«Философские категории «движение и развитие» и примеры их проявления в медицине».. Философские категории «причина и следствие» и примеры их проявле. Философские категории причина и следствие
Скачать 14.95 Kb.
|
ГОО ВПО Донецкий Национальный Медицинский Университет им. М. Горького Доклад По основам НИР На тему: «Философские категории «причина и следствие» и примеры их проявления в медицине». Выполнила: Студентка 2 курса лечебного факультета -2 группа-5 Вольвач Анастасия Андреевна Донецк 2022 Причина и следствие - философские категории, отображающие одну из форм объективной, всеобщей связи и взаимодействия явлений. В данных конкретных условиях причина порождает следствие, последнее в других условиях само может быть причиной другого следствия. Различия между причиной и следствием имеет абсолютное значение лишь в данных конкретных условиях, для других же условий оно имеет относительный характер. Представление о том, что все явления и вещи чем-то обусловлены, определены, связаны друг с другом лежит в основе философского учения, которое называется детерминизмом. Есть два вида детерминизма - диалектический и механический. Диалектический детерминизм исходит из признания всеобщей связи и обусловленности явлений действительности, из признания многообразия форм проявления причинности. Механический детерминизм ограничивается лишь рассмотрением одних причинных связей, и то только в форме внешних, простых механических взаимодействий. Категория причина-следствие указывает на необходимость выявления повода, причины и следствия заболевания (монокаузализм, конденционализм, механицизм). Степень зрелости медицинской науки зависит от глубины знания и использования философских категорий «причина и следствие», раскрывающих особый тип детерминации, регулирующей, определяющей взаимодействие между явлениями. Причинно-следственные отношения могут быть взаимосвязаны не только действием определенных условий среды, но и их отсутствием, на базе создавшихся новых условий, новых моментов взаимодействия. Под причинноследственной обусловленностью понимается такая объективно необ- ходимая связь процессов, при которой одно явление порождает другое или одно является причиной другого. Кстати, в процессе взаимодействия причина и следствие могут меняться местами. В диалектическом материализме это «то, что здесь или теперь является причиной, становится там и тогда следствием и наоборот» (Маркс К. и Энгельс. Ф. Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную связь. для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод, условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы причин. Причины существенные и несущественные. Все гiричияно обусловлено и ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины. Причины различают как объективные, так и субъективные. Есть причина и функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной зависимости. для ученого важно не только качественная зависимость между причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в функциональной зависимости. Когда говорят о гiричииности имеют в виду явление, которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить, что понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности работает вероятность, в ней нет ссылки на лричинность. Многие ученые пытаются сохранить понятие причины, говорят, что есть многообразие лричинно-следственных связей. Это приемлемо, так как иначе можно допустить наличие чудес. |