Главная страница

доклад философия. Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения


Скачать 20.25 Kb.
НазваниеФилософские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения
Дата07.01.2022
Размер20.25 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файладоклад философия.rtf
ТипДокументы
#325233

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен»; по мнению Н. Кузанского, Земля не составляет центра мира, а так называемая сфера неподвижных звезд не является окружностью, замыкающей мир. Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе.

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548—1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе «О бесконечности. Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве…»[42]

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.

Новое познание окружающего мира и Бога должно начинаться с бесконечности как максимума, чтобы затем достигать достоверного знания о конечных предмета природы.

Идея окружающего мира как бесконечности представляет собой новую концепцию природы, которая порождала революционные последствия для развития математики, философии и теологии. Человек не способен получит истинное знание о конечном как таковом без учета бесконечного. С конечного следует начинать познание истины в изменчивом мире, с бесконечного же надлежит постигать истину всего конечного.

Знание которое достигается через постижение конечного, - не является подлинным знанием. Это лишь «ученое незнание». Вне позитивного понимания бесконечного мы не можем достичь истинного знания окружающего нас мира. Истинное знание возможно только в сфере понимания бесконечного бытия бога. Только на таком основании мы способны обрести знание о реальном мире, о природе как таковой.

Таким образом, Вселенная объявляется Бруно равной богу. Это положение противоположно средневековой теологии. Не только природа приравнивалась богу, но что более важно - бог приравнивался к природе. Особенно важно отметить то, что на место свободной божественной воли заступала необходимость природного закона. Следовательно, Вселенная у Бруно исключает бога сотворившего ее.

В учении Бруно природа и бог совпадают. Они представляю единое начало вещей. Тождественные между собой бог и природа представляют собой закон материального мира. «Природа есть или ничто, или божественное могущество, воздействующее изнутри на материю, и запечетленный во всем вечный порядок». Таким образом, бог есть не что иное как синоним природы. Он - присущий миру внутренний закон развития. Согласно пантеизму Бруно - не только природа – «бог в вещах», но и бог не существует вне «вещей», вне телесного, материального мира. Материя, по мысли Бруно, является совершенной, - «она, как это ясно при правильном созерцании, является божественным бытием в вещах». Пантеизм Бруно имеет натуралистический характер, открывает перспективы развития естественно-научного знания.


написать администратору сайта