Главная страница

Турганбаева Айгерім. Глоссарий


Скачать 73.95 Kb.
НазваниеГлоссарий
Дата26.04.2022
Размер73.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТурганбаева Айгерім.docx
ТипДокументы
#499209

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ им. Т.ЖУРГЕНОВА


кафедра «История Казахстана и социальные науки»



ГЛОССАРИЙ


по дисциплине: «Философия»

на темы:

  1. Возникновение культуры мышления

  2. Предмет и метод философии

  3. Сознание, душа и язык

  4. Бытие. Онтология и метафизика

  5. Познание и творчество


Выполнила: студентка 2 курса специальности

«Актер драматического театра и кино»: Турганбаева Айгерім, Адилбай Аяжан
Проверил: доцент кафедры «ИК и СН», к.филос.н. БожбанбаевБ.М.

Алматы, 2021

Глоссарий
Тема №1. Возникновение культуры мышления



  • Философия – это форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

  • Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку

  • Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

  • Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

  • Мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного (ориентировочно-исследовательского) характера.

  • Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия.

  • Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.

  • Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

  • Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

  • Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

  • Мироощущение – это то, как человек ощущает себя в событиях своей жизни; как он среди разных обстоятельств и людей чувствует себя, мыслит, действует.

  • Миросозерцание - совокупность взглядов, воззрений на мир.

  • Мировосприятие – опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.

  • Миропредставление - философская система, учение о начале, из чего все произошло, согласно которому достижение человеком знания возможно благодаря интуитивному познанию Бога и целостному вхождению познающего человека в существующее.

  • Понятийное отражение – это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием.

  • Миропонимание – это отражение посредством понятий, это мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов, именно этот уровень и представляет философия

  • Универсализм - всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого возвышающегося над всем целого объяснить, понять и вывести единичное (Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Гегель).

  • Субстанционализм – это учение об обязательных условиях существования природы и ее явлений, первым обязательным условием которых является понятие субстанции или первоначала, без которого явление не существует. явлений, включая саму природу и ее власть.

  • Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

  • Вечные вопросы философии — общеупотребительное выражение для обозначения вопросов, которые, как считается, всегда сохраняют своё значение и актуальность, постоянно всплывают в философских теориях и истории философии.

  • Материализм — это одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное.

  • Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов

  • Метафизический материализм – это учение о самотождественной (неизменной) материальной субстанции. Метафизический материализм противопоставляется диалектическому материализму и в основе бытия полагает неизменную и изначальную материю, меняющуюся лишь в своих формах, но не в сущности.

  • Диалектический материализм — философское направление, базирующееся на материализме и материалистическом понимании диалектики Гегеля. Основными идеями этого направления являются: первичность материального (объективного мира) и вторичность идеального (субъективного, мыслимого); всесторонняя связь и постоянное движение различных систем на основе внутренних механизмов движения и развития — постоянного преодоления неизбежных противоречий.

  • Последовательный материализм — в его рамках принцип материализма распространяется и на природу, и на общество (марксизм).

  • Непоследовательный материализм — отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах).

  • Марксизм — это диалектико-материалистическая философия, основы которой заложили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Существенным отличием этой теории от всех предшествующих учений в философии является то, что это практическая философия для применения в реальной политике.

  • Деизм (от лат. deus – бог) – философско-религиозное течение в Европе и Северной Америке 16–18 вв., рассматривавшее Бога в качестве отдаленной первопричины природы и человека и с различной степенью последовательности отождествлявшее религию с моралью.

  • Научный материализм – направление в англоязычной аналитической философии 2-й пол. 20 в. в решении психофизической проблемы на интерсубъективном языке. Внешним фактором его появления явилось развитие новых областей знания – нейронаук, когнитивных наук, психолингвистики, теории искусственного интеллекта и др.

  • Вульгарный материализм — философское течение середины 19 в., упрощавшее и огрублявшее основные принципы материализма. В условиях бурного развития естествознания являлся выражением позитивистской реакции метафизического, естественнонаучного материализма на идеалистическую диалектику.

  • Идеализм – категория философского дискурса, характеризующая мировоззрение, которое либо отождествляет мир в целом с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждает существование идеального, духовного начала вне и независимо от человеческого сознания (объективный идеализм), а внешний мир считает проявлением духовного бытия, универсального сознания, абсолюта.

  • Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.

  • Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности вне материальной модальности.

  • Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.

  • Иррационализм - в широком смысле философские учения, которые ограничивают, принижают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т.д.

  • Панлогизм - учение о том, что все есть разум; логос, разум, является абсолютной действительностью, а мир — осуществлением разума; панлогизм представляет собой также учение о логической природе Вселенной. Иногда панлогизмом называют философию Гегеля.

  • Монизм - учение, согласно которому всё многообразие явлений и процессов, существующих в мире, проистекает из единой первоосновы, субстанции.

  • Дуализм – в противоположность монизму, такой способ объяснения отдельной части действительности или целого мира, при котором допускается существование двух противоположных друг другу начал.

  • Плюрализм — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм), либо форм бытия (онтологический плюрализм).

  • Агностицизм - философская концепция, согласно которой мир непознаваем и люди не могут знать ничего достоверного о действительной сущности вещей; позиция религиозного агностицизма заключается в том, что люди не могут знать ничего достоверного о Боге (или богах).

  • Скептицизм - в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом.



Тема №2. Предмет и метод философии


  • Философский метод (от греч. methodos – путь познания) – это система наиболее общих приемов теоретического и фактического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания.

  • Онтология - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности.

  • Гносеология, или учение о познании — это раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком, структуру познавательной деятельности, формы знания в его отношении к действительности, критерии истинности и достоверности знания, его природу и границы.

  • Диалектика - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующие противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления

  • Метафизика - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

  • Метафизический метод направлен на создание однозначной, статичной картины мира. Он характеризуется тем, что рассматривает вещи и явления изолированно друг о друга, сводит многообразие форм движения к какой-либо одной форме, например, механической, отрицает противоречивость движения и развития.

  • Метод познания — это творческая лаборатория субъекта познания, ориентированная на способы самодвижения и саморазвития объекта познания. Метод определяется природой объекта и уровнем его освоения. Посему можно выделить общелогические приемы познания, методы чувственного и рационального уровней познания.

  • Метод абстрагирования - логическая операция поэтапного мысленного членения рассматриваемого объекта или явления, продуцирующая понятия, которые, в свою очередь, образуют всё более общие образы действительности.

  • Сенсуализм (от лат. sensus – чувство) – методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании.

  • Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

  • Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

  • Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

  • Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

  • Критическая функция состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача – разрушение догм, увеличение достоверности знания.

  • Аксиологическая функция философии представляет собой отражение явлений окружающей действительности с точки зрения различных ценностей, определяющих выбор людей, их поступки, идеалы, нормы поведения. Философия не может избавить общество от порождаемых социально-экономической системой негативных явлений.

  • Социальная функция состоит в том, что философия пытается объяснить обществу причины его возникновения, эволюцию, структуру, элементы, совершенствование общества.

  • Гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морили, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

  • Логотерапия — это определенная духовная практика, помогающая человеку найти свой смысл жизни, именно найти, а не навязать его. Личность, по Франклу, должна сама прийти к подлинному смыслу своего бытия.


Тема №3. Сознание, душа, язык


  • Сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях и ответной реакции на эти события

  • Сознание - совокупность психических процессов и духовных способностей, посредством которых человек воспринимает, переживает, оценивает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.

  • Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

  • Сознание - своеобразный элемент бытия.

  • Дух - философское понятие, обозначающее нематериальное начало; высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. В идеалистической и религиозной философии дух - перводвигатель космоса, мира и человека, их формообразующее начало

  • Душа - согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.

  • Душа - начало, которое индивидуализирует человека, комплекс эмоциональных реакций на окружающий мир, характеризует сопереживание человеком межличностных отношений и действий.

  • Душа - особая жизненная энергия материального тела, ведь эмоциональные реакции сопровождаются изменением режима работы сердца и сосудистой системы.

  • Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений.

  • Идеальное − философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

  • Духовный мир - религиозно-философский, теологический термин. В идеалистических концепциях духовный мир противопоставляется материальному миру. С точки зрения этих учений духовный мир — это «мир причин»; тогда как вещественный (материальный) мир — это «мир последствий».

  • Разум - философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, абстрагирования и обобщения.

  • Рассудок — часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

  • Сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

  • Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и интересов, а также – осознание своего положения в обществе и самого себя как субъекта и личности.

  • Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

  • Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета.

  • «Оно» (по З. Фрейду) - ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. «Оно» существует по принципу удовольствия и не принимает в расчет окружающих людей.

  • «Я» - сфера сознательного, посредник между сознательным и внешним миром. Важнейшая ее задача - самосохранение, обеспечение удовлетворения потребностей. «Я» принимает решения по поводу отсрочки или вытеснения требований инстинктов.

  • «Сверх-Я», Супер-Эго – это своеобразное отражение социального мира в психике человека, вместилище социальных правил, норм социального общежития, моральных запретов и религиозных установлений.

  • Самопознание - знание собственных ментальных состояний, включая убеждения, желания и ощущения. Иногда он также используется для обозначения знания о персистирующем Я: его онтологической природе, условиях тождества и характерных чертах.

  • Самооценка – это совокупность представлений человека о различных свойствах собственной личности, деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков.

  • Психическое сознание - индивидуальный внутренний мир субъекта («субъективное») и механизм, обеспечивающий разумное поведение («объективное»)

  • Воля - универсальный регулятор сознательной деятельности человека, универсальная побудительная способность и мотивация деятельности.

  • Язык - форма существования и проявления мышления и важнейшее условие формирования сознания. Язык - объективированное мышление; система знаков, соотнесенная с системой значений (понятий).

  • Подсознательное - эмоционально нагруженные воспоминания, которые могут быть осознаны с помощью техники психоанализа.

  • Досознательное - содержание, которое при необходимости может легко стать осознанным.

  • Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия, отличное от самого действия и его результатов.

  • Отражательная функция – сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

  • Оценочная функция – сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

  • Креативная функция – творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

  • Времяобразующая функция – сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

  • Рефлексивная функция – одно из значений слова «рефлексия» 2— это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

  • Преобразующая функция – человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

  • Умственная деятельность – это по своей форме есть диалог сознания с самим собой в процессе своего взаимодействия с действительностью.

  • Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности.

  • Объективация сознания – это превращение мышлением содержания сознания в объекты, с которым мышление может работать. Для получения таких объектов мышление выделяет в сознании элементы, формирующие содержание, и наделяет эти элементы свойствами объектов познания, для чего воплощает их в те или иные мыслимые формы: понятия, суждения, идеи, гипотезы, теории, модели, образы и т.д.

  • Истина — это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения.

  • Рассудок – это способность мышления расчленять действительность на отдельные смысловые факты, классифицировать их по отличительным признакам, понятийно наделять определениями и тестировать на соответствие сложившемуся порядку вещей, то есть здравому смыслу.

  • Разум – это способность мышления к преобразованию интеллектуального материала и к его творческому синтезу в различные системы знаний о действительности.

  • Рассудок и разум – это два уровня мышления, с помощью взаимодействия которых оно осуществляет свою деятельность по объективации сознания.

  • Понятие – это терминологически сформулированное средствами языка представление о чем-либо, фиксирующее в себе наиболее существенные признаки объекта или явления (например, понятия: «вода», «вино», «молоко» и т.д.).

  • Суждение – это мысль, выраженная предложением, и содержащая в себе ложное или истинное утверждение. Суждение – это объективация сознания в форме выявления истинности или ошибочности существующих между понятиями связей и отношений, которые мышление обнаруживает или создает самостоятельно.

  • Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений логически выводится новое суждение. Умозаключение – это объективация сознания в результатах осмысления мышлением действительности.


Тема №4. Бытие. Онтология и метафизика


  • Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. Слово «бытие» многозначно. Оно может быть синонимом «существования», «существующего» или «сущего», обозначением Бога. Но в данном случае мы понимаем под бытием вечную, истинную реальность, на которой держится мир.

  • Бытие – это реально существующая, стабильная, самодостаточная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее, т.е. все, что существует в любой форме.

  • Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, «питается разумом и чистым знанием» всегда, когда это ей подобает. Любое конкретное сущее не есть чистая, истинная реальность, в ней реальность, бытие смешаны с небытием. Бытие же есть реальность вечная, безграничная, всеохватная. Поэтому оно и является истинной, подлинной реальностью.

  • Материальное бытие – существование тел, вещей, явлений природы и созданных человеком (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью).

  • Идеальное бытие — это бытие духовных явлений.

  • Объективное бытие - то, что существует вне сознания человека и независимо от него.

  • Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

  • Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

  • Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

  • Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

  • Индивидуализированное бытие духовного включает, прежде всего, сознание индивида. С помощью сознания мы ориентируемся в окружающем мире. Сознание существует как совокупность сиюминутных впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также более стабильных идей, убеждений, ценностей, стереотипов и т.д.

  • Объективированное бытие - его элементы и фрагменты (идеи, идеалы, нормы, ценности, различные естественные и искусственные языки) способны сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени.

  • Онтология — это учение о бытии, выступающее в системе философии одним из базисных её компонентов. Как раздел философии онтология изучает фундаментальные принципы устройства бытия, его начала, сущностные формы, свойства и категориальные распределения.

  • Подлинное бытие – это то, что имеет место в действительности, существует на самом деле. Его еще можно именовать настоящим, истинным, действительным бытием.

  • Кажущееся бытие – это то, что не существует, но представляется существующим, кажется существующим.

  • Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его. Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие».

  • «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе.

  • Материя (от латинского слова mater – «мать») как объективная реальность включает в себя бесконечное множество всех существующих в мире предметов, систем и процессов, их свойств, связей отношений, а также форм движения.

  • Материя в материалистическом подходе - материя есть основа бытия, объективная реальность, существующая независимо от человека. Материя первична и представляет собой наличное бытие. Дух, сознание – порождение материи.

  • Материя в объективно-идеалистическом подходе - материя существует объективно, но есть порождение первичного идеального (абсолютного) духа.

  • Материя в субъективно-идеалистическом подходе - материи, как самостоятельной реальности, не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа.

  • Материя в позитивистском подходе - понятие «материя» ложно, так как ее существование нельзя полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

  • Материя рассматривается, как основа единства мира. В этом смысле она есть субстанция (лот. substantia – сущность) – первооснова; то, что не зависит от другого, первопричина сущего, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

  • Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания, и, отображаемая им.

  • Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей независимо от человеческого сознания, и отображаемой им.

  • Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временны́ми свойствами.

  • Движение – это всякие изменения вообще, движение – способ существования материи, абсолютно; покой относителен

  • Пространство – порядок расположения вещей относительно друг друга, их протяженность

  • Время – последовательность и длительность сменяющих друг друга явлений, процессов

  • Отражение – способность материальных объектов запечатлевать в своей структуре и свойствах другие явления, воздействующие на них

  • Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения.

  • Физическая форма движения материи– простое механическое перемещение, изменение местоположения объекта, движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярное или тепловое движение, электромагнитные и оптические и др.

  • Химическая форма движения материи – неорганические химические реакции, реакции, приводящие к образованию органических веществ, геологические процессы и др.

  • Биологическая форма движения материи – различные биологические процессы, явления и состояния: обмен веществ, размножение, наследственность, приспособляемость, рост, подвижность, естественный отбор, биоценоз и т.д.

  • Социальная форма движения материи – материальная и духовная жизнь индивида и социума во всех ее многообразных проявлениях.

  • Развитие – это направленное, необратимое, качественное изменение системы.

  • Пространство — это отношения взаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени (при измерении пространственных размеров, обратим внимание, измеряемый объект совмещается с эталоном);

  • Время — это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке пространства (сравнение временных параметров разноместных событий, обратим внимание, требует синхронизации часов, что связано с комплексом не столь уж тривиальных допущений и процедур).

  • Протяжённость (Ausdehnung) — свойство физических тел находиться в пространстве, заполнять его. Декарт и Гоббс считали протяжённость (протяжение) сущностью материи (вещества).

  • Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – философский принцип, подчеркивающий примат связи объектов перед их субстанциальными свойствами, приоритет целостности, системности реальности перед ее отдельными частями, развития – перед сохранением.

  • Однородность – характеризует в пространстве каких-либо выделенных точек

  • Изотропность – означает равноправность в пространстве любого из направлений

  • Трехмерность означает, что любое тело имеет три измерения и двигаться может в трех взаимно перпендикулярных направлениях.

  • Теория относительности – это физическая теория пространства-времени, то есть теория, описывающая универсальные пространственно-временные свойства физических процессов


Тема №5. Познание и творчество


  • Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя

  • Гносеология — фундаментальная философская наука, учение о сущности, цели, предпосылках и условиях познавательной деятельности человека, о критериях адекватности (соответствия) наших знаний реальному миру.

  • Вопрос о познаваемости мира – это вопрос о том, способен ли человек составить верную картину о вещах, способен ли его разум достигать объективных, истинных знаний о мире.

  • Эпистемология — это философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется научное знание, его строение, структура, функционирование и развитие. В античной Греции под эпистемологией (от episteme – знание, logos – учение) понимали учение о доказательном, достоверном знании.

  • Гносеологический оптимизм (гностицизм) - направление в гносеологии, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя. Сторонники данного направления настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее.

  • Гносеологический скептицизм (агностицизм) – позиция исследователей, считающих, что невозможно познать природу изучаемых предметов, достичь истины и отразить ее в знаниях.

  • Скептицизм (франц. scepticisme, от греч. skeptikos, буквально — рассматривающий, исследующий) возникает как направление в философии, очевидно, в связи с крушением у некоторой части образованных людей надежд на прежние претензии философии. В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

  • Догматизм - способ мышления, оперирующий догмами (считающимися неизменными вечными положениями, не подвергаемыми критике) и опирающийся на них.

  • Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

  • Объект познания — это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

  • Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

  • Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и предметность возникающих образов; - воспроизведение объектов на уровне явления, т.е. их внешних сторон и свойств.

  • Ощущение - единичный акт чувственного познания;

  • Восприятие - совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ;

  • Представление - образ ранее воспринятого предмета или образ, порожденный воображением.

  • Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую, кроме ощущения и восприятия, входит представление.

  • Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственные ощущения источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему.

  • Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления (процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека, существенных свойств и отношений действительности).

  • Интуиция — (от лат. intuitio - пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств. Еще ее определяют как чутье, проницательность, непосредственное познание, основанное на предшествующем опыте и теоретических научных знаниях.

  • Чувственная интуиция — это способность быстро и точно распознавать объекты, явления или знаки. Чувственная интуиция зависит от точности и скорости восприятия, мы выделили ее подвиды: Локационную интуицию - способность, быстро переключать внимание с одних объектов на другие и находить нужные цели.

  • Интеллектуальная интуиция (лат. Intellectus - ум, мыслительная способность человека), позволяющая проникнуть в сущность вещей. Это разграничение непосредственного и интуитивного знания. Она является нашим неизбежным спутником, но часто сбивает нас с истинного пути.

  • Иррациональным называется познание, которое осуществляется без непосредственного чувственного восприятия и рационального размышления.

  • Интуитивизм — направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания и отвергающее формализацию акта познания в других философских направлениях. К этому течению близка философия жизни, развивавшаяся в то же время в Германии.

  • Ясновидение — сверхъестественная способность получать информацию о событиях прошлого, настоящего и будущего, недоступную для получения рациональными способами. В отличие от гаданий, спиритизма и т. д., ясновидение предполагает привязку к личности ясновидящего, а не к используемым им методам.

  • Яснослышание (англ. clairvoyance)- форма экстрасенсорного восприятия, когда человек получает информацию по каналам неизвестного науке диапазона. Яснослышание относится к термину ясновидение.

  • Инсайт [англ. insight, букв. — проницательность, понимание] — термин современной философии (интуитивизма), обозначающий акт непосредственного познания, минуя логический анализ.

  • Психометрия (психометрика) — дисциплина психологии, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом психодиагностики.

  • Предчувствие - предвидение грядущих событий без имеющихся на то каких-либо оснований; «скрытый смысл того, что ещё не наступило» (Кант). Согласно Ф. Г. Якоби, предчувствие даёт «указания», которыми руководствуется человеческий разум. Истина-де доступна одному разуму, и «там, где нет указаний на истинное, там нет разума». В этом смысле предчувствие равносильно понятию «интуиция», которое играет важную роль в философии жизни.

  • Истина — это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения.

  • Конкретность – зависимость истины от места, времени и других условий ее получения

  • Объективность – это такое содержание наших знаний, которые не зависит ни от человека, ни от человечества

  • Философия научной истины исторически выступает как осмысление степени достоверности и теоретического, и эмпирического знания. Это, по сути, следует из самого определения истины как знания, содержание которого не зависит от состояния познающего субъекта.

  • Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание о чем-либо, которое тождественно своему предмету. Абсолютная истина складывается из относительных, но никогда окончательно сложиться не может. В каждой относительной истине есть часть абсолютной истины.

  • Относительная истина — это истинное, но неполное знание о том же самом предмете. Из менее полной истины в процессе познания формируется более полная истина. Относительная истина находится в параметрах, определяемых абсолютной.

  • Объективная истина - независимое от человека, человеческого знания (субъекта) и человечества содержание знания. Учение об объективной истине нацелено против идеалистических концепций (когеренции теория, конвенционализм, прагматизм и др.), трактующих истину как иллюзорную условно значимую конструкцию.

  • Субъективная истина — это истина, зависимая от человека (субъекта), это экзистенциальное качество человеческого отношения к тому, что осознается, к тому, во что верят. Когда мы искренни и обращены в наших отношениях к миру внутри себя, то мы живем в истине [существуем в состоянии, адекватном самому себе]. Может совпадать с объективной или не совпадать.

  • Корреспондентская (классическая) концепция истины – истина понимается как знание, соответствующее действительности (Аристотель)

  • Прагматистская концепция – истинностью обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс)

  • Конвенциалистская концепция – истина есть результат условного соглашения (А. Пуанкаре)

  • Когерентная концепция – истиной является согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель)


написать администратору сайта