Главная страница
Навигация по странице:

  • Историко-стилистический анализ Шарль Франсуа Гуно

  • Либретто I акт

  • Музыкально-теоретический анализ. Форма

  • Тональность произведения

  • Allegro moderato.

  • Метроном - 108 Исполнительский анализ

  • Исполнительские трудности

  • Музыкальные термины allegro

  • аннотация на Хор предворных Ш. Гуно. Огогортинся(о_о) — копия. Государственное профессиональное образовательное учреждение Кемеровский областной музыкальный колледж


    Скачать 34.33 Kb.
    НазваниеГосударственное профессиональное образовательное учреждение Кемеровский областной музыкальный колледж
    Анкораннотация на Хор предворных Ш. Гуно
    Дата31.05.2022
    Размер34.33 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОгогортинся(о_о) — копия.docx
    ТипДокументы
    #558680

    Государственное профессиональное образовательное учреждение

    «Кемеровский областной музыкальный колледж»


    Аннотация на хоровое произведение

    «Хор придворных»

    из II действия Оперы Ш.Гуно

    «Ромео и Джульетта»

    Либретто: Жюль Барбье и Мишель Карре.

    Кемерово, 2022

    Историко-стилистический анализ

    Шарль Франсуа Гуно (1818 - 1893)

    Французский композитор, музыкальный критик, писатель-мемуарист. Основатель жанра французской лирической оперы.

    Родился 17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки и одарённой пианистки- Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта.

    В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию,чему предшествует изучение гармонии и контрапункта у Антона Рейха. Здесь он учился у Фроманталя Галеви, Жан Франсуа Лесюэр и Фердинандо Паэра, передавшие ему отточенную композиторскую технику. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трёхголосный «AgnusDei».

    В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. По возвращении в Париж, в 1843—1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. Он обращается к опере, так как считает, что только театр даёт возможность композитору каждодневно общаться с публикой.

    В 1851 году состоялась премьера его первой оперы «Сафо» . Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха и являлись, как бы, эскизами к созданию настоящего большого полотна-оперы "Фауст". В 1852 году Гуно стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий. Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. В 1857 году Гуно был на грани серьёзного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал. В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали её новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причём первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошёл пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

    Творчество:

    • Оперы: «Филемон и Бавкида», «Голубка», «Царица Савская», "Мириэль". Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта».

    • Оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

    • Мотет AveMaria

    • Кантаты: «Галлия»

    • Духовные произведения: мессы, реквиемы

    • Симфонические сочинения: в том числе, 2 симфонии

    • Песни, романсы

    Либретто

    I акт. На площади в Вероне завязалась перепалка, а потом и потасовка слуг двух враждующих домов - Монтекки и Капулетти. В их противостояние включаются рассудительный Бенволио из рода Монтекки (племянник главы семьи) и импульсивный Тибальд - племянник леди Капулетти. Сначала они пытаются разнять противников, а после втягиваются в драку. Ее прекращает грозный окрик князя Эскала правителя Вероны, который призывает к прекращению братоубийства. В это время на сцене появляется Ромео. Он влюблен, а Розалина - объект его страсти - холодна. Бенволио советует пылкому влюбленному оглянуться и поискать более достойную партию. Действие переносится в дом Капулетти, куда с визитом прибыл князь Парис - дальний родственник семьи. Он просит руки Джульетты - дочери Капулетти, которой еще не исполнилось четырнадцати лет. Жених красив, богат и знатен, поэтому вопрос женитьбы формален: ни отец, ни сама Джульетта не против брака.

    В честь помолвки Капулетти организовывает в доме бал-маскарад, на который тайно проникают Ромео и Бенволио. Ромео надевает рясу монаха. Он страдает от неразделенной любви к Розалине до момента, пока его глаза не перехватили взгляд Джульетты. Молодой человек сражен ее красотой и кротостью. Девушка также испытывает смятение. Ромео вслух восхитился красотой Джульетты. Его голос узнал Тибальд. Он решил убить противника прямо на балу, но хозяева его останавливают: отпрыск Монтекки известен своим благородством, поэтому нет ничего страшного в том, что он побывал на празднике у Капулетти. Тибальд затаивает обиду. На выходе из зала Ромео узнает, что девушка, которая его сразила, - это Джульетта Капулетти.

    II акт. Ромео перелезает через стену дома Капулетти и прячется в саду. Он становится свидетелем того, как Джульетта разговаривает сама с собой, рассказывает о своей страсти к Ромео, о страхе, что он ее обманет. Молодой человек отзывается на призыв возлюбленной и открывает свои чувства. Девушка испытывает страх, стыд и смятение, она дважды уходит с балкона и возвращается к любимому. Ромео предлагает тайно обвенчаться. Они договариваются о месте встречи. Юноша из рода Монтекки обращается за помощью к монаху-францисканцу Лоренцо - знатному травнику. Размышляя о природе, монах рассказывает о том, как она умеет смешивать доброе и злое. Это проявляется как в травах, так и душах людей. Любое благ это добро и зло одновременно. На просьбу Ромео обвенчать его с Джульеттой Лоренцо отвечает согласием. Он надеется, что так примирятся два рода. Вместе с тем священник укоряет юношу в ветрености и легкомысленности в отношении девушек.

    На следующий день в полдень кормилица приводит Джульетту на исповедь к Лоренцо, и монах венчает влюбленных.

    III акт. Друг Ромео Меркуцио узнает, что Тибальд ищет возможности убить юношу. Встретив того на площади, Меркуцио вызывает его на битву. Тибальд наносит раны молодому человеку, от которых тот умирает. Ромео, который пытался разнять драчунов, убивает Тибальда. За это веронский князь наказывает юношу изгнанием. Джульетта узнает о смерти двоюродного брата и одновременно ненавидит и любит Ромео. Она впадает в отчаянье из-за противоречивых чувств. К тому же родители сообщают, что через три дня состоится ее свадьба с Парисом. Ромео страдает из-за наказания. Лоренцо уговаривает его переехать в Мантуи, пока улягутся страсти в Вероне, дождаться, когда наступит время, чтобы открыть их брак с Джульеттой. Это примирит семьи - надеется Лоренцо. После проведенной вместе ночи Ромео спускается по веревочной лестнице из комнаты Джульетты. Она говорит любимому, что тот выглядит так, вроде бы находится в гробу. Девушка юноше также кажется слишком бледной.

    Капулетти настаивают на свадьбе Париса и Джульетты. Она отказывается, чем вызывает гнев отца.

    IV акт. Джульетта обращается за помощью к Лоренцо. Тот предлагает выпить перед венчанием настойку, которая погружает человека в сон на 42 часа. Таким образом Джульетта избежит свадьбы с Парисом. За время, когда она будет спать, в Верону вернется Ромео и увезет ее в Мантую. Вернувшись домой, девушка пребывает в смятении: она боится, что проснется до того, как вернется Ромео, и окажется одна в склепе. Но чувства к любимому сильнее - девушка выпивает настойку. На утро ее находят бездыханной родители и кормилица. Лоренцо настаивает на том, чтобы ее перенесли в семейную усыпальницу.

    V акт. Ромео снится страшный и пророческий сон: он видит себя мертвым в гробу, но от смертельного сна его спасает жаркий поцелуй любимой. Молодой Монтекки ждет вестей от Лоренцо, но прибывает слуга Балтазар. Тот сообщает о смерти возлюбленной юноши. Ромео верхом отправляется в Верону. По пути у аптекаря покупает за пятьдесят дукатов самый сильный и быстрый яд. Лоренцо в ужасе: монах, которого он послал с сообщением к Ромео, не доставил письмо, потому что из-за карантина (свирепствовала чума) не мог покинуть комнаты. Парис приходит в склеп, чтобы почтить невесту. Он осыпает ее цветами и в это мгновение слышит шорох - в усыпальницу входит Ромео. Между молодыми людьми возникает перепалка, они дерутся на шпагах, и Ромео убивает Париса. Увидев мертвую жену, Ромео удивляется, как она прекрасна и свежа, совсем не похожа на мертвую. Он выпивает яд, чтобы присоединиться к любимой. Лоренцо не успевает на мгновение, чтобы остановить катастрофу. В этот момент просыпается Джульетта. Она видит тело мужа, впадает в отчаянье, хочет покончить с собой, но Ромео выпил весь кубок с ядом. Она закалывает себя кинжалом любимого. На шум сбегается городская стража, приходит веронский князь и представители враждующих родов. Отцы семейства оплакивают детей и преклоняются перед чистотой их чувств. Общее горе мирит бывших врагов. Предложенный краткий сюжет «Ромео и Джульетта» - ориентир для родителей и школьников в освоении многогранного творчества Шекспира.

    Основная идея литературного текс: Любовь, преодолевающая все препятствия. И победа любви над враждой семейств, воплощенная в трагедийной концепции борьбы старого, отживающего и нового, нарождающегося.

    Музыкально-теоретический анализ.

    Форма - трёхчастная со вступлением.

    Жанр - оперный хор.

    Хор придворных начинается с оркестрового вступления.

    Темп вступления-Allegro moderato.

    Тональность произведения - g-moll.

    Мелодический рисунок - волнообразный.

    Присутствуют скачки на: ум.5, м6,ч8

    Размер - 4/4. На протяжении всего произведения размер не меняется.

    Произведение написано в простом ритме, используются четверти и восьмые, с акцентом на 3 долю.

    Фактура смешанная: присутствует гомофонно-гармоническая и аккордовая.

    • Гомофонно-гармоническая фактура с 5 - 8 такт; с 15 - 16; с 23 - 30.

    • Аккордовая: 9 - 13; с 16 -18; с 30 - 37 такт.

    Произведение написано для мужского четырёхголосного хора с инструментальным сопровождением. Аккомпанемент является гармонической поддержкой для вокальной партии.

    Вступление написано в нюансе p, есть развитие до mf, к началу вступления хора аккомпанемент на динамики от f - p.

    Хор вступает на динамики p. На словах «Ему б провалиться» на условии cres. и сразу же на словах «И бес его взял!» на условии dim.

    Вторая часть начинается на p. Со слов «Завтра же, наверно» идёт динамическое развитие до слов «Осмеёт всех нас»

    Перед 3 частью в аккомпанементе динамическое нарастание до f , после резкое dim. до pp.

    Третья часть повторяется, как и первая часть. Произведение заканчивается в громкой динамике f.. Темп на протяжении всего произведения не меняется: Allegro moderato.

    Вокально-хоровой анализ.

    Произведение «Хор придворных» написан для мужского четырёхголосного хора с оркестром.

    Диапазон хоровой партии:

    тенор: d1 – g2

    бас1: с – d1

    бас2: B – d1

    Тесситурные условия не совсем удобные для партии басов из-за быстрого темпа и акцентов на высокие ноты.

    Метроном - 108

    Исполнительский анализ

    Фразировка 3-я доля каждые 2 такта

    Общая кульминация приходится на словах «Ему б провалиться» Это показывает яркая динамика и высокая тесситура во всех партиях.

    Исполнительские трудности: четкие текст, точное исполнение динамических рисунков, передача характера.

    Дирижеркие трудности: точность и легкость схемы, точное снятие, выдержинность но, точный динамический рисунок, с помощью четкого жеста передать характер произведения.

    Музыкальные термины

    allegro- весело, бодро, радостно

    dim- постепенное уменьшение силы звука

    cresc- постепенное усиление силы звука

    Список литературы

    1. Романовский Н.В. Хоровой словарь. Издательство «Музыка», 1972 г.

    2. Сайт: Академик

    3. Сайт: Хоровая энциклопедия

    4.  Музыкальный энциклопедический словарь/ГлредГВКелдыш. — М.: Советская энциклопедия1990г.


    написать администратору сайта