латиф хамиди. латыф хамиди. Хамиди Латиф Абдулхаевич (19061983гг.)
Скачать 3.14 Mb.
|
Хамиди Латиф Абдулхаевич (1906-1983гг.)1933 Латиф Хамиди по приглашению руководства Казахского государственного театра драмы приехал в Алма-Ату и начал здесь свою творческую деятельность. 1938 По рекомендации Мухтара Ауэзова он руководит казахским оркестром народных инструментов. Обучает музыкантов оркестра нотной грамоте. 1940 Хамиди — руководитель и дирижер Казахской государственной капеллы. В этом же году он пишет «Казахский вальс» к радиопьесе С. Муканова «Два праздника». Это был первый вальс в национальной казахской музыке. Куляш Байсеитова так смело поддержала молодого композитора, так очаровательно исполнила эту свежую музыку, что вальс полюбился всему Казахстану! Яркий, задорный, гибкий, с тонкими изящными подголосками, он стал праотцом всех последующих вальсов. И сегодня практически у любого казахстанца на слуху его искристая мелодия, которая звучит и на утренниках в детском саду, и в концертных залах. В 1943 году руководит казахским народным оркестром Радиокомитета. Ему присвоено звание заслуженного артиста КазССР.В 1944 году он заведует кафедрой народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории. Совместно с Ахметом Жубановым пишет монументальную оперу «Абай» о жизни и борьбе великого казахского просветителя, к столетнему юбилею со дня его рождения. Опера «Абай» — одно из лучших достижений оперного искусства Казахстана. Она удачно соединила в себе две тенденции: использование народных песен и кюев и композиторскую оригинальность. В 1945 году Хамиди пишет музыку к фильму «Песни Абая»; создает песню «Булбул» («Соловей»). Эта песня-романс, одно из популярнейших произведений композитора. Его первой исполнительницей стала Куляш Байсеитова. Трепещущий «Булбул» в исполнении Бибигуль Тулегеновой, услышанный единожды, не забывается никогда. В этом же году в соавторстве с Тулебаевым и Брусиловским написал музыку к гимну Казахской ССР. Латиф Хамиди награжден орденом Трудового Красного знамени, удостоен звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.он возвел домбру в ранг виртуозных инструментов, создав удивительные произведения для нее струнного квартета ансамбля народных инструментов Фортепиано Хамиди писал музыку к видовым, документальным, научно-популярным, художественным фильмам и к драматическим спектаклям. Идя своим путем первооткрывателя, он переносил на казахскую почву элементы русской и мировой культуры. Пути развития казахской музыки и Латифа Хамиди совпали. Одним из первых он точно записал лучшие образцы песен Абая, а также свыше 200 народных песен и инструментальных произведений, затем сделал свыше 100 обработок казахских, татарских, башкирских, узбекских, туркменских песен! Проявив новаторство в области хоровой музыки, Латиф Хамиди создал многоголосную гармонию, естественную и органичную для хоровых произведений на основе народных мелодий. Казахские массовые песни в сочинениях Латифа Хамиди явили сплав традиций казахских народных песен и советской массовой песни, настроение их было жизнеутверждающим. Бибигуль Ахметовна Тулегеновна, народная артистка Казахстана:"Я было второй исполнительницей знаменитого "Булбула" в 1954 году, на 5 курсе консерватории. Первой это великолепное произведение для колоратурного сопрано исполнила Куляш Байсеитова. Впоследствии я пела "Соловья" очень часто, так как его чистая, технически сложная мелодия полюбилась слушателям.. Еще он мечтал услышать меня в роли Ажар в опере "Абай". И хотя я выучила эту нежную женскую партию, но исполняла ее только в концертном варианте, так как годы мои уже не соответствовали юной героине оперы. Предпочитающий светлые тона в одежде, щеголеватый, Л. Хамиди единственный раз предстал передо мной в черном костюме и тюбетейке на юбилее М. Тулебаева. Очаровательная супруга Латыфа Абдулхаевича ушла из жизни раньше него. Он пережил ее всего на год". Бибигуль Ахметовна Тулегеновна, народная артистка Казахстана:"Я было второй исполнительницей знаменитого "Булбула" в 1954 году, на 5 курсе консерватории. Первой это великолепное произведение для колоратурного сопрано исполнила Куляш Байсеитова. Впоследствии я пела "Соловья" очень часто, так как его чистая, технически сложная мелодия полюбилась слушателям.. Еще он мечтал услышать меня в роли Ажар в опере "Абай". И хотя я выучила эту нежную женскую партию, но исполняла ее только в концертном варианте, так как годы мои уже не соответствовали юной героине оперы. Предпочитающий светлые тона в одежде, щеголеватый, Л. Хамиди единственный раз предстал передо мной в черном костюме и тюбетейке на юбилее М. Тулебаева. Очаровательная супруга Латыфа Абдулхаевича ушла из жизни раньше него. Он пережил ее всего на год". Я уважаю в Л. Хамиди его крупный композиторский талант, позволивший создавать совершенно разноплановые произведения. С детства помню его патриотические хоры, которые создавали у нас жизнелюбивое настроение. Татарин, вложивший душу и мастерство в казахское музыкальное искусство, Хамиди был необычным явлением в своей области. Он создал достаточно романсов для высокого женского голоса с блистательными мелодическими оборотами, что вполне традиционно для татарского пения. Радик Латыфович Хамиди, сын композитора: Умер в Алма-Ате 29 ноября 1983 года. Именем Латифа Хамиди названа детская музыкальная школа №1 в городе Семей. |