Новый документ. Громкость амплитудой волны. Тембр спектральным составом волны. Кроме того, звук обладает пространственной локализацией
Скачать 1.16 Mb.
|
1. Физические свойства звука. Звук обладает рядом физических характеристик, которые субъективно воспринимаются как высота, громкость и тембральная окраска. Высота определяется частотой звуковой волны. Громкость – амплитудой волны. Тембр – спектральным составом волны. Кроме того, звук обладает пространственной локализацией, т.е. может быть определено местоположение источника звука (т.е. направление и расстояние). Звуковая волна - процесс переноса упругих колебаний в среде, обладающей упругостью. Свойства: 1. Рефракция (изменение направления из одной среды в другую) 2. Дефракция (огибание волной) 2. Строение слуховой системы. Динамический и частотный диапазон. Громкость и высота Диапазон слухового восприятия человека включает высоту звуков (высокий или низкий звук) и громкость. Высота измеряется в герцах (Гц), громкость – в децибелах (дБ). Что такое динамический диапазон слуха? Это возможность слышать звуки с разной громкостью. Обычно принимается как факт, что человеческое ухо может слышать от 0дБ до 120-140дБ. Для нормально слышащего человека диапазон слухового восприятия начинается на низких частотах, около 20 Гц. На другом конце диапазона находится самая высокая частота, которая не вызывает дискомфорта, на уровне 20,000 Гц. В то время как частоты от 20 до 20 000 Гц являются границами диапазона слухового восприятия человека, наш слух наиболее восприимчив в диапазоне 2000 - 5000 Гц. Система слуховая сенсорная - обеспечивает кодирование акустических символов и обуславливает способность ориентироваться в окружающей среде посредством акустических раздражителей. Слуховая система: 1. Периферическая (воспринимающая) - наружнее, среднем внутреннее ухо 2. Центральная - мозг, проводящие пути Биноуральный эффект - способность человека определять локализацию звука в пространстве. 3. Генератор, вибратор, резонатор. Акустика речи. Звуковой генератор - это источник звуковых колебаний в звуковом диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.(Например, динамик) В речи: гортань, дыхательная система Вибратор - уст-во, которое придаёт звуковой волне дополнительную вибрацию. В речи: язык, губы, голосовые связки Резонатор - акустическая система, усиливающая звук, если его частота совпадает с собственной частотой акустической системы. В речи: часть речевого аппарата, придающая звуку характерный тембр, ростовая полость, глотка. 4. Акустика помещений. СВР. Диффузность звукового поля. Акустические свойства помещения описывают поведение звука в замкнутом пространстве. Это означает, что человек, слушающий звук и источник звука находятся в одном помещении. При отсутствии в помещении звукопоглощающих поверхностей (покрытия стен, крыш и пола) будет происходить многократное отражение звука между поверхностями, и потребуется много времени до полного исчезновения звука. В таком помещении слушающему будет сложно определить местоположение источника звука, поскольку будет слышен как прямой звук (идущий по прямой от источника к уху), так и многократно отраженный звук. В случае покрытия поверхностей звукопоглощающим материалом, ослабление отраженного звука происходит значительно быстрее, и человек в таком помещении слышит только прямой звук. Кроме того, в этом случае также снижается общий уровень шума в помещении. Поглотители звука можно условно разделить на три основные категории ● Пористые звукопоглощающие материалы ● Резонансные поглотители звука ● Отдельные звукопоглотители Стандартное время реверберации - интервал времени в секундах, в течение которого плотность звуковой энергии уменьшается до 1 млн части своей начальной величины, при этом её уровень снижается до 60 дБ. Диффузность звукового поля - характеризует равномерность распределения энергии отраженных волн в масштабах всей комнаты, при котором уровень звуковых волн, приходящих из разных частей помещения, одинаков, а фаза случайна. 5. Сигнал. Понятие и классификация. Когда мы говорим о сигнале, то обычно подразумеваем электромагнитные колебания, наводящие ЭДС и вызывающие колебания источника звука. Сигнал - любая информация, независимо от вида. Классификация: 1. Аналоговый - это звук, записанный на носитель без цифровой трансформации электромеханическими способами и таким же образом воспроизводимый. 2. Цифрово́й звук — кодирование аналогового звукового сигнала в виде битовой последовательности. Простейшая форма кодирования аналогового звукового сигнала состоит в представлении последовательности уровней электрических звуковых колебаний в определенные промежутки времени. По способу физического представления: 1. Акустический 2. Электрический (ток) По характеру изменения значения функций: 1. Непрерывный 2. Дискретный 3. Цифровой В звуковой аппаратуре звук представляется либо непрерывным электрическим сигналом, либо набором двоичных цифр (нулей и единиц). Аппаратура, в которой звук представляется в форме непрерывного электрического сигнала, называется аналоговой, а сам рабочий сигнал — аналоговым. 6. Оцифровка сигнала. АЦП-ЦАП. Аналоговый сигнал может быть преобразован в цифровой — последовательность дискретных значений( точек). Таким образом, аналоговый звуковой сигнал может быть "введен" в процессор, обработан цифровыми методами и выведен в виде некоторого набора описывающих его чисел. (АЦП) Цифро-аналоговый преобразователь — устройство для преобразования цифрового кода в аналоговый сигнал. 1. Дискретизация (по времени) 2. Квантование (по амплитуде) 3. Кодирование Частота дискретизации равна числу отсчётов громкости сигнала в Стейнбек. 7. Теорема Котельникова-Найквиста. Битность. Согласно теореме Котельникова-Найквиста, аналоговый сигнал с ограниченным спектром ( 20 Гц - кГц) может быть точно описан дискретной последовательностью значений его амплитуды, если эти значения следуют с частотой, как минимум вдвое превышающей наивысшую частоту спектра. (минимальная частота дискретизации 40 кГц, принято - 44 кГц) Бинтовать звука показывает какое количество данных было записано за одно измерение частоты дискретизации. Чем выше битность, тем больше значений уровня громкости звуковой волны записывается за единицу времени, и тем шире динамический диапазон. 8. Цифровые форматы аудио. Wav - звуковой формат без сжатия (или со сжатием, но с минимальными потерями) Mp3 - формат со сжатием с большими потерями Pcm - несжатый аудио формат, который сохраняет аудио без потерь. Нередко является исходником. 9. Схема передачи сигнала. Уровень сигнала. АЧХ. Звук поступает в микрофон, откуда сигнал идет к предусилителю, из которого сигнал направляется на вход одной из линеек каналов микшера, который в свою очередь отправляет его на записывающее устройство. Амплитудно-частотная характеристика цепи показывает зависимость уровня сигнала на выходе данного устройства от частоты передаваемого сигнала при постоянной амплитуде синусоидального сигнала на входе этого устройства. С её помощью оценивается качество любого участка канала звукопередачи. Коэффициент передачи - разница между значениями сигнала на входе усилителя и его выходе. 10. Нелинейные искажения и помехи в тракте звукопередачи. Наиболее важная проблема звукозаписи и звукопередачи это шумы, возникающие в тракте. Избавиться от этих шумов невозможно, но их можно пресечь, используя аппаратуру соответствующего класса и качества, где в трактах присутствуют малошумящие элементы. Однако не только в шумах заключены проблемы, существует ряд электромагнитных наводок, радиоволн, ненадежность разъемов, низкое качество кабелей, что может привести также к нежелательным результатам. Помехи по своему характеру и происхождению делятся на фон, шум, импульсные помехи (трески, щелчки), различного характера внешние наводки. Нелинейные искажения Если на вход усилителя подано синусоидальное напряжение, то усиленное напряжение на выходе будет не синусоидальным, а более сложным. Оно состоит из ряда простых синусоидальных колебаний — основного и высших гармоник. Таким образом, усилитель добавляет лишние гармоники, которых не было на входе усилителя. Рис.2 - Нелинейные искажения На рис.2 показано синусоидальное напряжение на входе усилителя Uвx и искаженное несинусоидальное напряжение на выходе Uвых . В данном случае усилитель вносит вторую гармонику. На графике напряжения Uвых штрихом показаны полезная первая гармоника (основное колебание), имеющая одинаковую частоту со входным напряжением, и вредная вторая гармоника с удвоенной частотой. Выходное напряжение является суммой этих двух гармоник. Искажения формы усиливаемых колебаний, т.е. добавление лишних гармоник к основному колебанию, называют нелинейными искажениями. Они проявляют себя в том, что звук становится хриплым, дребезжащим. Для оценки нелинейных искажений служит коэффициент нелинейных искажений kH, который показывает, какой процент составляют все лишние гармоники, созданные самим усилителем, по отношению к основному колебанию . Помехи в тракте: 1. Фон (от 50-100Гц) - плохая фильтрация напряжения 2. Шум (трансформатора) - глушит частоты, белый шум 3. Наводки (влияние электронного поля различных устройств на канал звукопередачи от трансформатора или телефонов) - экранирование проводов (обматывается металлической сеткой с заземлением) - большая часть провода вне земли 4. Импульсные помехи (треск, щелчки) 11. Микрофон. Классификации и характеристики направленности. Микрофон - устройство, с помощью которого акустические колебания воздушной среды преобразуются в электрический сигнал. Состоит из чувствительного элемента и преобразующего устройства. Динамический микрофон Динамический микрофон действует по принципу, противоположному механизму действия динамика. В этом случае диафрагму присоединяют к тонкопроводной катушке, которая расположена в магнитном поле, формируемом постоянным магнитом. В результате воздействия звуковой волны диафрагма начинает колебаться, что, в свою очередь, вызывает перемещения звуковой катушки. Вибрирующие движения провода в магнитном поле стают причиной появления электрического тока. На направление и величину этого тока влияют движения диафрагмы, следовательно, в динамическом микрофоне ток электрически «отображает» звуковую волну. Область применения: Живые выступления: Вокал, ударные, гитарные и басовые усилители, духовые инструменты и т.д. Также рекомендуются для журналистов, которые пользуются микрофонами в любую погоду и любое время года. В студии: Гитарные и басовые усилители, некоторые ударные (в особенности малые барабаны), вокалисты с исключительно громкими голосами. Конденсаторный микрофон Представляют собой более совершенный тип, чем динамические. Принцип их действия основан на изменении электрической ёмкости двух проводящих пластин при изменении расстояния между ними. Одна из этих пластин жестко закреплена в корпусе микрофона, а вторая (тонкая) выступает в роли мембраны. Колебания мембраны, вызванные колебаниями воздуха, приводят к изменению емкости. Конденсаторные микрофоны используются везде, где предъявляются высокие требования к качеству и точности воспроизведения звука. Низкая устойчивость к механическим нагрузкам делает их малопригодными для живых выступлений, однако в студии они оказываются незаменимыми, особенно в тех случаях, когда требуется максимальная достоверность воспроизведения гармонических составляющих звука, например, при снятии звучания тарелок и цимбал. Область применения: В основном в студии. Большинство ударных, вокал, подкаст, электро-басовые усилители, акустические инструменты, в том числе гитары, пианино, струнные, духовые, в том числе и деревянные духовые инструменты. Электретный микрофон Микрофон с принципом действия, сходным с микрофонами конденсаторного типа, использующий в качестве неподвижной обкладки конденсатора и источника постоянного напряжения пластину из электрета. Используется способность этих материалов сохранять поверхностный заряд в течение длительного времени(Пометка: самые дешманские микрофоны в природе, ничего сложно в их устройстве нет) Область применения: телефонные микрофоны, гарнитура, микрофоны-палки, вебкамеры и тд. Основные виды диаграмм. Направленность – это чувствительность микрофона к звуку в зависимости от направления или угла, с которого идет звук. Всенаправленные микрофоны предназначены для записи звука со всех сторон. Обычно всенаправленный микрофон применяют, когда невозможно контролировать источник звука (например, запись окружающей среды, звук на пресс-конференции, перемещающиеся люди). Всенаправленные микрофоны наиболее универсальны, но, соответственно, они пишут больше всего постороннего шума. На съемочной площадке такой микрофон, конечно, компромисс. В кинопроизводстве, когда говорят о всенаправленных микрофонах, чаще имеют в виду петличные модели. Кардиоидная диаграмма направленности универсальна, отлично подходит для различных целей. Кардиоидные микрофоны бывают всех форм и размеров. Кардиоидные микрофоны фиксируют окружающий шум, если находятся вне контролируемой среды. Диаграмма направленности гиперкардиоида – направленная, подходит для изоляции звука. И хотя микрофоны разных марок немного отличаются, основная разница между гиперкардиоидом и суперкардиоидом заключается в том, сколько окружающего шума будет записано. Гиперкардиоидные микрофоны чаще всего используются для записи музыкальных инструментов. Суперкардиоидные микрофоны позволяют изолировать звук, но оставляют пространство для ошибки. Суперкардиоидную диаграмму направленности, как правило, можно встретить в пушках, установленных на камерах или удочках. Важно помнить, что суперкардиоидная диаграмма направленности все же подбирает немного звука с тыловой стороны микрофона, так что закрепляя микрофон на камере следует свести рабочий шум к минимуму. Двунаправленный микрофон (восьмёрка) специально разработан для записи звука одновременно с фронтальной и тыловой сторон. Как правило, двунаправленные микрофоны используются для записи подкастов и радиоинтервью 12. Стереомикрофонные системы. Запись идёт на два канала: правый и левый. С двух микрофонов одновременно. 13. Звуковая карта. Классификации и характеристики. Звуковая карта - это плата расширения или интегрированный чипсет (кодек) для создания звука, который можно услышать через громкоговорители или наушники, или записи при помощи микрофона. Классификация: - встроенные - мультимедийные - полупрофессиональные - профессиональные Характеристики: Линейные искажения – характеристика, описывающая отношение амплитуды сигнала и частоты, называется амплитудно-частотной (АЧХ ). Как правило, для описания характеристики приводится график, иллюстрирующий эту зависимость. В идеале, для правильной передачи тембра записи график должен быть горизонтальной прямой. Частотная характеристика (FrequencyResponse) - показывает, насколько хорошо звуковая система воспроизводит звук во всем частотном диапазоне. Идеальное устройство должно одинаково передавать все частоты от 20 до 20000 Гц. И хотя на практике на частотах выше 18000 и ниже 100 может наблюдаться снижение характеристики на величину -2дБ из-за наличия фильтра высоких/низких частот, однако считается, что отклонение ниже -3дБ недопустимо. Отношение сигнал/шум (S/N Ratio) - представляет собой отношение значений (вдБ) неискаженного максимального сигнала платы к уровню шумов электроники, возникающих в собственных электрических схемах платы. Так как человек воспринимает шум на разных частотах по-разному, была разработана стандартная сетка А-взвешивания, которая учитывает раздражающий уровень шума. Это число обычно и имеется ввиду, когда говорят о S/N Ratio. Чем это соотношение выше, тем звуковая система качественнее. Снижение этого параметра до 75 дБ недопустимо. Гармонические искажения представляют собой обертона, возникающие при прохождении сигнала через звуковой тракт. То есть, у каждой из гармоник могут появляться новые обертона, вызванные резонансами аппаратуры. В зависимости от свойств конкретного устройства, распределение паразитных гармоник по спектру может быть разным. Разделение каналов . Просто число, показывающее до какой степени левый и правый каналы остаются взаимно независимыми. В идеале разделение каналов должно быть полным (абсолютный стереоэффект), однако на практике наблюдается проникновение сигналов из одного канала в другой. На качественном stereo-device разделение каналов не должно быть меньше 50 дБ. Динамический диапазон . Выраженная в дБ разность между max и min сигналом, которую плата может пропустить. Обычно динамический диапазон измеряется на частоте 1Khz. В идеальной цифровой аудиосистеме динамический диапазон должен быть близок к 98 дБ. 14. Пульт. Основные операции. Классификации и строение. Микшерный пульт — электронное устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов: суммирования нескольких источников в один или более выходов. Основные операции: 1. Регулировка уровней и усиление звуковых сигналов 2. Динамическая обработка (компрессия, лимитр, шумоподавление) 3. Частотная коррекция (эквалайзеры, частотные фильтры) 4. Панорамная обработка 5. Процессорах обработка (реверберация, дилей (реверб. с большой задержкой) 6. Визуальный слуховой контроль (мониторинг записей) 7. Формирование фонограмм из отдельных фрагментов записи) Классификация микшерных пультов Микшерные пульты, благодаря различию в режиме работы подразделяют на: 1) Цифровой микшерный пульт – где все сигналы предварительно оцифровываются на входе (если до этого они не были в цифровом формате), и только после этого могут смешиваться благодаря внутреннему процессору пульта. На выходе же цифровой сигнал, по необходимости, может снова преобразоваться в привычные сигналы, которые легко можно усилить, с помощью обычных устройств. 2) Аналоговый микшерный пульт – где сигналы смешиваются путем электрических импульсов. Подразделяются микшерные пульты и на: 1) Активный микшерный пульт. В нем используются детали, которые нуждаются в постоянной подаче электричества. 2) Пассивный микшерный пульт . В нем задействуются только те элементы, какие способны обойтись без источников питания. Строение: Входной тракт. Первый элемент на пути сигнала является микрофонный усилитель и общий входной каскад. Маршрутизация На выходе один из каналов должен быть смешан с другими каналами. В простейших пультах все каналы могут быть направлены на мастер выход, но более типично когда каналы поступают на группы и потом только на мастер секцию. Структура Структура микшера в своем общем строении проста и едина - все входные каналы отправляются на еще меньшее число групп, и потом посылаются на мастер шину, или на остальные выходы. 15. Строение входного канала пульта. Сборные шины. Входной тракт. Первый элемент на пути сигнала является микрофонный усилитель и общий входной каскад. Конструкция микрофонного предусилителя влияет на окрас поступившего звука и с этого момента любая потеря качества звучания не сможет быть восстановлена. Сборные шины предназначены для сбора отработанного входного сигнала для отправки его на дополнительные устройства обработки звука ( ревербератор, фленджер) и дальней отправки сигнала в выходной каскад пульта. Состав входного канала: 1. Универсальный усилитель (до определённого уровня для работы) 2. Частотный корректор (набор фильтров для частотной обработки) (эквалайзеры) 3. Компрессор (сжатие или расширение динамического диапазона) 4. Фейдер - Индивидуальный регулятор уровня: ступенчатые, плавного перехода (не менее 80 дБ - предел регулировки) 5. Промежуточный усилитель ( увеличение сигнала на величину, равную затуханию в предыдущих операциях) маршрутизирует/разделяет звуковые каналы, исключает их влияние друг на друга Сборные шины (Ш) - для смешивания сигналов всех каналов в групп сигнал ● ПУ ● ЧК ● Групповой регулятор (фейдер на группу) 16. Процессорная обработка сигнала. 1. Динамическая обработка (индивидуальная р. уровня) автомат / ИРУ / АРУ /встроенная / отдельно АРУ - компрессор ( сжимает сигнал) - ограничитель (limiter) - de esser (специальный лимитр - уменьшает уровень только высокочаст. 6кГц-8кГц (свист убирать) - de clicker (устранять щелчки) - экспандер (убирает шумы в паузах) - шумоподавитель 2. Частотная обработка (Эквализация) используется для уменьшения АЧХ и снижения уровня высокочастотных шумов или низкочастотных - фильтры В4 /Н4 - фильтры плавного подъёма или завала - параметрический эквалайзер - графический эквалайзер 3. Процессор спецэффектов - искусственная реверберация room size decay revtime - время угасания rre-delry wet|try - соотношение прямого синала и обработанного early reffections - уровень ранних отражений diffusion (shape) - заполняемость помещения - delay (эхо) - добавление копий от 50-60 милисек задержки - chorus (20-30 милисек задржки) 4. Пространственная обработка / Панорамирование 17. Студийный контрольный агрегат. Требования к мониторам. Студийный контрольный агрегат (монитор) - высококачественное акустическое устройство, предназначенное для контроля технического и художественного качества записи. Функции: 1. Контроль степени соответствия записанного звука его естественному звучанию 2. Контроль качества соответствия звучания желаемому звуковому образу 3. Проверка технического качества записи Требования: 1. Естественность, неокрашенность низких частот, их точность воспроизведения, без искажений 2. Частота и неокрашенное звучание высоких частот 3. Воспроизведение реальных динамических диапазонов 4. Должен правильно передавать формы импульсов, процессов атаки и спада звукового сигнала 5. Обеспечение широкой диаграммы направленности 6. Высокая надежность аппаратуры 18. Наушники. Классификации и характеристики. Классификация: По способу передачи звука: ● проводные ● беспроводные. Они обладают более низким качеством звука по сравнению с проводными наушниками в силу процесса модуляции при кодировании-декодировании, необходимых при передаче сигнала от излучателя к приемнику в наушниках. По типу конструкции (виду): ● вставные — вставляются в ухо; ● внутриканальные или вакуумные (обиходное название — «затычки») — вставляются в ухо; ● накладные — накладываются на ухо; ● полноразмерные или мониторные — полностью обхватывают ухо. По типу крепления: ● оголовье — наушники с вертикальной дужкой, которая соединяет две чашечки наушников; ● затылочная дужка — соединяет две части наушников, но располагается на затылке, основная механическая нагрузка направлена на уши; ● крепления на ушах — обычно наушники такого типа закрепляются на ушах с помощью заушины или клипс; ● без креплений — они держатся только за счет амбушюров, которые находятся в ухе. По способу подключения кабеля: ● двухсторонние — соединительный кабель подводится к каждой из чашек наушников; ● односторонние — соединительный кабель подводится только к одной из чашек наушников, вторая подключается отводом провода от первой, зачастую тот спрятан в дужке. По конструкции излучателя: ● динамические ● с уравновешенным якорем ● электростатические ● изодинамические ● ортодинамические По типу акустического оформления: ● открытого типа ● полуоткрытого типа ● закрытого типа Основными техническими характеристиками наушников являются: ● частотный диапазон, ● чувствительность, ● сопротивление, ● максимальная мощность, ● уровень искажений в процентном соотношении. 19. Современные системы пространственной передачи и звукоусиления. Система звукоусиления, как правило, применяется в больших аудиториях или на открытых площадках, где мощность естеств. источников звука недостаточна для создания необходимого уровня громкости и хорошей разборчивости. Синтез волнового поля - это метод пространственного воспроизведения звука, характеризующийся созданием виртуальных акустических сред. Он производит искусственные волновые фронты, синтезируемые большим количеством динамиков с индивидуальным управлением. 20. История развития систем звукопередачи. В России процесс развития техники звукозаписи начался в конце XIX века, практически одновременно с изобретением Томасом Эдисоном фонографа в 1877 году. Идею механической звукозаписи усовершенствовал американский изобретатель Эмиль Берлинер в 1888 году, осуществив запись звука на диск, что позволило тиражировать записи в виде граммофонных пластинок. В конце 20-х годов создали первые в России приборы записи звука на кинопленку оптическим способом (звуковая дорожка на кинопленке). В этот период времени А. Ф. Шорин предложил использовать кинопленку в качестве носителя для механической записи звука. Им был сконструирован аппарат «шоринофон», сначала использовавшийся для озвучивания кинофильмов, а затем - и для записи музыки и речи в радиовещании, что увеличивало продолжительность записи до нескольких часов. В конце 60-х годов началось переоснащение звуковых студий оборудованием второго поколения, на транзисторах, а со второй половины 70-х годов - на интегральных микросхемах, с устройствами обработки звукового сигнала (ревербераторами, линиями задержки, частотными корректорами, компрессорами, шумоподавителями и т. д.). Третий период развития звукозаписи в нашей стране продолжается с 80-х годов прошлого века по настоящее время. Начался переход на новые цифровые и компьютерные технологии обработки звука, внедряются системы пространственной звукопередачи, что повлекло за собой техническое переоснащение студий звукозаписи. Наряду с аналоговым оборудованием стало использоваться цифровое (микшерные пульты, магнитофоны, новые процессоры спецэффектов и т. д.). 21. Оценка качества звучания фонограмм. Параметры качества звучания. 1. Пространственное впечатление - акустическая обстановка - Характер произведения ТВ/кино - Время и характер реверберации - Акустический баланс - Многоплановость (глубина) 2. Прозрачность звучания (стерео) 3. Баланс 4. Тембр (характер студийной акустики, уровень реверберации, расположение микрофонов, людей) 5. Помехи 6. Исполнение 7. Аранжировка 8. Звукорежиссерская техника (грамотное использование эффектов, инструментов, микрофонов) Прослушивание фонограммы для ее квалифицированной оценки следует проводить в специальном, отвечающем установленным акустическим нормам помещении. После прослушивания и всесторонней оценки Звучания по всем параметрам качества, эксперт в выданном ему протоколе просушивания, ставит соответствующую оценку по пятибалльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо, с имеющимися небольшими дефектами), 3 (удовлетворительно), 2 (из-за серьезных дефектов может быть принято лишь условно, как документ), 1 (запись непригодна). Рассмотрим параметры качества каждый в отдельности. Пространственное впечатление Этот параметр оценивается по впечатлению эксперта от переданной в записи акустической обстановки в студии (зале), соответствия размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, от времени и характере реверберации, а также от акустического баланса, т.е. соотношения прямых и отраженных звуков. Важным достоинством музыкальных записей является ощущение звуковой перспективы в глубину, т.е. иллюзия различных расстояний от слушателя до тех или иных групп инструментов оркестра, ощущение многоплановости звуковой картины, в некоторой степени воссоздающей объемность звучания которая, как известно, теряется особенно заметно в монофонических записях. Однако, если многоплановость подменяется так называемой многопространственностью, это следует считать недостатком звукорежиссерской работы. Под последним термином принято понимать такое ощущение звучания различных инструментов, как если бы они были расположены в разных помещениях, отличающихся акустическими свойствами. Многопространственность, если она не предусмотрена специально режиссерскими планами для создания необходимых мизансцен, воспринимается как существенное нарушение естественности звукопередачи. Причиной много пространственного звучания могут быть: неудачное расположение микрофонов в студии (при полимикрофонном способе записи), а также неудачное применение искусственной реверберации. Прозрачность Под прозрачностью понимают хорошую различимость звучания отдельных инструментов в оркестре, ясность музыкальной фактуры, разборчивость текста при пении и т.п. Прозрачность находится в прямой зависимости от акустической обстановки при записи, музыкального и акустического балансов и в значительной мере от инструментовки исполняемого произведения. При монофонической звукопередаче, в результате большего эффекта взаимной маскировки сигналов добиться прозрачности значительно труднее, чем при стереофонии. Музыкальный баланс Музыкальный баланс - это соотношение между громкостью звучания различных оркестровых групп, определяемое в основном уровнем прямых звуковых сигналов, приходящих непосредственно от исполнителя к микрофону, называют музыкальным балансом. Найти при записи оптимальный музыкальный баланс - одна из труднейших задач звукорежиссера. При этом приходится учитывать различие в восприятии звука через динамик от естественного прослушивания оркестра в натуре и делать соответствующие поправки при расстановке микрофонов и микшировании отдельных компонентов оркестра. Однако правильный музыкальный баланс при записи достигается обычно легче, если оркестр в студии сам по себе был хорошо сбалансирован. Тембр Тембр звучания музыкальных инструментов и голосов певцов должен быть передан естественно, без искажений. Качество передачи тембра зависит от расположения исполнителей и микрофонов в студии, характера студийной акустики, от частотной характеристики тракта звукопередачи и звукозаписи, характера и дозы реверберации. Тембр существенно искажается при повышенных нелинейных искажениях в тракте передачи, детонации и зависит также от нестационарных процессов, возникающих в аппаратуре и искажающих, в первую очередь, звуковые атаки т.е. фронты нарастания музыкальных импульсных сигналов, специфических для определенных инструментов и способов звукоизвлечения. Помехи Помехи - этим параметром оценивается запись с точки зрения прослушиваемых при воспроизведении различных помех, мешающих восприятию музыки. В понятие помехи входят: шумы, проникающие в студию в результате несовершенства звукоизоляции и создаваемые самими исполнителями (шелест переворачиваемых нотных страниц, стуки клапанов духовых инструментов, скрип мебели, паркета или подставок для хора, шум зрительного зала при трансляционных записях и т. п.); электрические наводки, фон, шумы усилителей, шум магнитной ленты в паузах, модуляционный шум, копирэффект; импульсные помехи - электрические трески, щелчки и т.п.; сильные нелинейные искажения, заметная на слух детонация, помехи от монтажных склеек, а также от срабатывания автоматических регуляторов уровня и т.п. If Исполнение Исполнение. Оценке подвергаются как трактовка исполнителем данного произведения, так и само исполнение - темп, нюансировка, чистота интонирования и другие художественные качества записи. Инструментовка (аранжировка) Инструментовка (аранжировка). В некоторых случаях дополнительно к основным оценкам приходится определять пригодность данного произведения для записи с точки зрения его инструментовки (или аранжировки эстрадного материала). Излишне насыщенная инструментовка иногда может сделать произведение настолько неудобным для записи, что самая совершенная техника и любые применяемые способы звукорежиссуры не помогут добиться удовлетворительного музыкального баланса и хорошей прозрачности. Звукорежиссерская техника Звукорежиссерская техника. По этому параметру оценивается правильность использования микрофонов, целесообразность использования спецэффектов, качество микширования и другие стороны создания звукорежиссером звукового образа, не отраженные в предыдущих пунктах оценки. Стереофонический эффект Стереофонический эффект. Стереофоническая передача по сравнению с монофонической в значительно большей степени способна приблизить звучание к естественному, «живому», как бы перенести слушателя в помещение, где происходит исполнение данного произведения. 22. Особенности восприятия звука человеком. 1. В процессе восприятия, человек настраивается на один звук (звуковое внимание) (звуковая избирательность) 2. У человека существует только один канал для восприятия речевых сообщений ( 1 релевантный канал) 3. Есть долговременная и кратковременная слуховая память 4. Свойство лотерального торможения (привыкаем к звуку, выпадает из области восприятия однообразный повторяющийся звук) 5. Любой новый звук является центром нашего восприятия 6. Физиологические пороги восприятия 7. Воспринимается только упорядоченная информация (100% различие речи, когда громкость фонового шума больше или равна 8 дБ) 8. Шум низкой частоты оказывает больший маскировочный эффект, чем шум высокой (с увеличением громкости быстрее перестает ощущаться интенсивность звуков с низкими частотами) 9. Утомляемость (75 и более дБ) снижение чувствительности до 16 часов 10. Не можем представить полную тишину 11. Восприятие сложного звукового ряда замедляет зрительное восприятие (и наоборот) 23. Психологические особенности построения звукового ряда. Закономерности экрана. 1. Звук - картинка 2. Слуховая избирательность (плановость/релевантность сигнала) 3. Шёпот - это шёпот (не понижение дБ) 4. Создание тишины (делаем главный звук, который обычно не слышим) 5. Создание искусственной атмосферы (4-5 дорожек где много звуков) 6. Звук - это не межкадровый монтаж (всегда внахлёст) 7. Громкий звук / резкий звук должен быть всегда оправдан 8. 1) режиссерское видение / объективная позиция. 2) субъективная позиция 9. Реальный звук - не равно образ звука в памяти, сознании (записываются звукооформителями) 10. Плановость картинки - плановость звука 24. Запись звука для интервью и репортажей. Первый вариант - звуковой рекордер - устройство со встроенным микрофоном хорошего качества, сохраняющее запись на свою память в том или ином формате. Второй вариант - использовать внешний микрофон, который можно подключить к камере или другому устройству записи звука. Если требуется записать речь человека, может использоваться индивидуальный, либо петличный микрофон. 25. Приготовление помещения к съемке с чистовой записью звука. Помещение должно быть оборудовано звукопоглощающими материалами, чтобы исключить переотражение звуковых волн от различных предметов и стен. Следует исключить попадание внешних звуков из близлежащих помещений, с улицы. Студия считается «глухой», когда все поверхности интенсивно поглощают звук. Реверберация отсутствует — и мы слышим только прямой звук. 26. Специфика и проблемы звука на телевидении. Телевидение, как и кино, – синтетическая область творчества. Основная задача, стоящая перед всеми, кто работает для телеэфира, – создание не зрительного, а звукозрительного образа. 1. Проблема уровня Проблеме уровня в телевизионной звукорежиссуре стоит посвящать, на мой взгляд, отдельные статьи, т.к. являясь первой и главной задачей звукорежиссуры, эта проблема не решена, и более того, в очень серьезной степени присутствует на современном телевидении. 2. Брак по звуку Второе, что «бросается в глаза», а вернее – «режет ухо», в том числе и неподготовленному зрителю, – это плохое качество звука. В рамках этого положения можно указать на неразборчивость текста, искажение тембров (неравномерность АЧХ), нелинейные искажения, помехи тракта… Но кроме технических проблем существуют ещё и художественные проблемы и можно сказать – проблемы творческого характера, которые, может быть, широкой публике и не всегда столь заметны, но не говорить о них нельзя. 1. Говоря о проблемах творческого характера, приходится снова возвращаться к проблемам уровня и баланса. Но теперь внимание обращается к другим сторонам этого вопроса. Теперь стоит отметить неграмотный баланс между звуковыми составляющими некой сцены; в результате которого второстепенные звуковые пласты выходят на передний план, а звуковой план, содержащий основную информацию, теряется. Яркий пример тому – сообщение корреспондента, находящегося на оживлённой улице, когда его речь теряется среди шума этой улицы. 2. Отдельным пунктом я бы хотел выделить проблему художественности или, как бы я назвал её проще, – проблему бестолкового звукооформления передач. Здесь 2 момента: - перегруженность программы текстом, что затрудняет восприятие, вследствие чего у публики пропадает интерес; - перегруженность программы музыкой 3. Ну и, наконец, нужно упомянуть о проблемах эстетических, не менее значительных в телевидении. Дело в том, что несерьёзности жанров, которые в большинстве присутствуют на телевидении, соответствует не менее несерьёзная с художественной точки зрения звукорежиссура, к которой часто можно употребить такое выражение как пластмассовое звучание. Подбор фонограмм – шумовых, музыкальных и шумомузыкальных – кажется, осуществляется весьма формально. 4. Ну и последний момент, который хоть и косвенно относится к звукорежиссуре, но, тем не менее, безусловно определяет и своеобразную логику её построения, и в контексте звукорежиссуры является очень показательным и что-то объясняющим. Я имею в виду дикторов и ведущих современного телевидения, о чьих особенностях мы все хорошо знаем. Их манера говорить и общаться строится по принципу вседозволенности и оригинальности, не опираясь на какие-то основополагающие рамки (как то: определённый диапазон лексики и грамотная техника речи) и не требуя от исполнителей профессиональной подготовки. Присутствие таких людей на телевидении тоже очень знаково, на мой взгляд. Справедливо мнение некоторых исследователей, что именно телевидение и радио определяют самочувствие населения, именно они формируют ценности и эталоны, создают и развенчивают кумиров. 27. Возможность творчества звукорежиссёра на телевидении Итак, множество телевизионных жанров не предполагают полёта творчества своими рамками – с этим спорить трудно. Но в пределах этих границ звукорежиссёр, на мой взгляд, способен добиться такого звучания, чтобы оно в целом повышало художественный уровень передачи и привлекало зрителей. В качестве таких примеров хочу рассмотреть 2 тележанра. 1. Трансляции и, как ни странно, прежде всего – спортивные трансляции. В этом жанре главная задача звукорежиссёра, и, может быть, в первую очередь звукорежиссёра – «посадить зрителя на стадион». В каких местах и с каким уровнем нужно подавать шум трибуны, как его микшировать с комментатором, как микшировать музыку и объявления, одновременно приходящие по двум каналам: по так называемой «низкой» (с пульта местного звукоусиления) и с собственных шумовых микрофонов? Всё это, как мне кажется, вопросы не только технического характера. Да и традиция давать комментатора, как говорится, «трамвайным звуком» – как в плохой телефонной трубке – она ведь тоже противоречит техническим предписаниям… Но самый, пожалуй, большой полёт для фантазии содержится в передаче характерных шумов спортивной борьбы, которые ещё нужно каким-то образом записать, чтобы они не «провалились» среди общего шума и шума трибун. Получается, что на пульте у звукорежиссёра оказывается достаточно большое количество источников звука, которые надо не только свести между собой, но и сделать так, чтобы это сочеталось с постоянно меняющимся благодаря монтажу изображением. И если звукорежиссёру удаётся «посадить зрителя на стадион», то в этом уже, на мой взгляд, есть его творческие достижения. 2. Второй яркий жанр – это развлекательные передачи. Они стоят на стыке речевых и литературно-драматических программ, т.к. там есть элемент игры, постановки. Эти программы менее содержательны, но более эмоциональны. Поэтому, вероятней всего, в них присутствует элемент творчества в звуке; в противном случае, если бы звуковой ряд был чисто формален, не пригласил бы М. Ширвиндт в своё «Дог-шоу» духовой оркестр. В этом жанре ситуация схожа со спортивными трансляциями: существуют шумы двух разновидностей: фоновые (реакция зрителей) и характерные для самой передачи, где звукорежиссёр долго может фантазировать, чтобы придумать, например, шум барабана в «Поле Чудес», который стал для нас теперь столь узнаваемым. Кроме музыки закадровой, нередко в таких передачах существует и музыка внутрикадровая. В целом музыка несёт на себе определённую смысловую нагрузку – она должна передавать эмоции и общее настроение праздника. Исходя из этого, я склонен считать, что какое-то место для творческого полёта даже во многих регламентированных жанрах всё же присутствует. Другое дело, что изначальное состояние звуковой партитуры, не меняющееся от выпуска к выпуску программы, со временем вымывает этот творческий элемент и превращает работу звукорежиссёра в ремесло. Но есть и такие жанры, в которых место для творчества предполагается изначально. Как правило, эти жанры занимают промежуточное положение между жанрами телевидения и жанрами кино. Во-первых, речь идёт об авторских программах, таких, например, как «Мой серебряный шар» В. Вульфа или «Истории в деталях» С. Майорова. В подобных программах удивительным образом сочетаются элементы жанров документалистики, репортажа, трансляции. Основная задача звукорежиссёра – передать ту хрупкую атмосферу доверительного разговора, деликатно сообщающего зрителю о чём-то существенном, с определённым авторским отношением. В таких программах звуковая партитура может быть совершенно разнообразной, и её выбор остаётся на усмотрение звукорежиссёра, которому и предлагается творить. Подобная ситуация и с жанрами чисто документальными или научно-популярными. Яркие примеры – программы А. Пиманова в документальном жанре и программа «В мире животных» в жанре научно-популярном. Одно из подтверждений наличия в них творческой составляющей работы звукорежиссёра в том, что звук этих программ способен восприниматься зрителем дистанционно от самих программ и жить какой-нибудь второй жизнью – в пародиях, использовании в фильмах и т.д. В отдельную графу я хотел бы отнести 2 понятия: реклама и становящееся модным в последнее время выражение «саунд-дизайн» (в данный момент я употребляю его в качестве обозначения звукового облика, лица телеканала). В этих… (не поворачивается язык назвать их жанрами) видах телевизионной деятельности творческая составляющая максимальна, только творчество здесь лишено художественности (реклама) и слишком однообразное и незначительное (саунд-дизайн), чтобы его оценивать, как мне кажется. Тем не менее, от звука в обоих случаях многое зависит – он должен стать знаком и популизатором того, на что он работает. |