ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Статья. Формирование нравственных качеств курсантов военных вузов современной россии
Скачать 30.7 Kb.
|
О.А. Аулов ФГБОУ ВО «ПГУ» г. Пятигорск, Российская Федерация ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Формирование нравственных качеств курсантов военных вузов предполагает наличие у них сформированных нравственных качеств, способствующих принятию эффективных решений в условиях обеспечения различных силовых структур Российской Федерации, на что указывают и квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров [1, 82]. Сегодня есть все основания говорить о необходимости как совершенствования всего учебно-воспитательного процесса в военном вузе, так и совершенствования нравственного воспитания курсантов, выработки и развития у курсантов военных вузов наряду с общими качествами, присущими всем специалистам, ещё ряда других качеств, обусловленных спецификой их служебной деятельности, среди которых, как и прежде, основными будут являться нравственные качества [8, 21]. В связи с этим, мы считаем, что от формирования общественного индивида, нацеленного на воспроизводство накопленного опыта, возникла потребность в становлении творческой, свободно мыслящей и постоянно нравственно развивающейся личности, готовой и способной активно жить и плодотворно трудиться в современном изменяющемся мире [2, 9]. Рассматривая вопрос о формировании нравственных качеств курсантов, необходимо начать с того, что качества личности офицера формируются и совершенствуются в процессе многократного участия курсантов военного вуза в тех видах деятельности, которые составляют содержание их профессиональных и общественных обязанностей. Чтобы выработать у обучаемых самообладание, сильную волю, смелость, решительность, настойчивость, инициативу, необходимо ставить их в такие условия, создавать такие ситуации, действуя в которых они были бы вынуждены проявлять эти качества. А.С. Макаренко подчёркивал, что в процессе воспитания нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек» [13, 19]. В связи с этим нам представляется необходимым обратиться к классификации качеств, которую выделил педагог В.И. Андреев В результате систематики им были отобраны следующие качества, характеризующие идеальную модель личности обучаемого [1, с. 11]. Мотивационные качества. Личность должна иметь положительную устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре. Она должна быть мотивирована на активную деятельность. У неё должны быть устойчивые и ясные профессиональные интересы. Она должна быть мотивирована на позитивное поведение в обществе [3; 5; 7; 10]. Духовно-нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, гуманная, честная, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, рефлексирующая, справедливая, милосердная, порядочная, самосовершенствующаяся личность. Физические качества. Это должна быть здоровая, крепко энергичная, спортивная, некурящая и непьющая, оптимистическая, способная к физическому самосовершенствованию личность [4; 6; 9]. Интеллектуальные качества. Это должна быть масштабно мыслящая, творческая, эрудированная, с развитым интуитивным и логическим мышлением, критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная личность [4; 8]. Деловые качества. Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, расчётливая, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая начатое дело до конца личность [11; 14]. Организационно-волевые качества. Это должна быть целеустремлённая, собранная, упорная, требовательная к себе, самокритичная, организованная, настойчивая, волевая, способная к достижению намеченной цели личность [16]. Социальные качества. Это должна быть личность, имеющая гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию, способная понять другого, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно и творчески работать в коллективе [15, 139]. Общекультурные качества. Это должна быть личность, обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической; музыкальной, художественной культурой [12; 14]. В результате вышеизложенного следует заключить, что нравственные качества, базируясь на идейной основе, наиболее глубоко и полно отражают содержание личности и характеризуют её воспитанность. Список использованной литературы Бирмамитова А.А., Дикинов А.Х., Касаева Т.В. Производственный потенциал региональной экономики: инфраструктурная составляющая экономического развития территорий // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 1 (69). С. 81-87. Бурняшева Л.А. Ментальность как духовно-нравственное содержание и образ мышления // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 8. С. 7-12. Бурняшева Л.А. Проблемы обновления духовного пространства современной России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 5. С. 265-273. Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Сев-Кав. федерального университета. 2009. № 4. С. 95-99. Бурняшева Л.А. Толерантность как современная категория духовно-нравственного бытия человечества // Вестник развития науки и образования. 2007. № 5. С. 50-52. Бурняшева Л.А. Сервисная деятельность: учебное пособие / Москва: Компания КноРус2016. 430 с. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Экологизация культуры как основа формирования духовной жизни современного российского общества // Сборник статей Международной научно-практической конференции: «Тенденции и перспективы развития науки XXI века». 2016. С. 125-127. Бондаренко Н.Г., Бурняшева Л.А., Янукян М.Б. Философское осмысление духовного пространства в преломлении к специфике трансформационных процессов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 10-1. С. 20-22. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Духовное пространство России в контексте парадигматического дискурса: монография. Москва, 2016. 286 с. Газгиреева Л.Х. Теоретико-философское осмысление духовно-коммуникативного бытия современной молодежи // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6. С. 27-31. Газгиреева Л.Х. Развитие духовно-нравственного потенциала современного российского общества в эпоху глобализации // Успехи современной науки. 2015. № 2. С. 58-60. Газгиреева Л.Х. Креативное сознание как экзистенциально-ценностный фактор развития современной личности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 1 (80). С. 25-29. Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России XVII-XIX веков: авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Пятигорск, 2006. 23 с. Касаева Т.В. Ресурс здоровья в функционировании человеческого капитала: диссертация на соиск. уч. степени канд. эконом. наук. Пятигорск, 2007. 198 с. Касаева Т.В., Батралиева А.Ш. Стратегия развития национальной экономики России в условиях мировых геоэкономических процессов // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ: Университетские чтения - 2015. 2015. С. 138-142. Касаева Т.В., Бондарская Т.А. Креативный человеческий капитал как движущая сила современной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 2 (130). С. 51-56. © О.А. Аулов, 2017 г. |