике:

    Первая антиномия: целое есть сумма частей, и противоположение: целое есть нечто большее, чем сумма частей. В количественном аспекте целое есть сумма частей, в качественном – целое больше суммы частей.

    Вторая антиномия: «части предшествуют целому» (меризм), «целое предшествует частям» (холизм). Порождения частью целого, а целым – части не наблюдается в материальной действительности. И это понятно – нет части без целого, как и целого без частей. Решение диалектично: целое порождается целым посредством частей.

    Третья антиномия: «целое – вес, часть – ничто»; «часть – все, целое – ничто». На основе первого тезиса формируются тоталитарные политические концепции.

    Вопрос об соотношении целого и части, который был поставлен еще в эллинство, рассматривался во всех значительных философских учениях.

    Современная наука, практикуя обобщение данных теоретических концепций и дисциплин, базирующихся на едином подходе к объектам (концепция интегративных ступеней в теоретической биологии, исследования в физиологии, психологии, исследования в генетике, экологии, лингвистике и т.п.), не лишь теоретически, но и на экспериментальном материале доказала, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей.


    Проявление в медицине


    Под целым понимается взаимодействие, взаимосвязь и единство частей, входящих в тот или иной предмет, процесс или явление. Соотношение целого и частей в процессах и явлениях различных уровней (форм движения материи) неодинаково. Если в механических системах наблюдается определенная самостоятельность, некоторая независимость частей от целого, то в биологических системах, напротив, имеется тесная взаимосвязь частей и в то же время относительная независимость целого от составляющих его частей.

    В медицине и биологии преимущественно используют соответствующие им категории общего и местного. Под целым понимают взаимосвязь, взаимодействие и единство частей, входящих в тот или иной объект. Взаимодействие частей в том или ином объекте приводит к появлению новых, интегративных свойств, отсутствующих у составных частей, находящихся в разобщенности. Понятие «целое» тождественно понятию «система» в буквальном смысле означающее единство взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых придает какое-то своеобразие, специфику целому. Организм человека не является арифметической суммой его частей. Это сложно организованная система – нечто большее, чем все его части (молекулы, клетки, ткани, органы) в их вещественном проявлении. Это «большее» - результат нового качества, возникшего в процессе взаимодействия составляющих организм частей. Целостность организма привлекает внимание медиков с древнейших времен. В истории медицины вопрос о соотношении части и целого решался либо в механистическом (переоценка роли частей и недооценка целого), либо в идеалистическом плане. Для идеалистов характерны неимоверная переоценка роли целого, противопоставление его частям и превращение целого в «надматериальный» фактор. Они не учитывали, что природа «большего» носит материальный характер, что она является выражением биологической специфичности живых организмов. Соотношение общего и местного при патологии и в нормальном, физиологическом состоянии организма неодинаково, а имеет некоторые специфические особенности. В здоровом организме местные физиологические процессы представляют собой составные части единой, целостной централизованной регуляции организма через посредство нервной, гуморальной, эндокринной систем. В патологическом состоянии взаимосвязь этих процессов принимает иной характер. Удельный вес общего и местного в возникновении патологического процесса неодинаков. Значимость местного и общего зависит от ряда обстоятельств, среди которых важнейшую роль играют характер заболевания и стадия развития болезни. Если при одних заболеваниях роль местного влияния незначительна, то при других – все наоборот

    Организм как целое – это нечто большее, чем все его части (клетки, ткани, органы) в их вещественном проявлении. Это «большее» – результат нового качества, возникшего в процессе взаимодействия составляющих организм частей в ходе длительного эволюционного развития.

    В работах Р. Вирхова проблема соотношения части (клетки) и целого (организм) получила наиболее выраженный механистический, метафизический характер. Р. Вирхов абсолютизировал относительную независимость клеточных реакций, противопоставив их интегративным и коррелятивным функциям различных систем организма. Относительную самостоятельность частей (клеток) он превратил в абсолютную, представив организм федерацией клеточного государства. Переоценка Р. Вирховым части, местного клеточного начала в организме равнозначна переоценке статики, относительного покоя в динамическом состоянии живого организма.

    Вывод


    Целое и часть, как и их «близнецы» – общее и местное, играют важную роль в методологическом вооружении врача. Часть и местное, целое и общее, хотя и очень близкие, родственные категории, но они не тождественны друг другу. Различие между ними, в частности, заключается в неодинаковости их объема. Часть и целое – более общие категории, отражающие определенные взаимосвязи, как в органической, так и в неорганической природе

    Литература


    • Алексеев, П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1998. 356 с.

    • Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды / П. К. Анохин. М., 1978. 378 с. 10

    • Бэкон, Ф. Сочинения: в 2 т. / Ф. Бэкон. М.: Мысль, 1978. Т. 2. 575 с.

    • Володин, Н. Н. Медицинское образование на рубеже веков / Н. Н. Володин, В. С. Шухов // Патол. физиол. и эксперим. терапия. 2005. № 4. С. 68–70.

    • Гегель, Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. / Г. Гегель. М.: Мысль, 1974– 1975.

    • Гиляревский, С. А. Диалектический материализм и медицинская диагностика / С. А. Гиляревский, К. Е. Тарасов. М.: Медицина, 1973. 248 с.

    • Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ. М.: Биомедгиз, 1936. 736 с.

    • Давыдовский, И. В. Философские основы патологии / И. В. Давыдовский // Арх. патол. 1969. № 6. С. 3–9.

    • Давыдовский, И. В. Общая патология человека / И. В. Давыдовский. М.: Медицина, 1969. 611 с.


    написать администратору сайта