Главная страница

история. Реферат. Гражданское общество и государство проблемы соотношения


Скачать 163.5 Kb.
НазваниеГражданское общество и государство проблемы соотношения
Анкористория
Дата20.04.2022
Размер163.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРеферат.doc
ТипРеферат
#488092

ФГОУ ВПО Курганская государственная сельскохозяйственная академия

им. Т.С. Мальцева

Факультет промышленного и гражданского строительства

Кафедра философии и истории

РЕФЕРАТ

на тему: Гражданское общество и государство: проблемы соотношения.


Выполнил студент

IV курса 2 группы

Баранов Е.А.

Проверил преподаватель

Арсланова М.А.

Курган 2007

План.

Введение.

  1. Демократическое развитие России.

  2. Гражданское общество как понятие.

  3. Развитие идеи гражданского общества.

  4. Гражданское общество и государство.

Заключение.

Список используемой литературы.

2

Введение

Тема «Гражданское общество» не сходит со страниц на­учной и общественно-политической печати вот уже более 10 лет. За эти годы прошло более десяти научно-практических конференций по проблеме формирования гражданского общества.

В развитии любого правового государства огромную роль играет коллективный опыт, который накапливает­ся в процессе осознанной деятельности всего человече­ства и который, с одной стороны, многообразен и, с дру­гой — специфичен для каждого данного общества. Таким опытом, естественно, обладает и Россия. К сожалению, в современной общественной мысли достаточно широко распространено мнение, согласно которому в государственном развитии России отсутству­ет в должной мере исторический правовой опыт, нет де­мократических традиций, нет прочных основ становления государственности, а весь государственно-правовой опыт находится на Западе. Поэтому и предлагается взять в ка­честве ориентира западную модель демократического го­сударства и пересадить эту модель' на российскую почву. Нередко утверждается, что собственные отечественные традиции становления российского правового (демокра­тического) государства не представляют интереса и не содержат в себе ничего ценного.

Отбрасывать накопленный человечеством опыт госу­дарственно-правового строительства, разумеется, неумно. Сравнительный анализ (сопоставление) различных политических теорий, политических систем и политичес­ких культур позволяет выявить как их общие черты, так и национальные особенности, отражающие своеобразие исторических путей формирования отдельных государств.


3

1. Демократическое развитие России.

Проблема демократического развития России гораздо сложнее, исторический опыт ее чрезвычайно многообра­зен. В многовековой истории становления государства Российского наблюдаются две тенденции (две линии) развития — авторитарная (консервативно-охранитель­ная) и демократическая (демократически-освободитель­ная). Первая тенденция связана с монархическим прав­лением, авторитаризмом, культом личности, вторая — с развитием демократии, свободы и справедливости.

Россия, уходящая истоками своей культуры в Визан­тийскую империю, на многие столетия установила еди­новластие князя, сменившееся затем самодержавием царя и переросшее в культ вождя в обществе. Россияне терпели угнетение, потому что надеялись на осуществ­ление справедливости в божьем царстве. В эпоху абсо­лютной монархии народ верил в «царя — батюшку» и во время голодных бунтов шел к его дворцу просить хлеба и защиты от притеснения. Для советской эпохи характерны приоритет революции над демократией, господство силы (власти) над правом. Здесь люди верили и надеялись на КПСС.

Но вместе с тем Россия, порождая монархическое правление, авторитаризм, культ личности, вызывала к жизни и демократические процессы, которые своими кор­нями уходят в историческую память о вечевом правле­нии в Древней Руси XI — XII вв. Это было время, когда «не­колебимой оставалась община, которая за несколько де­сятилетий с начала XII века настолько окрепла, что пере­силила княжескую власть, подчинив ее полностью вечу».

Первым правовым кодексом в истории Российского госу­дарства была «Русская правда», которая охраняла собой человеческое достоинство и права личности.

Россия знала и республику. Известно, что уже в XII в. Новгород (несколько позже и Псков) стал республикой. В новгородской и псковской политической жизни того вре­мени просматриваются все атрибуты демократического устройства. По существу здесь вече было носителем вер­ховной власти. Оно выбирало всех высших должностных лиц. Князь был лишь наемным должностным лицом, ко­торому вменялось в обязанность защищать республику. Вечевая демократия функционировала веками. Это была живая, действующая демократия.

В середине XVI в. в России появились Земские соборы, основой деятельности которых являлось коллегиальное управление. При всем своем несовершенстве Земские со­боры являлись одним из элементов проявления демок­ратии, выступили политическим противником единовлас­тия в России.

Созданием «Судебника» 1497 г. при Иване III заверша­ется конституирование основ администрации русского национального государства.

В эпоху царствования Петра Первого появляются кол­легии, сенат. Екатерина Вторая допускает созыв город­ских собраний.

Российская демократия в своей истории знала не только вече, земство,

4

городские собрания, коллегии, сенаты, республику, коллегиальное управление и самоуправление, но и думский парламентаризм. Хотя Государственным думам в России до 1917 г. не везло (три из четырех были

распущены самодержавием), они все же проделали не­малую положительную работу. Первый двухпалатный «парламент», появившийся а России в начале XX в., не­смотря на сословную ограниченность и узость своей ком­петенции, явился реальным представительным учрежде­нием народа, в котором действовала оппозиция, выдви­гая альтернативные пути демократического развития стра­ны.

Попытка стать «самой свободной страной мира» была предпринята в России в 1917 г. Основой нового обще­ственного и государственного строя, стержнем новой по­литической системы стали Советы. Они выступали в ка­честве естественных наследников общинной, вечевой де­мократии и обозначались как демократия в «интересах большинства». Именно Советы были призваны осуществить живое творчество народных масс.

До 1936 г. Советы избирались непосредственно на предприятиях. Депутаты Советов находились в зависимо­сти от своих избирателей, получали от них наказ, обяза­ны были отчитываться. Имела место система отзыва депутатов. В обществе существовала единая система госу­дарственной власти и самоуправления.

Но постепенно в силу разных причин объективного и субъективного порядка (ожесточенная борьба за власть, попытка решать все вопросы права через «верхи», под­мена советских органов партийными, заорганизованность, формализм, принижение роли депутатов и др.) советская демократия сначала подвергалась ограничениям и усе­чениям, а затем была лишена своего главного предназ­начения — обеспечивать условия для решения самим народом своих собственных проблем.

Следует помнить, что в истории российского государ­ства длительное время политика связывалась исключи­тельно с борьбой интересов общественных классов и, как правило, сводилась к проявлениям только экономическо­го потенциала. В.И. Ленин прямо указывал, что «полити­ка есть концентрированное выражение экономики»1. Тем самым политика понималась упрощенно, лишалась са­мостоятельного содержания.

Современная Россия в конце XX в. начала путь модер­низации общества, суть которой состоит в переходе страны от тоталитарного к правовому федеральному государ­ству, гражданскому демократическому обществу. "^ Попытка демонтировать тоталитарную систему и со­здать правовое демократическое государство в рамках социализма, перевести социализм в новое качество — социализм с «человеческим лицом» — в ходе практичес­кой деятельности (так называемой «перестройки») не уда­лась. Проблемы государственного права, судебно-право­вых реформ выдвинулись на передний край и оказались чрезвычайно актуальными. Осуществленные в обществе гласность, плюрализм мнений, свобода творчества, от­мена цензуры, возрождение многих, ранее отвергнутых ценностей дали мощный; импульс демократизации поли­тической жизни страны, развитию

5

государственности и права, становлению гражданского общества в России.

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосо­вания была принята Конституция Российской Федера­ции. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. привело к распаду прежних форм единства. Ста­рые авторитеты пали, а новые — «закон» и «интересы» (воля) большинства» — осознаются как ненадежные и слабовоспринимаемые со стороны людей.

Отсюда — отсут­ствие должных внутренних интегрирующих связей, нежиз­неспособность, нестабильность государства.

Человеческая личность, как правило, оказывалась бес­правной. Это — вековой груз российского общества. Вот почему здесь люди пренебрегают правом больше, чем где-либо. Еще А. И. Герцен отмечал, что русский человек, какого бы звания он ни был, обходит (или нарушает) за­кон всюду, где это можно сделать безнаказанно. «Рос­сия, — писал Н. А. Бердяев, — самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире ... Анархизм — явле­ние русского духа ... Русский народ как будто бы не хочет не столько свободы государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о зем­ном устройстве».

И все-таки с принятием Конституции 1993 г. Россия в противоположность централизованному унитарному го­сударству становится государством правовым, построен­ным на принципах федерализма.

Известно, что состав большинства республик (и тер­риторий) России многонационален. Поэтому нацио­нальный характер государственности, провозглашенный на данной территории, может вести (и ведет) к разным социальным последствиям, в том числе к национал-се­паратизму или национал-шовинизму. Но ныне в российс­ком обществе наблюдается бурный всплеск националь­ного самосознания и национализма, всеобщее увлечение идеями национально-государственного возрождения на­ций и народностей. В этих противоречивых условиях совершенно отказаться от национального принципа го­сударственного строительства просто нереально. Прав Р.Г. Абдулатипов в своем утверждении, что «мы обрече­ны в ближайшее время строить нашу Федерацию с уче­том и территориального и национального кризиса. Хотим мы этого или нет».

Встав на путь развития федерализма в его новом ка­честве, Россия в ходе реформирования все более и бо­лее приходит к пониманию, что современному обществу нужна сильная представительная, исполнительная и су­дебная власть. Власть во всех ее формах (видах) стано­вится сильной, если она органична (т.е. устраняет какие-либо «перекосы»), если она действует слаженно (объединенными усилиями), если она создает для людей и общества основы нормальной и достойной жизни.

В реальной действительности до создания подлинно правового государства, в котором права и свободы граж­данина были бы гарантированы и полностью осуществ­лены, еще далеко. До настоящего времени многие права и свободы человека или вообще не соблюдаются, или со­блюдаются не в полном объеме. В самом деле, о каком праве на жизнь может идти речь, если в России то здесь, то там вспыхивают войны, межэтнические

6

конфликты, вся­кого рода «разборки» криминальных групп, в которых гиб­нут люди. О каком праве на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации может идти речь, если боль­шая часть населения страны не получает вовремя зара­ботную плату, а если и получает, то не может прожить на нее. О каком праве на охрану здоровья и медицинскую бесплатную помощь может идти речь, если в стране стре­мительно сокращается число бесплатных медицинских услуг, если сфера здравоохранения все больше приватизи­руется.

В этих условиях «вследствие острых социально-эконо­мических проблем

и массового обнищания значительной части общества у наших избирателей, - как утверждает Г. Н. Селезнев, - стремительно падает доверие к веду­щим политическим институтам, всей политической сис­теме страны и ее Конституции».

Формирование правового государства и становление гражданского общества в современной России происхо­дят на фоне исключительно сложных и противоречивых процессов в обществе.

Здесь объективно возникает потребность демократи­ческого обновления всех сторон жизни индивидов, кол­лективов, общества. Мо она не может быть реализована, если отсутствует национальная идеология проводимых реформ. В обществе все еще живы в памяти основы не­давней национальной политики, связанной с осуществ­лением интернационализма. Вместе с тем пробуждает­ся самосознание народов России. В обществе сохрани­лись, воспроизводятся и требуют претворения в жизнь об­щероссийские интересы, у большинства людей еще живы обостренные чувства социальной справедливости. Вместе с тем «пробивают» дорогу интересы политических элит, обслуживающих главным образом потребности капитала. Мафия, коррупция в государственном аппарате, отрица­тельное отношение к существующим политическим инсти­тутам, социальные и межнациональные конфликты, про­исходящие в России, усугубляют положение в обществе.

Но главное, что произошло в российском обществе, — это разительное отчуждение официальной политики ре­форм от реального состояния и самосознания подавляю­щего большинства народа. Самое очевидное выражение данного контраста, замечает Л. И. Селезнев, — это «фак­тическое отстранение народа от власти, от сколько-ни­будь ощутимого влияния на государственную политику».

В результате содеянного часть общества, незаконно захватив государственную (общенародную) собственность, занялась личным обогащением, другая — лишившись вся­кой собственности, дошла до отчаяния.

Народ и власть, государство и народная воля, свобода и общественное принуждение — это те фатальные про­блемы, которые, очевидно, не имеют единого, общего для всех времен и стран оптимального решения. Любой по­литический режим и в периоды национального согласия, и в периоды общественных потрясений — это всегда зыб­кий компромисс между ведущими социальными силами общества.

7

На каждом новом повороте истории соотношение и баланс этих сил меняются, политические партии и зако­нодательные органы ищут адекватные для данной ситуа­ции конституционные (а порой и неконституционные) формы разделения сфер влияния и закрепления позиций ведущих классов и социальных групп.

В истории человечества известны две традиции пост­роения государственности. В основе первой (либераль­но-демократической) традиции лежит положение, соглас­но которому высшей социальной ценностью является индивидуальная свобода личности. Данная традиция про­возглашает в качестве главной цели демократии свободу отдельного человека. Вторая (социал-демократическая) традиция исходит из того, что

высшей социальной цен­ностью является также человек, но с опорой на

коллек­тив (общину, государство). Согласно этой точке зрения, государство участвует в, обеспечении функционирования всех институтов гражданского общества.

Создавая правовое государство, организуя гражданское общество, Россия объективно находится в поиске но­вой гуманистической модели социального устройства, в центре которого должен стать человек.

Право и гражданственность по своей сущности обра­щены к человеку. Они своим основанием и целью имеют свободу, добро, справедливость и равенство. Государство существует для человека, а не человек для государства.

Право и государство выступают как институты куль­туры и поэтому проблемы их развития необходимо рас­сматривать в культурном контексте. Культура вообще и правовая, политическая культура в частности — необ­ходимое условие создания и развития государства. Науч­ное содержание права должно строиться на основе культуры, выражать суть культуры.

Творцом права, государства и гражданского общества является человек и потому они связаны с гуманизмом и духовностью субъекта. От человечности творцов и субъектов общественного устройства, их духовности за­висит направленность действия юридических и других за­конов, а также характер правовых установлений. «Буду­щее России, — провозглашает А. И. Лукьянов, — в каче­стве законов и совести их исполнителей». Мо человек не ограничивается государством, если оно и правовое. Че­ловек шире и глубже государства и права. «Личность, ду­шевная жизнь личности, — справедливо утверждает П. И. Новгородцев, — шире и глубже политики и обще­ственности, и потому спасения и удовлетворения человек должен искать не только в обществе, но прежде всего в себе, в своих собственных силах и средствах».

8

2. Гражданское общество как понятие.

С точки зрения происхождения понятие «гражданское об­щество» является производным от двух других понятий - «об­щество» и «гражданский». Поэтому интерпретацию понятия следует проводить по двум основным направлениям: опреде­ление гражданского общества через родовое понятие «обще­ство» и через указание специфических признаков понятия «гражданский».

Как известно, понятие «общество» в его современном по­нимании появилось сравнительно недавно. В античной и сред­невековой социальной мысли использовались в основном его аналоги - понятия «государство» и «община». Лишь в конце XVIII - начале XX в. это понятие приобретает свой современ­ный смысл, отличный от смыслов государства и политической жизни. Его окончательное научное признание происходило по мере превращения социологии как науки об обществе в само­стоятельную область знания.

В современной научной литературе понятие «общество» употребляется в двух основных значениях Так, в словаре «Со­временная западная социология» оно определяется как в широком, так и узком смысле: «(1) в широком смысле: сово­купность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга; (2) в узком смысле: структурно или генетически определенный (а) тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, пред­стающий как исторически определенная целостность или (б) относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) ^той устойчивой целостности».

Соответственно понятие «гражданское общество», опре­деляемое через понятие «общество», употребляется также в двух значениях. В широком смысле оно характеризует конкретно-историческое состояние общества. В концепциях «ес­тественного права» и общественного договора оно рассмат­ривается как политическое общество, общество-государство, основанное путем общественного договора и противопостав­ляемое естественному, догосударственному состоянию - со­стоянию «борьбы всех против всех». В дальнейшем этим по­нятием стали обозначать буржуазную форму общества. По Марксу, гражданское общество есть буржуазное общество, которое «как таковое, развивается вместе с буржуазией». При­мечательно, что в немецком языке термины «гражданский» и «буржуазный» идентичны по смыслу.

Понятие «гражданское общество», рассматриваемое в его узком смысле, выражает существенную сторону или сферу общественной жизни, понимание которой зависит во многом от характеристики термина «гражданский».

Термин «гражданский» происходит, как известно, от латин­ского слова «civitis». В русском языке его синонимом является термин «цивильный». Этот термин получил свое распростра­нение в системе римского права. Он стал входить во многие юридические выражения и понятия. Например, «гражданское право», «гражданский процесс», «гражданский иск» и др.

Гражданское общество представляет собой общество свободных и ответственных граждан, сознательно управляющих делами государства и

9

добросовестно выполняющих свой долг. Данное значение понятия имеет в себе идеологический оттенок, служивший долгие годы в нашей стра­не поводом для политических спекуляций.

Понятия «гражданское общество» и «государство» теоретически расчленяют общественную жизнь на две взаимосвя­зью и относительно самостоятельные стороны - гражданскую и государственную сферы. Вместе с тем следует помнить, линия разделения гражданской и государственной жизни общества имеет во многом условный характер. В действительности эти стороны находятся в диалектическом взаимодействии и могут в известных пределах переходить друг в друга, говоря словами «Маркса, государство есть ни что иное как официальное выражение гражданского общества».

Все научные представления, сложившиеся в рамках рас­смотрения гражданского общества как особой сферы социу­ма, можно систематизировать при помощи двух дихотомий — государственное - негосударственное и общественное - частное. Если расположить их в виде осей координат, то мы получим график с четырьмя смысловыми полями, обознача­ющими различные стороны гражданского общества:

1) государственная общественность, представляющая собой официальную, легитимную (законно избранную и при­знанную) власть;

2) свободная, автономная общественность, олицетворяю­щая разнообразные, независимые от государства обществен­ные институты и организации (например, экологические дви­жения, молодежные организации и пр.);

3) бюрократическая организация государства, выражаю­щая частно-групповые интересы бюрократического аппарата или правящей элиты;

4) частная жизнь людей, их объединений (например, част­ные фирмы, клубы и пр.) (см. схему).
Общественное


Государственная обще­ственность (публичная, легитимная, официальная власть)

Г
Негосударственное
ражданская обществен­ность (независимые общественные институты и организации)

Бюрократическая

организация государства

(частные интересы

бюрократии)

Частная жизнь

автономных субъектов (индивидов, групп, организаций)


Государственное

Частное

При построении определений гражданского общества в рамках его понимания как сферы социума используются в ос­новном два теоретических конструкта или сложносоставных понятия — «негосударственная общественность» и «негосу­дарственная частная жизнь». Гражданское общество рассмат­ривается либо как вся сфера негосударственной жизни

социу­ма, либо как ее частная или, напротив, общественная сфера, обладающая значительной степенью автономии по отношению к государству.

Следовательно, выделяются, по крайней мере, три вари­анта структурного расчленения содержания данного понятия, используемого в его специфическом смысле:

гражданское общество как негосударственная обществен­ная реальность, противостоящая государству;

гражданское общество как частная сфера жизни людей, их ассоциаций, отличная от государственной и общественной

сфер;

гражданское общество как общественная (публичная) сфера, опосредующая отношения между частной сферой (поведением конкретных индивидуальностей) и государ­ством.

Наиболее распространенной точкой зрения в рамках ука­занного' выше понимания гражданского общества является отождествление последнего с негосударственной сферой со­циума, обладающей особыми признаками и характеристика­ми (демократичностью, открытостью, плюрализмом, свободой выбора, личностной автономией и т.д.). Ее придерживается большинство исследователей данной ориентации.

11

3. Развитие идеи гражданского общества.

Возникновение и развитие идеи гражданского общества были связаны с осознанным стремлением многих поколений людей к осуществлению идеала социальной свободы в его конкретно-исторической форме — форме гражданского об­щества. Его идеальная форма представлялась мыслителям прошлого как такое пространство, в котором «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех».

В этой обобщенной формуле, принадлежащей К. Марксу и Ф. Энгельсу, выражен в концентрированном виде идеал социальной свободы. В современной научной литературе идеальное гражданское общество рассматривается чаще всего как общество свободных, суверенных личностей, их независимых организаций, осуществляющих свою деятель­ность не началах равенства и взаимной пользы.

Понятие свободы распространяется на все стороны жиз­недеятельности гражданского общества. В политической области его связывают с гражданскими и политическими сво­бодами и правами личности, с разнообразными доброволь­но создаваемыми общественными организациями и объеди­нениями, свободой выборов народных представителей и другими формами участия в государственном управлении. В экономической области оно выражается в свободном су­ществовании различных форм собственности, свободном рынке и свободном предпринимательстве. В духовно-идео­логической сфере оно проявляется в виде идейного плюрализма, свободы слова и печати, независимости всех средств массовой информации, свободе совести и вероисповедания. Таким образом, идеал социальной свободы находит свое конкретное воплощение в идее гражданского общества как союза свободных личностей, их объединений, существую­щих независимо от государства и его институтов. Признание суверенитета личности, ее неотъемлемых прав и свобод выступает предпосылкой идеи гражданского общества.

Развитие идеи гражданского общества осуществляется, таким образом, посредством механизмов целеполагания и целедостижения и с учетом социокультурных условий ее реализации. Идея гражданского общества есть существо­вание этого общества в форме типических и культурно опосредованных представлений людей о нем и их практических, целенаправленных действий по его воспроизводству и раз­витию. Практическая направленность идеи гражданского общества не означает ее тождественности социальной прак­тике. Идеи, как известно, становятся материальной, преоб­разующей силой, когда они овладевают массами.

В истории социальной мысли развитие кон­цепций гражданского общества можно разделить на три пе­риода:

1) «естественно-правовой» период: возникновение и раз­витие идеи гражданского общества в концепциях «естествен­ного права» и общественного договора с античности до кон­ца XVIII в.;

2) рационалистический период: реконструкция идеи в со­циальных учениях конца XVIII—XX вв.;

12

3) пострационалистический период: анализ концепций кон­ца XX— начала XXI в.

В конце XX — начале XXI вв. познание" гражданского об­щества обогащается представлениями о единстве и взаи­мосвязи идеально естественного и искусст­венного, субъективного и объективного, деятельностного и структурного, рационального и нерационального, повседнев­ного и событийного начал или измерений социальной жизни людей.

Понимание гражданского общества выходит за рамки его противопоставления с государством и другими политически­ми институтами. Становится очевидным то, что данный фе­номен должен быть рассмотрен не только в социально-поли­тическом контексте, но и с позиции его соотношения со всем миром формальных систем, в качестве которых выступает не только государство, но и мир бизнеса, церковь, разнооб­разные мировоззренческие системы, ограничивающие сте­пени свободы человека в обществе. На другом полюсе от сферы формальной рациональности находится мир повсед­невности с ее спонтанными и зачастую иррациональными формами самоорганизации.

Так постепенно формируется новое концептуальное со­держание идеи гражданского общества, в котором формаль­ная рациональность (государство, право, институционализи­рованная экономика и пр.) взаимодействует со спонтанной повседневностью, наполненной архетипами и другими бес­сознательными феноменами.

Содержательная направленность исторической эволюции идеи гражданского общества определяется в зависимости от характера господствующих взглядов на природу и проис­хождение этого общества.

Первый теоретический синтез идеи гражданского об­щества характеризуется следующей формулой: «естествен­ное состояние—общественный договор—гражданское или политическое состояние». Именно таково концептуальное содержание идеи гражданского общества на этапе ее есте­ственно-правового развития.

Второй синтез идеи связан с преодолением в социаль­ной мысли прошлого известного синкретизма общества и го­сударства, с растущей рационализацией общественной жиз­ни и необходимостью ее нравственного и правового регули­рования. На первый план выдвигается формула «гражданс­кое общество» — право (нравственность) — государство». Этим отличается содержание идеи гражданского общества в рационалистический период ее развития. В XX в. идея граж­данского общества характеризуется активным переосмыс­лением места и роли личности в обществе. Так появляется следующая формула «личность — гражданское общество (добровольные объединения и союзы) — государство, кото­рая не меняет рационалистической сути самой идеи.

Третий содержательный синтез идеи совпадает по вре­мени с кризисом рационалистического понимания гражданс­кого общества и сопровождается значительно расширяющи­мися рамками познавательного отношения к нему

13

со сторо­ны ученых и политиков. Это обусловлено и новым витком научно-технического прогресса, и общественно-политическими изменениями в современном мире, и переменами в со­знаний и стиле жизни людей. Преодоление рационализма позволяет значительно расширить горизонты познания граж­данского общества. Так появляется новое измерение идеи и

реальности гражданского общества — социокультурное.

Современное состояние идеи гражданского общества в значительной мере определяется как социально-философс­кими предпосылками (формационный и цивилизационный под­ходы, концепции модернизации и постмодернизации), так и идейно-политическими доктринами (либеральная демократия, демократический социализм, авторитаризм и пр.).

14

4. Гражданское общество и государство.

Было бы любопытно проследить (например, с использованием контент-анализа) историю употребления термина «гражданское общество» в России за годы с начала перестройки. На первых порах это делали с оглядкой, сопровождая обязательным эпитетом «социалистическое». Потом стали поминать все смелее и чаще: с пыл­кой надеждой на выход из мрака тоталитаризма на лучезарные просторы свободного, самоуправляющегося и «самонастраивающегося» общества—но без сколько-нибудь ясного понимания, о чем идет речь. Определения гражданского общества той поры часто смахивали больше на описание «неформальной экономики» («гражданское общество есть желание и способность, людей жить вне решений властей»). Можно было услышат, что нация вполне может дать индивиду то, что он ищет в граждан­ском обществе, и т.д. Вероятно, это и было одной из причин, по которым публици­стическая мода на гражданское общество довольно скоро пошла на убыль.

Как минимум прохладно отношение к гражданскому обществу у правящих поли­тиков (у оппозиционных национал-патриотов оно изначально было не в чести). В сознании «верхов» гражданское общество, по-видимому, ассоциировалось с пред­ставлениями о неуправляемой социальной стихии, если не прямо с бунтом (в памяти администраторов, особенно из недавней номенклатуры КПСС, вряд ли стерлись воспоминания, например, о том, как в 1989 г. протестом экологистов был сметен первый секретарь обкома в Самаре, и некоторые другие сходные эпизоды).

Во всяком случае, в правительственных декларациях, в трактовке лозунга «Ста­бильность!» «партией власти» во время парламентской кампании 1995 г., да и в выступлениях самого президента Б.Ельцина упоминания о гражданском обществе отсутствуют: его нет ни как ценности, ни как перспективы. В свою очередь от лидеров «новой волны» (вспомним хотя бы А. Лебедя) можно услышать, что гражданское общество — если не блажь, то, во всяком случае, роскошь, которую могут позволить себе только тучные страны Запада, но не Россия. Похоже, позиция всей правящей политической элиты в целом выражает своего рода молчаливое согласие с «отторже­нием завязей гражданского общества» (М.Гефтер).

Допустим, что политиков можно понять. Но вот что пишут вполне академические специалисты: «Длительное подавление гражданского общества существовавшими политическими институтами определило неуправляемый, часто разрушительный характер возрождения демократии в России, вытеснение в сферу стихийного, где единственно возможным способом существования были формы протеста, придало формирующемуся гражданскому обществу конфликтный, агрессивный характер. Оно оказалось ориентированным прежде всего на уничтожение созданных ранее социальных институтов как объективации сознательного («несвободы») и поощре­ния стихийных тенденций общественного развития («свободы»). Однако нарастающее господство стихийного во всех сферах общества ныне так же губительно сказы­вается на формировании и функционировании

15

элементов гражданского общества, как когда-то абсолютизм сознательного».

Гражданское общество неактуально, так как оно помеха с огромным трудом идущему возведению здания российской государственности —

примерно так можно синтезировать суть этих и множества других публицистических и научных выступ­лений последнего времени.

Сказанное относится не только к России. На всем пространстве бывшего «соцла­геря» гражданское общество — идеальная конструкция и практика — наталкивается на неприятие политиков (для революционно мыслящих радикал-демократов оно слишком расплывчато и постепенно, в глазах «чистых» либералов, или элитарных демократов, подозрительно отдает популизмом, у националистов вызывает раздра­жение тем, что «дробит» и отвлекает в сторону общественную энергию, и т.д.) и одновременно не получает достаточной укорененности массовой поддержки со стороны населения.

Напомним, что, хотя исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима — «politia» (греч.) и «societas civilis» (лат.), — самого этого явления в античном мире не было и быть не могло. «Полития» — по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика. Не знало этой категории и феодальное общество с его концепцией «органицизма», обеспечивавшей цельность социума, в недрах которого, впрочем, уже вызревали субъекты будущего гражданского общества: структуры самоуправляющихся городов-коммун, купече­ские гильдии, ремесленные корпорации, монашеские ордены и т.д.

Основатели современной теории государства Т.Гоббс и Г.Гроциус придавали огром­ное значение договоренностям между частными лицами - членами общества, но именно признание автономного существования множества носителей разнонаправ­ленных воль и интересов было для них главным доводом в пользу непререкаемого главенства государства над обществом. Как вполне различимая самостоятельная политическая категория гражданское общество рассматривается Дж. Локком.

Локк по существу признает за государством лишь тот объем полномочий, который санкционирован обществен­ным договором между гражданами, сообщающимися между собой—в рамках закона— по собственному разумному выбору.

Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Ф.Хатчесон, А.Фергюсон и др. по-разному интерпретируя, аргументируя, детализируя положение о гражданском обществе как источнике легитимности государства, они сходятся на признании верховенства гражданского общества над государством.

В отличие от предшественников, чьи идеи готовили почву для революций в Америке и во Франции, Г.В.Гегель отталкивался от несовершенства и ограниченно­сти человеческих интересов и отношений в гражданском обществе. Абсолютная свобода в гегелевской системе получала воплощение лишь в Государстве, которое соотносилось с гражданским

16

обществом как небо с землей.

Гражданское общество — это та сфера, в которой постоянно происходят взаимо­проникновение, превращение бюргера в гражданина и наоборот. Не случайно реше­ние проблемы гармонизации частных и общественных интересов, индивида и соци­ума — решение, которое современники и предшественники искали для наличного общества, — Маркс переносил в

неопределенное будущее, «синхронизируя» преодо­ление (буржуазного) гражданского общества и исчезновение государства как тако­вого (а, стало быть, и власти, и политики).

Здесь следует напомнить, что на протяжении большей части XX в. гражданское общества будто выпадает из аналитического поля обществоведения, чтобы вернуться в него лишь в 70-80-е годы. Фиксируемая многими авторами, эта «странность» имеет вполне постижимые причины. XX столетие стало временем беспримерной экспансии государства в сферы частной жизни граждан. Даже если оставить в стороне крайние — тоталитарные — формы этой экспансии, нельзя не заметить, что она происходила практически по всему региону развитых стран.

Отметим, что у некоторых исследователей, наблюдающих за процессом освоения новых форм жизнеустройства в странах ДВЕ и России, возникает в этой связи небезосновательное предположение о некоей подмене понятий: то, что нам представляется категориями гражданского общества, на самом деле просто совокупность организационно-институциональных форм, призванных обеспечивать функционирование демократии. Демократия и гражданское общество между тем далеко не одно и то же. Демократия с ее стерж­невым принципом главенствования большинства представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать «правила игры», в которых этот принцип реализуется. В этом смысле демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического кон­ституционного строя в Японии). Гражданское же общество нигде и никому не дано было «учредить». Оно вырастает — постепенно и спонтанно — из корней, которые лишъ отчасти можно описать в функционально-институциональных терминах.

Один из важнейших критериев наличия — или отсутствия — в данном социуме условий для развития гражданского общества — это его способность к самоорганиза­ции. Но, если бы дело было только за этим, регионы наибольшего распространения организованной преступности могли бы гордиться первенством по части «выращива­ния» гражданского общества. Решающими являются направления, цели и, быть может, существенней всего остального, — мотивы самоорганизации. Общество, опи­санное Токвилем, отличалось не просто повышенной способностью стихийно струк­турироваться в группы, объединения, коллективы по водоразделам самых разнооб­разных интересов, но и тем, что получало при этом санкцию со стороны религиозно-этических норм, коренящихся в глубинных пластах своей культуры. Но это переводит разговор о гражданском обществе в иную плоскость.

17

Зависимость социально-политической морфологии от этнокультурного и, шире, цивилизационного уклада — факт хорошо известный. Особенно рельефно такая зависимость прослеживается в структурах гражданского общества, которые, как многократно отмечалось, вырастают прямо в «теле» социума, из его сокровенных глубин. И возникающие здесь проблемы «отторжений» и «несовместимостей» при­обретают чрезвычайную остроту.

Воспользуемся свидетельством специалиста, известного этнопсихолога Э.Геллнера, чья последняя работа «Условия свободы» увидела свет на русском языке через год после кончины автора. Отвергая распространенное

мнение, будто «наличие граж­данского общества рассматривается как непременное условие всякого человеческого существования», исследователь без околичностей устанавливает жесткие границы явления: «Феномен гражданского общества существует в странах североатлантиче­ского региона... На востоке и юго-востоке наша либеральная цивилизация граничит с иными обществами, относящимися к двум совершенно различным типам». Речь идет о регионах с исламским и конфуцианско-буддистским цивилизационными ук­ладами, в которых «мы сталкиваемся (или сталкивались) с вопиющим отсутствием гражданского общества».

Объясняется это тем, что религии, лежащие в основе указанных цивилизаций, задают иную ориентацию отношениям индивида и власти, индивида и социума; ориентацию, не предполагающую отстраненной (от государства) и автономной ак­тивности человека, его участия в каких-то «альтернативных» группах. Большую роль при этом играет сам тип организации религиозной жизни, в котором иерархи­ческий принцип отсутствует как внутри духовенства, так и в его отношениях с властью.

Здесь, впрочем, нет необходимости ни подробно пересказывать, ни подвергать критическому разбору ту аргументацию, на основании которой Геллнер делает свой решительный вывод. Непосредственно интересующий нас сюжет торопит выяснить другое: а как же относиться к тем институтам гражданского общества (в западном понимании), которые — по крайней мере формально — существуют в странах, где гражданского общества по определению (Геллнера) быть не может?

В российской истории наличествует, разумеется, не одна лишь тоталитарно-ав­тократическая традиция, исключающая любые отношения людей, кроме вертикаль­ного — подданный-власть. Определенный след в этой истории оставлен и альтерна­тивной, утилитарной традицией, восходящей, как считают исследователи, объеди­нившиеся в семинаре А.Ахиезера, к Петру I (царю, впервые взявшему в руки руба­нок) и тем русским писателям (от Радищева и Крылова до Гончарова и Чехова), которые любовно пестовали образ рационально мыслящего и действующего русского человека, сознающего ценность гражданской автономии и знающего, как ею распо­рядиться.

Можно вспомнить в этой связи и о вкладе предпринимателей-старообрядцев в общественно-экономическое развитие страны; вкладе настолько огромном (если сравнить его с удельным весом приверженцев этой

18

конфессии в общей массе росси­ян) , что возникает мысль об аналогии между ролью старообрядчества в России и той миссией, которую выполнили в формировании гражданского общества на Западе пуритане-протестанты.

О том, что власть в XX столетии — как реальность и как отражающая эту реальность теоретическая конструкция — не соответствует более представлениям авторов прошлого, от Гоббса до Вебера, исследователи задумывались еще в предво­енные годы. Но лишь к 50-60-м гг. в политической науке сложилась обширная область современных интерпретаций власти уже не только как «свойства», атрибута, полномочий индивидуального или группового субьекта, но—в растущей степени—как все более сложной и многоуровневой системы отношений. С опорой на труды бихевиористов (Х.Лассуэл, А.Каплан) и, в особенности, философов

Франкфуртской шко­лы и, в частности, Х.Арендт и Ю.Хабермаса стало возможным концептуальное выделение в категории «власть» таких типов отношений, как «влияние», «конт­роль», «авторитет», «доминирование», «давление» и т.д.

Это более адекватное современным условиям «прочтение» понятия «власть» по­могает лучше понять, почему — и в каких именно точках — становятся проницае­мыми перегородки, прежде более или менее исправно разделявшие государство и гражданское общество. Возникающие в этих точках «гибриды» могут иллюстриро­вать то, что выше было охарактеризовано как взаимопрорастание первого и второго. Например, расширение прав местного самоуправления (процесс, отмечавшийся едва ли не повсеместно на Западе в 60-70-е гт.) с формальной точки зрения представляло собой экспансию государства в пределы гражданского общества, хотя по существу давало институтам этого последнего новые возможности воздействия на власть. То же можно сказать о ширящейся практике создания смешанных органов контроля — за состоянием окружающей среды, функционированием медицинских учреждений, муниципальных служб и т.д., — в которые наряду с чиновниками входят представи­тели профсоюзов, местных общин, экологических движений и т.д.

Размывание прежних разграничений (не говоря уже о том, что процессы огосу­дарствления сфер частной жизни в целом выглядят — и воспринимаются — вовсе не так идиллически, как можно заключить из приведенных примеров) создает ситуа­цию дезориентации, болезненного переживания слома привычных представлений, травмирующей «сверхсоциализации». Реакцией граждан на все это становится по­иск надежных точек опоры и, в частности, обращения к собственным «корням». Одна из форм такого поиска приводит к возникновению разного рода низовых (grass-roots) объединений. Но «низовой» в большинстве случаев означает также «местный». В США — стране классических, как принято считать, форм гражданского общества — начиная с 60-х гг. наблюдается выраженный рост подобного рода локальных сооб­ществ— «гражданских комьюнити». Позже нечто похожее стали отмечать и в других странах. Примечательно, что у некоторых авторов эта категория словно попросту

19

вытеснила впитала в себя более широкое понятие гражданского общества.

Предложенные срезы современной проблематики гражданского общества мо­гут самое большее дать представление о ее сложности, противоречивости, пестроте. Пожалуй, ясно в этой картине лишь то, что любые однозначные ответы на интересу­ющие всех вопросы — так возможно ли гражданское общество в России? какого типа? в какие сроки? — могут быть лишь шарлатанством. Это не значит, однако, что из сказанного нельзя извлечь некоторые, пусть частные, но, хочется надеяться, небес­полезные выводы.

Один из них заключается в том, что цивилизационная матрица России не явля­ется совершенно гетерогенной по отношению к тем цивилизационным контекстам, в которых исторически зародилось и получило развитие гражданское общество. Объективные потребности и постепенно формирующиеся субъективные запросы рос­сиян отводят гражданскому

обществу те же функции задачи, которые изначально характеризуют его на Западе:

— продуцирование норм и ценностей, которые государство затем скрепляет своей санкцией;

— интегрирование общества, в частности путем придания цивилизованного вида социальным конфликтам и тем самым гашения их;

— образования среды (почвы), в которой формируется развитой социальный индивид.


20

Заключение.

Итак, гражданское общество (гражданский мир) есть обособленная область социокультурного пространства или сфера социума, возникающая на стадии индустриаль­ного развития стран Запада и создающая реальные куль­турные, личностные и иные предпосылки или условия для динамического, сбалансированного взаимодействия сис­темного и жизненного миров как взаимодополняющих сто­рон социальной жизни, развивающейся в направлении все­общего и родового единства людей.

Человек с его способностями к демократии, самоуправлению, самоорганизации, само­деятельности, постепенно из своей общественной жизни вытесняет государство. Идеал пра­вового государства, таким образом, — не в отмене прав и свобод человека, а в собственном его отмирании. Данный идеал заключен в утверждении и развитии граждан­ского общества, основанного не на регламентациях (нор­мах, законах, установлениях) общественной жизни, а на подлинных человеческих ценностях, на принципах нрав­ственности и гуманизма. Разумеется, чтобы максималь­но освободиться от государственного контроля, макси­мально преодолеть политическое отчуждение и перейти к подлинно гражданскому обществу, человеку потребует­ся время. Но человек к этому идет, должен идти и придет.

21

Список используемой литературы.

  1. Левин И.Б. Гражданское общество на Западе и в России. // Полис. – 1996. - №5.

  2. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении гражданского общества и государства. // Полис – 1998 - №1.

  3. Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: Российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. – 2000 - №1.

  4. Резник Ю.М. Гражданское общество как идея. // Социально-гуманитарные знания. – 2002 - №4.

  5. Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие. // Социально-гуманитарные знания. – 2002 - №2.


22


написать администратору сайта