Новый текстовый документ. Философские основы китайской медицины
Скачать 31.59 Kb.
|
Китайская традиционная медицина также уходит своими корнями в глубокое прошлое. Ее теоретические положения успешно выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются уже в течение трех тысячелетий. Все это время китайская медицина впитывала огромный эмпирический опыт народа и развивалась на основе самобытной китайской философии. Философские основы китайской медицины Учение древних китайских философов о материальном мире порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром. Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Строение тела – каждый орган соотносился с субстанциями инь и ян. Органы ин выполняют функции сохранения и не отдают хранящееся в себе в-во а органы ян наоборот (например желудок, кишечник). Анатомические познания были скромны, так как вскрытия были запрещены изза принятия конфуцианства. Эти воззрения древних китайских философов и составили теоретическую основу традиционной китайской медицины. Телесное здоровье понималось как равновесие обоих начал “инь” и “ян” и пяти первостихий, а болезнь - как нарушение их правильного взаимодействия. Различные варианты этих нарушений объединялись в 16 синдромов, которые подразделялись на 2 большие группы: синдром избытка - “ян” и синдром недостатка - “инь”. Первая группа болезней характеризовалась повышенной, а вторая – пониженной функцией организма. В соответствии с этим древнекитайские врачи понимали болезнь как нарушение правильного соотношения полярно противоположных сил. Многообразие заболеваний они объясняли широтой и разнообразием взаимодействия организма с окружающим миром, особенностями самого организма, а также длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь, страх). Задача врачевания, таким образом, заключалась в восстановлении утраченного равновесия “ян – инь”. Традиционная китайская медицина Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного(введены в практику китайских врачевателей именно Бянь Цио - осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; - определении общего состояния и настроения больного; - выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; - подробном опросе больного; - исследовании пульса; - давлении на активные точки. ему же принадлежит способ распознавания болезней на основе исследования частоты пульса. |