Германская филология. Лекция_3_Германо-скандинавская_мифология._Памятники_древнегерман. Германоскандинавская мифология
Скачать 50.62 Kb.
|
Анализируя германскую поэзию, необходимо отметить, что на протяжении целой эпохи ее формой оставался тонический аллитерационный стих. Особенно долго эта форма сохранялась в Исландии, тогда как у континентальных германских народов уже в раннее средневековье она сменяется стихом с конечной рифмой. В ответе следует дать определение "аллитерации", обосновать возможность/невозможность ее воспроизведения в русском переводе и привести примеры из произведений, написанных в традиционной аллитерационной форме и в новой, основанной на рифме. К другим особенностям германского стиха относятся "кеннинг" и "хейти". Дайте определение данным явлениям, приведите примеры и скажите, какие понятия обозначались ими. В программу курса "Введение в германскую филологию" включены три памятника германского героического эпоса: "Беовульф", "Старшая Эдда" и "Песнь о нибелунгах". Указанные произведения трудны для современного читателя, воспитанного на иной литературе и склонного переносить на древние памятники представления, сложившиеся при знакомстве с художественными произведениями нового времени. Поэтому при чтении рекомендуемых произведений необходимо систематически обращаться к толкованиям, данным в примечании. "Беовульф". Единственная существующая рукопись "Беовульфа" датируется примерно1000 годом. Но сама эпопея относится, по мнению большинства специалистов, к концу VII или к первой трети VШ века. Рукопись входит в так называемое Коттонское собрание и хранится сейчас в Британском музее. Текст поэмы сохранился благодаря счастливому стечению обстоятельств, связанных с особенностями христианизации Англии, в результате которых в Англии не было такого уничтожения старых текстов, как в ряде других стран. В период создания эпопеи англосаксы уже переживали начинавшийся процесс зарождения феодальных связей. Поэме, однако, присуща эпическая архаизация. Кроме того, поэма рисует действительность со специфической точки зрения: мир "Беовульфа" - это мир королей и дружинников, мир пиров, битв и поединков. Схватки, поединки героя с чудовищами поставлены в центре поэмы вполне правомерно - они выражают главное ее содержание. При изучении произведения важно обратить внимание на изображение мира культуры в "Беовульфе", уяснить, чем он олицетворяется и кем представлен в поэме, что представляет высшие ценности для германского героя и почему. Необходимо также объяснить причину сведения "срединного мира" к дворцу короля и доказать, что "Беовульф" - героический эпос, который сложился в дружинной среде. Миру культуры, света, радости противостоит иной мир - дикости, ужаса, страха. Подумайте, чем олицетворяется этот мир, кем он представлен в поэме. При этом наиболее подробно остановитесь на характеристике чудовища германской мифологии Гренделе и укажите на его место в формировании идеи средневекового черта. "Беовульф" - произведение, интересное тем, что на старые языческие верования напластовываются в нем христианские представления. В связи с этим при подготовке к ответу вам предлагается проиллюстрировать сказанное, привлекая для аргументации образ Гренделя и мотив золота как воплощения удачи воина, с одной стороны, и как источника несчастий, с другой. Переходя к характеристике художественных и поэтических особенностей поэмы, необходимо отметить, что в эпопее немало элементов фольклора. Найдите их и определите, какие из них являются элементами волшебной сказки. Найдите также признаки, которые отличают поэму от сказки и превращают ее в героический эпос. В ответе остановитесь на использовании в ней таких стилистических тропов, как метафора, сравнения, эпитеты. Для иллюстрации художественных и поэтических особенностей поэмы, а также для подготовки к работе с текстами в курсе "Истории английского языка" вам рекомендуется выучить наизусть два отрывка из поэмы – стихи №210-224, №711-721. В заключение вам предлагается ознакомиться с двумя существующими точками зрения относительно написания поэмы и высказать свое мнение по каждой из них. "Старшая Эдда". Песни «Старшей Эдды» - это самый знаменитый лите- ратурный памятник народов, говорящих на германских языках, и выдающееся произведение мировой художественной литературы. Древнескандинавские мифы и героические сказания, которые сохранились в рукописи, представляют собой целый мир художественных образов, созданных устным творчеством народа. Они не менее ярки и своеобразны, чем вошедшие в сокровищницу мировой литературы классические образы мифологии и эпоса древних греков. При изучении данного памятника следует помнить, что «Старшая Эдда» - это не только памятник, в котором представлены очень разнообразные стили (назовите их), но это также памятник, который, как и всякое выдающееся художественное произведение, открывается читателю своими разными сторонами в зависимости от того, с какой точки зрения он рассматривается, и никогда не открывается весь до конца. Поэтому о «Старшей Эдде» могут быть справедливы прямо противоположные высказывания: с одной стороны, «Старшая Эдда» - это мир яркой фантастики, с другой - это мир конкретной действительности; «Старшая Эдда» - это памятник, который уходит своими корнями в глубочайшую древность, вместе с тем «Старшая Эдда» - это памятник чисто исландский - это очень простой и доходчивый литературный памятник. Характеризуя данный памятник, необходимо подчеркнуть, что при всей внешней безыскусственности и простоте в мировой литературе трудно найти памятник более спорный и загадочный, чем «Старшая Эдда», - памятник, который бы больше изучался, в большей мере был бы предметом спора между учеными и содержал бы поэтому больше неясного. Так, слово «Эдда» значит теперь совсем не то, что оно значило когда-то, а что оно значило первоначально - вообще неизвестно. Существуют три этимологии этого слова. Познакомьтесь с ними, подумайте, какая из них кажется вам более убедительной и почему. Дайте обоснование своей точке зрения. Далее следует переходить к характеристике содержания эддической поэзии, подчеркнув, что оно архаично - в нем два слоя: более древний - мифы, менее древний - героические сказания. Мифы представляют собой содержание мифологических песен, героические сказания – героических. Песни о богах. Мифологические песни «Старшей Эдды» - это памятник, единственный в своем роде, основной источник наших сведений о германском язычестве, т.к. ни у одного из германских народов, кроме исландского, не сохранилось языческой литературы. В ответе необходимо охарактеризовать быт, нравы человеческого общества, представленного в «Старшей Эдде», обращая при этом особое внимание на гномические строфы, т.е. строфы, содержание которых составляют правила житейской мудрости. Они дают объективную картину поведения среднего человека и подчас - сатиру на его поведение. Характеризуя образ жизни членов общества, остановитесь подробнее на злых силах, которые угрожают их жизни и жизненным ценностям, и на богах. Назовите основных богов, дайте характеристику каждому из них и обратите внимание на их изображение. Песни о героях. Своеобразие героических песен "Старшей Эдды" в том, что они и по форме, и по содержанию отражают очень архаическую ступень развития героической поэзии. Прежде всего они «песни», а не «эпопеи». При подготовке к ответу необходимо уяснить отличие «песни» от «эпопеи», исходя из определений данных явлений, и привести примеры песен и эпопей германского героического эпоса. В связи с тем, что песни «Старшей Эдды» нередко принимаются за образцы «древнегерманской» или «общегерманской» героической поэзии, несмотря на то, что они всё же исландские, необходимо ознакомиться с двумя точками зрения, существующими по вопросу возникновения героической поэзии германцев, и представить их в ответе на вопрос. Центральной темой героических песен является герой перед лицом Судьбы. Все эпические герои неукоснительно выполняют свой долг и всегда бесстрашны перед лицом смерти. Здесь необходимо показать, что побуждает героя одерживать победу над собой, во имя чего он действует, что считает высшим долгом, благом. Героические песни «Старшей Эдды» в противоположность ее мифологическим песням повествуют о простых людях и об исторических персонажах. Обратите внимание на исторические события, описываемые в сказаниях, определите, к какой эпохе они относятся и какие исторические персонажи упоминаются в них. При чтении нетрудно заметить, что историческая основа героических сказаний, представленных в «Старшей Эдде», очень скудна, а нередко и вообще едва прощупывается. Объясните подобное отношение к историческим фактам и к чему приводит идеализация и сгущение фактов исторической действительности. Фразеология эддической поэзии, как и ее стихосложение, очень архаична. Наиболее характерные элементы ее - это хейти и кеннинги, с которыми вы познакомились в разделе, посвященном германскому героическому эпосу. Здесь вам следует привести несколько примеров хейти и кеннингов из изучаемого произведения и прокомментировать их. «Песнь о Нибелунгах». «Песнь о Нибелунгах» принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Возникла «Песнь о нибелунгах» на рубеже XIII века, в тот период, когда в Германии, как, впрочем, и на всем Западе, расцвела так называемая рыцарская, или куртуазная поэзия, которая знаменовала первый широкий прорыв в чисто религиозной культуре средневековья, означала предвестье Возрождения. Одной из известных проблем, связанных с «Песней о нибелунгах», является проблема авторства. Здесь важно отметить, что автор «Песни», то есть поэт, который объединил существовавшие до него поэтические произведения и сказания, по-своему переработал их, придав им окончательную художественную форму и структуру, неизвестен. В строфе2233 он называет себя «писец», возможно, отражая степень своего творческого самосознания. Подумайте, согласны ли вы с данной оценкой автором своей деятельности, и аргументируйте свою точку зрения. Если время написания и место возникновения «Песни о нибелунгах» удается установить довольно точно, то вопрос о происхождении нибелунгов не до конца остается выясненным. При подготовке данного вопроса определенную помощь вам окажет VIII авентюра, в которой изображается страна нибелунгов. Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с изучением «Песни о нибелунгах», является вопрос о становлении поэмы. Рассматривая данный вопрос, необходимо указать, что эпические песни, которые были использованы при создании «Песни о нибелунгах» как ее источник, не сохранились. Тщательный анализ позволяет, тем не менее, наметить тот фонд, который находился в распоряжении автора «Песни». Автор «Песни», используя достижения своих предшественников, создал новое, подлинное, цельное художественное произведение. Его цельность заключается в архитектонической соразмерности, в выдвижении в качестве главного действующего лица Кримхильды и в нацеленности поэмы с самого начала на трагическую развязку. Раскрывая данный вопрос, необходимо проиллюстрировать указанные выше положения. Приступая к характеристике исторической подпочвы, которая может быть обнаружена в «Песне о нибелунгах», важно подчеркнуть, что основное место занимают события и исторические персонажи эпохи великого переселения народов. Здесь отчетливо вырисовываются три исторических слоя: судьба бургундского государства, разрушенного в437 году гуннами; франкский слой, т.е. исторические персонажи и события, связанные с развитием франкского государства в V-VII веках; исторические события времени написания «Песни». При изучении вопроса рекомендуется подробнее остановиться на каждом из названных выше слоев и показать, как представлены исторические судьбы государств и исторические коллизии в поэме. В заключение необходимо отметить, что «Песнь о нибелунгах» родилась из потребностей новой этики и новой эстетики, во многом отошедших от канонов архаического эпоса варварской поры. Формы, в которых выражены здесь представления о человеческой чести и достоинстве, о способах их утверждения, принадлежат феодальной эпохе. Но накал страстей, обуревавших героев эпопеи, острые конфликты, в которых их сталкивает судьба, и поныне не могут не увлекать и не потрясать читателя. |