Главная страница

VELIKIJ_ShELKOVYJ_PUT_NA_TERRITORII_KAZAKhSTANA (копия). Главная Долина реки Хуанхэ в Китае через западную часть Великой Китайской Стены по реке Или до озера Иссык Куль


Скачать 90.44 Kb.
НазваниеГлавная Долина реки Хуанхэ в Китае через западную часть Великой Китайской Стены по реке Или до озера Иссык Куль
Дата07.03.2023
Размер90.44 Kb.
Формат файлаpptx
Имя файлаVELIKIJ_ShELKOVYJ_PUT_NA_TERRITORII_KAZAKhSTANA (копия).pptx
ТипДокументы
#973260

ТРАССЫ ВШП.

Главная: Долина реки Хуанхэ в Китае – через западную часть Великой Китайской Стены – по реке Или – до озера Иссык Куль.

Южное

Северное

Фергана-Самарканд-Иран- Ирак-Сирия-Средиземное море.

Испиджаб

Средняя Азия

Туркестан-нижнее течение Сырдарьи- Зап. Казахстан- Северо-восток Черного моря- В Европу.

Общая протяженность ВШП- 7 тыс.км.

Трассы ВШП в Казахстане.

Жетысу-главные ворота на Восток.

На ВШП-находились все средневековые города Жетысу

-места зимовок

-сегодня там расположены автомобильные и железные дороги.

I-е направление-Юго-Восток Жетысу- главное направление пути на Восток. Тараз-Алматы-Шелек(Чилик)-Сумбе-Жаркент-на Восток.

II-е направление-Северо-Восточное Жетысу.

Алматы-Капшагай-Шенгельды-Алтынемель-Дунген-Койлык- озеро Алаколь.

III-е направление-Северное Жетысу.

Тараз-Кулан-Хантау-Или-Дунген-Айнабулак-Сарканд- Сев.-Вост.Казахстан-Монголия.

Южный Казахстан - главные ворота для выхода на Запад.

Отрар-узел многих караванных путей.

в Шавгар

через Сырдарью

г.Васидж

вверх-Сюткент- Шаш(ташкент).

вниз-Джент-Кызылкумы- Хорезм-Ургенч-Поволжье- На Кавказ-Основное Направление в Золотую Орду.

Тараз и Испиджаб(Сайрам) -основные торговые центры в Южном Казахстане.

Жетысу

Тараз

Испиджаб

Юго-восток- Шаш-Самарканд- Бухара-на Запад.

Шимкент- Отрар- Туркестан- Сауран

Каракорум(Жыланкараул)

Сыгнак

Аксумбе

В Центральный Казахстан.

Баршынлыкент

Юго-Восток- Харезм

Жанкент

Сев.Казахстан

Сев.побережье Аральского моря- Сев.-Восток Каспийского моря- На Запад.

Влияние ВШП


На торговлю.



Шелк-главный предмет торговли , китайцы его производство держали в секрете.

Согдийцы-состовляли конкуренцию Китаю в производстве шелка.

Город Нарга (древняя столица Японии)-

наиболее дальний пункт торговли шелком.

Производство шелка-было налажено кроме Китая в Согдиане,Японии,Закавказье и в Византии (женщины в тайне вывозили из Китая шелковые коконы в волосах и в тростнике).

Яркий пример международной торговли по ВШП:

-серебрянный клад из отрара (монеты слитки серебра) клад содержит своего рода «визитные карточки» городов, стоящих на на ВШП.

-в таразе- найден Византийский золотой солид Юстиниана I.

-в таразе-чеканились монеты Тюргешских каганов.

-в Тильхизе-найдены 4 фарфоровых китайских чаши.

На социально-экономическое развитие.



Народы перенимали друг у друга опыт ведения хозяйства.

Тюрки переняли у Согдийцев-оседлость,земледелие,торговлю.

Согдийцы переняли у Тюрков-скотоводство,восприняли тюркский язык, обычаи и традиции.

VI-IX в. - вдоль караванных путей тюрки строили «сардобы»-купольное сооружение над колодцем.

По ВШП распростронялась мода на художественные стили-«тимуридский стиль» в керамике(синяя роспись на белом фоне).

Взаимодействие и взаимообогащение культур

Уже в начале средних веков в Азии была распространена концепция четырехцарств мира, расположенных по четырем сторонам света:

империи царя слонов на юге (Индия)-Царь мудрости философии и науки.

царя драгоценностей на западе (Иран и Византия)-царь Персии-царь Царей , царь арабов-царь Мужей.

царя коней на севере (тюркские каганаты)-царь хищных зверей.

царя людей на востоке (Китай)- царь государственного управления и промышленности.

В эпоху Средневековья установлению культурных и отношений между Востоком и Западом способствовал ВШП.

В XIII в. из Жетысу мимо озера Алаколь в Монголию к Монке хану проследовал В.Рубрук (он писал, что кипчаки готовили айран, что в г. Коялык есть Христианская церковь).





Пути религий.



По Шелковому пути распространялись и религиозные идеи,

а миссионеры разносили свою веру в заморские страны.

Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в

Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии —

христианство, а затем ислам.

Буддизм

Начался этот процесс с середины I в. до н.э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное во II—III вв. н. э

В раннем средневековье роль основных миссионеров буддизма взяли на себясогдийцы.

На юге Казахстана и в Семиречье буддизм имел достаточно широкоераспространение. Об этом говорят в первую очередь находки буддийскихсооружений. Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопок-ровском, Новопавловском: храмы, монастыри,часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами исценами.

К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Исфиджаба (Сайрама).

Христианство.

Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток,распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римскойимперии возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория.

В VII—VIII вв. несторианство широко распространялось в городах ЮжногоКазахстана и Семиречья.

Пришло из Средней Азии. Центр г.Мерв.

При патриархе Тимофее (780—819) христианство было принято царем тюрков, видимо, карлукским джабгу. На рубеже IX—Х вв. была образована особая карлукскаямитрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христианепроживали и в городах Сырдарьи.

В XII в. Утверждена митрополия Кашгара и Навакета.

Манихейство

По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. вИране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая.Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства.

Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма —идею борьбы добра и зла, света и тьмы.

Ведущую роль в распространении манихейства играли также согдийцы.

В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в Самарканде.

Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный прираскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной(полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества.





Зороастризм

Среди жителей средневековых казахстанских городов были представители изороастризма, возникшего в VII—VI вв. до н. э. на территории древнегоИрана.

Принесли в Казахстан согдийцы в VI-VII в.

Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементовВселенной — воды, огня, земли, воздуха.

Главное божество- фавн -бог полей, лесов, дарит изобилие, здоровье.

В качестве жертвенного животного и оберега- тотема -использовался баран.

Очистительную силу приписывали огню ( очаг богато украшали ).

Ислам

Источники, повествующие о событиях конца VIII—IX вв., свидетельствуют обисламизации^ населения Южного Казахстана,

В 840 г. Нух ибн Асад подчинил себе Исфиджаб. В 859 г. его брат Ахмед ибн Асад совершил поход на Шавгар.

Карлуки, захватившие с 766 г. политическое господство в Семиречье и на югеКазахстана, подверглись наибольшему влиянию мусульманской культуры. Естьмнение о том, что они приняли ислам еще при халифе Мазди (775—785 гг.)Однако, видимо, это относилось лишь к какой-то их части, так как в 893 г.Исмаил ибн-Ахмад взял Тараз и «обратил главную церковь этого города в мечеть».

В начале Х в. ислам принял родоначальник династии Караханидов Сатук Богра-хан. Его сын Мусса хан в 960 г. оъявил ислам государственной религией.

Имеются сведения о распространении ислама в XI—XII вв. всреде кыпчаков

Археологические раскопки памятников IX—начала XIII вв. свидетельствуют оформировании городской мусульманской культуры в области. В Таразе и Миркихристианские церкви были превращены в мечети..

К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана впериод распространения ислама, относятся общественные бани.

Во второй половине IX—Х вв. меняется погребальный обряд. Появляютсяпогребения в грунтовых ямах, склепах из сырцового кирпича, погребенныеориентировались на северо-запад, лицом на юг. Инвентаря в погребениях нет.Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе идатируются IX—Х вв. К Х в. относится некрополь Буранинского городища.

В XI—XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальныесооружения — мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).

Казахские племена накануне образования Казахского ханства.

XV век.



Найманы- от Улытау до реки Ишим.

Конраты- от Туркестана до Каратау.

Аргыны- от Иртыша на западе до Центрального Казахстана.

Кереи- в Жетысу, Тарбагатае, вдоль Иртыша, на берегах озера Зайсан, между реками Обь и Тобол.

Дулаты- на берегах рек Или, Чу, и Талас, в районе Иссык-Куля, на юге Казах-

стана.

Канлы - у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и рек Жетысу.

Уйсуны- в Жетысу.

Жалаиры- у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу.

Земли Чингиз-хана.

Улус Жошы ( Джучи ) – старший сын

- земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы

- земли Казахстана- восточная часть Дешт-и-кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь центральный Северный и Западный Казахстан

- центр улуса:

а) берег Иртыша

б) слияние рек Сарысу и Кенги

(здесь захоронен Жошы).

Улус Чагатая – второй сын

- юг и юго-восток Казахстана (Жетысу),

Средняя Азия, Востчный Туркестан

- центр- г. Алмалы

- летняя ставка в местечке Куяш на берегу Или

Улус Угедея - третий сын

- Западная Монголия, Алтай, Тарбагатай, верхнее течение Иртыша

- центр- Каракорум на берегу реки Орхон

Улус Тулуя - четвертый сын

- сама Монголия


написать администратору сайта