Главная страница

1 лекция. Хабарова Анастасия Группа мии192з


Скачать 24.1 Kb.
НазваниеХабарова Анастасия Группа мии192з
Дата20.11.2021
Размер24.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1 лекция.docx
ТипДокументы
#277037

Хабарова Анастасия Группа - МИИ-192з

1.Следует отметить, что термин «культурология» не был принят западной научной общественностью, следовательно, не сложилась такая научная дисциплина с оформленной, структурированной системой знаний и четко выраженными дисциплинарными границами. В отечественной гуманитарной науке данное направление закрепилось в 1990-е гг. и выделилось в самостоятельную область научного знания.

Отсюда основными науками о культуре в Европе и Америке являются социальная и культурнаяантропология(пороссийской классификации – сложный синтез этнографии с отдельными направлениями социологии и психологии), социология, структурнаяантропология (аналог отечественной области знания – этнопсихолингвистика, новая культурнаяистория (синтез истории быта с этнопсихологией), семиотикаи пр.

Культурология как научная система имеет интегративный характер, синтезирует знания различных наук о культуре (философия, история, психология, социология, искусствознание и др.). Поэтому культурология является комплексной социогуманитарной научной дисциплиной. С культурологией связаны философия культуры, философская, социальная и культурная антропология, история культуры и социология. Культурология – наука, изучающая культуру как целостную систему, исследует все многообразие культурных явлений и связей между ними, дает научное описание различных форм культуры.

2.

Культурология структурно состоит из относительно самостоятельных областей, которые, в свою очередь, подразделяются на два типа: фундаментальные и прикладные.

Фундаментальнаякультурологияпризвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов.

Прикладнаякультурологияисследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, интересы аудитории, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга. Главным ее направлением является разработка культурной политики: духовное, экономическое, политическое обеспечение реализации культурных программ.

Фундаментальная культурология включает несколько основных направлений: социальнаякультурологияизучает процессы и явления, которые порождаются людьми в совместной жизнедеятельности; при этом человек рассматривается не как личность, обладающая уникальными индивидуальными чертами, а как функциональный субъект культурных процессов;

Психологиякультуры(психологическая антропология) – изучает человека как носителя той или иной культуры.

Культурнаясемантика изучает культурные феноменыкак тексты – систему информационных носителей, с помощью которых кодируется, хранится и транслируется вся социально значимая информация.

Историякультурологии– рассматривает историю и механизм появления и развития концепций и теорий культуры.

Прикладная культурология.

Основной задачей прикладной культурологии является изучение и формирование технологий целенаправленного управления социокультурными процессами.

Структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась, но, тем не менее, большая часть существующего культурологического знания вписывается в приведенную классификацию.

3. Культура - это понятие, к которому можно относить множество определений ( все зависит от сферы области). Для меня слово «культура» - это то, что когда ты видишь/слышишь/ощущаешь что-то необыкновенное и прекрасное и главное очень интересное. Также, можно отметить то факт, что культура в наше время очень значима! Все хотят посетить концерт, выставку в галерее или же просто насладиться моментом.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческого характера, навыков, умений и знаний.

4. Определяющей функцией культуры является гуманистическая, или воспитательная, духовно—нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

5

Методы культурологических исследований

Методы культурологических исследований изучает прикладная культурология.

Эволюционный метод связан с именами Э. Тайлора и Л. Леви-Брюля. Он появился вместе с зарождением культурологии. Этот метод рассматривает динамику культуры как последовательную цепь непрерывных изменений, учитывая резкие скачки в ее развитии.

Исследованием структуры культурной системы, а также взаимосвязей между ее элементами занимается структурный метод.

Функциональный метод исследует функции данной культуры или ее формы. Этот подход рассматривает каждую культуру как внутренне-самодостаточную целостную систему, состоящую из функционально связанных между собой элементов. Функциональный метод изучает общие функциональные законы для всех культур, которые могли бы объяснить любой культурный феномен и элемент.

Культуру каждого народа как единое целое изучает системный метод. Все элементы культуры при этом подходе связаны между собой и создают такие свойства, которые есть только у системы в целом.

На выявления различных типов культур направлен типологический метод.

На основе этого метода можно выделить этнические и национальные, восточные и западные и другие типы культур.

Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби придерживались исторического метода в анализе развития культур. Сравнивая и сопоставляя феномены и явления отдельных культур, они выявили сущностные характеристики и морфологические особенности различных культур.

Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам.

Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации не отделим от процесса самоидентификации человека.

Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его.

Самоидентификация – это осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном пространстве. От личности требуются социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).

Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:

1) усвоенных элементов сознания, поведения;

2) вкусов и привычек;

3) языков и других средств коммуникации.

Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих принятых ею параметрах:

1) культурных норм;

2) образцов поведения и сознания;

3) системы ценностей и языка.

Культурная самоидентичность проявляется в:

1) осознании своего «я» с позиций культурных традиций в данном обществе и в проявлении лояльности к ним;

2) самоотождествлении себя с этим культурными образцами.

3. Основные формы духовной культуры

Культурология насчитывает шесть подлинно всеобщих форм духовной культуры.

1. Миф – это не только исторически первая форма культуры, но и измерение душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательный смысл единения человека с силами непосредственного бытия природы или общества. В переводе с древнегреческого mifos – «сказание, история о том, что было прежде».

Американский этнограф Малиновский считал, что в древних обществах миф – это не просто истории, которые рассказаны, но реальные события, в которых жили люди этих обществ.

2. Религия – в ней выражена потребность человека ощутить причастность к первоосновам бытия и мироздания. Боги развитых религий находятся в сфере чистой трансценденции во вне-природном бытие, отличаясь тем самым от первоначального обожествления сил природы.

3. Нравственность возникает, после того как уходит миф, где человек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролируется различными запретами (табу).

С повышением внутренней автономности человека появились первые нравственные регуляторы, такие как долг, честь, совесть и т. д.

4. Искусство является выражением потребностей человека в образных символах, переживаемых человеком значительных моментов своей жизни. Это вторая реальность, мир жизненных переживаний, приобщение к которому, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важных потребностей человеческой души, и без этого не мыслима любая культура.

5. Философия стремится выразить мудрость в форме мысли. Возникла как духовное преодоления мифа. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Гегель называет философию теоретической душой культуры, т. к. мир, с которым имеет дело философия, является и миром культурных смыслов.

6. Наукаимеет целью рациональное реконструирование мира на основе постижения его закономерностей. С точки зрения культурологии наука неразрывно связана с философией, которая выступает в качестве всеобщего метода научного познания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.


написать администратору сайта