Гражданское общество и правовое государство как основа демократи. Гражданское общество и правовое государство как основа демократического государства
Скачать 35.7 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Колледж ДГУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ По предмету: «Обществознание» На тему: «Гражданское общество и правовое государство как основа демократического государства» Студента 1 курса, группы 4 Специальности «Право и организация социального обеспечения» Фамилия Саидов Имя Гитиномагомед Отчество Магомедович Руководитель: Велиева Сабина Мухтаровна ___________________________________________ ___________ (подпись) _____________________________________ _________ (оценка) ______ ________ 20___г. Махачкала 2023 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………...……………………………3 Глава 1 Гражданское общество и правовое государство как основа демократического государства…………………………………..……………….5 1.1 Понятие и структура гражданского общества Российской Федерации…..5 1.2 Россия - правовое государство проблемы и перспективы…………..……..7 Заключение…………………………………………………………………..…….9 Список источников………………………………………………………………10 Приложение 1. Презентация «Гражданское общество и правовое государство как основа демократического государства» ВВЕДЕНИЕ Идея правового государства берет свое начало с возникновения и формирования такого понятия, как гражданское общество, которое в свою очередь является «материалом» для построения и претворения в жизнь идеалов свободного, социального и демократического государственного устройства. Термин гражданского общества своими истоками уходит глубоко в древность. Начиная с античного времени и до наших дней, среди философов, ученых и правоведов не утихают споры о значении данного понятия. В частности он формировался такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Цицерон, Гроций, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс и многими другими. В целом гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидуумов и их групп. Любое хорошо сформировавшееся гражданское общество своей главной целью будет считать направление к построению и реализации идеи правового государства, которое будет обеспечивать их гражданские (личные), социальные, политические, экономические и культурные права, защищать гарантированные законом свободы и интересы.1 Приверженцы концепции правового государства считают, что формой выражения общественных интересов, механизма обеспечения и контроля за соблюдением прав человека является закон. Он является средством для организации государственной власти, направленной на достижение общественного блага. По словам Аристотеля, государство создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо. Итак, правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Как было сказано выше, гражданское общество является обязательным элементом в построении правового государства. Но важен не только факт существования гражданского общества как института, но и уровень образованности и правовой культуры населения. 2Ведь чем больше развито гражданское общество, чем выше его уровень правосознания, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства и правовой государственности в целом. Цель изучения: Дать оценку состояния правового государства в России в целом, попытаться понять и доказать осуществляется ли правовая политика в России государством. Задачи: выяснить, что понимается под термином «правовое государство»; проанализировать отношение населения к становлению правового государства в России; выявить важнейшие признаки правового государства и дать его чёткое определение. Объектом исследования является гражданское общество как специфический социально-политический феномен, а так же совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе его взаимодействия с государством. Предмет исследования составляют теоретические проблемы определения политической природы гражданского общества, выявления его признаком, структуры, форм политической активности институтов гражданского общества, функциональные аспекты взаимодействия государственных и общественных институтов, а так же закономерности формирования в рамках политической системы общества особой сферы, опосредующей взаимоотношения гражданского общества и государства. Структура работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы. Глава 1 Гражданское общество и правовое государство как основа демократического государства 1.1 Понятие и структура гражданского общества Российской Федерации Человек, его мир, окружающие его люди - это и есть общество, это и есть государство. Как жить в обществе, какое государство строить? - этот вопрос стоял перед человеком на протяжении всей его истории. Если обратиться к Европе, то отношение ее выдающихся мыслителей к обществу, к государству на протяжении всей европейской истории было достаточно противоречивым. Если Протагор, софисты весьма отрицательно относились к обществу и государству, искали свободу для человека вне общества и государства, то Сократ, Платон, Аристотель, стоики отдавали приоритет государству, считали, что государство воспитывает гражданина и обеспечивает его свободу. Правда, многие античные мыслители в апологии государства заходили слишком далеко; у Платона индивид полностью поглощен государством (именно поэтому К.Р. Поппер и считает Платона отцом тоталитаризма). Напротив, Аристотель критикует Платона; он полагает, что государство должно оставлять человеку место для самоопределения. Афины традиционно были демократическими. В Спарте, напротив, государственная традиция была скорее тоталитарной. Критерий блага в Спарте был интерес государства; справедливо то, что служит могуществу государства. В целом в античной Греции преобладала все же демократическая традиция; во всяком случае она была весьма сильна. Это нашло свое выражение, например, в трагедии Софокла "Антигона". Здесь сталкиваются Креонт, глава государства, носитель государственного права, и Антигона, свободная гражданка, верная естественному праву, праву долга похоронить брата.3 Римляне, завоеватели мира, естественно, к государству относились апологетически. Цицерон, основатель политической науки в Риме, высшим благом, высшей целью граждан считал преданное служение государству. В эпоху Средневековья христианские мыслители, разумеется, приоритет отдавали Граду Божьему. Однако, что касается Града земного, они требовали от подданных безоговорочного подчинения его властителям. В Новое время дискуссии о государстве, о политике приобрели новое качество. Гражданское общество утверждает также светское начало, то есть отделение церкви от государства. Противопоставив авторитет Творца авторитету Церкви, обосновав идею равного ничтожества всех перед Богом и возможности равного постижения божественной истины каждым верующим, М. Лютер, Ж. Кальвин и другие основоположники протестантизма подвели почву под отделение церкви от государства. Вера стала личным делом самого верующего. Всё это способствовало формированию идеи свободы совести как одного из основополагающих прав человека и гражданина. 1.2 Россия - правовое государство проблемы и перспективы Правовое государство является основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Развитие правового государства – это сложный и длительный процесс, который будет длиться по мере проведения в жизнь реформ, общечеловеческих ценностей построения современного демократического общества. Проведение в государстве различных реформ можно считать необходимой предпосылкой окончательного формирования правового государства.4 Под правовым государством понимается такое государство, которое в своей работе руководствуется требованиями только правовых предписаний, основ, а не действует в угоду политической элиты, олигархов и транснациональных корпораций, лоббирующих свои интересы в процессе реализации государственными органами их функций, не под влиянием сложившейся в некоторый момент популистской конъюнктуры, особенно предвыборной, и тем более не под влиянием коррумпированных чиновников и преступных сообществ. Идея правового государства была актуальной и в прошлом. Основной повод такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей её наиболее целесообразного оформления и эффективного осуществления. В 1993 году Конституция объявила РФ правовым государством. Одним из важных моментов действующей Конституции РФ называют в ст.1 характеристики России как правового государства: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления ». Конституция РФ впитала основные достижения первой правовой науки. Процесс создания правового государства в России занимает достаточно много времени. Рывок к этой цели в значительной мере будет зависеть от решения ряда проблем, которые стоят перед властью и народом: укрепление государственной власти, развитие гражданского института, соблюдение принципов общественной справедливости. Важность права, как социального института, содержится в его установленном назначении регулировать общественные отношения. Идея формирования правового государства находится в центре современного юридического правосознания. Базой для построения современного правового государства является реализация принципа разделения властей, чтобы властные полномочия были сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий . Развитие правового государства – сложный и полный заблуждений процесс.Необходимо максимально использовать уже накопленный опыт других стран по осуществлению правовых реформ, усиленно развивая уровень производительных сил и правового сознания граждан России. Правовое государство построить за пару лет невозможно. В других странах данное явление протекало долго, в течение столетий, постепенно совершенствовалось. Стоит преодолевать эти препятствия, активно осуществлять свои конституционные избирательные права, участвовать в политической жизни страны, заявлять о своих правах.5 Заключение Гражданское общество, правовое государство требует ответственных людей, отвергающих бессмысленное существование, противостоящих стадному чувству, манипулированию их сознанием, отказывающихся от соучастия в аморальных действиях. Бесспорно, жизнь в обществе требует приспособления к общественным требованиям, но не за счет отказа от самоопределения, в пользу конформизма. Рефлексия и саморефлексия, воспитание к саморефлексии связаны со способностью человека воспринимать опыт истории, опыт повседневной жизни, на этой основе творчески думать о будущем, противостоять, оказывать сопротивление всему и всем, что и кто проявляется и поступает аморально, несправедливо, негуманно.6 Свобода духа - это, конечно, риск, но без риска нет свободы, без свободы нет жизненной демократии. Это надо всегда иметь в виду. Конечно, риск таит в себе опасность. Еще Макиавелли говорил: во всем, что мы делаем в политике, есть зерно своей противоположности. И все же в политике надо идти на оправданный риск. Нерешительность - не лучшая черта политика. Если мы на что-то уже решились, надо следовать этому как своей судьбе. То, чему мы сказали «да», должно стать для нас , как говорили древние римляне и вслед за ними Ф. Ницше. Список использованных источников: I.Нормативные правовые акты Конституция Российской Федерации 1993г. – М. 2022 г. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 No 138-ФЗ (ред. от 16.04.2022)// СПС КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_39570/ (дата обращения:02.04.2023) II.Научная и учебная литература Баранов П.П., Соколов А.Н. Теория государства и права: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2021. Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2022. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2022.- 618 с. Иванников И.А. Общая теория государства и права: учеб. пособие. Москва; Ростов н/Д, 2023. Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журн. российского права. 2022. № 8. – 28 с. Фридман М. Капитализм и свобода. М., 2020.. 240 с. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. 1 (по изданию 1910 - 1912 гг.) / вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 2023.- 32 с. Шершеневич Г.Ф. Социология: лекции: 2-е изд. М., 2011. 200 с. Юм Д. Малые произведения. Эссе. Естественная история религии. Диалоги о естественной религии. М., 1996. 1 Соколов А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство // Журн. российского права. 2022. № 8. – 28 с. 2 Иванников И.А. Общая теория государства и права: учеб. пособие. Москва; Ростов н/Д, 2023. 3 Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2022.- 618 с. 4 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. 1 (по изданию 1910 - 1912 гг.) / вступ. ст. М.Н. Марченко. М., 2023. – 32 с. 5 Шершеневич Г.Ф. Социология: лекции: 2-е изд. М., 2011. 200 с. 6 Баймаханов М.Т. Избранные труды по теории государства и права. Алматы, 2022. |