Главная страница
Навигация по странице:

  • Натурфилософия и учение об умо­постигаемом космосе.

  • Проблема знания и иерархии наук и искусств.

  • Философия Платона Концепция идей

  • Какая идея наиважнейшая

  • Три главных случая использования Платоном

  • Учение Платона об обществе.

  • Некоторые сведения о Платоне

  • Использованная литература

  • Реферат по философии Платон. Философские учения Платона


    Скачать 1.24 Mb.
    НазваниеФилософские учения Платона
    Дата10.04.2021
    Размер1.24 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлаРеферат по философии Платон.rtf
    ТипРеферат
    #193281


    Реферат

    На тему: «Философские учения Платона»

    Выполнил:


    Москва

    2004

    Информация о Платоне из Философского энциклопедического словаря

    ПЛАТОН Афинский (07.11.428г. до н.э., Афины или Эгина,— 347г. до н. э., Афины (настоящее его имя - Аристокл)), древнегреческий философ, родо­начальник платонизма. Отец Платона— Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать — из рода законодателя Солона, одного из «семи мудрецов». Рано познакомился с философией благодаря Кратилу и Сократу, оказавшему сильнейшее воздействие на Платона. После казни Сократа совершил ряд путешествий, в том числе в 388 в Южную Италию и Сицилию (Сиракузы), где об­щался с пифагорейцами. Около 387 года основал в Афинах собственную школу — Академию. В 366—365 и 361 совер­шил два путешествия в Сицилию по приглашению тира­на Сиракуз Дионисия Младшего, якобы намеревавшегося в своём государстве проводить идеи Платона; обе поездки оказались безрезультатными.

    Проблема подлинности и хронологии сочинений Платона встава­ла ещё в античности и в 19 в. вызвала к жизни так называемый платоновский вопрос. Корпус сочинений Платона, дошедший в рукописях, включает 34 диалога, «Апологию Сократа» и 13 писем ( платоник 1 в. н. э. Трасилл разделил эти сочинения по 9 тетралогиям), а также «Определения», в антич­ности приписывавшиеся Спевсиппу, и 7 неподлинных диалогов («О справедливости», «О добродетели», «Демодок», «Сизиф», «Алкион», «Эриксий», «Аксиох»). Из 34 диалогов списка Трасилла Диоген Лаэртий счи­тал неподлинными «Послезаконие», «Алкивиада II», «Гиппарха» и «Любовников»; к ним нужно добавить диалоги «Феаг», «Клитофон», «Минос» и, вероятно, ряд писем; в античности вызывали сомнения даже «Госу­дарство» и «Законы» (Прокл). Наиболее вероятная пос­ледовательность диалогов П.латона, установленная на осно­вании данных стилометрии и лингвистического анализа, а также внешних хронологических соответствий ( X.Лейзеганг, 1951, У. Гатри, 1975): до 1-й сицилийской поездки — «Ион», «Гиппий Меньший», «Протагор», «Апология Сократа», «Критон», «Лахет», «Хармид», «Эвтифрон», «Фрасимах» (первоначальный вариант 1-й книги «Государства»), «Горгий»; от основания Академии до 2-й сицилийской поездки: «Менексен», «Эвтидем», «Менон», «Кратил», «Пир», «Федон», «Государство», «Федр», «Парменид», «Теэтет»; между 2-й и 3-й сицилийскими поездками: «Софист», «Политик»; после 3-й поездки: «Тимей», «Критий», «Филеб», «Законы».

    Исключительность места Платона в истории философии оп­ределяется тем, что он — уже профессиональный фи­лософ, но всё ещё и мудрец, не связанный ограничения­ми, накладываемыми на специалиста техникой отдельной дисциплины, и склонный рассматривать даже самые отвлечённые умозрительные проблемы с точки зрения их непосредственной жизненной значимости.

    Диалоги Платона не содержат законченной философской системы. Это делает чрезвычайно трудной проблему адекватно­го изложения платоновского учения. Для его интер­претации школы античного платонизма выработали форму учебника, исходившего из аристотелевского деления на диалектику, теоретическую и практическую философию,а также коммента­рия -- либо к отдельным диалогам, либо (в неоплатонизме начиная с Ямвлиха) к кругу из 12 диалогов. Историко-философская наука начиная с 19 в. излагала Платона либо на основе представления об имманентной эволюции его философии, либо исходя из наличия у Платона завершённой системы, либо на основе интерпретации отдельных диалогов, прочитанных в хронологической последовательности. Отделить философию Платона от её многочисленных позднейших интерпретаций, восста­новить подлинное учение Платона— важная задача современной историко-философской и филологической науки.

    Через все диалоги Платона проходит ряд основных тем, свя­зывающих Платона с предшествующей традицией: Сократ и дух его философствования (большинство диалогов Платона, кульминация — «Федр» и «Пир»); оппоненты Сократа — софисты, именами которых назван ряд диалогов («Гиппий», «Протагор», «Горгий»); позднее — натурфилосо­фы, из которых Платон уделяет наибольшее внимание представи­телям пифагореизма и элейской школы («Парменид», «Софист», «Тимей»); поэзия (в особенности Гомер); у зрелого и позднего Платона — Египет и Крит, их законода­тельство («Государство», «Законы»).

    Специфика главного метода платоновской фило­софии определяется тем, что Платона впервые вводит в круг философской литературы жанр диалога: воспроизводя беседы Сократа (центр, персонаж его ранних диалогов), Платон приходит к разработке диалектики, которая тесно связа­на у него со стихией живой речи и умело направленной беседы. Диалектик, по Платону, тот, кто умеет ставить воп­росы и давать ответы; умение в беседе выхватить из потока становления нечто незыблемое, добраться через мысленное разделение до некоего не­делимого, идеальной сверхчувственной сущности впервые даёт подлинное знание. Вершиной платоновской диалектики можно считать «Государство» — небывалый по размаху мысленный экспери­мент, в ходе которого диалектически определяется поня­тие справедливости; Платон утверждает здесь, что диалекти­ка не довольствуется только предположениями; с её помощью можно определить сущность вещи и достичь «беспредпосылочного начала». Кризис диалектики в «Пармениде»: точное опре­деление какой-либо вещи (чего-то «одного») должно отличить её от иного; это приводит к отрицанию всего того, что не есть она сама, отличению вещи от бытия вещи и в конечном счёте — к отрицанию её бытия. Потребность в строгом методе определения приводит Платона в дальней­шем к разработке техники диэрезы («Софист», «Поли­тик»).

    Другим необходимым методом философии оказывается у Платона математика, которая изъята из мира чувств, неопре­делённости и подводит философа к миру идеальных сущностей. Первое обращение к математическому методу — в «Горгий», затем в «Меноне». Математические сравнения используются Платоном в «Государстве» при разделении чувственного и умопостигаемого миров и установлении понятия беспредпосылочного начала. Наконец, в «Тимее» математика ока­зывается единственным средством достоверного изображения творчества ума-демиурга; идеи-числа вмещают у позднего Платона всю полноту подлинного бытия.

    Диалектике и математике Платон противопоставляет метод мифологического конструирования, связанный с дофилософским осмыслением действительности. Указывая гра­ницы логоса и числа, миф очевидно бездоказателен, но зато — либо традиционно авторитетен (Орфей, Гомер, Гесиод), либо — результат непосредственного созерцания сверхчувственного мира. Это заставляет прибегать к мифу всякий раз, когда речь идёт о богах, героическом прошлом, а также — загробном существовании человеческой души. Первое обращение к мифу — в «Апологии» и «Горгий»; он интенсивно используется в «Пире», «Федоне», «Федре», затем в «Государстве», «Тимее» (космогонический «прав­доподобный миф»), «Политике». Должным образом отобранные мифы, по Платону, незаменимы в целях воспита­ния.

    Решение основных проблем платоновской философии обусловлено также общежизненными и смысловыми под­текстами его философствования: ироническим, особенно проявившимся в ранних диалогах; эротическим, ста­новящимся основной темой в «Пире» и «Федре»; эсхатологи­ческим — большинство встающих перед ним проблем Платон решает как «последние вопросы» о смерти и бессмер­тии, смысле жизни и конце света и т. п.

    В проблематике платоновской философии первона­чально доминировала этика (под влиянием Сократа); разрабатывая ее, Платон постепенно пришел к рассмотрению вопросов политики, психологии, педагогики, затем натурфилософии и теории познания, причем все эти проблемы ещё не выделялись у Платона в самостоятельные разделы философского знания.

    Этика и политика (учение о государстве) нераз­рывно связаны у Платона: индивидуальная добродетель и обществ, справедливость — два полюса его мысли, меж­ду которыми Платон ищет если не примирения, то согласова­ния. От утверждения невозможности совместить под­линную добродетель личности с участием в политической жизни города — поскольку это либо заставляет поступаться нравственными нормами, либо ведёт к гибели, что и случилось с Сократом («Апология»), - Платон приходит к рассмотрению природы добродетелей в контексте уче­ния о государстве, считая идеалом согласие отдельных добродете­лей со строем государства в целом («Государство»). «Государ­ство» и «Политик» намечают семь типов государственного устройст­ва. Первый идеальный тип общежития стоит выше государства и законодательства и не нуждается в них. Из реально существующих, типов государства Платон два считает правильными (монархии, аристократия), а остальные четыре (тимократия, олигархия, демократия и тира­ния) - искажёнными. И если в «Государстве» Платон ещё предполагает возможность осуществления справедли­вого государства, то в позднейших диалогах эта возможность связывается с далёким прошлым: это либо «жизнь при Кроносе» («Политик»), либо идеальные государства, некогда процветавшие, но погибшие во время мировых катаклизмов («Тимей», «Критий»). «Законы» предписывают строжайшую регламентацию индивидуальной и соци­альной жизни, призванную хотя и не восстановить ут­раченное согласие, но, по крайней мере, воспрепятство­вать дальнейшему разладу между отдельной волей и мировым законом.

    Психология и педагогика. Проблема души возникает у Платона в связи с уяснением возможности научиться добродетели («Протагор», «Менон», где впер­вые намечается учение о бессмертии души, знании-припоминании (анамнесисе)и переселении душ (метем­психозе)). Воспитание души — основная проблема «Федона» (специально посвящённого доказательству бессмертия души), ибо «душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни». Проблема воспита­ния стоит также в центре «Пира», а в «Государстве» она объединена с проблемами добродетели и справедливо­сти и раскрывается наиболее полно. Трём началам че­ловеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соот­ветствуют три класса в государстве (ремесленники, воины, стражи), а каждому классу (типу души) — своя добро­детель (воздержание, мужество, мудрость). Соответ­ствие всех этих моментов, достижимое на путях пра­вильного воспитания, обеспечивает справедливость, идеальный строй в государстве, посмертную награду; несоот­ветствие — несправедливость, разные типы несовершен­ного государственного устройства, загробное наказание. В «Федре» разработка трёхчастного строения души дополняется учением о самодвижности души: три начала единой души рассмотрены в динамике, показана возможность преобладания того или иного начала, дана иерархия различных типов души (души богов; девять градаций человеческих души: мудреца, царя, практического деятеля, врачевателя тел, прорицателя, поэта или художника, ремесленника, софиста, тирана; души животных). В «Тимее» показано устроение с помощью ума-демиурга души космоса, изображённого в виде совершенного живого существа, а также создание ин­дивидуальных душ. В «Законах» -- концепция злой души мира, призванная объяснить стихийные бедствия и мировые катастрофы; здесь же завершается метаморфоза идеи о философе-политике, вообще характерной для раннего Платона («Эвтидем»), но впервые отчётливо выраженной в «Горгии»: воспитатель (философ, Сократ) и есть единственный подлинный гос. деятель; в «Государстве» очерчена идеальная возможность совпадения воспитательной и политической деятельности; в «Законах» государство благодаря закону осу­ществляет воспитание граждан, опираясь на миф о лю­дях-куклах: натягивая и ослабляя соответствующие нити души.

    Натурфилософия и учение об умо­постигаемом космосе. Отсутствие у Платона в ранний и зрелый периоды спец. интереса к натурфилософской проблематике объясняется влиянием на него сократов­ской позиции. Проблемой «природы» Платон впервые всерьёз занят в «Софисте» — в связи с необходимостью опро­вергнуть учение Парменида о несуществовании небы­тия: небытие существует как «природа иного», т. е. как инобытие. В «Тимее» соотношение между «сверх­природным» (бытием) и «природным» (инобытием) пред­ставлено как соотношение между умом и необходимо­стью, бытием и становлением (или небытием существую­щим), образцом и подобием, вечностью и временем, кос­мосом умопостигаемым и космосом зримым, идеей, или эйдосо (бестелесным), и телом. Рассмотренная в та­ком виде проблематика «Тимея», в частности учение о вечных идеях-парадигмах, имеет предысторию: в «Федоне» истинной земле — образцу — про­тивопоставлена земля здешняя — подобие, в «Пире» с подлинно прекрасным объединяются понятия блага и бессмертия, в «Государстве» бытие, ум, образец, идея подчинены благу в качестве прекрасного, причём ум направлен на бытие и непрехо­дящее , в «Федре» только ум созерцает подлинное бытие: в «Филебе» дана схема мироздания, увенчивающаяся умом-демиургом и ми­ровой душой. Именно в этих диалогах наиболее отчётливо выражена «теория идей» Платона, которая в нем. идеалистич. философии 19— нач. 20 вв. рассматривалась как главное содержание философии Платона. Между тем во всех античных изложениях философии Платона идея и материя в одинаковой мере суть начала (архе), и, хотя материя по сравнению с идеей представляет низшую ступень бытия, обе равно необходимы для соз­дания мира. Исходя из оппозиции «идея—тело», Платон опре­деляет материю как «то, в чём» возникает чувственное подо­бие умопостигаемого образца («Тимей»). Только в «Тимее» картина вечно сущего умопостигаемого космоса как парадигмы (образ­ца) для вечно становящегося чувственно воспринимае­мого космоса дополняется фигурой ума-демиурга, объединяющего оба мира с помощью мировой души (сводка — в «Филебе»). Натурфилософия «Тимея» не имеет самодовлеющего характера: стремясь показать укоренённость идеального государства в структуре универсума, Платон в «Тимее» завершает космогонию антропогонией, чтобы в «Критии» (незавершённом) и «Гермократе» (задуманном, но не написанном) перейти к истории государства и права.

    Проблема знания и иерархии наук и искусств. Стремясь определить систему искусств и наук, ведущих к мудрости и необходимых для воспита­ния философа, Платон встаёт и перед проблемой передачи знания. В «Ионе» выясняется, например, что можно научить искусству счёта, живописи, игре на цитре, пению, медици­не и т. п., но не поэтическому искусству. Добродетель как искусство, которому можно научить,— проблема «Протагора», знание блага как особая наука (этика) — «Лисида». В «Горгии» дано деление искусствв по принципу созида­ния ими либо предметов («молчаливого» созидания: живопись, скульптура и т. п.), либо убеждения (со­зидание с помощью речей: арифметика, астрономия и т. д., а также риторика); здесь же др. классификация: одни искусствава заботятся о теле (гимна­стика, медицина), другие — о душе (политическое искусство, части которого — законодательство и справедливость).

    Подлинное знание есть анамнесис-припоминание («Менон», «Федон», «Федр»). В «Кратиле» первое серьёзное сомнение в слове и его способности адекватно выра­зить означаемые им лица и предметы; искусство установле­ния имён ставится под контроль диалектика. Иерархия наук и типов знания дана в «Государстве»: разделению на мир умопостигаемый и видимый со­ответствует различие между знанием и представлением. В умопостигаемом мире выделяется сфера «беспредпосылочного начала всего», доступная только мысли (ноэсис), и сфера, которую можно исследовать путём размышления (дианойя). Иерархию наук венчают математика и диалектика, поз­воляющая исследовать первоначала. Сфера представ­ления охватывает всё видимое — живое и неживое, естественно существующее и созданное людьми; пред­ставление нужно возвести к знанию (знаменитый символ пещеры в начале VII кн. «Государства», описывающий восхождение от мира теней и подобий, которые только представляются существующими, к подлинному бытию, с которым связано истинное знание). В «Федре» совер­шенной речи — живому диалогу, в процессе которого зна­ние «записывается» в душе собеседника,— про­тивопоставляются речи записанные, дающие мнимую мудрость. В «Пармениде» выдвинут тезис о непознава­емости идей для человека и непознаваемости мира вещей для божества; проблема знания (науки) и возможности её передать становится центральной в «Теэтете», не получая, однако, окончательного решения. Для теории зна­ния Платона чрезвычайно важно 7-е письмо, где намечены четыре типа знания: имя, определение, изображение, знание как таковое; 5-я ступень — подлинное бытие. Первые три ступени не несут в себе ничего устойчивого, однако ни одной из них нельзя отвергать: только пос­тепенное возвышение от одной ступени к другой, взаим­ная проверка имени определением и т. д. позволит до­стичь подлинного знания; однако письменная фиксация его всегда будет чем-то ущербным и недостоверным.

    Проблема передачи знания — это также и практическая проблема для Платона - схоларха, основателя Академии, за­нятого воспитанием философа. Диалоги Платона были связа­ны с нуждами школы; неся протрептическую функцию, т. е. призывая обратиться к философии, они в то же время отражали реальную практику диспутов в Акаде­мии и их проблематику. Однако несоответствие ряда изложении философии Платона у Аристотеля тому, что есть в диалогах самого Платона, а также сведения о его не предназначенном для разглашения за стенами Ака­демии «неписаном учении» привели представителей так называемой тюбингенской школы к попытке реконструировать так называемое эсотерическое (школьное) учение Платона, представив его в виде системати­чески развитого — в отличие от диалогов - учения о началах (архе) в духе аристотелевского изложения досократовских учений. Критика этой реконструкции и самого её принципа не отменяет важности изучения школьного харак­тера философии Платона.

    Платон оказал громадное влияние на все возникшие пос­ле его смерти школы эллинистической философии, равно как на развитие философии в средние века и новое время. При этом образ Платона и его учения неизменно менялся на протяжении всей истории философии: «божеств. учи­тель» античных платоников и неоплатоников; предтеча христианского мировоззрения, автор «Тимея» и «Менона» — у средневековых мыслителей; автор «Пира» и «Государства», философ идеальной любви и политический утопист - в эпо­ху Возрождения; идеалист в духе немецкой классической филосо­фии, неокантианец, экзистенциалист и т. п.— в 19— 20 вв. В. И. Ленин назвал всю идеалистическую традицию в философии «линией Платона».
    Философия Платона

    Концепция идей. Платон — выдающийся мысли­тель античности, ученик Сократа, он развивает его представления. Стратегия та же: на первом плане этика, а не натурфилософия. Сердцевину же философии Платона составляет концепция идей.

    Вещи не рассматриваются Платоном только в их кажущемся столь привычным эмпирически-чувствен­ном существовании. Для каждой вещи фиксируется ее смысл, идея, которая, как выясняется, для любой ве­щи данного класса вещей одна и та же и обозначает­ся одним именем. Есть множество лошадей, карлико­вых и нормальных, пегих и вороных, но у всех у них есть один и тот же смысл — лошадность. Соответствен­но можно вести речь о благом вообще, прекрасном во­обще, зеленом вообще, доме вообще.

    Идея - это то самое единое, которое составляет суть многообразия. Итак, проблему единого и многого Пла­тон разрешает следующим образом: единое это идея, а ее проявления это многое. Идея соотноситься как с материальными так и с душевными явлениями. Уни­версальность идей показывает, что они представляют собой мощнейшее философское средство!

    Но что же такое идея? Сложный вопрос. Если бы речь шла просто об отдельной материальной вещи, то можно было бы указать на нее пальцем: «Вот, смо­три, объяснять нечего, сам все видишь». В случае с идеей пальцем показать не на что. Придется пораз­мыслить. Рассмотрим пример самого Платона.

    Известно много прекрасных вещей. Но каждая вещь прекрасна по-своему, поэтому нельзя прекрасное связы­вать с одной вещью, ибо в таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи име­ют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая Идея, или Эйдос, или Сущность. Все три термина — идея, эйдос, сущность — обозначают одно и то же, единое.

    Прекрасное как идея присуще вещам в разной сте­пени, поэтому есть более и менее прекрасные вещи. Пре­красное не есть что-то физическое, его нельзя взвесить, потрогать руками, подвергнуть рентгену, оно есть не­что зафизическое, по-гречески метафизическое. Его нель­зя увидеть глазами, но только умом, оно умозритель­но. Каким образом можно «увидеть» умом идею? Платон разъясняет.

    Если вы хотите уразуметь прекрасное, то обрати­те свое внимание на те вещи и явления, которые при­знаются прекрасными. Установите, что менее и что бо­лее прекрасно. По определению ближе всего к идее прекрасного стоит самая прекрасная вещь. Сознавая это, вы переходите от красивой вещи к прекрасной и под конец совершаете предельный переход, скачок, дости­гая самой идеи прекрасного. Приведенная ниже схема



    поясняет ситуацию. Вещи, о которых шла речь, могут иметь как физическую, так и нефизическую природу. Идея прекрасного как раз и сообщает всем вещам прекрасное. Иначе говоря, она есть образец, модель или, как часто выражались греки, парадигма. Если мы хо­тим уразуметь прекрасное в вещах, нам следует на только что приведенной схеме, начиная от идеи прекрас­ного, пройти путь в обратном направлении (против стрелочек).

    Где расположены идеи? По поводу месторасполо­жения идей возможны три главных ответа.

    • Идеи находятся в физических вещах.

    • Идеи — это творение, ума человека, следователь­но, они находятся в уме человека.

    • Идеи находятся не в материальных вещах и не в уме человека, а в некоем третьем мире, который Платон называл Гиперуранцей (дословно: по ту сторону неба).

    Платон придерживался третьей точки зрения, она представляется нам парадоксальной. Современные ис­следователи избегают неясных выводов. Они, говоря об идеях, подчеркивают два обстоятельства. Во-первых, что вроде бы признается всеми, реальные вещи обла­дают сходными характеристиками. Во-вторых, специ­альные научные методы позволяют вскрыть такие об­щие черты явлений, которые не «бросаются» в глаза, но существуют. В этой связи вместо слова «идея» ис­пользуются термины «понятие», «идеализация». Имен­но учение о понятиях и идеализациях является совре­менным пониманием природы идей.

    Какая идея наиважнейшая? Платон не считал все идеи равнозначными. Вслед за Сократом он превыше всего ставил идею блага. Для него благо было причи­ной всего прекрасного как в мире, так и в жизни лю­дей. Так, мир познаваем благодаря благу. Благо, по Платону, это — мировой принцип. Современные фи­лософы придают благу более земное содержание, они обычно считают его ценностью, сознательно избранным человеком образом действия по достижению добра, ус­пешного совместного жительства людей.

    Три главных случая использования Платоном концепции идей. Платон отлично сознавал, что создан­ная им концепция идей является мощным инструментарием в деле понимания, интерпретации самых раз­личных явлений.

    Обладая таким инструментарием, можно найти от­веты на самые сложные вопросы, например такие: Как устроен космос? Что такое человек? Каким долж­но быть общество? Рассмотрим в этой связи учение (ло­гос) о космосе (космологию), о человеке (антропологию), об обществе {социологию).

    Космология Платона. Бог-мастеровой (демиург) соединил идеи с материей, получился Космос, суще­ство одаренное совершенством идей, в частности математических. В качестве образца для сотворения деми­ург взял мир идей.

    В рассуждениях Платона заметна непоследова­тельность: идеи превыше всего, вместе с тем ими рас­поряжается бог-демиург. Материя в своем исходном состоянии мыслится независимо от идей, лишь в резуль­тате усилий демиурга она как бы оживляется идеями. Как бы то ни было, почти 2000 лет многие поко­ления людей в понимании космоса руководствовались, и довольно успешно, космологией Платона.

    Антропология Платона. Концепция любви. У каж­дого человека есть тело и душа. Душа — главная часть человека, благодаря ей он познает идеи, в этом состо­ит добродетель. Душа реализует себя в добродетелях уме­ренности, мужества и, наконец, мудрости. Тот, кто по­нимает это, будет лепить себя по образцу идеи блага. Проще всего быть умеренным, сложнее — мужественным, еще труднее стать мудрым. К благу ведет не только позна­ние, но и любовь.

    Суть любви в движении к благу, прекрасному, сча­стью. В этом движении есть свои ступени: любовь к те­лу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Со­гласно обыденным представлениям, платоническая любовь — это любовь, лишенная чувственных влечений. В действительности же Платон воспевал любовь как побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против сведения любви к сексуальной просто­те. Любовь, по Платону,— это мост, соединяющий те­лесное, чувственное с духовно-возвышенным.

    Учение Платона об обществе. Главная идея обще­ственного благоустройства - это идея справедливости .Те, в которых преобладает вожделеющая душа, т.е. достиг­шие стадии умеренности, но не мужества и тем более мудрости, должны быть крестьянами, ремесленника­ми, продавцами (купцами).Тем ,в которых преоблада­ет волевая, мужественная душа, суждено стать стражами. И только достигшим в своем духовном развитии мудрости по праву можно быть политическими, госу­дарственными деятелями. В совершенном государстве
    между тремя описанными выше классами общества долж­на быть установлена гармония. Каждый должен делать то, на что он вправе претендовать по состоянию своей души. Платон желал построить идеальное государст­во. Он предлагал свои рецепты политикам, те их отвер­гли как несоответствующие сложным жизненным ре­алиям. С высот сегодняшнего дня идеи Платона
    действительно кажутся несколько утопичными, скользящими по поверхности моря жизненных страстей. Но, удивительное дело, политики всех развитых стран
    часто ставят на первое место именно идею справедли­вости. А это идея Платона.

    Устарел ли Платон? На первый взгляд может по­казаться, что философия Платона, жившего 24 столе­тия тому назад, устарела. Если человек услышал от ко­го-либо это утверждение, пусть он попросит собеседника изложить свои собственные воззрения и сравнит их с концепциями Платона - либо окажется, что Платон просто-напросто вы­играл соревнование, либо «победа» над Платоном досталась собеседнику лишь постольку, по­скольку он прекрасно знает его философию и су­мел развить его воззрения. По большому счету ныне, как и 24 столетия назад, философия Платона стиму­лирует развитие человека, общества. В этом, пожа­луй, состоит главная тайна многовековой значимости философии Платона. В центре этой философии нахо­дится учение об идеях.
    Некоторые сведения о Платоне


    • Родом из Афин. Настоящее имя Аристокл.

    • По преданию Аристокл получил свое прозвище Платон (по греч. «полный», «широкоплечий») от Сократа за ширину двух частей тела - груди и лба;

    • семья была небогатой, хотя и знатной: Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра, а Периктиона - из семьи, давшей Афи­нам Солона;

    • получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика;

    • рано познакомился с философией Гераклита, Парменида, Зенона, пи­фагорейцев;

    • в 407 г. до н.э. познакомился с Сократом и до смерти Сократа был в числе его ближайших учеников;

    • много времени уделил поэзии. Платону приписываются эпические и лирические произведения, трагедия и комедии. Под его именем дошло до нас около 25 стихотворных миниатюр-эпиграмм. Однако знакомство с Сократом и полное посвящение себя философии привело к тому, что Пла­тон сжег свои Поэтические произведения;

    • в 389-387 гг. до н. э. Платон посетил Италию и Сицилию. В Сицилии случилась какая-то коллизия между ним и Дионом - родственником сиракузского тирана Дионисия. Этот конфликт закончился для Платона раб­ством, из которого выручил философа пифагореец Архит, заплатив 30 мин. Когда друзья Платона, собрав деньги, решили погасить Архиту долг, тот от денег отказался. Тогда Платон на эти 30 мин. купил сад, носивший имя афинского героя Академа, и открыл в нем свою философскую школу. Сад героя Академа был у афинян обычным местом прогулок. Гиппарх, сын тирана Писистрата, обнес его стеной, Кимон пре­вратил эту местность из запущенной и безводной в хорошо оро­шаемую рощу с тенистыми аллеями и устроил там гимнасий;

    • Платон был весьма гостеприимен. Те, кто однажды приняли участие в трапезе у него, желали испытать это удовольствие вторично. А один из гостей сказал даже так, «Твой пиры нравятся не только тогда, когда в них участвуешь, но и тогда, когда о них, вспоминаешь»;

    • Платон изобрел будильник, впервые применив в гидравлике принцип
      реле. Падавшая по каплям в верхний ящик вода, дойдя до определенного
      уровня, посредством особого устройства с силой прорывалась в нижний
      ящик. Вытесненный из последнего воздух проходил по узкой трубке в
      статую флейтиста. Раздававшийся громкий звук флейты пробуждал заспавшихся учеников Платона;

    • незадолго до кончины Платон увидел во сне, будто превратился в ле­бедя, летает с дерева на дерево и доставляет много хлопот птицеловам. Сократик Симмий истолковал это так, что Платон останется неуловим для тех, кто захочет его толковать, - ибо птицеловам подобны толковате­ли, старающиеся выследить мысли древних авторов, неуловим же он по­тому, что его сочинения допускают самые разные толкования: и физичес­кое, и этическое, и теологическое, и множество иных;

    • потомкам Платон оставил непреходящее по значимости назидание: «Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должнос­ти или властители в государствах по какому-то божественному оп­ределению не станут подлинными философами».

    • Пифагорейцы Клиний и Амикл рассказывают, что им однажды дове­лось отговорить Платона от сожжения сочинений Демокрита, напомнив вышедшему из себя философу, что его затея бесполезна, так как сочине­ния Демокрита имеются у многих.

    • В 1979 году, через 1326 лет после смерти Платона, вся пресса Греции сообщала об автомобильной катастрофе, единственно о которой можно сказать, что она была «философской»: вследствие наезда было поврежде­но дерево, под которым философ обучал юных сынов Эллады.


    Использованная литература


    1. Канке В.А. «Философия. Карманная энциклопедия студента»: М., «Логос», 2002

    2. Таранов Павел «Мудрость трех тысячелетий»: М., «Издательство АСТ», 1997

    3. Философский энциклопедический словарь: Москва, 1983


    написать администратору сайта