Гос. и общ строй стран Древнего Востока. Государственный строй стран Древнего Востока
Скачать 19.11 Kb.
|
Государственный строй стран Древнего Востока В ходе становления империй в районах древневосточных цивилизаций сложилась своеобразная форма государственного правления — восточная деспотия, при которой во главе страны стоял правитель с неограниченной властью. Правитель считался собственником всей земли в стране. Всякое его решение было выше любых законов или традиций. Власть в государстве передавалась по наследству. Более того, сама власть считалась полученной от богов, а личность правителя обожествлялась. В древнем востоке труд рабочих нужно было контролировать, этим занимались подчиненные правителя писцы и чиновники. Правитель должен был защищать население от нападений. Он командовал армией, которая отражала набеги и вторжения соседних народов или захватывала новые территории. Одновременно армия была готова подавить и выступления народа против правителя. Правитель через многочисленных чиновников полностью контролировал жизнь всего населения, мог вмешиваться даже в дела отдельных семей. Люди платили большие налоги государству, их количество и величину правитель регулировал по своему желанию. Часто проводились масштабные строительные работы, обеспечивавшие занятость населения, численность которого росла быстрыми темпами. Таким образом, правитель сосредоточивал в своих руках административную, военную, судебную, налоговую, хозяйственную власть. Общество практически не могло влиять на его политику. В различных цивилизациях восточная деспотия имела некоторые особенности, но принципы формы правления были едины. В Египте фараона почитали как бога. Египтяне считали, что он управляет разливами Нила. Жрецы высчитывали дату начала разлива, и за несколько дней до нее фараон выходил из своего дворца на берег реки, бросал в нее папирус с приказом. Разлив Нила воспринимали как доказательство божественной силы императорской воли. Статуи фараона изображали идеального человека, а по величине они равнялись статуям богов и в десятки раз превосходили статуи людей. Имя фараона нельзя было произносить. Правители Древней Месопотамии говорили о себе как о «царях четырех сторон света». Считалось, что боги покровительствуют им и передают свою силу и мудрость. Например, царь Хаммурапи утверждал, что он получил законы от бога Шамаша. Законы Древней Индии описывают царя как могущественное существо, которое включало в себя частицы разных богов. «И он, подобно солнцу, жжет глаза и сердце, и никто на земле не может даже смотреть на него». В Китае императора почитали как Сына Неба - верховного божества. Особенности общественного строя стран Древнего Востока I. Длительное сохранение сельской общины, носившей территориальный характер. Особенностью Древнего Востока является то, что возникновение государственного аппарата не разрушало общины с ее главными органами управления (особые общинные советы, народное собрание, старосты-рабианумы). II. Преобладание коллективной собственности в виде царской, храмовой и общинной над частной собственностью и, как следствие, неопределенность правового положения частных собственников, чей статус не опирался ни на какие формально санкционированные нормы. III. Невыделенность индивида из коллектива, ибо только владение землей в общине делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным, защищая от произвола властей посредством норм местного обычного права. IV. Сословно-правовой статус индивида не совпадал с его социально-экономическим положением. Рабы здесь входили в состав большой патриархальной семьи, а их труд был дополнением к труду свободных подданных стран Востока. V. Отсутствие чёткой социально-классовой стратификации. Для восточной цивилизации характерна маловыраженная имущественная дифференцированность и второстепенная роль классовых противоречий. Это говорило о формальном равенстве людей и их практически поголовном рабстве. Кроме того, для стран Древнего Востока характерна крайняя функционализация человека. VI. Наличие корпоративности, системы социальных вертикальных перегородок, которые представляли собой замкнутые, автономные и большей частью самоуправляющиеся коллективы-корпорации: сельских общин, землячеств, кланов, сект, цехов, каст, варн и др. Такой вертикальный аспект построения социальной структуры предполагает, что в основе коллективов-корпораций лежат общность религиозных взглядов, профессиональной деятельности, экономический и сословно-наследственный факторы, принцип общности территории проживания и проч. |