Зарубина Статья Семейные ценности повторная проверка. Формирование базовых семейных ценностей младших школьников на примере изучения терминов родства, представленных в унт
Скачать 136.45 Kb.
|
Формирование базовых семейных ценностей младших школьников на примере изучения терминов родства, представленных в УНТ Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек. В педагогической литературе, несмотря на многочисленность трактовок определения семьи, в настоящее время нет единого мнения. Вместе с тем исследователи едины в том, что семья – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. При помощи и поддержки семьи ребенок делает первые шаги и произносит первую речь, в ней он находит тепло и ласку, становится членом общества, получая первый социальный опыт, здесь формируется его сознание. Семья – это крошечное государство со своими жителями и законами, созданное на любви и уважении. Каждая крепкая и сплоченная семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают этой ячейке общества сохранить свою целостность [8]. Т. А. Куликова, Е. И. Новикова, Л. И. Савинов подчеркивают, что семейные ценности отражают гуманистические общечеловеческие идеалы добра, справедливости, милосердия. Именно семья объединяет общечеловеческие ценности в одно целое [3]. Семьи нового поколения отличаются от предыдущих снижением уровня развития ценностных ориентиров и утратой семейных ценностей, становится менее значительной социальная роль матери и отца. В настоящее время степень внутрисемейных ценностных ориентаций младших школьников значительно снизилась. В повседневном общении, дети не пользуются терминами родства, не знают, кого из родных называют: золовкой(сестра мужа), деверем(брат мужа), кумой(крестная мать по отношению к родителям крестника), мачехой(жена отца по отношению к детям), отчимом (неродной отец, другой муж матери), шурином (брат жены), свояченицей (сестра жены). Согласно разработанным программам в рамках ФГОС, обращение к фольклору открывает возможности сохранения человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания младших школьников. В народных высказываниях, песнях, играх, пословицах и поговорках заложен полезный материал для формирования этических компетенций учащихся, для увеличения эстетических потребностей и возрастания культурного уровня[4]. Пословицы о семье отличаются друг от друга по содержанию. К примеру, пословицы о труде (только трудом держится дом); о доверии к родителям, родным, окружающим людям (нет доверия – нет любви); о верности (без верности далеко не уедешь); о взаимопонимании (согласного стада и волк не берет); об уважении (кто родителей почитает, тот век не погибает). На этапе знакомства с устным народным творчеством дети слушают пословицы и поговорки, сравнивают их по смыслу и содержанию[7]. Особую значимость в образовательной деятельности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения имеет изучение русских народных сказок, которые содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и формирования у него высоких моральных качеств. Характерной чертой русского сказочного фольклора является обязательное наличие родителей: даже если они не несут никакой функциональной нагрузки, сообщается, что они у героя есть или были, но умерли. Это соответствует духу христианской морали: все люди имеют свою семью[2]. Сказка впитала в себя все существующие модели отношений родители – дети. В них входят: родители – дитя (семейные отношения в сказке, как правило, даны с одним ребенком, а не одновременно со всеми имеющимися); отец – сын; отец – дочь; мать – сын; мать – дочь. Главным чувством родителей к ребенку является любовь. В сказке любовь к ребенку проявляется в разлуке с ним. “Вот мужик с бабой живут и дни считают. Не терпится им сына увидать. Скорее бы год прошел”. Но сказка не дает мотива ожидания и тоски по ребенку, если сын уезжает бессрочно. Русская народная волшебная сказка не дает конфликтной ситуации между родными матерью и дочерью. Между ними - только взаимная любовь и забота (исключая сказки, где мать = мачехе – “Василиса Прекрасная”). Сказка о мачехе и падчерице дает сопоставление двух типов семей, двух типов матерей и дочерей. Идеальной семьей является та, где родные оба родителя. Каждую настоящую семью связывает единая семейная жизнь, а общее всегда ставится выше личного. При знакомстве со сказкой дети встречают родословные термины, но не всегда понимают их смысл. По этой причине теряется понимание взаимоотношения между героями[5]. С целью выявления уровня знаний терминов в родословии и степень внутрисемейных ценностных ориентаций была проведена диагностика родителей и учеников. Анкетирование проходило в двух параллелях 3 и 4 классах: 92 младших школьников и 87 родителей /опекунов. Список диагностических заданий-методик следующий: теоретический опрос «На свет появился – с людьми породнился», позволяющий оценить уровень знаний, полученных ранее о терминологии в родословии; задание «Анкета для учащихся и родителей-1», направленное на выявление степени внутрисемейных ценностных ориентаций младших школьников; задание «Анкета для учащихся и родителей-2», направленное на выявление степени внутрисемейных ценностных ориентаций родителей младших школьников. Теоретический опрос «На свет появился – с людьми породнился» ставил целью оценить уровень знаний, полученных ранее о терминологии родства, и умения анализировать теоретический материал. Опрос состоял из 9 вопросов и имел следующий вид: Мальчик для мамы и папы - … Мать и отец жены для мужа - ... Мать и отец мужа для жены - … и др.[6]. Целью задания «Анкета для учащихся и родителей 1» является выявление степени внутрисемейных базовых ценностных ориентаций младших школьников. Задание «Анкета для учащихся и родителей 2» - выявление степени внутрисемейных базовых ценностных ориентаций родителей младших школьников. Проанализировав результаты теоретического опроса, мы пришли к выводу, что высокий уровень владения терминологией в родословии выявлен только у 6-ти испытуемых (6%), средний уровень владения терминологией в родословии выявлен у 16-ти детей (17%), низкий уровень владения терминологией в родословии продемонстрировали 70 опрошенных (77%). Следовательно, по итогам теоретического опроса преобладает низкий уровень владения терминологией в родословии, что указывает на необходимость более тщательной и разносторонней работы по формированию навыков владения терминологией в родословии. По результатам второго и третьего анкетирования, мы получили следующие результаты: высокий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций младших школьников выявлен у 23-х детей (25%), средний уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций 38-ми испытуемых (41%), низкий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций выявлен у 31 ребенка (34%). Среди родителей выявляются следующие результаты: высокий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций родителей/опекунов выявлен у 67-ми (77%), средний уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций 15 испытуемых (17%), низкий уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций выявлен у 5-ти родителей (6%). Следовательно, по итогам второго и третьего задания преобладает средний уровень внутрисемейных базовых ценностных ориентаций школьников и высокий уровень у родителей, что также указывает на необходимость более тщательной и разносторонней работы по формированию внутрисемейных ценностных ориентаций младших школьников. Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. С 1 по 4 классы начальной школы бесценными возможностями для формирования у учащихся представлений о семейных ценностях обладают уроки русского языка и литературного чтения. Например, в 3 классе (УМК «Школа России») в разделе «Устное народное творчество» дети знакомятся с идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений, доверия к родным, желанием помочь слабому и беззащитному: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка Бурка» и другие. Семейное чтение русских народных сказок, изучение пословиц и поговорок, не только обогащает детей и родителей знаниями о семье, чистоте отношений, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи. На уроках и во внеурочной работе, следует использовать доступные средства для положительных результатов работы с детьми: организация познавательных бесед о семье, конкурс чтецов, оформление выставок с участием родителей, проведение школьных проектов, оформление классного уголка с использованием фольклора для родителей и младших школьников[1]. Основной целью системы работы по формированию семейных ценностей в условиях деятельности образовательной организации является формирование отношения к семье как к высшей ценности для человека, взращивание духовно-нравственных и базовых семейных ценностей, психологическая и педагогическая поддержка семьи. Фольклор является ценнейшим материалом для использования на занятиях в процессе формирования базовых семейных ценностей младшего школьника, где проявляется ум народа, его национальная история, быт, мировоззрение и семейные уклады. Постепенно каждый младший школьник приходит к выводу, что ни в одной из форм языкового творчества народа не существует того проявления ума, поведения, так не раскрывается его национальная история, мировоззрение, быт, как в устном народном творчестве. Список литературы: 1. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории/ Н. И. Болдырев. - М.: Педагогика, 1979. -224 с. 2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с. 3. Данилюк А.Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. 4. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.- 2000.-№5.-С.20-22. 5. Поляков С. Д., Петренко Е. Л. Диагностика и мониторинг в работе классного руководителя // Классный руководитель. - 2012. - №3. с.14 – 22. 6. Щекина О. А. Теоретические обоснования формирования семейных ценностей у школьников // Формирование семейных ценностей у детей среднего школьного возраста средствами образовательной деятельности: Методическое пособие. – СПб, 2015. – С. 6-14. 7. Яковлева Е.А. Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке // Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов: Формирование коммуникативной и лингвокультурологической компетенций тюркоязычных учащихся и студентов в диалоге русской и родных культур: Материалы семинара. 2-5 декабря 2009 г. / Л.Г. Саяхова, отв. ред. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009, с.284-289 |