Гусли. Гусли. От древних времен до наших дней
Скачать 20.54 Kb.
|
Гусли. От древних времен до наших дней. Гусли звончатые – древнейший русский народный музыкальный инструмент . Когда и в каком точно месте зародился этот инструмент - неизвестно. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян название этого инструмента связано со звучанием тетивы лука. Однажды наши древние предки обнаружили, что если натянуть, как следует тетиву, то она станет издавать довольно громкий, мелодичный звук. По этому принципу и были созданы гусли, а также балалайка и другие струнные, представляющие собой полый деревянный корпус с натянутыми струнами. Можно сказать, что гусли - это горизонтально лежащая арфа. В глубокой древности упругая тетива лука или струна называлась иначе – «гусла»,а много струн – «гусли». Это одна из гипотез возникновения названия инструмента. Если приставить к струне полый сосуд - получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание - основной принцип этого щипкового инструмента. Слово "гусли" свойственно славянским наречиям,оно происходит от старославянского «густи» ("гудеть"). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн. В наиболее старинных славянских памятниках слово "гусли" иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. Часто гусли называли «яровчатыми» или «яворчатыми» от названия клена-явора. «Звончатыми» гусли были названы из-за звенящего, гулкого тембра, который связан со способом извлечения звука – играли «бряцанием», ударами пальцев или плектра. Первые достоверные упоминания об игре на гуслях встречаются в византийских источниках V века. В великом памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" (XI - XII в.в.) воспет образ гусляра-сказителя: "Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху". Первое же описание гуслей появилось лишь в XVIII веке. Различалось два вида гуслей – шлемовидные и крыловидные. Гусли шлемовидные имеют глубокий корпус из тонких еловых или сосновых досок, формой своей напоминающий шлем. Крыловидные же похожи на крыло птицы или ангела. Принципиальных различий в устройстве и способах игры на этих видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором. Со времен Киевской Руси частые упоминания о гуслях их значении для народа встречаются в русских летописях, сказаниях, устном народном творчестве, в записках русских и иностранных авторов, но нигде не сохранилось сведений о гусельном репертуаре прошлых веков и об устройстве этого инструмента. Можно только предполагать, какими именно гуслями пользовались древние инструменталисты, русские рапсоды, при исполнении былин и исторических песен-сказов, которые сохранились в легендарных образах о Добрыни Никитиче,Бояне и Садко. |