Главная страница
Навигация по странице:

  • Протест против «папиного кино».

  • Отказ от жанров. Отказ от кассового характера.

  • Отказ от социальных ритуалов. Импровизация.

  • Прием преследования героя.

  • Французская новая волна - лекция Мариты Захаровой. Французское кино новая волна. Франция. Конец 50ых годов. Образ молодой актрисы Брижит Бардо в кинокартине Бог создал женщину производит сексуальную революцию в консервативном европейском обществе


    Скачать 19.11 Kb.
    НазваниеФранция. Конец 50ых годов. Образ молодой актрисы Брижит Бардо в кинокартине Бог создал женщину производит сексуальную революцию в консервативном европейском обществе
    АнкорФранцузская новая волна - лекция Мариты Захаровой
    Дата10.01.2022
    Размер19.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФранцузское кино новая волна.docx
    ТипРассказ
    #327521

    Франция. Конец 50-ых годов. Образ молодой актрисы Брижит Бардо в кинокартине «Бог создал женщину» производит сексуальную революцию в консервативном европейском обществе. Режиссер, кинокритик, выпускница ВГИКа, Марита Захарова рассказывает: «Впервые женщина появляется раскрепощенной, сексуальной. Как писали многие критики, она в этом сексуальном образе невинна, как котенок: здесь сочетаются кошачья грация, эротицизм и наивность - без пошлости, без «призывного взгляда», который часто можно заметить в голливудских кинопродуктах». Образ Брижит – образ времени, символ культурной революции: каждая французская девочка стремилась подражать Бардо в одежде, прическе, макияже и, что самое главное, в мироощущении. Женщинам опостылел образ домохозяек, хранительниц домашнего очага, смиренных жен. Общество жаждет перемен.

    Коренные изменения в общественных настроениях влекут и глобальные политические события. Война в Алжире уносит сотни, тысячи жизней, а во Франции тем временем подрастает поколение, не заставшее ужасов Второй Мировой, и, соответственно, не разделяющее традиционных «отцовских» ценностей. Молодежь выступает против развязки нового военного конфликта. Зарождается социальное противостояние между молодыми людьми и «поколением отцов». Последние буквально перекрывают кислород юным парням и девушкам, не дают им возможности строить карьеру, самовыражаться.

    Проводились молодежные социальные опросы с целью выяснить какими идеалами живет новое поколение. Вышел целый памфлет «Кто такая молодежь 50-ых годов?». Публицист Нурисье писал о молодежи: «Это огромная откормленная масса, которая не знает истории, не интересуется политикой, которая не переживала трагедии, которой все равно…»

    Итак, у истоков французской Новой волны стоит напряженная социальная борьба – борьба традиционных и свежих взглядов. Катализатором в этом противоборстве поколений послужило вступление Франции в алжирский военный конфликт. Но как же философия непростого времени нашла отражение в кинематографе?

    Французское кино Новой волны (сам термин введен в 1958-ом году) началось с оживленной деятельности кинокритиков. Синефильство эпидемией распространяется по стране, кинотеатр – единственное место, где человек может прожить совершенно иную, освобожденную от заурядности, жизнь. Популярный французский киножурнал «Кайе дю синема» активно отображает картину общества и высказывает недовольство нынешним кинематографом. Критики Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Клод Шаброль проповедовали отстранение от художественной составляющей. Новое веяние поддержали документалисты Ален Рене и Аньес Варда.

    Марита Захарова замечает: «Новая волна – очень непродолжительный период (около 4-х лет), но он дал гигантский импульс всему мировому кинематографу». Критик выделяет следующие черты французской Новой волны в кинематографе:

    1. Протест против «папиного кино». Кино было конформистским, увядшим в старых догматических нормах, никак не развивалось.

    2. Отказ от последовательного повествования.

    3. Отказ от жанров.

    4. Отказ от кассового характера. Кино – эксперимент. Его нельзя создавать по шаблонам.

    5. Отказ от декораций. Большинство съемок проводится на улице в «естественной среде».

    6. Отказ от социальных ритуалов.

    7. Импровизация. Например, Годар не создавал подробного сценария к фильмам с четко прописанными репликами. Существовала общая канва, которую артисты дополняли экспромтными фразами. Так создается «живое кино».

    8. Прием преследования героя. Оператор садится в обыкновенную инвалидную коляску и следовал за героем. Так создается «эффект присутствия».

    М. Захарова выделяет несколько факторов, выделяющих данный период в истории кинематографа:

    Примером для нововолновцев становится А. Хичкок. Голливудская система подразумевает тотальную зависимость режиссера от студии: студия диктует заказ, а режиссер воплощает. Хичкока выкупил Голливуд, однако вскоре он освободился от продюсерских догматов и стал воплощать собственные задумки. Хичкок создает авторское кино, то есть сочиняет сценарий, снимает, контролирует монтаж и участвует во всех этапах изготовления кинопродукта. Режиссеры Новой волны считают, что истинное кино – авторское.

    Раньше для создания собственного фильма требовалось преодолеть немало этапов: возвыситься от ассистента до режиссера. Теперь же возможность снимать кино получают молодые люди. В этот период создается бесчисленное количество фильмов, однако лишь самые талантливые работы (Трюффо, Годара, Варда) вписаны в анналы киноистории.

    Технические новшества способствуют улучшению качества записи: переносные легкие камеры делают операторскую работу изощреннее и интереснее, возможность записи синхронного звука открывает новые границы восприятия сюжета.

    Появляются темы, ранее не освещаемые во французском кино: масштабные события (война в Алжире) и газетные истории (например, родители сдали непослушного сына в полицию или кузен убил кузена). Режиссеры Новой волны называют полицейскую хронику наиболее четким отражением времени. Франсуа Трюффо создает творческий манифест, согласно которому истинное кино отображает настоящую жизнь через призму легкости, при этом стираются границы между жанрами.

    «400 ударов» 1959-ого года - история о трудном подростке, фильм автобиографичный для режиссера. Трюффо сам дезертировал, оказался под присмотром приятеля. Впервые в кино создается герой-альтер эго – Антуан Дуанэль. В основе фильма – «школьная история». Сходный мотив воплощен в картине Жана Виго «Ноль за поведение» 1938 года. Однако Трюффо больше погружается в психологизм. После успеха «400 ударов» Трюффо решился продолжить историю Антуана и снял трилогию: о первой любви героя, о его свадьбе и разводе. В 1959-ом году на Каннском фестивале Трюффо получает приз за лучшую режиссуру.

    Трюффо задает традицию разрыва четвертой стены: его герой явно смотрит в камеру. Впоследствии тот же прием использует Годар в картине «На последнем дыхании».

    Герой Новой волны – аутсайдер, не соблюдающий социальные нормы, ищущий дополнительные смыслы. Годар снимает в фильме «На последнем дыхании» молодого актера Бельмондо, чья внешность не соответствует классическим представлениям о красоте. Однако Бельмондо удается воплотить на экране «живой» образ.

    Веяния Новой волны сходят на нет к 1963 году.

    М. Захарова рекомендует к просмотру следующие фильмы:

    400 ударов

    Хиросима, любовь моя

    На последнем дыхании

    Стреляйте в пианиста

    Жюль и Джим

    Ее статьи и кинозаметки можно и нужно увидеть на сайте feellini.ru


    написать администратору сайта