реферат. Флоренский Павел Александрович. Флоренский Павел Александрович. Павел александрович флоренский
Скачать 38 Kb.
|
Флоренский Павел Александрович. ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ (1882–1937) Выдающийся математик, философ, богослов, искусствовед, прозаик, инженер, лингвист, государственный мыслитель. Он был человеком великих дарований и уникальной трагической судьбы. Центральные вопросы его главной работы «Столп и утверждение Истины» (1914) — концепция всеединства и учение о Софии, а также обоснование православной догматики, особенно триединства, аскетизма и почитания икон. Основные произведения: «Смысл идеализма» (1914), «Около Хомякова» (1916), «Первые шаги философии» (1917), «Иконостас» (1918), «Мнимости в геометрии» (1922). Павел Флоренский родился 9 января 1982 г. (по старому стилю) в местечке Евлах на западе нынешнего Азербайджана. Его отец был русским инженером железной дороги, происхождение матери было связано со старинным родом карабахских армян. Флоренский очень рано обнаружил исключительные математические способности и по окончании гимназии в Тифлисе поступил на математическое отделение Московского Университета. По окончании Университета он не принял предложения остаться при Университете для занятий в области математики, а поступил в Московскую Духовную академию. Еще в годы студенчества его интересы охватывают философию, религию, искусство, фольклор. Он стремится внедрять математические понятия в философскую проблематику. В начале 1890 гг. у него возник замысел объединить светскую культуру и церковность, предпринять попытку синтеза научно-философского мировоззрения, церковных постулатов и искусства. Он начинает писать работу «Столп и утверждение истины», которая была готова в 1908 г. и удостоена Макариевской премии. На протяжении 1916-1925 гг. его творческое наследие пополняется целым рядом религиозно-философских работ, в частности, «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922). Флоренский принял священный сан в 1911 году. Едва ли его тянуло к службе просто на приходе. Один из современников рассказывает, что Флоренский очень не любил церковного быта и, как человек глубоко интеллигентный, рафини-рованный интеллигент, вероятно, томился бы, если бы его отправили куда-то на приход. Но его судьба уже была предрешена. Он стал ученым, профессором Академии. До самой революции он служил в Сергиевом Посаде. В 1910 г., незадолго до принятия сана он женился на сестре своего друга, молодой сельской учительнице Анне Михайловне Гиацинтовой (1889—1973). У них было пять детей: Василий, Кирилл, Михаил, Ольга, Мария. Сын Кирилл стал геохимиком и планетологом. Внуки Флоренского: 1. Павел Васильевич Флоренский, профессор Российского университета нефти и газа, академик Международной славянской академии наук, искусств и культуры, член Союза писателей России, руководитель Экспертной группы по чудесам при Синодальной богословской комиссии РПЦ; 2. Игумен Андроник (Трубачёв), директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, директор музея священника Павла Флоренского в городе Сергиев Посад, основатель и директор Музея священника Павла Флоренского в Москве. Революция 1917 г. не явилась неожиданностью для Флоренского. Более того, он много писал о глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто говорил о надвигающемся крушении привычных устоев жизни. Флоренский не собирался уезжать из России, хотя на Западе его ждала блестящая научная карьера и, вероятно, мировая слава. Он был одним из первых среди лиц духовного звания, кто, служа Церкви, стал работать в советских учреждениях. До тех пор, пока это было возможно, то есть до 1929 года, Флоренский во всех советских учреждениях работал, не снимая подрясника, тем самым открыто свидетельствуя, что он священник. С 1921 Флоренский работал в системе Главэнерго, принимая участие в создании и реализации плана ГОЭЛРО. В 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. В 1922 г. был опубликован труд научно-философского характера «Мнимости в геометрии». На протяжении 1927-1933 гг. Флоренский выступал редактором «Технической энциклопедии» и написал для нее большое количество статей.Другое направление его деятельности в этот период - искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её ученым секретарем, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству. В начале 30-ых в советских изданиях выходит целый ряд статей, направленных против Флоренского. 26 февраля 1933 г. его арестовали и 26 июля приговорили к 10 годам заключения. Отбывать их направили в лагерь «Свободный» в Восточной Сибири, где предстояло работать в научно-исследовательским отделе управления БАМЛАГа. 10 февраля 1934 г. новым местом пребывания стала опытная мерзлотная станция в Сковородино, где Флоренский занимался исследованиями, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). 1 сентября специальный конвой доставил Флоренского в Соловецкий лагерь особого назначения, где с 15 ноября он работал на заводе йодной промышленности. Он занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий. 25 ноября 1937 г. особой тройкой УНКВД Ленинградской области Флоренский П.А. был приговорен к высшей мере наказания «за проведение контррево-люционной пропаганды» и расстрелян 8 декабря 1937 г. Похоронен Флоренский под Ленинградом на Левашовой пустоши в общей могиле. Посмертно, в 1958 г. он был реабилитирован. Суть своей философской, научной и богословской деятельности Флоренский наиболее сжато и точно раскрыл в письме сыну Кириллу 21 февраля 1937 года: «Что я делал всю жизнь? - Рассматривал мир как единое целое, как единую картину и реальность, но в каждый момент или, точнее, на каждом этапе своей жизни, под определенным углом зрения. Я просматривал мировые соотношения на разрезе мира по определенному направлению, в определенной плоскости и старался понять строение мира по этому, на данном этапе меня занимающему признаку. Плоскости разреза менялись, но одна не отменяла другую, а лишь обогащала. Отсюда - непрестанная диалектичность мышления (смена плоскостей рассмотрения), при постоянстве установки на мир, как целое». |