Главная страница

Вокальная школа Франческо Ламперти. Лапмерти. Франческо Ламперти. Его труд Искусство пения


Скачать 28.21 Kb.
НазваниеФранческо Ламперти. Его труд Искусство пения
АнкорВокальная школа Франческо Ламперти
Дата05.05.2022
Размер28.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЛапмерти.docx
ТипРеферат
#514240

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

“Алтайский государственный музыкальный колледж”

Отделение Вокальное искусство

Работа защищена с оценкой_________________

Преподаватель Киричкова О.А.

(подпись) (и.о. фамилия)
“____”___________ 2021 г.

Реферат на тему:

«Франческо Ламперти. Его труд «Искусство пения»»

Студентка группы 4 ВИ Е.А. Вакуленко

(и.о. фамилия)

БАРНАУЛ 2021

Франческо Ламперти (1813-1892) — Уроженец Савоны, выдающийся вокальный педа­гог своего времени. Учился в Миланской консерватории и в дальнейшем стал Профессором пения. Он препода­вал многим видным певцам и певицам: Альбани, Биспему, Зембрих и другим. Написал несколько руководств к из­учению пения: «Guide theorico-pratique elementaire pouretude du chant» («Ба­зовое теоретико-практическое руковод­ство к изучению пения»), «Exercices journaliers pour soprano ou mezzo-soprапо» («Ежедневные упражнения для сопрано или меццо-сопрано»), «Etudes de bravoure pour soprano» («Блестящие этюды для сопрано»), «Observations et conseils sur le trille» («Соображения и советы по поводу исполнения трели»), «Solfeges dans le style moderne pour sop­rano et mezzo-soprano» («Сольфеджио в современном стиле для сопрано и мец­цо-сопрано»). На русский язык была переведена только данная книга.

Книга итальянского педагога Франческо Ламперти «Искусство пения. По классическим преданиям» представляет собой свод правил итальянской школы пения. Книга содержит сведения, касающиеся физиологии голоса, певческого дыхания, техники пения (в том числе украшений), произношения, фразировки, а также советы начинающим артистам.
Предназначено для педагогов по вокалу, учащихся и широкого круга любителя пения.

В советское время связь русского во­кального искусства с итальянской шко­лой во многом ослабла. Одни итальянские педагоги уехали, другие подверглись го­нениям и репрессиям. Некоторые про­должали преподавать подпольно.

Вновь велик интерес к итальянским традициям, и новое издание книги Фран­ческо Ламперти «Искусство пения», не переиздававшейся в нашей стране с 1923 года, — тому подтверждение.

Особенно важным представляется то внимание, которое Ламперти уделя­ет правильному певческому дыханию, а именно, вздоху. Глава «О вздохе» содержит ценные рекомендации, как поддерживать дыхание. Тайна певцов старой школы, отмечает автор, в том и заключалась, что благодаря правиль­ному вздоху их голос выходил свобод­но и без усилия. Значимая деталь — то, что миланский профессор пишет об особой важности пения упражнений на гласную «А».

Много и точно говоря о качествах голоса, его достоинствах и недостатках, Ламперти, тем не менее, не устает по­вторять, что для певца важен не только голос, но и «душа пылкая и артистиче­ская, хорошие музыкальные способно­сти, здравый смысл и память». Хорошее исполнение невозможно без музыкаль­ного, осмысленного отношения к ис­полняемому произведению.

Руководство «Искусство пения», несомненно, будет интересно и прине­сет пользу и ученикам, и педагогам, и артистам, — особенно тем из них, кто находится в поисках. Советы Франче­ско Ламперти — на все времена: учить­ся пению с умом, не утомляя голос; до­биваться выразительности в piano, т. е. негромком пении; петь то, что наиболее подходит голосу; заботиться о том, что­бы слово было ясным, а движения и жесты — верными и изящными; брать за эталон вокальное искусство лучших артистов.

«Я считаю, что кроме природных дарований, безусловно необходимо усиленное, глубокое, серьезное упраж­нение вдоха и правильного произно­шения, чтобы достичь совершенства в этом весьма не легком искусстве. Пра­вильный вдох так важен, что старые итальянские маэстро говорили, что ис­кусство пения собственно есть наука правильного вдоха. А эту науку можно выразить в следующих двух требовани­ях: гибкость шеи и преобладание звука «над дыханием», по не особенно изящ­ному выражению знаменитого Cresc- entini. Он желал этим объяснить, что струя воздуха, производящая колеба­ние так называемых голосовых связок, проходя через большие бронхи в возду­хоносный сосуд и дыхательное горло, должна мало помалу, а отнюдь не сразу освобождаться из легких.» - писал Ламперти.

Артист должен помнить, что публи­ка идет в театр ради удовольствия, и чем более его доставит ей пение, тем более она будет удовлетворена. Поэтому хва­лю тех артистов, которые прилагают все свое искусство к тому, чтобы опера по­нравилась публике.

Низкая зависть, к несчастью, почти всегда господствует между артистами, по­тому что никто не хочет, чтобы его чество­вали менее чем его товарищей, и она-то за­ставляет под видом покровительства, или дружбы, давать коварные советы.

Чтобы приобрести грудобрюшное ды­хание, опирающееся на мускулы живо­та, — то дыхание, которое я позволю себе назвать «певучим», — певец должен при­дать телу свободное положение, стоять прямо, слегка наклоняя голову вперед, в позе оратора, появляющегося перед публикой. Умение себя держать для ора­тора, говорит Демосфен, есть первое из его дарований и располагает публику в его пользу. При этом полезно улыбаться, прижимая губы к зубам, показывая верх­ние зубы, но естественно, без принужден­ности, и нужно стараться во время пения не выдвигать вперед подбородка.

Кроме дыхания есть еще наиваж­нейшее обстоятельство, на которое очень прошу певца обратить внимание, а именно, во время пения держать рот и подбородок совершенно неподвижно. От неисполнения этого правила происходят многие недостатки голоса, как то: съез­жание с ноты, нечистый звук, изменение тембра и т. п.

Чтобы образовать головной звук, горло сжимается таким образом, что мешает свободному выходу воздуха и последний, освобождаясь поверх голо­са, производит явление, которое не есть голос, а шум антимузыкальный, не­приятный, бесцветный, однообразный, холодный и не способный дать жизнь какому бы то ни было способу выра­жения, ни даже соединиться с другим голосом, потому что если головной звук и верен, все таки кажется, что он фаль­шив, а это и мешает ему соединиться с другим.

Вот некоторые правила для опреде­ления свойства голосов.

Сопрано узнается по легкости, с ко­торой он может издавать Соль над ли­нейками, выговаривать слоги на выс­ших нотах и долго держать дыхание на высоких нотах. Существуют, правда, и альты, которые доходят до высокого До, но они не могут без затруднения и вреда для голоса выговаривать слоги на высо­ких нотах.

Меццо-сопрано узнается по Фа на 5-й линейке, лучшей его ноте.

Альт узнается по силе, продолжи­тельности и легкости, с которыми он может выдерживать низкие ноты, но чтобы не ошибиться насчет свойства этих голосов, скажу, что легко найти альтовые голоса с очень обширным ре­гистром и с регистром весьма ограни­ченным, оттенок которых вовсе не со­ответствует роду этих голосов. В первом случае, преподаватель употребит все старания к тому, чтобы не насиловать крайние высокие ноты в ущерб низким, мечтая приготовить более блестящую будущность артистке, как сопрано, и искажая при этом характер ее голоса; во втором случае, если ученица молода, тотчас же посоветует ей отказаться от искусства пения.


написать администратору сайта