Главная страница
Навигация по странице:

  • ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


  • архитектор Петербурга. Гуманитарный университет профсоюзов заочный факультет контрольная работа


    Скачать 90 Kb.
    НазваниеГуманитарный университет профсоюзов заочный факультет контрольная работа
    Дата21.11.2022
    Размер90 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаархитектор Петербурга.doc
    ТипКонтрольная работа
    #804454



    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

    ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Дисциплина ______________________________________________________

    _________________________________________________________________

    Тема_____________________________________________________________

    _________________________________________________________________

    Студент(ка) ______ курса

    Заочного факультета

    Специальность/направление подготовки____________________________________

    ______________________________________________

    Группа №______________________________________ ____________________________________________________________________________________________

    (ФИО)




    Санкт-Петербург

    20… год

    ______________________________________________________________________________

    Регистр.№______________ «_____»___________20__г.

    дата загрузки работы на сайт Университета

    ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ_____________________________ «_____»__________20__г.

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ__________________________/__________________________________

    подпись фамилия четко

    Содержание

    Введение. 2

    1. Д. Трезини - первый архитектор Петербурга. 3

    1.1 Младенчество и юность 3

    1.2. Творчество и работа. 5

    1.3. Признание 7

    Заключение 10

    Список литературы. 12


    Введение.
    Русское зодчество XVIII в. характеризуется решительным преобладанием светской архитектуры над религиозной, широтой градостроительных планов и решений. Самым крупным и значимым архитектурным проектом этого времени стало строительство Санкт-Петербурга. Облик молодой столицы стал делом государственной значимости и показателем международного престижа и авторитета России. Именно этим определяется непосредственное участие императора в ходе разработки градостроительного плана и конкретного облика отдельных строений города. Именно Петр I, вопреки древнерусской традиции, указал выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц.

    Цель данной работы – изучить творческое наследие Доменико Трезини и его вклад в развитие архитектуры Санкт-Петербурга, преумножить свои знания в области архитектуры «того времени».

    Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

    • проследить основные этапы биографии архитектора и выявить особенности формирования творческого стиля мастера;

    • изучить начальный период его творчества и определить вклад архитектора в формирование культуры Российской империи;

    • установить вклад архитектора в формирование градостроительной концепции Санкт-Петербурга.

    Интерес к творческой биографии Д. Трезини возник давно. Но, несмотря, на это в истории его творчества остается много неизученных вопросов. Это связано с тем, что часть материалов храниться в европейских архивах. Серьезных исследований по жизни и творчеству Доменико Трезини мало. Среди них можно выделить работу И.И. Лисаевич. Автор раскрывает неизвестные ранее эпизоды из жизни мастера и дает анализ его творчеству.
    1. Д. Трезини - первый архитектор Петербурга.
    1.1 Младенчество и юность
    Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. Она происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители имели очень скромный достаток. Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.

    Несмотря на то, что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживали выходцы из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами. Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место. В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее. Юноша поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.

    Архитектурному делу учился Доменико в Венеции. Возвратившись домой он женился, но был вынужден отправиться на заработки в Данию. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно. Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако по прибытию Трезини в Копенгаген новый король Фредерик IV от услуг архитектора отказался. Тем не менее, Доменико стал числиться начальником в строении крепостей.

    Как установил по сохранившимся автографам исследователь творчества архитектора Ю. М. Овсянников Трезини писал свое имя не на итальянский лад (Доменико), а: Доминико, вероятно, чтобы подчеркнуть свое швейцарское происхождение. В Астано действует дом-музей семьи Трезини. Тессинцы славились во многих странах Европы как умелые каменотесы, строители и инженеры. Из этой небольшой области вышли многие известные мастера: Ф. Борромини, Д. Мерлини, Дж. Фонтана, работавшие в России Д. Висконти, Дж. Ф. Росси, Дж. Фраскини, семьи мастеров Лукини, Руска, Солари, Адамини, Бруни, Бернардацци, Жилярди и многие другие.

    Интересный факт: племянник и зять первого архитектора Санкт-Петербурга — Джузеппе (Осип Петрович) Трезини, также выходец из Астано, был архитектором российской столицы. Пьетро Антонио Трезини  — петербургский архитектор, ещё один уроженец Тессинского кантона, приходился дальним родственником Доменико Трезини — жена сына Доминико, Пьетро, приходилась Пьетро Антонио двоюродной сестрой.
    1.2. Творчество и работа.
    Тогда Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России. В апреле 1703 года Андрей Измайлов «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (Тиччино - в Южной Швейцарии): «Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении. За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети. Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить. Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет. Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

    Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье - тысяча русских рублей - представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир - капитана, должность которого исполнял царь. В Россию Трезини приехал один. Свою семью он оставил в Астано. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок.

    Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот около острова Котлин в Финском заливе. В июне 1705 года он выдержал атаку шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

    После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

     Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду - строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая - с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) - была в значительной своей части уже построена. В 1712-1733 над ней вознесся Петропавловский собор - трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

    Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки. Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства. В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I. В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского.
    1.3. Признание
    Трезини был первый иностранный зодчий, приехавший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Умелый профессионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обуревали Петра I. В 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Петропавловской крепости: « «…» я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего…». Вкусы и идеальные представления заказчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профессионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его «художественной воли».

    Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство. В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение - Здание Двенадцати Коллегий - первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге. Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.

    И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии. Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша: высокая, четырехскатная с переломом. Она являлась типичной для первой четверти ХVIII-го столетия.

    Первый этаж здания - галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны - широкие прямоугольные столбы. Крайние - чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они - как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей - протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. «Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада - один из характерных признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием. Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, - нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона - тимпан - украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры. Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым - все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

    Много позднее историк архитектуры М. Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее, возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек. Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен - размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания. Несомненно, что мотив аркады «…» оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги «…». Все «…» свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени «…» По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

    Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Он разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).

    В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. Образцовые дома, к сожалению, до наших дней не сохранились. Однако полагают, что Кикины палаты наиболее близки к типовому дому для именитых.

    Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

    Перестройка храма, было последней работой Доменико Трезини. Сохранился единственный рисунок церкви св. ап. Матфия «деревянного» периода 1734 - 1806 г. Далее, последовал период каменные через ряд перестроек с 1800 г. по 1932г., когда храм был взорван. Трезини было поручено перестроить храм в соответствии с требованиями канона. Для этого надо было убрать существовавшие 2 колокольни, боковой вход и т. д.Перестройка храма стала последней работой Доменико.

    Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.


    Заключение
    Доменико Трезини был не только первым архитектором в Петербурге, но и основателем школы российской архитектуры. Из числа его учеников вышло немало опытных помощников архитектора - «гезелей»( Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов), а дом функционировал как домашняя школа. Из зданий, построенных по проектам Трезини, Петропавловский собор выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычного выступа, перекрытого полукуполом или полусводом с восточной стороны храма, где находится алтарь. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в.. Он не случайно стал символом Петербурга - в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе). Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, также необычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых частей, расположенных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыслу архитектора, длинный парадный фасад коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

    На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини. Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям. Он решительно начал строить на русской земле в европейской традиции. Он, конечно, изучал русские принципы зодчества, но сильно их преобразовывал. И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини. Также он воспитал выдающегося русского архитектора М. Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и

    облика Петербурга.

    До нынешнего дня дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие – это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы. Но россияне оказались не очень благодарными, и имя архитектора пережило несколько волн забвения. Первая случилась после его смерти и продлилась почти 100 лет. О нем вспомнили, когда начали восстанавливать историю некоторых питерских зданий. Потом о нем вновь забыли на 30 лет. Всплеск интереса к нему появляется в связи с созданием Истории русского искусства. И вновь его имя уходит в Лету на четыре десятилетия. Во второй половине 19 века о нем все чаще вспоминают, изучают его стиль, конструктивные решения. Сегодня имя Трезини вписано во все учебники по русской архитектуре. Хотя все же большая часть жителей России вновь начинает забывать его имя. Видимо, чтобы исправить такую несправедливость, в школьном учебнике по математике появилась задача, в которой Петр Лопушин и Доменико Трезини делают покупки. Так, очевидно, решается задача вызвать интерес у молодого поколения к истории страны и ее культуре. Несмотря на очевидные заслуги архитектора, в России до сих пор его именем не названа ни улица, ни площадь, ни даже переулок. В то время как на родине в Швейцарии, где он прожил всего 17 лет, в его честь наименована крупная городская магистраль. В конце 20 века возникла идея поставить памятник Доменико Трезини в Северной столице. И только в 2014 году в Санкт-Петербурге, наконец, появился монумент в честь выдающегося архитектора. Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.
    Список литературы.
    1. Андреев А.Н., Андреева Ю.С. Католическая составляющая в творчестве Доменико Трезини: к постановке проблемы // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». – 2013. – Т. 13. – № 1. – С. 86-91.

    2. Иогансен М.В. Работы Доменико Трезини по планировке и застройке Стрелки Васильевского острова в Петербурге // Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. – М., 1973.

    3. Кириков Б.М. Прообразы композиции Петропавловского собора // Краеведческие записки: исследования и материалы /Государственный музей истории Санкт-Петербурга. – Вып. 2. – СПб.: Акрополь, 1994. – С.20-25.

    4. Корольков М. Архитектор Трезини // Старые годы. – 1911. – Апрель. – С. 14-34.

    5. Лисаевич И. И. Доменико Трезини. - Л.: Лениздат, 1986. - 233 с

    6. Леман Е. Архитектор Доменико Трезини и его потомки в России // Генеалогический вестник. – 2002. – № 7. – С. 54-62.

    7. Малиновский К. В. Доменико Трезини. - СПб: Крига, 2007. - 231 с.

    8. Шилков В.Ф. Архитекторы-иностранцы при Петре I // История русского искусства /Под ред. Ред. Акад. И.Э. Грабаря. – Т.5. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. С.86.


    написать администратору сайта