|
фино-угры. Финноугорские племена
Финно-угорские племена ВЫПОЛНИЛ РАБОТУ: СТУДЕНТ 1 КУРСА ГРУППЫ 6121Д КРАСНЮКОВ АЛЕКСЕЙ Схема Уральской языковой семьи Теории происхождения Большинство исследователей, в том числе российский филолог М.Кастрен, утверждают, что финно-угорская этногруппа зародилась на границе Европы и Азии, отделившись от прауральской общности предположительно в VI-V тыс. до н.э. К IV-III тысячелетию до н.э. они заняли не только русские земли, но и распространились в Европу. Коми Численность Народы | 1970 | 1989 | 2001 | 2010 | Карелы | 138 429 | 130 929 | 93 344 | 60 815 | Мордвы | 1 191 765 | 1 153 987 | 843 350 | 744 237 | Ханты | 20 934 | 22 521 | 28 678 | 30 943 | Коми-Зыряне | 150 768 | 152 060 | 125 235 | 94 656 | Этноним: Экзоэтноним и эдноэтноним С древнейших времен в лесах, покрывавших большие пространства региона, получили развитие охота, собирание грибов и ягод, бортничество; люди, жившие по берегам рек и озер, занимались рыболовством. В прошлом мордва, например, часть государственных податей платила медом. Эти промыслы сохраняли определенное значение и в более позднее время, однако с вырубкой лесов, особенно в период капитализма, они постепенно приходили в упадок. Бортничество было вытеснено пасечным пчеловодством. Ханты занимаются охотой и рыболовством. Карелы занимаются земледелием. Ханты Хозяйственная деятельность Хозяйство карелов исторически сложилось как комплексное, т.е. помимо древнейших занятий — охоты, рыболовства и собирательства — они занимались земледелием, животноводством, домашними промыслами и ремёслами, отхожими промыслами. Занимались также охотой, рыболовством, бортничеством. Древней мордве были известны металлургия и металлообработка, из болотных и дерновых руд добывалось железо. Манси с орудием труда Орудия труда Деревянными были все орудия труда хантов для охоты и рыболовства: черенки ножей, копий, стрелы, лук, черпаки, вёсла, ловушки на зверя, а также ложки, миски, блюда, ступки, корыта, ковши и др.В мордовском хозяйстве выделяли орудия для пахоты (соха, сабан, кяряд/кереть, косуля, которая сочетала в себе корпус сохи и рабочие части плуга), Для рыхления почвы применяли борону, уборки зерновых и сена — серп, косу, молотьбы — цеп. В садово-огородных и других работах использовали лопату, вилы, мотыгу, грабли. Деревянными были все орудия труда хантов для охоты и рыболовства: черенки ножей, копий, стрелы, лук, черпаки, вёсла, ловушки на зверя, а также ложки, миски, блюда, ступки, корыта, ковши и др Лук и стрелы Тяговая сила Карелы-лошадь. Ханты-собачьи или оленьи упряжки Мордва-лошадь Коми-Зыряне - олени Средством передвижения карел был сухопутный транспорт как колесный, так и полозной. Телеги применялись двух- и четырехколесные, сани - как дровни (реки), так и выездные. Мордва. Средства передвижения – сани (мокшанское нурда, эрзянское нурдо), лыжи (сокст), лодки-долблёнки (венч), плоскодонные баржи (мокшаны, сурянки) и др Традиционные средства передвижения коми народа. Водный транспорт: осиновые лодки – «пипу пыж», лодки-дощанки, плоты – «пур». Наземный транспорт: волокуши – «вуж додь», сани – «корадодь» Ханты. Традиционные средства передвижения — лыжи, нарты с упряжками для оленей и собак. Летом использовались лодки из досок, большие лодки с каютами, покрытыми корой. Земледелия и скотоводства Ханты особенно сильно почитали зверей, поэтому при начале охоты они приносили духам жертвы и молились. Медведь почитался пущи других, так как считался повелителем тайги. Карелы.В жизни карел особое место занимали традиции связанные с земледелием и скотоводством. Об этом говорят большое количество обрядов посвящённых урожаю и плодородию. Мордва. Видное место в традиционной культуре мордвы отводится обрядам, направленным на увеличение плодовитости скота и пчел, убережения его от болезней и падежа, от хищных зверей и кражи. Для этого применялись различные магические средства, в основе которых иногда лежали те или иные разумные приемы. Коми-Зыряне. Коми особенно трепетно относились к началу сенокоса и выпасу скота. Из-за чего их сопровождали многочисленные обряды и праздники. Регулярно совершались жертвоприношения Карелы Традиционные промыслы Ханты занимались пленетением из бересты, вышивкой. Карелы занимались плетением из бересты Коми-Зыряне занимались росписью по дереву Мордва – резьба по дереву Коми-Зыряне Планировка поселений Поселения карелов располагались у водоемов, поскольку основным его занятием было рыболовство, и, кроме того, реки и озера являлись единственными путями сообщения Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Традиционными поселениями коми- зыряне являлись сёла (погост) и деревни (сикт, грезд) Одежда Ханты | Мордва | Кареллы | Коми | Одежда ханты двух типов — распашная (с разрезом спереди) и глухая. Головные уборы — капоры различного покроя у северных и восточных групп. Обувь у ханты и манси чаще всего с голенищем или без него. | При всём своеобразии одежды отдельных групп мордвы, она имеет много общих черт: белый льняной или посконный холст как основной материал одежды, туникообразный покрой рубахи и верхней белой распашной одежды, отделка плотной вышивкой. | Сохранились следы древнего туникообразного покроя женской рубахи, но теперь преобладает северновеликорусская рубаха с прямыми поликами. Женские сарафаны (шушун) и кокошники, мужские холщовые штаны, армяки, как у русских | В одежде тоже мало такого, что отличало бы коми от севернорусского населения. Сохранились следы древнего туникообразного покроя женской рубахи, но теперь преобладает северновеликорусская рубаха с прямыми поликами. Женские сарафаны (шушун) и кокошники, мужские холщовые штаны, армяки, как у русских | Украшения Ханты—нагрудное бисерное Карелы—бусы Коми-Зыряне— берестяные крашения Мордва – украшения из бисера Традиционный орнамент Мордва- орнамент представляет из себе повторяющиеся геометрические фигуры Ханты. В основе орнаментальной системы ханты находятся два основных понятия: «след» и «изображение». Карелы. Орнаментальная композиция традиционной карельской вышивки достаточно проста, лаконична, без лишних вычурных узоров и причудливых форм. Коми-Зыряне-узоры из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов Утварь Мордва Мордва – ложкарница (утварь делалась преимущественно из дерева) Ханты изготовляли из бересты и дерева Карелы-делалась из бересты, дерева и глины Коми-Зыряне – делалась из дерева, глины Пища и напитки Карелы | Ханты | Коми-Зыряне | Мордва | Редкое присутствие мяса, обилие рыбы и использование в большинстве случаев ржаной и ячменной муки | Предпочитают рыбные блюда, выпечка хлеба , еда из дичи (чаще всего копченная или жаренная) Из напитков чай | Предпочитают еду из рыбы и мяса. Так же супы, картофельные блюда ,пироги и овощные блюда. Из напитков Медовуха, квас и березовый сок | Доминируют хлебные и рыбные блюда, так же выпечка, молочные и грибные блюда. Из напитков молоко и пиво. | Народные виды искусства Ханты | Мордва | Коми - Зыряне | Карелы | Занимались вышивкой различными нитями | Занимались вышивкой | Основным народным видом искусства была обработка дерева | Занимались заонежской вышивкой | Религиозные представления Карелы | Коми-Зыряне | Ханты | Мордва | Карелы изначально являлись язычниками Распространен был также культ водоплавающей птицы, особенно лебедя. Почитали также осетра и щуку. В связи с тем, что охота и рыболовство имели большое значение в хозяйстве карел, были распространены обряды, призванные принести удачу в этих промыслах | В языческой религии Коми все божества являются людьми, наделенные какими-либо особенностями. Не дюжей силой или способностью быть оборотнем. У коми сохранялись универсальные для многих народов представления о том, что особо выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности можно достичь лишь с помощью тайных сил. | Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (язычкники) | Почти все верующие у мордвы — православные. | Брак и его формы Коми | Карелы | Мордва | Ханты | Формы брака Свадьба с приданным Свадьба с калымом Умыкание | Формы брака Договорный брак Увод | Формы брака Умыкание Убегание девушки из дома сватовство | Формы брака Сватовство Сороратный брак | Формы Семьи. Семейная обрядность. Карелы | Ханты | Коми-Зыряне | Мордва | Формы семьи: Большая и малая. Характерен коллективный труд. Существало равное право наследования для всех братьев | Формы семьи: Патриархальная. Главой семьи был мужчина. У каждого в семье существуют свои обязанности | Формы семьи: Большая и малая. Глава семьи – старший мужчина. Старшие держались перед младшими детьми и внуками с достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в общении. | Формы семьи Малая Большая Отцовская Братская Для успешного функционирования больших семейных коллективов необходима была строгая регламентация прав и обязанностей каждого его члена и всего бытового уклада | Календарная обрядность Карелы | Ханты | Коми-Зыряне | Мордва | среди праздничных дней и памятных дат есть как чисто христианские, так и восходящие к различным древним культам. Например Великий Понедельник и Егорьев день | В календаре ханты год состоит из четырех сезонов: лета (лун), осени (сус), зимы (таль) и весны (тови). Однако календарь начинал год весной, в марте-апреле. Из праздничных дней наиболее популярны Вороний день и Кормление духа – хозяина моря | Народные праздники и почитаемые дни были связаны с датами православного календаря. Праздничные дни: Васильев день и Петров день | Им свойственна православная календарная обрядность. Либо праздники связанные с земледелием. Праздничные дни: Вербное воскресенье Пасха. | Родильно-крестильная обрядность Коми | Карелы | Мордва | Ханты | Традиционно наиболее подходящим местом для родов считались хлев и особенно баня Родившегося ребенка повитуха подхватывала на руки и осуществляла первичный уход за ним | После рождения ребенка повитуха проводила обряды, которые должны были обеспечить благополучие новорожденному и роженице Роженице обычно распускали волосы | Будущей роженице запрещалось бить животных, смотреть на калек, нищих, посе-щать больных, ходить на похороны | Первое время после родов (до отсыхания пуповины, т.е. 5-10 дней) мать с новорожденным находились в изоляции. Во время родо все должны были покинуть дом, кроме мужа | Свадебная обрядность Карелы | Ханты | Коми | Мордва | В целом свадебный обряд карел примечателен вовлечением в действие большого количества людей. | Свадьба хантов – это своего рода спектакль торжества для гостей и родственников. Это целый ряд действий, которые традиционно выполняют жених с невестой и их родные. | В прошлом свадьба у коми крестьян длилась 2-3 недели. Включала в себя: послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты, сватовство, пир в день венчания и т.д . | Свадьба состоит из следующих этапов: сватовство приготовление к свадьбе свадьба в доме жениха свадьба в доме невесты приезд свадебного поезда к свадьба в доме жениха после венчания | Похоронная обрядность Карелы | Ханты | Коми | Мордва | Благодаря тесному взаимопроникновению культур скандинавов, финнов и славян в карельский быт, сама процедура погребения во многом повторяет данные характерные черты дохристианской эпохи | Погребальный обряд у ханты состоит из нескольких циклов: предпохоронные обряды, похоронные и поминальные. Раньше хоронили в день смерти или на следующий день, позднее — через 2-3 дня, под влиянием. | Похоронные ритуалы отличались у этого народа особой сложностью. После смерти человека в доме завешивались все окна, картины, иконы, предметы с глянцевыми поверхностями. Покойника обмывали и укладывали в еловый или сосновый гроб. Очень распространенным был обряд преломления хлеба. | В похоронном цикле существовало множество ритуалов, которые, по представлениям мордвы, должны были предохранить от смерти, очистить после контакта с покойным. Когда человек умирал, на стол сразу клали хлеб и соль, а на подоконник помещали стакан с водой и полотенце | Используемая литература 1.Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетическия взгляд на историю — М.,1992 (https://cyberleninka.ru/article/n/r-g-kuzeev-narody-srednego-povolzhya-i-yuzhnogo-urala-etnogeneticheskiy-vzglyad-na-istoriyu) 2. Мифы финно-угров. Владимир ПетрухинГод издания: 2005 Издательство: АСТ, Астрель, АстрельАСТ 3. Ханты // Народы России. Атлас культур и религий — М., 2010 (https://vk.com/wall-341621_464) 4. Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми—Л., 1928 (https://www.booksite.ru/fulltext/sidorov/text.pdf |
|
|