Главная страница

Характеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый


Скачать 6.8 Mb.
НазваниеХарактеристика психологии как науки 5 Вступление. Из истории "донаучной" психологии (1 14). 5 Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый
Дата12.04.2022
Размер6.8 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаObschaya_psikhologia_noyabr.docx
ТипДокументы
#464119
страница124 из 129
1   ...   121   122   123   124   125   126   127   128   129

489


 ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ МЫШЛЕНИЯ (англ. gestalt theory of thinking). Основные идеи были сформулированы гештальтпсихологами (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка, К. Дункер) в 10–20-е гг. ХХ в. В противовес предшественникам они утверждали, что роль прошлого опыта в нахождении правильного ответа совсем невелика: основные события, обеспечивающие решение задачи, происходят в самом мыслительном процессе.

Любая задача, «доступная пониманию» (К. Дункер), является в решенном состоянии целостной структурой сознания – гештальтом. Однако до нахождения решения в сознании формируется «напряженная» система, поскольку она содержит конфликт в своей структуре: противоречие между условиями и целью (требованием), не позволяющее гештальту замкнуться. Именно конфликт «заставляет» решателя двигаться в определенном направлении и предлагать способы его разрешения. Напр., обезьяна, стремясь достать банан, подвешенный высоко к потолку клетки, может использовать деревянный ящик, лежащий в углу, в качестве опоры для прыжка. Для этого его нужно установить в нужном месте клетки. Конфликт задачи в данном случае – недостаточная высота прыжка обезьяны. Функция ящика – «удлинить» прыжок (В. Кёлер). Если подобные функции «подталкивают» решателя в определенную сторону, говорят о «направленности конфликта» (К. Дункер).

Описание мыслительного процесса имеет ярко выраженный функциональный характер: условия и требования обладают своими «функциями» только в целостной структуре задачи. Замыкание гештальта – инсайт или озарение – представляет собой решение задачи и обычно связано с яркими переживаниями.

Отыскание решения совершается за счет 2-связанных моментов: 1) конфликта задачи и его направленности и 2) функциональных отношений в рамках гештальта, где искомое задано в качестве набора функций отдельной «части» в структуре целого. Гештальт замыкается за счет нахождения «функционального решения» – основной идеи или принципа решения.

Процесс решения представляет не случайный перебор вариантов, а носит осмысленный характер. Удачным психологическим обобщением здесь служит понятие «хорошей ошибки» (В. Кёлер). В ходе решения задачи человек или животное совершают значительное количество попыток добраться до цели. Большинство этих действий выступают возможными, но по к.-л. причинам нереализуемыми способами ее достижения. Эти «хорошие ошибки» свидетельствуют о сформированности целостного представления проблемной ситуации. Обычно процесс решения состоит именно из их последовательности. «Плохие ошибки» – свидетельства непонимания структурных отношений проблемной ситуации – чаще всего свидетельствуют либо о каких-то серьезных нарушениях процесса решения (скажем, о низкой мотивации его участников) или же встречаются на ранних его стадиях, когда адекватное понимание еще только формируется.

Все полученные в ходе решения одной задачи осмысленные ответы могут быть классифицированы по их «функциональному решению» и собраны в единое «родословное дерево» (К. Дункер), что еще раз свидетельствует о наличии единого гештальта в основе процесса решения задачи. (В. Ф. Спиридонов)

490


 ПЕРСПЕКТИВА (англ. perspective) – система приемов изображения на плоскости объемных свойств предметов и их расположения в трехмерном пространстве. Главная проблема перспективных изображений состоит в том, что передача всей информации о трех пространственных измерениях на плоскости принципиально невозможна, и человек (в первую очередь художник) сам решает, какие пространственные свойства должны быть изображены точно, а в каких можно допустить искажения. Этим обусловлено существование различных систем П. Обычно под П. понимают систему линейной П., разработанную мастерами эпохи Возрождения, (Брунеллески, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер). В линейной П. уходящие от наблюдателя параллельные линии изображаются сходящимися к некоторой точке на линии горизонта, а размеры предметов вдоль этих линий постепенно уменьшаются. Изображения в линейной П. заметно отклоняются от перцептивного образа, поскольку в них игнорируется свойство константности восприятия величины и формы, и важно умение точно оценивать угловой размер предметов. Особенно заметно это отклонение проявляется при изображении ближнего пространственного плана.

В традиционной живописи многих культур (Древняя Греция, Китай, Япония и др.) при изображении неглубокого пространства сохраняются свойства параллельности уходящих линий и изображаемых величин, а такую систему в целом называют параллельной П. В современном черчении для наглядного представления объемных свойств предмета применяются аналогичные приемы в методе аксонометрического проектирования.

Особый интерес представляет феномен обратной П., состоящий в том, что объективно параллельные линии изображаются на картине расходящимися от наблюдателя, а линейные размеры предметов увеличиваются по мере удаления. В скрытой форме приемы обратной П. использовались многими живописцами, а их явное и систематическое применение характерно для византийской и древнерусской иконописи. Подобный способ изображения пространственных свойств выглядит невозможным, поскольку вступает в противоречие с сетчаточной проекцией и законами оптики в целом. Тем не менее признаки обратной перспективы можно часто наблюдать в рисунках детей младшего школьного возраста (см. Рисунок детский) и больных с локальными поражениями мозга. Вопрос о том, является обратная П. следствием конструктивных недостатков или отражает определенные свойства зрительно-пространственного восприятия, остается открытым. (О. А. Гончаров)

491


 ТРЕНАЖЕР (англ. trainer) – техническое средство профессиональной подготовки человека-оператора, реализующее физическую и/или функциональную модель системы «человек – машина» и ее взаимодействие с предметом труда и внешней средой, обеспечивающее постоянный контроль качества деятельности обучаемого (обучаемых) и предназначенное для формирования и совершенствования у него (у них) профессиональных навыков и умений, необходимых ему (им) для управления системой «человек – машина». Т. адаптивный обеспечивает автоматическую оптимизацию управления процессом подготовки человека-оператора с учетом скорости и качества выполнения им учебных задач.

492


 ДИСТАЛЬНЫЙ СТИМУЛ (англ. distal stimulus) – объект, вызывающий соответствующее предметное восприятие. Д. с. отличают от проксимального стимула, т. е. от пространственно-временной конфигурации энергии на поверхности реципирующего органа, источником которой и является Д. с. Организм всегда имеет дело с проксимальной стимуляцией, т. е. с пространственно-временными конфигурациями света, звука, теплоты, кинетической и химической энергии, в то время как субъекту репрезентируется дистальная форма стимуляции (неподвижные и движущиеся объекты, голоса, мелодии, шумы, запахи и т. д.).

493


 МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ (англ. methods of scaling) – методы субъективной количественной оценки (измерения) свойств разнообразных объектов (физических, эстетических, социальных, психических и др.).

Для измерения интенсивности ощущения классическая психофизика пользовалась законом Фехнера, который впервые установил количественное отношение между физической и субъективной величинами (т. н. основной психофизический закон). Согласно этому закону, воспринимаемая интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Однако основной психофизический закон формулирует некоторую зависимость между величинами ощущения и раздражителя только для случаев, когда изучаются параметры объекта, относящиеся к характеристике интенсивности (вес, яркость и т. д.). Чаще встречаются сложные, многомерные объекты, признаки которых не имеют физических мер. Такие признаки многомерных объектов, а также явлений эстетического и соц. характера оказываются вне сферы действия закона Фехнера, но м. б. количественно выражены с помощью методов современной психофизики (С. Стивенс, Л. Терстоун). Исследования многих авторов показали возможность новыми методами количественно характеризовать любые воспринимаемые, представляемые или мыслимые стимулы. К этим методам (которые в отличие от «непрямых» методов классической психофизики называются «прямыми») относятся: уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование (о последних 2 методах см. Измерения в психологии).

1. Метод прямой субъективной оценки величины стимула с использованием стандартного раздражителя и ряда переменных. Стандарт (модуль) обозначается некоторым удобным числом (1, 10 или 100). Задача испытуемого – обозначить числами переменные раздражители так, чтобы эти числа отражали величину отношений между стандартным и переменным.

2. Метод отбора из ряда раздражителей субъективно-половинного или удвоенного раздражителя по сравнению с некоторым исходным стандартным раздражителем, затем половинный или удвоенный по сравнению с только что подобранным раздражителем и т. д.

3. Метод равных интервалов. Этот метод применяется в том случае, когда к 2 данным раздражителям требуется найти 3-й, который должен находиться посередине между данными раздражителями, т. е. он субъективно должен настолько же отличаться от 1-го, насколько и от 2-го. Можно провести деление дальше: между одним из первоначально данных и найденным раздражителем найти промежуточный.

На основе этих методов разработаны субъективные шкалы для громкости, высоты, длительности звука, силы болевого раздражения, для веса, яркости, запаха, вкуса, температуры и т. д. Но эти же методы с некоторыми ухищрениями можно использовать для построения субъективных шкал, напр., для произведений живописи или литературы, сказочных персонажей, писателей, городов и т. п. См. также Кроссмодальное сравнение, Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.

494


 ПОРОГОВАЯ ТЕОРИЯ ФЕХНЕРА (англ. Fechner’s threshold theory) – составная часть психофизики, созданной Г. Фехнером. Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на 4 этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс). Порог рассматривался как пункт перехода от 2-го к 3-му этапу – от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определить процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая существования и важности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением.

Фехнер определил порог как критическую величину раздражения, выше которой действие последнего вызывает у человека ощущение, а ниже которой этого ощущения не возникает (Абсолютный порог). Применительно к ситуации различения (дискриминации) порог – это та минимальная разница в величине раздражителей, больше которой человек замечает различие между этими раздражителями и меньше которой они кажутся ему одинаковыми (Дифференциальный порог).

Т. о., порог выступает как та начальная точка, которую, очевидно, следует принимать за нуль отсчета при изменении ощущений. Этим путем и шел Фехнер при выводе основного психофизического закона (см. Закон Фехнера). Действительно, из формулы этого закона следует, что у = k (log S – log s), где y – величина ощущения; S – величина действующего раздражителя; s – величина абсолютного порога; k – константа. Очевидно, при величине раздражителя, равной пороговой, правая половина равенства обращается в нуль: ощущение не имеет места. Вместе с тем Фехнер признавал, что порог не является инвариантным во времени, и в различные временные моменты значения порога будут различными (см. Порог моментальный). Т. о., если порог, являющийся нижним пределом чувствительности сенсорной системы, представляет собой флуктуирующую величину, то, естественно, он м. б. охарактеризован лишь статистически. В связи с этим Фехнер был вынужден заняться разработкой методов измерения и вычисления порога, получивших название психофизических методов.

С т. зр. современной психофизики главным недостатком П. т. Ф. является то, что в ней не нашлось места феномену ложной тревоги, которому современные пороговые теории уделяют большое внимание (высокопороговая теория, теория двух состояний). Однако в ряде случаев, особенно в прикладных исследованиях, модель, предлагаемая П. т. Ф., используется до настоящего времени, напр., при измерении ощущений с помощью определения числа различительных ступеней.

Понятие порога, несмотря на ряд уточнений (см. Порог сенсорный), по существу, сохранилось до настоящего времени в том виде, в каком его ввел в психофизику Фехнер. Достаточно сказать, что С. Стивенс, выступивший с острой критикой закона Фехнера и предложивший иное математическое выражение зависимости ощущения от величины раздражителя (см. Закон Стивенса), ввел, подобно Фехнеру, в формулу этой зависимости величину порога: у = k (S – s)n, где у – величина ощущения, k – константа; n – экспонента, различная для разных модальностей; S – величина действующего раздражителя; s – пороговое значение раздражителя. Точно так же как и у Фехнера, в формуле Стивенса при S = s, т. е. когда величина действующего раздражителя опускается до порогового уровня, величина ощущения падает до нуля. (К. В. Бардин)

495


 АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ. absolute threshold) – вид сенсорного порога. Как понятие классической психофизики, А. п. – это величина раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение. С учетом статистического характера связи между раздражителем и ощущением (реакцией) можно также сказать, что А. п. – это такая величина раздражителя, при которой ощущение (или ответная реакция) возникает с определенной частотой (обычно 50 %). Для определения А. п. в классической психофизике разработан ряд методов: метод постоянных раздражителей, метод минимальных изменений, метод средней ошибки (метод установки) и др. См. также Пороги ощущений, Порог терминальный. (Б. М.)

496


 ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ (англ. thresholds of sensations) – основные характеристики любого анализатора. Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный П. о. Абсолютный нижний П. о. – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний П. о. – максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный П. о. – минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями одного раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативный П. о. – наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. См. Порог моментальный, Порог относительный, Порог сенсорный. (К. В. Бардин)Добавление ред.: То, что в рос. литературе называется «абсолютный нижний порог», в зарубежной литературе называется проще – абсолютный порог (или «порог обнаружения»); при этом «абсолютный верхний порог» удобнее именовать «терминальный порог» (см. Порог терминальный), однако следует помнить, что последний – это теоретическая фикция, которую ни один разумный психофизик не станет измерять психофизическими методами; к нему также не имеет отношения ни одна из существующих пороговых теорий. (Б. М.)

497


 МЕТОД ЕДВА ЗАМЕТНОЙ РАЗНИЦЫ (англ. method of just noticeable difference, сокр. method of jnd) – одна из методик измерения дифференциального порога, когда испытуемый, меняя величину переменного стимула, сам устанавливает такую величину, которая едва заметно отличается от величины соответствующего свойства у эталонного стимула. Син. метод наименьших различий, метод минимальной разницы. Ср. Метод средней ошибки. (К. В. Бардин)

498


 ЗАКОН ВЕБЕРА (или закон Бугера – Вебера; англ. Weber’s law) – один из законов классической психофизики, утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула).

В 1729 г. фр. физик, «отец» фотометрии, Пьер Бугер (1698–1758), исследуя способность человека различать величины физической яркости (или освещенности предмета), установил, что дифференциальный порог для яркости – минимальный прирост яркости (∆I), необходимый для того, чтобы вызвать едва заметное различие (е. з. р.) в ощущении яркости, – примерно пропорционален уровню фоновой (сравниваемой) яркости (I), в силу чего отношение (∆I/I) – величина постоянная.

Через 100 лет (1831), независимо от Бугера, нем. физиолог и психофизик Эрнст Вебер (1795–1878) в экспериментах на различение весов, длин линий и высоты звукового тона также обнаружил постоянство отношения дифференциального порога к фоновой (сравниваемой) величине стимула, т. е. (∆I/I) = const. Вебер обобщил эти данные в виде общего эмпирического закона, получившего название З. В. Отношение ∆I/I называется относительным дифференциальным порогом (или, короче, относительным порогом), а также дробью Вебера (или константой Вебера). Для различения звуков по высоте (частоте звукового тона) дробь Вебера является рекордно малой – 0,003, для различения яркости она примерно равна 0,02–0,08, для сравнения объектов по весу – 0,02, для длин линий – 0,03. (Подчеркнем, что эти значения сильно меняются в зависимости от др. свойств стимулов: напр., дробь Вебера для яркости зависит от цвета, длительности, площади, положения, конфигурации стимулов.)

Многочисленные исследования показали, что З. В. справедлив только для средней части сенсорного диапазона, где дифференциальная чувствительность максимальна. За пределами этой зоны относительный порог возрастает, причем очень значительно. В связи с этим одни исследователи принимают З. В., но считают его «сильной» идеализацией; др. занимаются поисками новых формул. Следует отметить, что в рамках классической психофизики З. В. имеет большое теоретическое значение, поскольку основатель психофизики Г. Фехнер опирался на него при выводе основного психофизического закона. См. Закон Фехнера. (Б. М.)

499


 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ПОРОГ (англ. differential threshold) – разновидность сенсорного порога, означает наименьшее различие между 2 раздражителями, выше которого испытуемый дает на них реакцию (обычно – в виде сообщения о появлении ощущения различия, отличия между ними) как на 2 различающихся раздражителя и ниже которого раздражители кажутся ему одинаковыми, неразличимыми. Т. о., Д. п. принято выражать в виде разницы между величинами переменного и постоянного (фонового, стандартного) раздражителей. Син. разностный порог, порог различения. Величина, обратная Д. п., называется разностной чувствительностью.
1   ...   121   122   123   124   125   126   127   128   129


написать администратору сайта