Главная страница

Эссе по философии. эссе гегель. Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 3


Скачать 17.68 Kb.
НазваниеГегель. Энциклопедия философских наук. Том 3
АнкорЭссе по философии
Дата31.01.2022
Размер17.68 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаэссе гегель.docx
ТипДокументы
#347231

Студента группы С-21 Калашник Артема ЭССЕ

«Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 3. Философия духа»

Вопросы к тексту:


1. Как, согласно Гегелю, соотносятся логическая идея, природа и дух?

2. Сказать, что такое дух, можно, сравнивая его с природой. Что представляет собой природа, согласно Гегелю? Что означает утверждение, что в природе господствует необходимость?

3. Чем, по Гегелю, растение отличается от той, или иной неживой вещи? Чем животное отличается от растения? В чем подобны и чем отличаются процесс поглощения живым существом пищи, процесс физического взаимоотношения полов и процесс познания? Как понимать Гегеля, когда он утверждает, что «в процессе полового общения животное не доходит до порождения рода»?

4. Что Гегель называет «идеальностью»? В чем суть деятельности духа? На что способен дух в качестве конечного духа (индивид в его отдельности), в качестве религиозного сознания и в качестве философского мышления?

5. Как в итоге Гегель определяет сущность духа (то есть свободу)? Что он говорит о различии, противоречии, страдании? Как они относятся к сущности духа?

Гегель в своей философской системе принимал те же три ступени в развитии познающей силы, но устранял из этого процесса всякий вид произвольной деятельности, считая весь процесс необходимым движением от одной ступени развития к другой – от бытия в себе чрез бытие вне себя к бытию в себе и для себя «идея, природа, дух». Необходимый процесс саморазвития совершается, по Гегелю, в чистом или абсолютном разуме «идее», вследствие чего разум (мышление) оказывается единственным и действительно сущим, а все действительное необходимо разумным. Разум в этой системе есть, следовательно, единственная субстанция, но не реальная, а чисто идеальная . Превратить эту субстанцию в субъект, т. е. первоначальный бессознательный разум в самостоятельный, в дух и даже в абсолютный Дух, так как субстанция есть абсолютный разум, составляет задачу мирового процесса. Выхождение субстанции из её первоначального вида существования, как логической идеи, в инобытие, как природы, и заключительное понимание себя самой, как единого и истинно действительного, понимание, что такое абсолютная идея, какова она есть в развитом своем существе, составляет ступени мирового процесса. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия. Для установления этого понятия необходимо, чтобы мы указали ту определенность, благодаря которой идея существует как дух. Но всякая определенность есть определенность только по сравнению с другой определенностью; определенности духа вообще противостоит прежде всего определенность природы; первая может быть поэтому понята только одновременно с последней. В качестве отличительной определенности понятия духа следует указать на его идеальность, т. е. снятие инобытия идеи, воз-вращение и возвращенность ее к себе из своего другого, тогда как для логической идеи, напротив, отличительной чертой является ее непосредственное, простое в-самой-себе-бытие (Insichsein), а для природы — ее вне-себя-бытие. Подобно духу и внешняя природа разумна, божественна, представляет собой изображение идеи. Однако в природе идея проявляется в стихии внеположности, является внешней не только но отношению к духу, но — именно потому, что она является внешней по отношению к нему, т. е. к той в-себе и для-себя-сущей внутренней природе ( Innerlichkeit) его, которая составляет сущность духа,— как раз поэтому идея является внешней и по отношению к себе самой.»

«Дух выходит таким образом из природы», - этим Гегель хочет показать, что переход от неживого к живому является завершением природного процесса. Это означает, что природа лишь низшая ступень «Абсолютной идеи». Своё высшее назначение «Абсолютная идея» получает в развитии общества и человеке. Философ не признаёт процессы изменения и усовершенствования органики и всех живых существ, ведь все эти формы, по его мнению, являются Абсолютной идеей. Сама же философия Гегеля содержит глубокие диалектические догадки, но тем не менее она далека от понимания

природы как единого целого, которая постоянно изменяется и развивается по присущим ей законам. Здесь он выражает противоречие между науками о природе и идеализмом. Нам известно, что в природе всё пространственно и временно, что всё естественное внеположенно до бесконечности. Материя является основой для всех формообразований в природе. Но по отношению к самой себе является внеположной, распадается на конкретные точки и материальные атомы, из которых она состоит. Различия, в которых развёртывается понятие природы, представляет собой самостоятельное существование. Но вследствие своего изначального единства они находятся во взаимоотношениях между собой. Ни одно отличие не может быть понятно без другого, но это отношение является в большей или меньшей степени внешним. Потому можно говорить, что в природе господствует не свобода, а необходимость.

В ходе рассуждения автор дает нам понять ,что представляет из себя пирода: Подобно духу и внешняя природа разумна, божественна, представляет собой изображение идеи. Однако в природе идея проявляется в стихии внеположности. Что все естественное внеположено до бесконечности; далее, что материя, эта всеобщая основа всех существующих формообразований природы, не только нам оказывает противодействие, существует в не нашего духа, но и по отношению к самой себе является внеположной, распадается на конкретные точки, на материальные атомы, из которых она составлена.»

Для каждого живого существа необходима его среда обитания –это факт. Так и природа необходима для всех людей. Читая фрагмент, я заметила такое утверждение автора, как «в природе господствует необходимость», а вот как он подтверждает эти слова: понятие природы, представляют собой одно в отношении другого более или менее самостоятельные существования; правда, в следствие своего изначального единства они находятся во взаимоотношении между собой, но это отношение является для них в большей или меньшей степени внешним.

Так же Гегель отличает растения от неживой природы, называя их «живой организм». Он утверждает, что: в растении обнаруживается некоторый центр, простирающийся на периферию, некая концентрация различий, некое саморазвитие изнутри во вне, некое саморазличающееся и из своих различий в точке само себя порождающее единство , и тем самым нечто такое,чему мы приписываем стремление. Но это единство остается незавершенным, потому что процесс расчленения растения есть выхождение из себя растительного субъекта, каждая же часть растения есть целое растение, есть его повторение, и, следовательно, отдельные части не находятся в полном подчинении единству субъекта. Говоря о различии животных и растений, автор выделяет основное отличие-это ощущение.

В своем высказывании Гегель ставит вопрос о «способности духа в качестве религиозного сознания и в качестве философского мышления». Попробуем разобраться. Ведь действительно некоторых людей дух складывается в качестве религии, а у других в качестве философского

мышления, понимания бытия, истины. « В качестве религиозногосознания дух проникает сквозь мнимо абсолютную самостоятельность вещей—вплоть до действующейвих внутреннем существе, все собой сдерживающей, единой, бесконечной мощи Бога. В качестве философского мышления дух за вершает указанную выше идеализацию вещей тем, что он познает тот определенный способ, каким образующая их общий принцип вечная идея в них раскрывается.» Автор делает вывод о том, что это два неразрывных процесса, вытекающих друг из друга. В результате их взаимодействия «дух возвышается до полностью постигающей себя действительной идеи и тем самым до абсолютного духа». Гегель вводит такую дефиницию, как «конечный дух» и безусловна она здесь уместна, поскольку у любой сознательной деятельности должно быть логическое завершение, итог, а «конечный дух» этому помогает и вот что он говорит: конечном духе это возвращение идеи к себе имеет лишь свой отправной пункт, и только в абсолютном духе оно получает свое завершение, ибо лишь здесь идея постигает себя не в односторонней форме понятия, или субъективности, и не в столь же односторонней форме объективности, или действительности, но в совершенном единстве этих различных ее моментов, т. е. в ее абсолютной истине.

Сущности духа, является различной и понять ее очень тяжело «Сущность духа есть поэтому с формальной стороны—свобода, абсолютная отрицательность понятия как тождества с собой. Соответственно этому формальному определению дух может абстрагироваться от всего внешнего, равно как и от своей собственной внешности, от своего наличного бытия» и это действительно так. Чтобы лучше понять, то, что нам хочет донести автом, я заметила такие слова, как различии, противоречии, страдании. Без этих ключевых аспектов дух существовать не может. Вот что автор говорит о страдании: Другое, отрицание(das Negative), противоречие, раздвоение — все это принадлежит, следовательно, к природе духа. В этом раздвоении содержится возможность страдания. Страдание порождается злом, это известно всем «И столь же мало, как и страдание, приходит извне к Духу так же и зло—негативное в-себе-и-для-себя-сущего бесконечного духа». Дух может сохраняться , я считаю в противоречии «Противоречие, однако, потому переносится духом, что этот последний не имеет в себе ни одного определения, про которое он не знал бы,что оно положено им самими, следовательно, им же самим вновь может быть снято. Эта власть духа над всем имеющимся в нем содержанием составляет основу свободы духа».


написать администратору сайта