СРО 3 культура Машанұлы З. Формирование глобальной культуры, рассматриваемой зачастую как распространение западной (или американской) культурной модели, парадоксальным образом сопровождается усилением "локальных" культурных различий
Скачать 14.09 Kb.
|
СРО 3 Машанұлы З. Эссе Формирование глобальной культуры, рассматриваемой зачастую как распространение западной (или американской) культурной модели, парадоксальным образом сопровождается усилением "локальных" культурных различий. Этот факт заставляет многих исследователей говорить одновременно и о "глобализации", и о "локализации" культуры. Например, чисто экономический аспект глобализации - деятельность ТНК, имеет важную культурную составляющую. Перед ТНК часто возникает проблема: как вписаться в новое культурное окружение? Специфические трудности, связанные с локальными культурными особенностями, возникшие у компании McDonald's, описывает современная индийская исследовательница Туласи Шринивас: . продукция McDonald's создает определенные рыночные проблемы в такой стране, как Индия, и идея кусочка говядины в булочке оказалась непривлекательной для большинства индийцев, исповедующих индуизм, даже наиболее европеизированных из них . Компания McDonald's потратила много времени и средств на создание в каждом ресторане двойной кухни, чтобы предотвратить смешивание вегетарианских и мясных продуктов. Такие понятия, как чистота и осквернение, очень важны для индийского потребителя. Несмотря на все усилия McDonald's, потребители связывают компанию с изделием, изображенным на ее фирменном знаке, - булочкой с начинкой из говядины. На юге Дели мы видели, как старшие члены семейств тайком обнюхивали тарелки в McDonald's, пытаясь установить, не подавалось ли на них мясо; более же агрессивные клиенты настояли на осмотре обеих кухонь, чтобы удостовериться, что вся посуда хранится отдельно. Другие же долго выпытывали у служащих, какие меры предосторожности принимаются для того, чтобы держать мясные продукты подальше от вегетарианских кухонь. Кроме того, McDonald's попытался приспособить к местным условиям, т.е. "индианизировать" своё меню. Менеджеры компании изменили надписи на своих гамбургерах с обычного биг-мака на махараджа-мак - так называется индийский гамбургер с некоторыми вегетарианскими компонентами. Но многих клиентов отпугнул недостаток специй в мясе. Не привлекло индийского потребителя настолько, насколько привлекает многих в других частях света, и меню, составленное из гамбургера, картофеля фри и стакана кока-колы. McDonald's. и другие американские транснациональные корпорации основаны на американском идеале стандартизации и предсказуемости; филиалы любой многонациональной продовольственной компании должны быть в состоянии воспроизвести это чудо стандартизации по всему миру. И потребителям продукции этой компании нравится такая стандартизация. Однако индийский потребитель этой стандартизации продуктов питания не желает. Благодаря этнической пестроте страны, индийцы привыкают ко множеству различных типов еды в рамках одного небольшого географического пространства, т.е. не существует какой-то единой индийской кухни.. Пытаться стандартизировать и гомогенизировать эти продукты питания - значит неправильно понимать потребности индийского потребителя. На фоне роста влияния глобальной культуры возрастает интерес к локальным особенностям, возникает множество "синтетических" культурных форм и образцов, сочетающих в себе глобальное и локальное (так называемая "гибридизация"). Этот синтез проявляется и на уровне частной жизни и культуры потребления, и на уровне "высокой" и "массовой" культур, и в различных профессиональных областях. Приведенный выше случай McDonald's в Индии может служить примером противоречивого взаимодействия глобального и локального. Возможны и другие примеры. Китайский исследователь Яньсань Янь описывает своеобразную деловую культуру современных китайских предпринимателей, стремящихся сочетать элементы западной деловой культуры с традиционными китайскими ценностями: . многие стремятся стать "конфуцианскими торговцами", или преуспевающими учеными-бизнесменами, чем-то напоминающими ученых-чиновников в имперском Китае. Здесь термин "конфуцианский торговец" подразумевает следующее: бизнесмен является вместе с тем и ученым, который овладел сущностью традиционной китайской культуры и теперь посвящает себя применению на деле своих знаний и своей культуры и поддерживает тесные связи с политической элитой. Согласно убеждению господина Чжэнь Тяныпэна из Пекина, известного представителя этого класса, неправильно определять "конфуцианского торговца" просто как ученого, который стал бизнесменом. "Владение культурой само по себе никого не может сделать "конфуцианским торговцем". Гораздо важнее, чтобы поведение человека соответствовало конфуцианским нормам поведения и морали, таким, как доброжелательность, справедливость, благопристойность, рассудительность и искренность" |