Сущность рационализма. Доклад. Сущность рационализма. Гносеологических воззрений
Скачать 14.58 Kb.
|
Рационализм - (ratio - разум) как целостная система гносеологических воззрений (связанных с познанием) начал складываться в 17-18 вв. в результате развития математики и естествознания, хотя его истоки можно найти еще в др.греческой философии, например еще Парменид различал знание "по истине" (полученное посредством разума) и знание "по мнению" (полученное в результате чувственного восприятия). Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв. - истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естесвознания рационализм пытался решить вопрос: как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности. Так например к основному тезису сенсуалистов (признавали чувственность основной и главной догмой познания) "нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувствах" рационалист Лейбниц добавляет: "Кроме самого разума". Рационализм — философское направление, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики (метод философствования, заключающийся в раскрытии истины путем последовательных вопросов). Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму (отрицание разума в постижении мира), так и сенсуализму (теория познания, согласно которой восприятие и ощущения – основная и главная форма достоверного познания). Для рационализма разум – высший критерий истины. Все должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование, что «может устоять перед свободным и открытым испытанием». Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления (схоластический – школьный, университетский, значит догматический), с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь. Рационализм на первый план выдвигал логическую суть науки, источником познания и главным критерием истинности называл разум. Рационалистическая философия нового времени также имела внутри общего направления несколько отдельных течений. Учение о познании называется гносеологией. Рационализм в философии нового времени базировался на этом понятии. Человек в своем бытии изменяет окружающий мир. Общество относится к миру с практической точки зрения. Человек для собственного бытия обязан изменять окружающий его мир. Чтобы это изменение носило оптимальный характер, оно должно контролироваться познанием. Ключевые идеи рационализма: - познание мира с помощью разума; - разум трактуется как верховный властитель и арбитр, устанавливающий истинное положение вещей и главная сила, управляющая миром; - способность мыслить рационально выступает как самое важное достоинство человека; - рационализм отделяет интеллектуальную сферу от религии и повседневной практики и рождает мышление абстрактными понятиями, из которых впоследствии выделяются науки. |