Главная страница
Навигация по странице:

  • 1) Какова роль гетто в развитии антисемитской политики

  • Задание 5 по истории Холокоста. Задание 5 Гетто и лагеря на территории СССР. Гетто и лагеря для евреев на территории ссср


    Скачать 50.08 Kb.
    НазваниеГетто и лагеря для евреев на территории ссср
    АнкорЗадание 5 по истории Холокоста
    Дата24.02.2023
    Размер50.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание 5 Гетто и лагеря на территории СССР.docx
    ТипДокументы
    #952639



    НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ХОЛОКОСТ»

    Курсы по подготовке преподавателей по теме « ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА»


    Задание №5

    «ГЕТТО И ЛАГЕРЯ ДЛЯ ЕВРЕЕВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР»

    Выполнила: слушатель курсов ___________________________
    Преподаватель: ___________________


    Москва 2016
    Тема №5«ГЕТТО И ЛАГЕРЯ ДЛЯ ЕВРЕЕВ НА ТЕРРИТОРИИ СССР»

    1) Какова роль гетто в развитии антисемитской политики?

    Нацисты широко использовали принцип "коллективной ответственности", возлагая именно на евреев ответственность за сталинские репрессии. Наибольшего эффекта им удалось добиться на территориях Прибалтики, Западной Белоруссии и Западной Украины, отошедших к СССР в результате пакта Молотова-Риббентропа. И хотя среди репрессированных накануне войны местных жителей было немало евреев, в глазах основной массы населения советская власть ассоциировалась с резким улучшением правового положения именно евреев. Идеологическому фактору нацисты придавали особое значение. Попытка представить "новый порядок" не захватническим, а "освободительным" диктовала необходимость использовать в пропаганде и практике террора оголтелый антисемитизм. Объявив борьбу с "еврейско-болышевистским засильем" как главную задачу, они последовательно использовали эту карту для завоевания поддержки населения. Только евреи были объявлены "неарийцами". Для концентрации евреев перед их уничтожением или депортацией на всех оккупированных территориях создавались места принудительного содержания, гетто, лагеря. Евреев СССР, как правило, даже не депортировали в лагеря смерти; их уничтожали там, где их застала война. На советских евреях нацисты начали отрабатывать методы и тактику массовых убийств и сокрытия следов преступлений. Опыт массового убийства советских евреев был использован при планировании и проведении Ванзейской конференции.

    Оккупанты с первых дней войны сочетали акции уничтожения (прежде всего евреев-военнопленных, молодых мужчин, интеллигенции) с использованием хорошо продуманного комплекса дискриминационных и грабительских мероприятий.

    Высокая производительность, дешевизна и возможность широко эксплуатировать женский и детский труд делали привлекательным для властей сохранение производств внутри и вне гетто. Это происходило на фоне невиданного в новейшей истории полного ограбления еврейского населения методом конфискаций и контрибуций, изъятия недвижимого имущества и ценностей. Масштабы экономических потерь советских евреев нуждаются в дальнейшем исследовании, но даже установленные цифры и факты говорят о том, что нацистская экономика как на оккупированной советской территории, так и Третьего рейха в целом получила огромные финансовые вливания именно за счет имущества, ценностей, денежных средств советских евреев. Принудительный труд евреев на оккупированной территории применялся в самых разнообразных формах. Во всех без исключения населенных пунктах нацисты использовали его в качестве издевательства над еврейским населением. Узников заставляли выполнять тяжелые и грязные, а подчас и бессмысленные работы. Евреи подвергались дискриминации в вопросах возрастных границ привлечения к трудовой повинности, оплаты и условий труда.

    Антисемитизм проявлялся в этот период в следующем:

    Еврейские погромы и массовые убийства евреев, совершаемые коллаборационистами на оккупированной территории, выдача скрывающихся евреев.

    Помощь нацистам в выявлении евреев среди задержанных и военнопленных, в частности, в лагерях на оккупированной территории СССР.

    Отказ в приёме в партизанские отряды и отправка бежавших из гетто назад, издевательства и даже расстрелы как немецких шпионов.

    Катастрофа на территории СССР характеризуется активным участием местных жителей в преследовании евреев – особенно в западных районах СССР. В «акциях» 1942 года на Украине и Белоруссии соотношение между коллаборационистами и немцами составляло от 5:1 до 10:1. Такая активность объясняется в значительной мере тем, что народы аннексированных СССР территорий были озлоблены против Советов и отождествляли евреев с советской системой. Больше всего узников гетто поражало отношение недавних друзей и соседей. Нередко оккупанты и их пособники науськивали на евреев подростков, которые бросали в них камни. Некоторые местные жители быстро осознали всю бесправность положения своих еврейских соседей. Еще до создания гетто кое-кто из них бесцеремонно издевался над евреями, выгоняя их из очереди за хлебом. Мальчишки безнаказанно могли избивать женщин и своих сверстников. Под воздействием нацистской антисемитской пропаганды факты избиений, открытого ограбления, издевательств были весьма распространенными. Неограниченные возможности для грабежей предоставлялись местным жителям в процессе перевода евреев в гетто или к месту казни. Несмотря на запреты властей, массовый грабеж еврейского имущества проходил и после уничтожения евреев.

    На повышение уровня антисемитизма на оккупированных территориях оказали влияние мифы, существовавшие в «исторической памяти» и вновь актуализированные нацистской пропагандой. Антисемитские настроения на оккупированной территории были настолько массовыми, что руководитель могилёвского подполья Казимир Мэттэ писал:

    «Учитывая настроение населения, невозможно было в агитационной работе открыто и прямо защищать евреев, так как это безусловно могло вызвать отрицательное отношение к нашим листовкам даже со стороны наших, советски настроенных людей или людей, близких нам».1

    В поведении людей, оказавшихся в оккупации, наглядно проявились универсальные черты Холокоста. Многочисленные свидетельства очевидцев показывают, что первые антиеврейские мероприятия оккупантов, включая идентификацию, ограбление, переселение в гетто (до массовых убийств) не вызывали открытого неприятия или сопротивления окружающих.2
    2) Опишите типы гетто, сходства и различия.

    В комплексе антиеврейских мероприятий оккупационных властей было создано свыше 1000 гетто и мест принудительного содержания для изоляции евреев на оккупированной территории СССР. Оккупанты использовали различные варианты мест принудительного содержания:

    • пребывание евреев в том или ином населенном пункте в течение определенного времени после оккупации и до расстрела;

    "открытое" или "закрытое" гетто;

    места принудительного содержания евреев перед расстрелом;

    транзитные гетто;

    рабочие и концентрационные лагеря.

    По своей структуре, органам управления, степени вовлеченности в военную экономику оккупационных властей они значительно отличались друг от друга.

    "Открытое" и "закрытое" гетто.

    При организации гетто нацисты активно использовали "польский опыт" - они создавались прежде всего в городах, районных центрах, местечках вблизи железных дорог. Туда также переселяли уцелевших после акций уничтожения евреев из сельской местности (чаще всего - лишь специалистов-ремесленников с их семьями). Созданием гетто занимались военные комендатуры, службы полиции безопасности и СД, а также айнзатцгруппы, если одномоментная ликвидация евреев представлялась им невозможной.

    Можно выделить следующие "минимальные признаки" гетто: переселение еврейского населения в специальный квартал (помещение) и (или) отделение его от окружающих; изоляция путем ношения опознавательных знаков; ограничение передвижения или полная изоляция с использованием ограждения и охраны; создание органов руководства общиной; привлечение к принудительному труду через еврейские советы или старост; продолжительность проживания в месте принудительного содержания.

    В отличие от рабочих лагерей, в гетто узники содержались независимо от степени их пригодности к труду и семейного положения. Срок проживания и выполнение трудовых функций важен для разграничения понятия "гетто" от иных форм принудительного содержания узников. Все гетто условно можно разделить на два основных типа: "открытое" и "закрытое". Первый из них (без физической изоляции евреев в охраняемый квартал или помещение) носил временный характер - до уничтожения либо переселения в "закрытое" гетто, депортации, отправки в рабочие лагеря. Узники "открытого" гетто чаще всего оставались в своих домах или квартирах, где проживали вместе с семьями. В некоторых случаях они переселялись в неогороженную и неохраняемую часть населенного пункта. Туда же иногда переселяли евреев из других, как правило, небольших по численности еврейского населения, населенных пунктов. Обязательным признаком такого гетто являлось создание юденрата либо назначение (выборы) старосты. С их участием обычно проводились регистрация, взимание контрибуции, направление определенного количества людей для ежедневных принудительных работ. Другим важнейшим признаком данного типа гетто являлась частичная изоляция еврейского населения. Она выражалась в ограничении свободы передвижения в пределах населенного пункта по сравнению с другим населением, вплоть до запрета покидать место проживания, если целью передвижения не являлось выполнение приказов властей. Способом, обеспечивающим эту изоляцию, являлось визуальное обозначение евреев (отметки в документах, ношение опознавательных знаков, маркировка их домов и квартир). В данном случае эти меры носили конкретно превентивный характер именно в целях изоляции еврейского населения и контроля над ним. Только сочетание большинства указанных выше факторов (за исключением отметок в документах и маркировки жилищ, что проводилось далеко не везде) позволяет говорить о наличии гетто. Создание "открытого" гетто необходимо рассматривать как первый этап (нередко он оставался единственным) физической изоляции еврейского населения перед уничтожением.

    "Открытые" гетто создавались в зоне как военной администрации (здесь узников не предполагалось надолго оставлять в живых, поэтому их концентрация обычно проводилась накануне уничтожения), так и гражданской. В зоне гражданской администрации этот тип гетто был переходным. В таком виде они существовали, за редким исключением, от нескольких недель до нескольких месяцев и даже года. Важным признаком такого гетто служит численность и компактность проживания узников.

    Причины создания "открытых" гетто в этой зоне были следующими.

    Во-первых, когда переселение евреев в особый квартал вследствие их многочисленности было сопряжено с определенными проблемами как для остального населения, так и оккупационных властей.

    Во-вторых, когда сравнительно небольшие общины (или уцелевшие после первых акций) переселялись местными властями в более крупные населенные пункты. Одной из причин этого была сравнительная малочисленность жандармских и полицейских формирований, способных предотвратить бегство узников.

    Главным аргументом против создания "закрытых" гетто была угроза эпидемий вследствие большой скученности населения.

    Создание "закрытых" гетто предполагало переселение всех евреев (за редким исключением в ряде мест для членов юденрата, врачей и ремесленников) в определенный квартал, улицу или дом (помещение). Сроки для переселения, как правило, устанавливались в несколько дней.

    Иногда переселение растягивалось на более длительный срок. В то же время в небольших населенных пунктах для переселения отводились всего сутки или даже несколько часов. Ускоренные сроки переселения и ограничения в перемещении мебели и топлива сразу создавали предпосылки для ухудшения положения узников. В ряде городов дистрикта "Галиция" и в генеральном округе "Волынь-Подолия" (включая районы Западной Белоруссии) со значительным в процентном отношении еврейским населением (Львов, Дрогобыч, Пинск) "закрытые" гетто были созданы только весной-летом 1942 г.

    Внешним признаком "закрытого" гетто становилось его ограждение колючей проволокой, кирпичной стеной или глухим деревянным забором. Оно возводилось силами узников и за их счет. Вход и выход из гетто могли быть осуществлены только через один или несколько пропускных пунктов, которые охранялись с внешней и внутренней стороны.

    Власти иногда принимали дополнительные меры по изоляции еврейского населения в "закрытых" гетто. Так, воздвигались высокие (до 2,5 метра) проволочные заграждения и сторожевые вышки. Заборы сверху покрывались колючей проволокой. Вокруг гетто устанавливались особые десятиметровые зоны, в которых сносились все объекты и запрещались строительство, складирование товаров, посадка деревьев и кустарников.

    Создание гетто такого типа означало полную физическую изоляцию еврейского населения. Оно отличалось от рабочего или концентрационного лагеря прежде всего возможностью проживания с семьей и наличием части личного имущества. Объективно переселение в "закрытое" гетто означало важный шаг к созданию условий физического вымирания нетрудоспособного еврейского населения, так как оно лишалось всех средств к существованию и изолировалось от внешнего мира. Без помощи местного населения, как бескорыстного (прежде всего родственников, друзей, соседей, сослуживцев и соучеников), так и основанного на материальном факторе (продажа по завышенным ценам и неравноценный обмен продовольствия на ценные вещи и одежду), узники были обречены на гибель в кратчайшие сроки.

    Организация "закрытого" гетто была обусловлена и экономическим фактором.

    Во-первых, ужесточался контроль за обеспечением дешевой или бесплатной рабочей силой для производств и мастерских как внутри, так и за пределами гетто.

    Во-вторых, увеличивалась продолжительность рабочего дня ввиду сокращения времени на доставку узников к месту работы. Наряду с усилиями еврейских советов по социальной помощи, организацией медицинского обслуживания, созданием новых рабочих мест, это приводило к некоторой стабилизации жизни в данном типе гетто и создавало иллюзию возможности выживания.

    Для оккупационных властей решающими факторами при создании "закрытых" гетто были задачи поэтапного осуществления "окончательного решения" и максимально эффективной эксплуатации рабского труда узников. Если в "открытом" гетто евреи преимущественно использовались на восстановительных и тяжелых физических работах, то в "закрытом" гетто прежде всего применялся квалифицированный труд как в самом гетто, так и за его пределами. Для этих целей в ряде городов квалифицированные специалисты переводились вместе со своими семьями в особое гетто, при этом какой-то период времени продолжало существовать и второе, "закрытое" гетто.

    Для многих населенных пунктов были характерны смешанные варианты гетто. В ходе акций по уничтожению еврейского населения выделялись нужные оккупационным властям специалисты, которые (иногда с членами семей) переводились из "открытых" в небольшие "закрытые" гетто. В некоторых населенных пунктах (причем в разных зонах оккупации) нацисты создавали по два и более гетто. Обычно в одном из гетто концентрировали нетрудоспособных, которых вскоре ликвидировали. Создание таких гетто можно рассматривать как один из видов предварительной селекции еврейского населения с целью скорейшего избавления от тех, кто был бесполезен для немецкой экономики. Иногда (как, например, в Бресте) создание "большого" и "малого" гетто было обусловлено тем, что оно было разделено важной транспортной магистралью (в данном случае шоссе Варшава - Москва). Еще одной разновидностью гетто были места содержания обладателей зарубежных паспортов (например, во Львове).

    Транзитные лагеря

    Другим вариантом мест принудительного содержания евреев были "транзитные гетто" для евреев, перемещаемых в Транснистрию или в лагеря уничтожения на территории Польши. Они получили большое распространение на территории румынской зоны оккупации (в Молдавии, Буковине, Одесской и Николаевской областях). Их особенностью было то, что гетто располагались за пределами населенных пунктов, нередко в открытой местности. Они огораживались колючей проволокой и охранялись румынскими полицейскими. Узники не привлекались к работам. Обычно евреи находились в таких гетто очень короткий промежуток времени - для ночлега и отдыха охраны.

    Передвижение колонн проводилось преимущественно ночью, чтобы минимизировать контакт с местным населением. Некоторые временные гетто выполняли функцию лагерей уничтожения, где погибли десятки тысяч евреев. Так, через два наиболее крупных пересыльных лагеря в селах Доманевка и Богдановка (Одесская область) прошло соответственно 120000 и 55000 человек. Все они располагались на голой земле либо содержались в хлевах и свинарниках. При этом почти все узники Богдановки были уничтожены, а две тысячи - сожжены.

    В Западной Белоруссии (округ "Белосток") было 5 транзитных гетто. Этот округ был передан в состав рейха и управлялся гауляйтером Восточной Пруссии. Большинство местных евреев были вывезены через такие транзитные лагеря в лагеря уничтожения на территорию Польши.3

    3) Способы выживания в гетто.

    Проблему поиска элементарных путей к выживанию узникам гетто приходилось решать в условиях тотального лишения всех средств к существованию. Необходимость выживания в суровых условиях оккупации толкала многих людей на неравноценный обмен еврейского имущества на продовольствие или иные предметы первой необходимости. Тем не менее это помогло некоторым узникам гетто выжить. Было немало и таких людей, которые отказывались брать предлагаемое после расстрелов еврейское имущество, грабить территорию гетто, участвовать в неравноценном обмене. Некоторые соседи открыто сочувствовали евреям, оказывая им моральную поддержку. Такое простое человеческое сочувствие нередко становилось важным импульсом для продолжения борьбы узников за свою жизнь в страшных условиях геноцида.

    Феномен выживания узников гетто невозможно понять и оценить вне контекста политики систематического ограбления нацистами и их пособниками еврейского населения. Следствием этого стали не только моральные и физические, но и материальные лишения всех без исключения жертв Холокоста. Размеры конфискованного и награбленного еврейского имущества крайне сложно выразить в точных цифрах. Вместе с утраченной недвижимостью они составили многие сотни миллионов, а возможно, и несколько миллиардов рейхсмарок. Изъятие под угрозой уничтожения таких значительных сумм, наряду с другими экономическими и социальными факторами, обрекало узников на неизбежную гибель.

    Конфискационная политика румынских властей несколько отличалась от немецкой (особенно в провинции "Буковина"). Только в 1942 г. частные фирмы были изъяты у евреев и переданы румынам. Лишь в 1943 г. было принято решение о национализации всего движимого и недвижимого еврейского имущества. В этих темпах и масштабах проявилось существенное отличие конфискационной политики румынских и немецких оккупационных властей. Евреям в Буковине в первые годы оккупации были предоставлены несравненно большие шансы для выживания.

    Едва ли не главной проблемой физического выживания узников гетто был продовольственный вопрос. Зимой 1941/42 г. во всех зонах оккупации евреи получали половинные нормы (по сравнению с другими местными жителями), и то лишь на ограниченное число продуктов (в основном хлеб).

    На территории Украины в целом и в рейхскомиссариате "Украина", в частности, нормы снабжения хлебом заметно колебались: от 100 до 400 граммов хлеба в день для работающих узников. В генеральном округе "Белоруссия" в августе 1941 г. еврейское население получало 125 граммов хлеба в день, а также 100 граммов муки и 75 граммов крупы в неделю. Но так было не везде: например, в гетто Борисова паек в размере 150 граммов хлеба в день получали только работающие.

    Евреям запрещали выход на базар (или ограничивали его неудобным временем) и контакты с местным населением. Эти ограничения совпали с переходом к распределению продуктов питания по карточкам (в зависимости от возраста и трудоспособности населения), а также взиманием первых контрибуций. С этого времени обеспечение узников гетто продовольствием становится трудно разрешимой задачей. Из рациона питания евреев исключаются мясо и жиры. Становятся невозможными индивидуальные покупки в нееврейских магазинах и на рынках; запрещен обмен или покупка продуктов питания у остального населения.

    Местные власти, испытывая недостаток продуктовых запасов, именно еврейское население ограничивали даже в отведенных ему нормах снабжения хлебом. Евреям не выдавали или постоянно урезали те виды продовольствия (мука, крупы, соль, картофель), которые получали остальные жители.

    Проблемы снабжения евреев продовольствием на оккупированной территории России были еще острее. Хлебный паек колебался от 100 до 200 граммов. Узники были не только голодны, но и практически раздеты, так как одежду и обувь они меняли на продукты. В этих условиях (помимо поддержки родственников и знакомых) ключевой становится роль юденратов. Только у еврейских советов было право покупать и получать" продовольствие по официальным каналам. В частности, исходя из количества зарегистрированных узников (с учетом их трудоспособности) местные власти обеспечивали юденраты мукой для выпечки хлеба. Поскольку нормы ежедневного снабжения мукой постоянно не соблюдались, количество и качество хлеба также снижались.

    Юденратам приходилось снабжать продуктами питания больных и неимущих, что требовало дополнительных затрат. Для этого использовалась часть средств, оставленных после сбора контрибуций, а также (в тех гетто, где было налажено производство и торговля) от сбора налогов и продажи продуктов питания.

    Еще одним источником решения "продовольственной" проблемы была деятельность контрабандистов (прежде всего - в крупных гетто). Такая деятельность была очень опасна, поскольку власти запрещали любые экономические отношения с евреями. Расширение рынка продовольствия объективно способствовало выживанию большинства узников. В львовском гетто уже к январю 1942 г. было создано 49 мест снабжения продовольствием. Но этого было недостаточно. Особенно тяжелые условия были в еврейских детских домах.

    Энергичные меры ряда руководителей юденратов помогали узникам выжить. Огромное значение имела организация юденратами социальной помощи. Во многих гетто были организованы бесплатные или очень дешевые столовые для малоимущих. В Белостоке они возникли по частной инициативе, но потом стали финансироваться юденратом и обслуживали до 10000 человек. Юденрат Бреста содержал детский дом, детский сад, дом престарелых, ночлежный дом, общественную кухню. Все эти учреждения бесплатно снабжались хлебом и некоторыми другими продуктами. Благотворительная деятельность юденрата помогала решить проблему питания 23% всех узников гетто Бреста.

    Был и еще один источник помощи - из-за рубежа. Однако пользоваться им можно было лишь в ограниченных размерах в Галиции (до вступления США в войну) и в румынской зоне оккупации. Во Львове, независимо от организации юденрата, была создана так называемая "Еврейская социальная помощь". Через нее иностранные евреи, прежде всего американские и швейцарские, отправляли через Лиссабон (Португалия) транспорты продовольствия и медикаментов для помощи евреям генерал-губернаторства. Подавляющее большинство посылок немцы забирали себе.

    Система социальной помощи при поддержке еврейской общины Румынии активно действовала в гетто Транснистрии и Буковины, особенно после Сталинградской битвы. Это было главной особенностью румынской зоны оккупации. С 1942 г. депортированным узникам гетто приходила финансовая и продовольственная помощь от еврейского совета Румынии. Был разрешен сбор одежды и питания для направленных в рабочие лагеря.

    Необходимость предотвратить эпидемии, казавшиеся неизбежными в условиях антисанитарии и огромной скученности населения гетто, нехватки не только лекарств, но также продовольствия и топлива, обусловила чрезвычайно важную роль медико-санитарного обслуживания. Даже частичная потеря трудоспособности на непродолжительный срок могла иметь самые печальные последствия как для самого узника, так и для членов его семьи.

    В некоторых городах (например, в Барановичах) именно врачи стали одними из первых жертв массовых расстрелов. Однако оккупанты вскоре оценили важность этой категории работников для нужд оккупационного режима. Этому в немалой степени способствовала высокая квалификация еврейских врачей.При отсутствии лекарств, бинтов и ваты врачи умудрялись не только лечить от тифа и других болезней, но даже выполнять небольшие операции в совершенно неприспособленных помещениях.

    В первые месяцы (особенно зимой) на оккупированной территории смертность узников была чрезвычайно высокой. В ряде гетто (например, в Транснистрии) вспыхнули эпидемии. В том, что эти эпидемии не стали массовыми, а смертность удалось свести к минимуму, - огромная заслуга еврейских медиков. В Пружанах врачи смогли остановить эпидемию и скрыть ее от оккупантов. Летом 1942 г. медицинским работникам гетто Гродно ценой неимоверных усилий удалось предотвратить распространение дизентерии. Руководство юденратов всемерно содействовало профилактическим и санитарным мероприятиям. В целом же в условиях гетто уровень смертности узников превосходил в 4-10 раз смертность остального населения.

    Именно еврейские врачи и санитарные работники, пользовавшиеся огромным авторитетом у узников, сыграли главную роль в противостоянии эпидемиям и болезням, сорвали планы нацистов по форсированию "естественной" смертности еврейского населения.

    Религиозные лидеры в большинстве случаев оставались неформальными лидерами, к мнению которых прислушивались не только верующие. При их активном участии именно достойные люди становились во главе юденратов. К раввинам обращались за советом - составлять ли списки людей, которые требовали немцы. Мнения их были разные, но большинство склонялось к тому, что во имя сохранения жизни большинства следует выполнить приказ нацистов. Обращает на себя внимание, что мало кто из религиозных лидеров пережил оккупацию.

    При незначительной оплате труда или даже ее отсутствии работа за пределами гетто давала единственную возможность обмена вещей на продукты питания, кражи товаров первой необходимости и установления контактов с внешним миром.

    Потребность в использовании еврейских квалифицированных трудовых ресурсов в зонах немецкой военной и гражданской администрации отчасти влияла на последовательность уничтожения еврейского населения на территории СССР. Одной из первоочередных задач оккупационного режима было скорейшее открытие ремесленных мастерских и предприятий сферы обслуживания. Отсутствие или недостаток квалифицированных рабочих вынуждал власти использовать еврейских специалистов. Еще накануне или после первых расстрелов в немецкой зоне оккупации на территории Украины, Белоруссии и России нацисты отбирали таких специалистов (сапожников, кузнецов, портных) и помещали в отдельное огороженное помещение или здание. Их труд оккупанты использовали от недели до нескольких месяцев, а иногда и в течение полутора лет.

    Вплоть до весны-лета 1943 г. евреи работали на предприятиях, обслуживавших потребности вермахта в Минске. Необходимость столь интенсивного и продолжительного использования труда евреев объяснялась прежде всего отсутствием местных кадров. Эта же проблема остро вставала и на других оккупированных территориях.

    Ситуация с использованием принудительного труда узников была непосредственно связана с экономической деятельностью данного гетто, организацией производства в том или ином населенном пункте, использованием еврейской рабочей силы. Она во многом зависела от политики оккупационных и местных властей в еврейском вопросе; роли и количества еврейских и иных квалифицированных рабочих кадров в данном регионе; экономического положения в нем; ситуации на фронте.

    Продолжительность существования того или иного гетто (если не принимать во внимание положение на фронте и настойчивость карательных органов) чаще всего зависела от вклада еврейских рабочих в немецкую военную экономику. Менее значимым, хотя и весьма существенным было отношение к судьбе гетто местной администрации (этот вопрос решался иногда с помощью взяток, которые могли лишь отсрочить ликвидацию части узников или уменьшить количество жертв). Еще одним важным моментом можно считать наличие связей с местным населением и готовность его представителей участвовать в хозяйственной жизни гетто. Здесь были задействованы не только такие ресурсы, как заинтересованность вермахта и гражданской администрации в обеспечении экономических нужд военного и гражданского населения, но и личный интерес частных предпринимателей, в том числе немцев.

    Вторым важным ресурсом выживания стала организация различных производств и мастерских. Эта деятельность опиралась на надежду руководителей юденратов доказать властям "полезность" и "эффективность" всей еврейской рабочей силы, а не одних лишь квалифицированных рабочих и ремесленников. Именно в этом многие руководители юденратов видели единственную возможность избежать массовой депортации. Оккупационные власти в конце 1941- начале 1942г.г., под влиянием того, что война против СССР явно затягивалась, стали обращать большее внимание на экономические ресурсы и производственный потенциал гетто.

    Главной целью юденратов при организации производств являлось максимальное увеличение числа рабочих мест с целью избежать депортации нетрудоспособных. Число мастерских и занятых в них работников на территории гетто постоянно росло. Они работали в примитивных условиях, им не хватало сырья, часть мастерских действовала нелегально и была закрыта по приказу гестапо. Производительность труда рабочих гетто постоянно возрастала. Во многих городах (например, в Моздоке) утаивалось сырье и часть продукции. Нелегальная экономика (зачастую с ведома, а иногда - и при участии еврейских советов) служила основой выживания узников гетто.

    Потребности военной экономики обуславливали поэтапный процесс ликвидации гетто и сохранение части еврейской рабочей силы. 4

    4) Проанализируйте влияние юденратов в гетто, двойственность деятельности.

    Юденраты были нужны оккупантам для регистрации еврейского населения; конфискации его собственности; переселения и размещения в гетто; организации принудительного труда. Одновременно на юденраты возлагалась ответственность как за действия, так и бездействие еврейской общины в целом. С одной стороны, юденратам придавался статус "собственных органов управления" еврейской общины. Но была и оборотная сторона медали - они попадали в полную зависимость от оккупантов и становились фактически их официальными заложниками и первыми потенциальными жертвами. Состав юденратов редко оставался неизменным как по количеству, так и по профессиональному составу его членов. Юденраты также отвечали за поставку рабочей силы, оплату труда, распределение продовольствия и организацию питания, социальную помощь и медицинское обслуживание, взимание налогов и штрафов, обеспечение чистоты и порядка в гетто, деятельность мастерских, магазинов, рынков, разрешение административных дел. В ряде крупных гетто, в определенные периоды их существования, они также организовывали культурную жизнь и преподавание. Важной функцией юденратов стала подготовка списков для переселения в гетто (в том числе - в другие, более крупные населенные пункты), трудовые лагеря, а также на депортацию.

    В состав юденратов (по крайней мере, первых из них) входили достаточно авторитетные в городе или местечке люди. Хорошее знание немецкого или румынского языка служило немаловажным фактором при решении многих вопросов. Именно этот фактор нередко был главным критерием при выборе или назначении председателя юденрата или его заместителя.

    Еврейские советы можно разделить на две категории: с автократическим или коллективным руководством. В первой из них председатели обладали практически всей полнотой власти, а члены юденратов играли роль своего рода консультационного бюро и не влияли на решения администрации гетто. Ко второй группе (она была явно менее представительна) относятся юденраты, в которых его члены, а также начальники ведущих отделов играли самостоятельную роль и участвовали в выработке политики юденрата как по внутренним вопросам, так и при взаимоотношениях с властями.

    Состав еврейских советов и их руководителей на территории России редко оставался неизменным. Председатели еврейских советов постоянно подвергались издевательствам и избиениям. По разным причинам нацисты убивали или заменяли таких руководителей еще до расстрела основной группы евреев.

    Председатели и члены юденратов нередко становились заложниками при проведении конфискационных или карательных операций оккупантов. Все они (за исключением скрывшихся) были уничтожены во время ликвидации гетто. Уцелевшие после освобождения оккупированной территории были осуждены советскими трибуналами (вплоть до смертной казни) как коллаборационисты.

    Нередко узники одного и того же гетто дают противоположные оценки поведению и деятельности этих людей. Они были разными по образованию и нравственным качествам. Степень их известности, влияния, род занятий в предвоенный период, вовлеченность в деятельность еврейской общины отходили на второй план. Как бы справедливы ни были различные обвинения в адрес председателей юденратов, объективно (и формально) лишь они имели (пусть и в минимальной степени) возможность влиять при взаимоотношениях с оккупационной администрацией на судьбу узников.

    Показательна деятельность Адольфа Гершмана - президента еврейской общины гетто Жмеринки (Винницкая область), находившегося на территории Транснистрии. Гершман, депортированный из Черновиц, был юристом, выпускником Венского университета. Он прекрасно владел немецким, румынским и французским языками.

    Личные связи с румынскими властями (накануне войны он оказал юридическую помощь будущему претору Жмеринки) позволили А. Гершману сохранить жизнь более 3000 узников и обеспечить им сравнительно сносное существование. Он добился прекращения избиения узников в ходе принудительных работ за пределами гетто; их перестали отправлять на работы за пределы Жмеринского района; вход в гетто для румынских жандармов и местных полицейских без специальных пропусков был воспрещен. Эти меры, наряду с хорошо организованной социальной поддержкой и культурно-просветительной и религиозной деятельностью в гетто, сделали его уникальным не только в Транснистрии, но и на всей оккупированной советской территории. Сюда стремились попасть многие евреи из немецкой зоны оккупации и других гетто Транснистрии.

    Однако ценой этого внешнего благополучия было жесткое требование беспрекословного выполнения приказов президента гетто и его администрации. Это касалось предоставления рабочей силы для оккупационных властей; поддержания в гетто строгой дисциплины, граничившей с полицейским произволом.

    Цена доверительных отношений с оккупантами была достаточно высока. По требованию немецких властей Гершман был вынужден отправить обратно в немецкую зону оккупации 286 евреев местечка Браилов, бежавших в Жмеринку. И хотя это решение было вынужденным (власти грозили уничтожить все гетто), Гершман был расстрелян по приговору советского военного трибунала в декабре 1944 г.

    Казни руководителей юденратов делали их преемников более послушными и менее инициативными. Обычно состав юденрата менялся после акций уничтожения.

    Юденраты, обосновывая "полезность" и производительность труда узников, всеми способами отстаивали в переговорах с нацистами целесообразность существования производств в гетто. Иногда путем переговоров заметно сокращался размер контрибуции; евреям разрешали взять вещи при переселении в гетто; сократить число отобранных для уничтожения. Кое-где удавалось за взятки добиться переименования гетто в "рабочий лагерь" при сохранении его численности. Но возможности юденратов были ограниченными.

    Современные исследования позволяют дать более точную классификацию руководителей юденратов. Во-первых, те, кто отказывался сотрудничать с нацистами с самого начала. Такие люди либо уничтожались немедленно или в ходе ближайшей акции, либо заканчивали жизнь самоубийством. На оккупированной территории СССР к ним можно отнести людей, отказавшихся войти в состав юденрата либо возглавить его. Во-вторых, еврейские лидеры, которые прямо либо косвенно участвовали в движении Сопротивления (Минск, Несвиж и др.).

    В-третьих, выполнявшие основные требования нацистов, но сознательно нарушившие какие-либо их приказы; участвовавшие в экономическом саботаже; пытавшиеся улучшить условия содержания и оказать реальную помощь узникам. К ним относится большинство руководителей юденратов. В-четвертых, сотрудничавшие с нацистами по всем вопросам, кроме предложения участвовать в выдаче узников гетто для уничтожения (составление списков, доставка обреченных, поиск скрывшихся). Одной из форм протеста против депортации был коллективный суицид. В-пятых, безоговорочно (или в результате некоторого "торга" с оккупантами) выполнявшие все приказы нацистов. Одним из самых типичных представителей этой группы является глава юденрата в Вильнюсе Я. Гене. Он мотивировал участие еврейской полиции (и свое личное) в составлении списков на депортацию и помощь в ликвидации части узников гетто Ошмяны тем, что без этого участия число жертв было бы гораздо больше.

    Среди этой группы немало тех, кто возглавил юденраты на последней стадии их существования. Их поведение отражает общую деморализацию узников в результате нечеловеческих условий жизни в гетто. Некоторые из таких лидеров руководствовались желанием сохранить в живых хотя бы часть общины; другие надеялись спасти жизнь лишь себе и своим близким. Именно юденратам, вопреки целям и планам нацистов, выпала роль максимально продлить существование самих гетто и попытаться сохранить жизнь его узников.

    Несомненная заслуга руководства юденратов состояла в организации медицинского обслуживания узников, бесплатных столовых, домов престарелых, сборе средств на благотворительные цели, создании рабочих мест в гетто. Это стало возможным вследствие изыскания внутренних дополнительных ресурсов (в том числе путем утаивания части вещей и денег, предназначенных для контрибуции).

    Политика юденратов была направлена прежде всего на выполнение приказов военных властей с целью сохранить жизнь и обеспечить существование еврейской общины или ее частичное сохранение. Это было (по крайней мере, на первоначальном этапе) вынужденное сотрудничество, а не коллаборационизм. Еврейские советы в чрезвычайно сложных условиях смогли наладить во многих гетто помощь узникам, обеспечить минимум продовольственного снабжения, организовать медико-санитарное обслуживание, создать новые рабочие места.

    Разумеется, среди руководителей, членов юденратов и особенно еврейской полиции были люди, вынужденно или добровольно пошедшие на сотрудничество с оккупантами. Но даже для них нацисты не делали исключений при ликвидации гетто и не сохраняли им жизнь.5
    Использованная литература:

    1. http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_003.htm И.Альтман «ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР».

    http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_112.htm

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0#.D0.90.D0.BD.D1.82.

    http://www.polit.ru/article/2004/09/29/holocaust/

    http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_113.htm И.Альтман «ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР».



    1https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0#.D0.90.D0.BD.D1.82.


    2http://www.polit.ru/article/2004/09/29/holocaust/



    3http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_003.htm

    И.Альтман «ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР».


    4http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_113.htm

    И.Альтман «ХОЛОКОСТ И ЕВРЕЙСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НА ОККУПИРОВАННОЙ ТЕРРИТОРИИ СССР».


    5http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond_112.htm




    написать администратору сайта