Физическое воспитание в Древнем Китае. Сообщение. Физическое воспитание в Древнем Китае (до н. э.)
Скачать 16.27 Kb.
|
Физическое воспитание в Древнем Китае (до. н. э.) Древний Китай являлся по сути одной из первых стран, которые попытались рассмотреть теорию образования и духовности. К VI веку до нашей эры в Китае стали появляться различные философские школы: даосизм, буддизм, конфуцианство. Одним из первых педагогов, соединивших обучение и воспитание с философией, был знаменитый и в наше время философ Конфуций (551-479 год до нашей эры). Имя Конфуций является «латинизированной» формой от китайского словосочетания Кун-Фу-Цзы, что в переводе с китайского языка обозначает учитель Кун. Он считается 1 преподавателем Древнего Китая. Школа, которую создал Конфуций была чрезвычайно популярна, там прошло обучение около 3 тысяч учеников. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя и ученика, подражание их образцам, классификация и сравнение явлений. Обеспечение знанием о том, что движение - неотъемлемая часть каждого, и что наука ничто - без здорового тела и духа. Таким образом, школа Древнего Китая уже на тот момент понимала большую роль воспитания детей, познание не только научных фактов, но и различных явлений жизни, в том числе и их здоровья. Осознание того что физические нагрузки и спорт являются одним из важнейших, а главное доступных лекарственных средств в мире сложилось уже в глубокой древности и достаточно быстро стало актуальным среди последователей не только Конфуция, но и других не менее просвещенных преподавателей различных школ. Уже в глубокой древности люди знали, что для того, чтобы лишить человека его внутренней энергии, его изначально необходимо лишить энергии физической т. е для того что бы максимально ослабить человека и лишить его способности правильно руководить своим телом, достаточно просто на некоторое, но достаточно продолжительное время лишить его возможности распоряжаться свои телом, разумом и внутренней энергией В Древнем Китае жители того времени придумали очень научно интересную и перспективную пытку: человека на некоторое время запирали под замок в очень тесной камере, эти камеры были настолько узкими и низкими, что осужденный мог в ней либо лежать, либо сидеть. Через каких-то пару месяцев человек настолько сильно ослабевал, что уже не мог сбежать, даже если такая возможность ему и представилась бы. Ведь за такое количество времени мышцы, которые не использовались из-за замкнутого пространства атрофировались. Таким образом жители того времени сделали верные выводы о том, что физическая культура необходима человеку для нормального существования В Древнем Китае первые упоминания о физической культуре появляются в книге «Кунг-Фу» (переводится, как путь к совершенству). Эта книга была составлена более 2500 лет назад. Практически все упражнения в гимнастике не только Древнего, но и современного Китая в большей или меньшей мере заимствованы из различных знаменитых боевых искусств. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий: существовали врачебно-гимнастические школы, где специальные люди обучали представителей народа лечебной гимнастике и массажу, а так же применяли их в процессе лечения своих больных. Таким образом, лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. Древний, но знаменитый и в наши дни китайский медик Хуа-То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал, «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Этого знаменитого человека уже много лет нет на свете, но и сейчас китайское физическое воспитание полностью основывается на утренней гимнастике и других физических упражнениях. Своего расцвета древняя китайская физическая культура достигла во время господства династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.), именно в это время были открыты школы, в которых обязательным предметом являлось обучение гимнастическим упражнениям, обучение дыхательным упражнениям, массаж, растираниям различными маслами, мазями, кремами и отварами. Воспитание в Древнем Китае в VI-V вв. строилось на философской теории "дао-дэ". Ее основоположник Лао-Цзы считал человека уменьшенной копией вселенной. Чтобы оставаться здоровым на протяжении всей своей жизни, согласно даодистским принципам, человеку следует сохранять и обеспечивать гармонию «цзинь» и «цзянь» ( латинизированные названия: « инь» и «янь»). Это возможно с помощью физических и дыхательных упражнений. Сохраняя внутреннюю гармонию, человек становится здоровым и, значит, более совершенным и добродетельным. Большое значение на развитие физической культуры Древнего Китая оказали естественно-философские воззрения и медицинские знания, полученные на основе, так называемых, научных экспериментов. С помощью методов лечения, основанных на движении и ЛФК, была открыта возможность воздействия на функциональные системы организма. Кроме упомянутой системы, связанной с внутренним совершенством, в Древнем Китае сложилась система идеалов в области физической культуры, называемая "Мэй". Она формировала внешнее совершенство и была направлена на благо общества, воспитание морали и чувства вкуса, воли и характера. Например, если борец грубил судье, его удостаивали высокой степени презрения. Среди простого народа Древнего Китая, за исключением рабов, была чрезвычайно популярна игра "Чжу-кэ" - предшественница современного футбола. Она проводилась по строгим правилам, где указывались 10 нарушений и различалось 70 различных ударов по мячу. Кроме "Чжу-кэ" простое население проводило состязания по кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнованиям на воде. В период правления династий Цинь и Хань (III-I вв. до н.э.) в Древнем Китае начался переход к феодализму. Император «Великий желтый» провел коренную военную реформу. Физическая культура стала вытесняться боевыми искусствами. Были открыты военные школы с обязательным обучением верховой езде, стрельбе из лука со скачущего коня, рукопашным приемам в ближнем бою, набрасыванию арканов для поимки противника. Были уничтожены и места проведения турниров, преследовались соревнования в физической силе, организуемые среди низшей касты населения. В противоположность этому, буддийские монахи и даосистский тайный союз, организовали народное движение "желтых тюрбанов", поощрявшее и помогающее обучить простой народ физическим упражнениям, которые помогли бы им обороняться. Зачатки ушу возникли раньше китайской государственности, но до IV--III в. до н. э. еще не было систем «Школ Ушу», была лишь подготовка воинов, так называемое,- «воинское ремесло». Изначально ремесло имело вид танцевально-боевых упражнений, но позже приобрело статус направленной на военную подготовку учебной дисциплины в специализированных учебных заведениях. К концу III века до н. э. вся индивидуальная подготовка воинов была объединена единым названием «уи». Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли «цзюэди» (борьба), «шоубо» (рукопашный бой), техника работы с оружием. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений-- «та-олу» --которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами. Комплексы имитировали бой голыми руками, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. |