Главная страница
Навигация по странице:

  • Научные гипотезы. Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения языка .

  • Античные гипотезы

  • Теория звукоподражания

  • Теория междометий

  • Теория трудовых выкриков

  • «Теория социального договора»

  • Теория языка жестов

  • Теория внезапного возникновения языка

  • эссе. Гипотезы о происхождении языка


    Скачать 309.71 Kb.
    НазваниеГипотезы о происхождении языка
    Дата01.12.2022
    Размер309.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе.docx
    ТипДокументы
    #823424

    Гипотезы о происхождении языка


    Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени.

    Научные гипотезы. Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения языка.


    Когда Псамметих (663-610 до н.э.) вступил на престол, он стал собирать сведения о том, какие люди самые древние. Царь велел отдать двоих новорожденных младенцев (от простых родителей) пастуху на воспитание среди стада коз. По приказу царя никто не должен был произносить в их присутствии ни одного слова. Младенцев поместили в отдельной пустой хижине, куда в определенное время пастух приводил коз и, напоив детей молоком, делал все прочее, что необходимо. Так поступал Псамметих и отдавал такие приказания, желая услышать, какое первое слово сорвется с уст младенцев после невнятного детского лепета. Повеление царя было исполнено. Так пастух действовал по приказу царя в течение двух лет. Однажды, когда он открыл дверь и вошел в хижину, оба младенца пали к его ногам, протягивая ручонки и произнося слово «бекос». Когда же сам Псамметих также услышал это слово, то велел расспросить, какой народ и что именно называет словом «бекос», и узнал, что так фригийцы называют хлеб. Отсюда египтяне заключили, что фригийцы еще древнее их самих.

    Это был первый в истории лингвистический эксперимент, за которым последовали и другие, но не всегда столь жестокие. Хотя в I веке н.э. Квинтилиан, римский учитель риторики, уже заявлял, что «по сделанному опыту воспитывать детей в пустынях немыми кормилицами доказано, что дети сии, хотя произносили некоторые слова, но говорить связно не могли».
    Биологическая гипотеза. Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.
    Античные гипотезы

    Основы современных теорий происхождения языка заложили древнегреческие философы. По взглядам на происхождение языка они разделились на две научные школы - сторонников «фюсей» и приверженцев «тесей». Первые отстаивали естественный, «природный» характер языка, то есть закономерную, биологическую обусловленность его возникновения и структуры (теория «фюсей» - «по природе»). Вторые утверждали, что язык носит условный, не связанный с сущностью вещей характер, то есть сознательный характер его возникновения в обществе (теория «тесей» - «по положению»).

    Представители философской школы стоиков тоже считали, что имена возникли от природы (но не от рождения, как считали сторонники теории «фюсей»). По их мнению, одни из первых слов были звукоподражательными, а другие звучали так, как они воздействуют на чувства. Например, слово «мед» (mel) звучит приятно, так как мед вкусный, а крест (crux) - жестко, потому что на нем распинали людей.

    Теория звукоподражания


    Ироничное название этой теории: теория «гав-гав».

    Согласно данной теории, язык возник из подражания звукам природы. «Безъязычный человек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц), старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Конечно, в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов типа ку-ку, гав-гав и т.п. и производных от них типа кукушка, гавкать и т.п. Таких слов очень немного и «звукоподражание» можно только «звучащему», но ведь существуют такие понятия, как камни, дома, деревья и многие другие, которые звуки издавать не могут. Ученые также убеждены, что звуки животных не имеют ничего общего с языком и не используются для передачи идей и понятий, они служат для выражения эмоций, точно так же, как у людей этой цели служат плач, смех, крики и так далее. Зоологи полагают, что животные не контролируют звуковое выражение своих эмоций. Например, собака не может остановиться рычать на объект, который её пугает. Аналогичным образом людям бывает сложно перестать смеяться или плакать, когда их переполняют эмоции. Звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.

    Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но язык не мог возникнуть таким механическим и пассивным образом. Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдения над языками показывают, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что для того чтобы «звукоподражание», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.

    Теория междометий


    Ироничное название этой теории: теория «тьфу-тьфу».

    Данная теория заключается в том, что первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова. Эту точку зрения поддерживал в XVIII в. Ж.-Ж. Руссо.

    Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: ax, ox и ахать, охать и т. п. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных. Кроме того, причина возникновения языка сторонниками этой теории сводится к экспрессивной функции. Не отрицая наличия этой функции, следует сказать, что в языке есть очень многое, не связанное с экспрессией, и эти стороны языка являются самыми важными, ради чего и мог возникнуть язык, а не только ради эмоций и желаний, чего не лишены и животные, однако языком они не обладают. Кроме того, данная теория предполагает наличие «человека без языка», который пришел к языку через страсти и эмоции.

    Теория трудовых выкриков


    Эта теория возникла в XIX в. в трудах Л. Нуаре, К. Бюхера и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе. Ни одной функции, характеризующей язык, в этих «трудовых выкриках» обнаружить нельзя, так как они и не коммуникативны, и не номинативны, и не экспрессивны.

    Ошибочное мнение о том, что эта теория близка трудовой теории Ф. Энгельса, просто опровергается тем, что у Энгельса ничего о «трудовых выкриках» не говорится, а возникновение языка связано с совершенно иными потребностями и условиями. А именно: труд создал человека, а одновременно с этим возник и язык.

    «Теория социального договора»


    Появилась с середины XVIII века.

    В позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии; например, система международной химической номенклатуры была выработана на международном съезде химиков разных стран в Женеве в 1892 г.

    Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как, прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются». Кроме того, данная теория предполагает сознательность у человека до становления этой сознательности, развивающейся вместе с языком.

    Теория языка жестов


    Эта теория возникновения устной коммуникации имеет наибольшее число сторонников в современной науке. Согласно ей, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Например, один человек пытается сдвинуть с места какой-либо предмет, но сам не в силах сделать это; другой видит эти усилия и приходит ему на помощь. В итоге человек уяснил себе: для того чтобы ему помогли переместить что-либо, достаточно жеста, изображающего толкание. По мнению приверженцев этой теории, когда люди начали использовать жесты, ассоциирующиеся с каким-либо действием, не в процессе этого действия, а для передачи информации другим людям, знаки из средства «случайной» коммуникации превратились в форму настоящего осмысленного общения.

    Серьезнейший недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам. Более того, людям свойственно размышлять о понятиях и идеях, которые мы не можем ни осознать, ни выразить посредством знаков. Таких абстрактных понятий великое множество: время, любовь, ненависть, жадность, счастье, вера, цель, и т. п. . Наличие в языке слов, выражающих абстрактные понятия, заставляют сильно усомниться в состоятельности этой и любой другой эволюционной теории его происхождения.

    Жесты всегда выступают как нечто вторичное для людей, имеющих звуковой язык: такова жестикуляция шаманов, случаи употребления жестов в периоды запрета пользования звуковым языком для женщин у некоторых племен, стоящих на низкой ступени развития, и т. п.

    Среди жестов нет «слов», и жесты не связаны с понятиями. Жесты могут быть указательными, экспрессивными, но сами по себе не могут называть и выражать понятия, а лишь сопровождают язык слов, обладающий этими функциями.

    Теория внезапного возникновения языка


    По этой гипотезе язык возник скачком, сразу же с богатым словарем и языковой системой. Высказал гипотезу немецкий лингвист Вильгельм Гумбольдт: «Язык не может возникнуть иначе как сразу и вдруг, или, точнее говоря, языку в каждый момент его бытия должно быть свойственно все, благодаря чему он становится единым целым…. Язык невозможно было бы придумать, если бы его тип не был уже заложен в человеческом рассудке. Человек является человеком только благодаря языку, а для того, чтобы создать язык, он уже должен быть человеком. Первое слово уже предполагает существование всего языка».

    Приверженцы данной теории утверждают, что люди приобрели дар речи в результате случайной перегруппировки участков ДНК в процессе эволюции.

    Согласно теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Теория внезапного появления языка не может игнорировать вопрос о том, почему из всего разнообразия животного мира только люди удостоились такой чести. Язык - один из главных признаков, отличающих нас от остальных животных; но почему его не «открыли» в себе представители других биологических видов? И даже если эту теорию можно рассматривать как модель появления языка, ее никак нельзя признать приемлемым объяснением происхождения такового, поскольку такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе, без творца.

    Заключение


    Эволюционисты выдвинули великое множество теорий зарождения и развития человеческого языка, но ни одна из этих теорий не дает приемлемое объяснение необычайному разнообразию и сложности языков. Так что не остается ничего иного, кроме веры в Бога, который не только создал человека, но и наделил его даром речи. Библия рассказывает о Сотворении всего сущего Богом; ее текст лишен противоречий и содержит ответы на все вопросы. В отличие от теории эволюции, которой недостает достоверности в объяснении происхождения языка, изложенная в Библии креационная теория способна противостоять любым возражениям.





    написать администратору сайта