Главная страница
Навигация по странице:

  • Франция

  • Основные причины революции

  • Задачи революции

  • Характер и результаты революции.

  • Сравнение взглядов философов просветителей Взгляды на

  • Развитие Великой Французской революции XVIII в.

  • Изменение общественного строя во Франции в результате революции

  • таблицы по новому времени 10.12.. Франция Германские государства


    Скачать 40.5 Kb.
    НазваниеФранция Германские государства
    Дата12.05.2022
    Размер40.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатаблицы по новому времени 10.12..docx
    ТипДокументы
    #524704

    РЕВОЛЮЦИИ 1848 -1849 гг.




    Франция

    Германские государства

    Австрийская империя

    Италия

    Основные причины революции

    Усилившиеся противоре­чия внутри французской финансовой аристократии, сосредоточившей после Июльской революции 1830 г. Власть в своих руках, и торгово-про­мышленной буржуазии, окрепшей в ходе промыш­ленного переворота и доби­вавшейся участия б руко­водстве государственными делами. Обострившиеся классовые противоречия между пролетариатом и буржуазией. Неурожаи 1845 и 1846 гг., экономический кризис 1847 г., раскол элиты, проявившийся о так на­зываемой банкетной кампании либерально-буржуазной оппозиции, требовавшей па митингах-банкетах избирательной реформы и отставки пра­вительства.

    Политическая раз­дробленность стра­ны и феодальные отношения были серьезным тормозом дальнейшего раз­вития капитализма. Нарастал полити­ческий кризис, ещё более обострившийся в результате неурожаев 1846-1840 гг. и экономического кризиса 1847 г. Революционный взрыв был ускорен извести­ями о провозглаше­нии республики во Франции

    Неравномерность развития промышленности в разных землях. Контроль правительства над промышленностью. Недовольство существующей властью, подогреваемое литературными изданиями, критикующими сласть. Неурожаи, голод а европейский экономический кризис. Революционный взрыв был ускорен известиями о провозглашении республики во Франции

    Голод и лишения народ­ных масс. Неурожаи и европейский экономический кризис. Волнения городского и сельского населения, протестовавших против дороговизны и спекуля­ции хлебом. Безработица

    Задачи революции

    Устранение финансовой аристократии от власти, развитие промышленного капитализма, проведение буржуазпо-дсмократических реформ

    Создание единого германского нацио­нального государства и ликвидация фео­дально-абсолютист­ских порядков

    Ликвидация феодаль­но-абсолютистского строя и националь­ного гнёта в стране, разрешение наци-опального вопроса в Австрийской империи, завоевание Венгрией националь­ной независимости

    Ликвидация феодально-абсолютистских порядков, уничтожение государственной раздробленности и иноземного (австрийского) гнета, создание единого национального итальянского государства



    Характер и результаты революции.

    Умеренные республиканцы избрали Временное правительство. Франция стала республикой. Рабо­чим разрешено создание ассоциации

    Оказалась незавер­шённой. Стоявшие перец пей объектив­ные задачи не были решены. Революция расчистила путь для более быстрого раз­вития капитализма и в результате это-го — способствовала развитию рабочего движения в подня­тию классовой борьбы на более высокий уровень

    Оказалась неза­вершённой. В ходе революции была при­нята новая Конститу­ция, которая однако не была притворена в жизнь. Венгрия пс получила независи­мости

    Оказалась незавершённой. Расшатала устои фео­дально-абсолютистской системы. Ускорила раз­витие Италии по капита­листическому пути


















    Сравнение взглядов философов просветителей

    Взгляды на

    Монтескье

    Вольтер

    Руссо

    Мелье

    Монархию

    Выделял «правильные» и «неправильные» формы правления . К «Правильным» относил в том числе

    монархию (единоличное правление, опирающееся на закон). Ее основополагающий принцип – честь.

    «Неправильной» формой является деспотия – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Идеал Монтескьё - английская конституционная монархия.

    Сторонник просвещенного абсолютизма. Он считал, что просвещенный король, обладающий доброй волей, сможет осуществить всю намеченную им обширную программу реформ. Нельзя не видеть, однако, симпатий писателя к английскому государственному строю, к конституционной монархии, которой просвещенный абсолютизм должен был в результате реформ – без революции – уступить место.

    Однако первоначальной формой государства Вольтер считал не монархию, а республику. Монархия возникает позднее в результате завоевания и возвышения военного вождя.

    Соглашаясь примириться с монархией, если она будет просвещенной монархией, просвещенным абсолютизмом, Вольтер в своей политической программе ограничивался требованием реформ, которые были бы направлены на устранение основных феодальных институтов

    Руссо разделяет мнение многих философов своего времени, считая что «демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое для средних, а монархия для больших».

    Монархическая форма даёт правительству максимальную силу и единство, но эти достоинства могут обернуться в частную пользу лица, стоящего во главе. Сил монарха на все не хватает, и приходиться подбирать соответствующих должностных лиц. Здесь и проявляются недостатки - окружение могут составить ничтожные люди, умеющие угодить правителю интригами и лестью. Невыгодна монархия и потому, что со смертью государя прерывается и власть правления. Против выборной монархии, т.к. ей характерны кромола и подкупы.

    Подвергает суровой критике абсолютизм. Он осуждает повсеместную тиранию королей и князей. Все короли и князья – настоящие тираны, которые не перестают истязать бедные народы, подчиненные им. Они позволяют себе все, что им угодно. Они доводят народы до истощения, позволяют откупщикам и сборщикам податей обогащаться за счет населения.

    С негодованием говорит о королях, которые, словно боги, становятся неограниченными владыками над всем. Они не щадят ни жизни, ни имущества своих подданных и приносят их в жертву своей славе, своему честолюбию и своей жадности. Философ с возмущением изображает вероломную и несправедливую внешнюю политику королей. Он разоблачает беспощадную налоговую систему абсолютизма.

    Церковь

    Не отрицая существования бога, М. немало сделал для критики религии, и особенно католицизма. Он не ограничивался критикой духовенства и церковной организации, но пытается критиковать религиозное мировоззрение по существу.

    Церковь не имеет права претендовать на светскую власть - это не что иное, как идея отделения церкви от государства. Просветитель решительно выступил против вмешательства церкви в вопросы семьи и брака.

    Достаточно привести цитату из Вольтера: «Раздавите гадину!» (о Церкви). В священнике (в широком смысле это все, кто обслуживает религиозный культ) видят лицо, заинтересованное в приумножении и сохранении суеверий. Их обвиняют во властолюбии и корысти, поддержке деспотии. Соответственно, отвергается тип веры, который предлагается священниками. Человек Просвещения, готовый силу своего разума направить на преобразование мира, не нуждался в руководстве со стороны священника или Писания.

    Вольтер выступал против католической церкви, против духовенства и фанатизма. Он считал, что все последствия существующего общества происходят от отсутствия просвещения, от невежества, которое поддерживается церковью. Прежде всего он требовал уничтожения привилегий духовенства, упразднения тех особых церковных судов, которые действовали во Франции, изъятия у церкви регистрации актов гражданского состояния, которая должна, по его мнению, производиться органами государства. Он проектировал перевод всего духовенства на жалованье, превращение духовных лиц в государственных чиновников.


    В «Общественном договоре» содержатся жёсткие высказывания в отношении официально действующей феодально-клерикальной идеологии.

    Прежде всего, он был против всяких отношений христианской церкви и политических организаций.

    Кроме того, он утверждал, что христианство не достаточно ценит земную жизнь и слишком много времени уделяет небесным помыслам.

    Также он считал, что христиане часто пребывают в замешательстве от того, кому стоит повиноваться: правителю или священнику.

    Отправной пункт революционной пропаганды Мелье — борьба c религиозно-идеалистическим мировоззрением и церковью.

    Эту пропаганду он ведет по различным направлениям. Прежде всего показывает внутреннюю несостоятельность библии, вскрывает внутренние ее противоречия, отсутствие в библии здравого смысла и естественных моральных установок.

    Мелье приводит целый ряд конкретных примеров того, что духовенство и церковь представляют собой крупнейшую эксплоататорскую организацию.


    Религию

    Деист по мировоззрению, равнодушный скептик в вопросах религии, резко критиковал теологию, церковную догматику и этику. Однако он отводил определённую роль религии в воспитании общественной нравственности, поддержании социального порядка, смягчении деспотизма, улучшении нравов правителей и их подданных. М. принимает религию лишь как средство государственного управления. Как и Вольтер, он считает, что если бога нет, то его следует выдумать, ибо вера в бога содействует установлению порядка. деспотизм,

    Монтескье, как убеждённый деист, признавал существование бога как первопричины образования мира, который в дальнейшем развивается по собственным законам.


    Вольтер был деист, что отчасти совпадало с учением о естественной религии. Для естественной религии характерно представление, что уже в самой природе человека заложено знание о Боге и его достаточно, чтобы действовать благочестиво и нравственно. Деисты верили в Бога-творца (сама Вселенная, упорядоченная и прекрасная, есть ярчайшее подтверждение Его существования), который создал этот мир, но более никак не участвует в его жизни. Все в этом мире происходит согласно законам природы. Персонажи и события библейской истории воспринимались деистами как выдумка, выгодная служителям культа. Поклонение Богу заключается не в участии в ритуалах, а в самосовершенствовании и старательности. Прилежность и искусность в своем труде — молитвы, «более всего угодные Богу». Но хотя Вольтер и осуждал католическую церковь, и выступал против нее, все же он учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и считал необходимым ее сохранение в качестве узды для народа. Ему принадлежат известные слова: «Если бы не было Бога, то его надо было бы выдумать».


    затронул и осветил тему религии. Он не считал религию опиумом для народа. Что касается вероисповедания Руссо, то он с точностью писал, что исповедует теизм. Он не считает Бога первопричиной всего, однако полагает, что присутствие Бога можно обнаружить в любом творении. Бог так или иначе всегда вмешивается в естественный ход событий. Также Руссо создал свою модель «идеальной религии». Он смотрит на веру, как на создательницу всего сущего, а именно мира, природы и человека с его сердцем и совестью. В этой религии храмом является сама природа. Такая религия лишена всех культов и обрядов, она естественна и проистекает только из сердца. Чтобы получить счастливую жизнь в загробном мире, человек должен всячески стремится к этому и вести праведную жизнь.

    Мелье был атеистом. Мелье происхождение религии объяснял идеалистически. Он считал религию только «выдумкой и обманом духовенства», а религиозность объяснял «невежеством, невоспитанностью, отсутствием хороших законов и хороших правительств».



    Сословный строй во Франции перед революцией

    Сословия

    Какой собственностью владели

    Какие имели права и обязанности

    Духовенство



    Земля, недвижимость



    имело значительные льготы (свободу от налогов и от военной службы); церковь владела значительной частью лучших земель королевства, получала с этой земли доходы; в руках церкви находилось оформление актов гражданского состояния; ограничения: духовные лица не вправе были вступать в брак и иметь законное потомство, владеть недвижимостью, их право завещать имущество тоже было ограничено. Особое положение в составе духовенства занимало монашество. Юридически монахи находились в состоянии гражданской смерти, ибо приносили особые обеты целомудрия, бедности и послушания, они не принадлежали самим себе, но целиком посвящали себя Господу.

    Духовенство подчинялось собственной церковной юрисдикции. Оно было освобождено от военной службы, обладало правом на взимание десятины и принимало пожертвования в свою пользу. Впрочем, церковь не была избавлена от поборов в королевскую казну и обязана была делать регулярные взносы государству (с согласия папы римского).

    Дворянство


    Земля, недвижимость

    доминировало в тяжелой индустрии, в разработках инновационных техник производства.

    Освобождались от налогов; военная или государственная служба. Было избавлено от телесных наказаний и виселицы.

    Дворянство имело определенные юридические и финансовые права и прерогативы. Первый официальный список этих прерогатив включал право на охоту, ношение меча и, в принципе, владение сеньорией (землей, на которую были закреплены определенные феодальные права и сборы). . Дворяне также предоставлено освобождение от уплаты Taille , для неблагородных земли , которые они могли бы обладать в некоторых регионах Франции , за исключением. Кроме того, определенные церковные, гражданские и военные должности были зарезервированы для знати. Эти феодальные привилегии часто называют droits de féodalité dominante.

    Однако у дворян были обязанности. От знати требовалось почитать, служить и советовать своему королю. От них часто требовалось нести военную службу (например, impôt du sang или «подать на кровь»). Звание «дворянина» было лишено права: определенные виды деятельности могли вызвать деградацию (потерю дворянства) в определенных пределах и за исключениями. Большинство коммерческих и ручных работ, таких как обработка земли, были строго запрещены, хотя дворяне могли получать прибыль от своих земель, открывая рудники, стекольные заводы и кузницы . Дворянин мог рано освободить наследника мужского пола и заняться унизительными действиями, не теряя при этом благородства семьи. Если дворянство было потеряно в результате запрещенной деятельности, оно могло быть восстановлено, как только указанная деятельность была прекращена, путем получения писем о «помощи».

    Третье сословие


    Крестьяне и городские низы собственности не имели, буржуазия — недвижимость, мануфактуры и т.п.


    третье сословие было ущемленным и малозащищенным от произвола со стороны государства. Все французы, относящиеся к третьему сословию – будь то буржуа или бродяга – считались неблагородными. Им полагался минимум гарантий в суде и в повседневной жизни. Большинство представителей третьего сословия встречало преграды при попытке поступить на службу в государственный аппарат или сделать военную карьеру. На пути предпринимательской деятельности стояли дворянские привилегии или правительственные монополии. Низшие слои не имели прав и платили налоги.

    Высшие слои платили налоги, но имели право занимать гос. должности.

    Среди третьего сословия наблюдается неравномерность в распределении повинностей. Некоторые должности создавали привилегию для буржуа чисто личного характера, были и привилегии местные, а богатые буржуа разными путями избавлялись от налогов. Имея главную силу в капитале, буржуазия была привилегированной в сравнении с народной массой. Верхушка третьего сословия (буржуазия) имела представительство на Генеральных штатах, а также доминировала в составе парижского и провинциальных парламентах. Многие города пользовались большими льготами — жители Гавра, например, были освобождены от талии и соляного налога. Город не платил подати, свалив эту повинность на деревню. Самым тяжелым было положение крестьян, которые несли основное бремя налогов и сборов, страдали от произвола помещиков и бюрократии и не имели никаких политических прав.



    Развитие Великой Французской революции XVIII в.





    Периоды революции их даты

    Основные события периода (законы, декреты)

    Значения и последствия




    Конституционный этап

    Лето 1789 – сентябрь 1791

    14 июля 1789

    Взятие Бастилии

    Революция началась, и, вспыхнув в Париже, она в течение нескольких недель охватила всю Францию.




    4-5 августа 1789

    Издание декретов об уничтожение сеньориальных привилегий

    Были отменены все феодальные повинности крестьян перед землевладельцами-дворянами





    26 августа 1789

    Издана «Декларация прав человека и гражданина»

    Декларация уравняла всех граждан Франции в правах и заложила основы нового правового государства




    5-6 октября 1789

    Поход на Версаль

    Короля вынудили переехать в Париж, также туда перебралось Учредительное собрание




    20-22 июня 1791

    Вареннский кризис (бегство в Варенн)

    Попытка короля Людовика XVI сбежать из Парижа к своим сторонникам-роялистам. Она провалилась и была воспринята, как измена. Началась радикализация революции.




    Сентябрь 1791

    Принятие конституции. Самороспуск Учредительного собрания.

    Во Франции была установлена конституционная монархия.




    Борьба якобинцев с жирондистами Сентябрь 1791 – июнь 1793

    20 апреля 1792

    Объявление войны Австрии

    Франция потерпела поражение в ходе этой революционной войны, что вызвало в ней мощный патриотический подъём.




    10 августа 1792

    Восстание в Париже

    Королевский дворец взят штурмом, король низложен и арестован вместе со всей семьёй.




    21 января 1793

    Казнь короля Людовика XVI

    Это событие Великой французской революции ещё больше настроило монархические страны Европы против Франции, которая фактически попала в изоляцию.







    В конце весны – начале лета 1793 года партию жирондистов изгнали из Конвента,

    завершением второго периода Великой Французской революции.




    Диктатура якобинцев

    Июнь 1793 – июль 1794

    Июнь 1793

    Установление диктатуры Якобинцев.

    Принятие новой конституции. Начало эпохи террора.





    Упадок и конец Великой французской революции

    Июль 1794 – ноябрь 1799

    27 июля 1794

    Термидорианский переворот

    Свержение якобинской диктатуры и казнь её виднейших лидеров.




    1795

    Появление Директории

    Принятие новой конституции. Формирование нового правительства – Директории.




    1796-1799

    Военные походы Наполеона

    Успешные завоевания генерала Наполеона Бонапарта сделали его одним из самых популярных людей в стране.




    9-10 ноября 1799

    Военный переворот

    Наполеон упраздняет Директорию и создаёт Консулат, новое временное правительство. Сам он стал одним из трёх консулов.







    Изменение общественного строя во Франции в результате революции

    Положение до революции

    Изменения при власти буржуазии

    Права представителей

    I сословия

    II сословия

    III сословия

    I и II сословия не платили налогов, право на собственность, право занимать гос. должности. III сословие платило налоги, не имело прав и свобод (за исключением буржуа)

    Сословия упразднены. Все граждане уравнены в правах и свободах. Принятие первых конституций 1791 г., 1793 г., 1795 г., 1799 г., положения которых гарантировали гражданам равенство перед законом и возможность пользоваться национальными богатствами. Принятие Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). Окончательная консолидация французской нации.

    Дворяне лишились только личной зависимости (крепостного права), права «мертвой руки», права охоты, права сеньориального суда.

    Наследное дворянство отменялось, как и другие феодальные титулы и звания. Иностранцы получили на территории Франции равные права с французами. Уравнение в правах коснулось протестантов и евреев. Новая власть провела секуляризацию статуса духовенства, а институт монашества был ликвидирован.

    Земельный вопрос




    Имеющаяся французская дореволюционная форма собственности, была многократно упрощена. Также земли большинства дворян распродались крестьянам небольшими участками с десятилетней отсрочкой выплаты. При этом часть дворян сумела сохранить свои земли без особых потерь.

    Декрет от 25 августа 1792 г. аннулировал триаж. Первые попытки решить эту проблему предприняло еще Учредительное собрание: оно объявило утратившими силу все указы и постановления королевского совета за последние 30 лет, разрешавшие триаж вне случаев, оговоренных в 1669 г., и отменило все судебные решения, вынесенные на основании этих актов. Однако эти нормы действовали лишь в Лотарингии, Барруа и Клермонтуа. По закону 25 августа действие ордонанса 1669 г. и прочих актов по этому вопросу отменялось, крестьянам возвращались общинные земли, право собственности на которые сеньор не мог подтвердить документами или сорокалетней давностью владения.

    Государственное устройство

    Неограниченная монархия (абсолютизм)

    Законодательная власть – Король («Государство – это я»)

    Исполнительная власть – Министры короля

    Судебная власть – Королевский суд

    Вооруженные силы – Дворянское ополчение

    Церковь - Католическая церковь – опора королевской власти

    Парламентская республика. Адм. единица — департамент.

    Законодательная власть – Национальное собрание

    Исполнительная власть – Правительство

    Судебная власть – Новые суды

    Вооруженные силы – Армия на основе всеобщей воинской повинности

    Церковь - Католическая церковь отделена от государства

    Экономические отношения

    В предреволюционный период к сдаче земли в краткосрочную аренду (на 5—10 лет) все чаще прибегали буржуа, приобретающие дворянские поместья. Арендные отношения стали охватывать все более широкий круг имуществ. Нередко зажиточные крестьяне или буржуа получали от сеньоров в аренду за соответствующую плату на год или на несколько лет право на баналитеты (феодальные монополии земельных собственников) или иные виды феодальной ренты.
    Важное место в средневековом праве Франции занимал договор займа. Каноническое право запрещало взимание процентов, но, поскольку крупнейшим заимодавцем во Франции в это время была церковь, она же нашла и обходные пути для этого запрета. В некоторых случаях должник выплачивал кредитору заранее определенную сумму (до 25% от полученной им в долг), которая не считалась процентами. В других случаях он принимал на себя встречное обязательство выплачивать кредитору фиксированную ренту в виде определенной части доходов. Со временем при договоре займа все чаще стал использоваться "мертвый залог", при котором должник закладывал земельный участок, причем доходы от него поступали кредитору и не засчитывались в счет уплаты долга.

    В тот период, пролетариат в современном смысле слова почти не существовал во Франции. Правда, уже существовало несколько крупных предприятий, таких как текстильные фабрики Ван-Робе в Абвиле, на которых работало 12 000 рабочих, или шахты д'Анзин около бельгийской границы с 4000 трудящихся. Но общая картина промышленности была там крайне отсталой по сравнению, например, с Англией.
    Например, в 1789 году во Франции насчитывалось 900 прядильных механических веретен по сравнению с 20 000 в Британии. Во всем Париже было только 50 фабрик, на которых работало от 100 до 800 рабочих. Промышленность Франции, как правило, еще не вышла за пределы стадии кустарного производства, часто осуществлявшегося на полуфеодальных началах под отдаленным надзором купцов-фабрикантов.
    Крупная промышленность, поскольку она существовала, во многом была обусловлена ролью государства. Нормальному развитию капитализма мешали феодальные ограничения.

    Утвердился принцип стабильности договора. Декрет 19—23 июля 1790 г. отменил правило, согласно которому родственники могли выкупить у посторонних лиц всякое отчужденное родовое имущество. Новое законодательство исходило из необходимости обеспечить собственнику полное господство над имуществом. Поэтому устанавливался порядок, согласно которому гражданин, достигший 21 года, не мог требовать реституции даже по причине явной убыточности сделки.
    Учредительное собрание издало декрет от 3—12 декабря 1790 г., разрешавший дачу ссуд под проценты. При этом оговаривалось, что размер процентной ставки будет определяться законом. Таким образом, были созданы благоприятные нормативно-правовые условия для развития кредитных отношений, которые должны были обеспечивать эффективное функционирование формирующейся рыночной экономики. Чтобы обеспечить возможность получения займа, необходимо было предложить кредитору определенное гарантийное обеспечение, в качестве которого рассматривался залог недвижимости. До революции не существовало единого законодательства, регламентировавшего институт залога. Конвент установил гласность ипотек и необходимость их строгого юридического оформления. Ипотека обеспечивалась всей наличной и будущей недвижимостью должника. Учреждалась седулярная система: любой владелец недвижимости мог взять на себя ипотеку в пределах 3/4 стоимости имущества путем выдачи обязательств, имеющих хождение подобно векселям.
    Значительные изменения коснулись договора найма. Революционное законодательство не разграничивало личный и имущественный найм. Договор найма рабочей силы рассматривался в тот период как частный случай договора найма. Самым главным изменением было то, что договор найма стал срочным, т.е. мог заключаться только на определенный срок. Бессрочные договоры найма считались ничтожными. В соответствии с декретом от 18—29 декабря 1790 г. максимальный срок подобного договора устанавливался в 99 лет. На практике эти договоры заключались в основном на гораздо более короткий срок.

    Отношения в обществе

    Старый порядок феодальной иерархии дополнялся строгостью семейного деспотизма. Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом.

    До революции развод фактически не допускался.

    Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены, совместное проживание и т.п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. В стране обычного права родительская власть рассматривались как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь также длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.

    Демократизация коснулась и сферы семейно-брачных отношений. Новая власть ввела обязательный гражданский брак, стала признаваться широкая свобода разводов. Однако в правах и статусе разведенных мужчин и женщин сохранялись значительные расхождения. Так, мужчины могли сразу после развода вступать в новый брак, а женщины — только по истечении десяти месяцев. Ранее Французская революция полностью уничтожила этот деспотизм. Декретом от 20 сентября 1792 г. устанавливалось, что полная гражданская правоспособность наступала с достижением возраста 21 года. С этого возраста дети свободно могли вступать в брак, осуществлять свои гражданские права, быть собственниками движимого и недвижимого имущества, т.е. полностью освобождались от власти родителей. Революционное законодательство значительно снизило брачный возраст — до 15 и 13 лет, но до достижения полного совершеннолетия дети могли вступать в брак только с разрешения родителей.
    Существенно изменилось правовое положение женщин. В соответствии с декретом от сентября 1792 г. устанавливалась свобода развода. По новому законодательству развод стал допускаться, во-первых, в силу взаимного согласия супругов; во-вторых, в силу одностороннего заявления с указанием на невозможность совместного проживания вследствие расхождения характеров или по ряду других причин (сумасшествие, совершение тяжкого преступления, эмиграция одного из супругов). Несмотря на прогрессивный характер этого документа, в обществе звучали настойчивые требования проведения более радикальной реформы. Дальнейшее развитие семейно-брачного законодательства шло по пути уточнения сроков, по истечении которых супруги могли вступать в новый брак. В этом направлении большое значение имели декреты 28 декабря 1793 г., 23 и 28 апреля 1794 г. Они установили, что разведенные мужчины могли вступать в брак непосредственно после развода, а женщины — по истечении десяти месяцев. Закон разрешал женщине вступать в брак сразу после развода, если разводу предшествовало фактически раздельное проживание супругов в течение шести месяцев. После термидорианского переворота была принята серия новых семейно-брачных законов, в которых прослеживается преемственность с законодательством революционного времени. Был установлен порядок, согласно которому брак мог быть расторгнут в ускоренном упрощенном порядке, если один из супругов эмигрировал или вообще проживал за границей.
    Революционное законодательство изменило характер внутрисемейных отношений. Семья стала рассматриваться как корпорация. В случае возникновения в ней различных противоречий они разбирались семейным трибуналом, состоявшим из четырех наиболее близких родственников, друзей, соседей. Сторона, не согласная с решением посредников, могла апеллировать к трибуналу дистрикта, который выносил окончательное решение. Значительно было пересмотрено положение детей в семье. Отменялось наказание в виде лишения наследства. Исправительные меры в отношении детей сохранялись, но они могли применяться родителями по согласованию с расширенным составом семейного трибунала, включавшим шесть-восемь человек ближайших родственников или соседей. В этот же трибунал родители могли обратиться с просьбой о наказании детей до 20 лет. Но такое постановление подлежало исполнению лишь после утверждения его председателем окружного суда.
    18 января 1792 г. Законодательное собрание приняло декрет, в котором устанавливался новый гражданско-правовой институт — усыновление. Документ устанавливал, что усыновитель должен быть старше усыновляемого минимум на 15 лет, а усыновительница — на 18 лет. Однако полного равенства в положении родных и усыновленных детей не было.
    Революционное законодательство пересмотрело статус незаконнорожденных детей, у которых появилось право на наследство. Устанавливалось две категории внебрачных детей. Первую категорию составляли дети, родители которых умерли в период с 14 июля 1789 г. по 2 ноября 1793 г. Вторую — те, родители которых умерли после 2 ноября 1793 г.

    Хозяйство

    Аграрная страна со слабым развитием мануфактурного производства. Отсутствие единой системы мер и веса. Внутренние таможенные пошлины.

    Накануне революции в большинстве преобладали деревенские жители – 22 мил.чел., страна являлась аграрной. Касаемо крестьян, то они были лично свободными, не имев при этом собственной земли, они могли быть лишь держателями. В деревне господствовали феодальные отношения, и все земли находились в руках сеньоров. Крестьяне несли повинности за землю в виде оброка (ценза и шампара)
    Крестьяне владели землёй на феодальном праве и в соответствии со старинной формулой: «Нет земли, без сеньора». Они являлись не собственниками, а лишь наследственными держателями (цензитариями) своих земельных участков. Очень разорительным было для крестьян принадлежавшее сеньору право триажа, т.е. право огораживать и превращать в свою собственность треть всех общинных угодий.

    Аграрная страна. Свобода торговли и конкуренции. Земля стала объектом купли-продажи. Унификация налогов.

    Революционная власть отменила феодальные законы, регламентировавшие продажу зерна и запрещавшие брать проценты с займа, что способствовало развитию финансово-кредитных отношений и активизировало формирование банковской системы. Закон 1791 г. декларировал полную свободу предпринимательства. В 1792 году были отменены такие феодальные пережитки, как личное задержание за долги и принцип майората. Закон устанавливал полное равенство детей при наследовании.

    Августовские декреты 1789 г. отменили средневековый строй в деревне, освободив крестьян от всех форм крепостной зависимости. Теперь все отношения между землевладельцами и крестьянами переводились в сферу гражданско-имущественных отношений, а повинности могли являться только следствием обязательственных отношений. Весной 1790 г. был принят закон, окончательно разрушивший феодальную структуру земельной собственности. Таким образом, земля превращалась в собственность буржуазного типа, которая могла свободно отчуждаться.

    Военное дело

    Сословная структура. Офицерские должности могли занимать только дворяне. До 1789 года офицерские должности покупались. Низшее офицерство в смысле карьеры находилось в неблагоприятных условиях. Дарования, проявлявшиеся на службе, редко давали возможность достигать больших чинов. Большую часть составляла регулярная или так называемая линейная армия. В ней было, не считая придворных частей: 79 полков французской пехоты и 23 толка пехоты иностранной, 12 батальонов пеших стрелков, 7 полков артиллерии, 15 рот инженерных войск, 26 полков кавалерии в собственном смысле, 18 драгунских, 6 гусарских, 12 конных стрелков. Всего 218 батальонов пехоты, 14 батальонов артиллерии и 206 эскадронов кавалерии. Состав войск был невысокий, в нем было много дезертиров, преступников, праздношатающихся. Срок вольного найма составлял 8 лет. Плата была 6 су в день. Условия жизни солдат были далеко не блестящие. Хлеб был плох, мясо еще хуже, казармы мало гигиеничны; в них царила теснота, настолько большая, что 2 или 3 солдата часто вынуждены были спать на одной, койке. Санитарное состояние в госпиталях было ниже всякой критики. Дурным состоянием армии объясняется то, что в год она теряла до 20.000 человек, умиравших от болезней или дезертировавших. Но как боевой материал, армия все-таки была хороша. Хотя солдаты были распущены, склонны к убийствам и пьянству, но дисциплина поддерживалась очень строго. Во многих полках царил крепкий корпоративный дух. Французские полки всегда обнаруживали те превосходные боевые качества, которые свойственны были нации во все времена: живость, интеллигентность, упорство и безумную храбрость

    Армия построена по демократическим принципам. Была ограничена выборность командного состава: было введено правило, что солдатами выбираются три кандидата, а командованию принадлежит право утверждения одного из них. Разрешалось выбирать на командные должности только офицеров, занимавших должность одной степенью ниже, причём избирать себе офицеров каждая рота могла из всего командного состава полубригады. Были сформированы дивизии постоянного состава.
    Офицеры почти не отличались от солдат ни по социальному происхождению, ни по образованию, ни по образу жизни на войне. Офицерского обоза не было, и офицеры, как и солдаты, несли свои вещи в своём ранце. При этом, например, в прусской армии командир роты, кроме верховой лошади, имел до пяти вьючных лошадей для перевозки своего багажа.


    написать администратору сайта