Главная страница

Ханна Арендт Vita Activa, или о деятельности жизни (глава вторая Пространство публичного и сфера частного)


Скачать 16.84 Kb.
НазваниеХанна Арендт Vita Activa, или о деятельности жизни (глава вторая Пространство публичного и сфера частного)
Дата14.12.2022
Размер16.84 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаbibliofond.ru_887867.rtf
ТипДокументы
#845424



Ханна Арендт «Vita Activa, или о деятельности жизни» (глава вторая «Пространство публичного и сфера частного»)

Эссе по книге

Ханна Арендт в нашей стране известна, к сожалению, лишь ограниченному кругу: специалистам в сфере социологии и политологии, просто увлекающимся подобного рода проблематикой.

Вместе с тем, уже сама ее жизнь достойна отдельного «литературного описания»: она родилась в 1906 году в Германии, в семье евреев, выходцев из России, выросла в Кенигсберге (современном Калининграде, родине И. Канта)- то есть тоже на территории нынешней РФ.

Образование Арендт - это невероятно: «классики» XX столетия были для нее просто преподавателями - в числе прочих назовем просто Хайдеггера и Ясперса. В целом ее образование протекало в трех университетах: в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском.

Далее - стремительная жизнь, «обусловленная» собственно самой историей «стремительного» и жестокого XX столетия: в 1933 году Арендт - после прихода к власти нацистов - была вынуждена бежать во Францию, после оккупации Франции - в 1941 году она уезжает Нью-Йорк, где де-факто обретает если не «вторую Родину», то страну, где ее «политико-социологические воззрения» оказались не «гонимы», но востребованы: она много преподает в системе высшей школы, пишет колоссальной значимости труды: «Истоки тоталитаризма» (1951), «Ситуация человека» (1958), «О революции» (1963), «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме» (1963). Умерла Ханна Арендт в США, в Нью-Йорке, в 1975 году.

«Vita activa, или О деятельной жизни»: человек, труд и «политическая феноменология» - одна из основных работ автора.

Определить единственной и наиболее важной какую-то обособленную проблематику при анализе данной книге представляется затруднительным. Арендт «смешивает несовместимое» и «совмещает несмешиваемое».

Арендт организовывает книгу последовательно: здесь шесть глав, при этом каждый из названных выше видов деятельности рассматривается в рамках обособленной части.

Исключительно интересной - однако читать ее необходимо «в совокупности», «изучая» всю книгу целиком - представляется вторая глава труда: «Пространство публичного и сфера частного». Очертим наиболее важные тезисы.

Автор анализирует аспект, который и сегодня не имеет некоторого единственного прочтения: кто есть Человек - общественное или политическое живое существо.

Арентд пишет: «Все виды человеческой деятельности обусловлены тем обстоятельством, что люди живут совместно, однако лишь действие непредставимо вне человеческого общества. Деятельность труда как таковая не обязательно требует наличия других людей, хотя существо, трудящееся в полном одиночестве, вряд ли еще оставалось бы человеком».

Вместе с тем, можно говорить о том, что Арендт анализирует Человека посредством трех его взаимосвязанных «ипостасей», трех его видов деятельности: труд (работа), создание (изготовление), действие (поступок).

То есть имеет место корреляция: Labor - Work - Action или Arbeit - Herstellen - Han-deln.

Определить эти понятия единообразно представляется мне затруднительным, даже прочитав книгу вдумчиво и последовательно; вместе с тем, деятельность труда - согласно Арендт - есть деятельность, отвечающая биологическому процессу человеческого тела.

Процесс создания может быть аттестован как «продуцирование искусственного мира вещей», а собственно действие обнаруживается той единственной деятельностью в vita activa, существующей и прогрессирующей без опосредования материей, материалов и вещей.

Человек - как трактует его Арендт - есть субъект политический, то есть общественный по природе своей.

Действие - есть область «между людьми».

Так было и во времена греческих городов полисов, и в период средневековой Европы, когда католическая церковь являлась фактически политическим институтом, который осуществлял функции общественного управления и контроля.

Человеческая способность к самоорганизации детерминирована стремлением к функционированию домохозяйств, детерминирована природным общежитием.

Подводя некоторый итог, сформулирую некоторое собственное мнение: наследие Арендт - с моей точки зрения и сегодня не до конца осмысленное - не ограничивается кругом вышеназванных произведений; ее «поиск» - шире, глубже; в этом ключе «Vita activa, или О деятельной жизни» представляется работой, находящейся «в рамках» собственно воззрений Арендт, но обнаруживающей, в то же время, некий «новый взгляд». Впервые книга увидела свет в 1957 году, далее еще одно издание - в 1960 году.

«Vita activa, или О деятельной жизни» нельзя определить «трудом всей жизни»Арендт, книга - особенно ее начало - сложна, рассчитана на «подготовленного», скажем «искушенного» читателя; однако ее «синкретика» оказывается в конечном итоге колоссальной и впечатляющей.

арендт философ труд

Список литературы
1. Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Ханна Арендт; пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; [под ред. Д.М. Носова]. - СПб.: Алетейя, 2000.


написать администратору сайта