Главная страница
Навигация по странице:

  • ЛИЦЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ И ЭМОЦИИ.

  • Реферат. 1644399794029_реферат. Люди обычно обмениваются множеством невербальных сигналов, используя интонацию голоса, выражение лица, зрительный контакт, жесты. Важная информация передается этими средствами


    Скачать 32.91 Kb.
    НазваниеЛюди обычно обмениваются множеством невербальных сигналов, используя интонацию голоса, выражение лица, зрительный контакт, жесты. Важная информация передается этими средствами
    АнкорРеферат
    Дата10.03.2022
    Размер32.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1644399794029_реферат.docx
    ТипДокументы
    #389708

    ВВЕДЕНИЕ

    Люди обычно обмениваются множеством невербальных сигналов, используя интонацию голоса, выражение лица, зрительный контакт, жесты. Важная информация передается этими средствами. Животные в природе обмениваются информацией со своими родственниками подобным образом, используя выразительные движения, особые звуки. Чарльз Дарвин был первым, кто предположил, что выражение лица играет особенно важную роль в сотрудничестве, объединяя членов сообщества, поскольку оно позволяет ему сообщать эмоции и намерения действовать. Важнейшим каналом невербального эмоционального общения является визуальное, через которое поступает информация, содержащаяся в выразительных жестах и выразительных реакциях лица. То, что человек является важнейшим источником информации в процессе общения, подтверждается исследованиями, проводимыми психофизическими методами.

    Роль мимики по сравнению с позой, жестом возрастает. У птиц, в частности у домашних кур, положение головы дает важную информацию о социальном статусе особи. У ряда позвоночных лицевая мускулатура претерпевает изменения от полного отсутствия у низших животных до хорошо развитой лицевой мышечной системы у приматов и становится чрезвычайно дифференцированной у людей.

    В ходе эволюции мимические реакции развились из движений — намерений, относящихся к подготовительной фазе деятельности (подготовка к нападению или, наоборот, к обороне). Это предопределило одну из функций выражения лица: стать невербальным средством коммуникации, способом передачи информации о намерениях и состояниях человека, которая должна привлечь внимание другого субъекта.

    Отличительной особенностью современного общества является сильная активизация коммуникативных процессов, что предъявляет высокие требования к коммуникативным навыкам индивида, в том числе к способности распознавать психологические особенности (личностные свойства, эмоции, психические состояния) других людей, поскольку уровень развития этой способности во многом определяет успешность социальной адаптации индивида. Неточное распознавание или неверная интерпретация эмоциональных проявлений и психического состояния другого человека в процессе межличностного общения часто приводит к искажениям или потере информации, снижению эффективности общения и созданию предпосылок для всевозможных межличностных конфликтов.

    Лицо является важным средством проникновения во внутренний мир другого человека, так как это один из эффективных способов его выражения. Распознавание эмоций и психического состояния другого человека по выражению его лица и мимике является основной структурной единицей эмоционального интеллекта. В ходе системного подхода психологическая оценка другого человека по выражению его лица рассматривается как функция физических характеристик лица наблюдаемого и психологических характеристик наблюдателя.

    Интерес к этой проблеме обусловлен главным образом функциями выражения в общении и практической важностью для межэтнического и межкультурного взаимодействия адекватного распознавания выражения лица.

    Цель работы – изучение лицевой экспрессии и эмоций, рассмотрение обратной связи лицевой экспрессии как способа регуляции психоэмоционального состояния.



    1. ЛИЦЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ И ЭМОЦИИ.

      1. Лицевая экспрессия как средство невербального общения

    Установлено, что не более 35% информации передается устными средствами связи. Наряду с языком существует большое количество форм общения, которые также служат средством передачи информации. Эти формы общения были объединены в понятие "невербального общения". Позы, мимика, жесты, прически, одежда, предметы вокруг нас, знакомые нам действия представляют собой некий вид сообщений, которым дано название невербальных сообщений, то есть сообщений без использования слов. Они составляют 65% информации, передаваемой в процессе общения [1, с. 265].

    Невербальная коммуникация – это слуховые, визуальные, обонятельные, тактильные и другие образы и ощущения, полученные от другого человека и несущие в себе определенную информацию. Большинство невербальных средств и форм общения человека являются врожденными и позволяют им взаимодействовать, достигая взаимопонимания

    Эффективность любого коммуникативного контакта определяется не только пониманием речи собеседника, но и умением правильно понимать визуальную информацию.

    Если говорить о выражении лица как факторе невербальной коммуникации, то необходимо рассматривать обычную мимику и спонтанную мимику отдельно, хотя вместе они образуют единую систему прагматики. Например, отвращение: "В дополнение к нахмуренным бровям и морщинистому носу можно наблюдать приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю губу; язык немного выступает". С выражением страха " брови поднимаются и слегка сводятся к переносице, в результате, горизонтальные морщины в центре лба глубже, чем по краям; глаза открыты, верхнее веко поднимается, углы рта опущены, рот, как правило, находится немного открытым."

    Однако К. Изард постоянно подчеркивает, что в процессе обучения и социализации человека видоизменяются прототипические выражения основных эмоций, и поэтому мы наблюдаем их очень редко. Только в условиях очень интенсивной стимуляции люди демонстрируют детальную мимику. В книге "Что такое психология?" он опубликовал фотографию женщины, которая явно испытывает какие-то эмоции. Предлагается определить, какой (страх, удивление, волнение). Но, не зная ситуации, вызвавшей это волнение, такое определение становится практически невозможным [2, с. 67].

    Обычно для того, чтобы другие могли распознать эмоцию, требуется знание ситуации (контекста), в которой находится человек, или наличие собственного опыта в аналогичной ситуации. П. Экман установил, что существует семь основных выражений конфигурации (схемы), которые определяют семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (презрение) и интерес. Было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, интерпретируют эти мимические конфигурации с достаточной точностью и последовательностью как выражение соответствующих эмоций.

    При распознавании эмоций задействована вся имеющаяся информация о поведении наблюдаемого человека и ситуации, в которой он находится. Это подтверждается экспериментами, проведенными П. Экманом. Испытуемым были представлены фотографии одного и того же человека в двух эмоциональных состояниях: в состоянии стресса; в состоянии разрядки, когда этому человеку объяснялись причины его стресса. Субъекты должны были сопоставить фотографии с этими двумя фазами. Оказалось, что если на фото также изображен психолог, ведущий разговор, то идентификация была более успешной. В противном случае точность приговоров не превышала уровня случайности. Трудности и ошибки в оценке выражения эмоций объясняются несколькими причинами. На оценку в основном влияет собственный статус наблюдателя. Например, используя мимическую схему "страдание" в эксперименте Экмана, субъект (ранее сердитый экспериментатором) классифицировал представленную конфигурацию лица как гнев [3, с. 56].

    Понимание языка эмоций требует не только знания общих правил выражения эмоций, характерных для данного общества. Это также требует способности и готовности анализировать и изучать специфический язык окружающих людей. Не каждый хочет и может провести такой анализ и усвоить отдельные языки эмоций. Это происходит по разным причинам. Одни слишком сосредоточены на собственной личности и поэтому не способны должным образом замечать и оценивать состояние других людей. У других невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. У третьих лиц такие трудности в овладении языком эмоций объясняются чувством тревоги. Это может быть беспокойство, связанное с эмоциями других людей (независимо от того, был ли в прошлом опыт этого человека преимущественно негативным), или беспокойство, связанное с их собственными эмоциями и побуждающее человека избегать всего, что может вызвать эмоции; поэтому человек не замечает проявления эмоций у других людей [4, с. 150].

    Не только понимание эмоционального состояния другого человека, но и выражение его собственного может вызвать проблемы. Это может быть связано либо с тем, что человек не освоил принятые в обществе формы выражения эмоций, либо со страхом потери самоконтроля (в основном у чрезмерно эмоциональных людей), либо со страхом общественной цензуры.

    Освоение такого невербального средства общения, как выражение лица, требует освоения общепринятых в этой культуре форм выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций тех людей, с которыми человек живет и работает. В естественных условиях наши суждения об эмоциональном состоянии других людей основаны не только на лицевых изменениях их лиц, но и на пантомиме, вокализации. Кроме того, мы обычно опираемся на другой класс данных (возможно, наиболее важных) - данные о ситуации, в которой находится человек. Одно и то же выражение лица в разных ситуациях может быть идентифицировано наблюдателем по-разному, то есть когда мы говорим, что данный человек испытывает гнев, в какой-то степени это связано с тем, что мы знаем контекст эмоций и поэтому можем ожидать от него возбуждения гнева.


      1. Опознание эмоций по лицевой экспрессии

    Полноценное общение между людьми невозможно без взаимопонимания, взаимного влияния, взаимной оценки других. В любом взаимодействии людей, прежде всего, необходимо правильно понимать реакции другого человека, владение средствами различать свойства в состояниях партнеров.

    Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции обнаруживаются другими в первую очередь через внешние выражения. Выражение лица занимает центральное место в экспрессивном поведении. Личность как невербальный канал коммуникации является основным средством коммуникации, передающим эмоциональный и значимый подтекст голосовых сообщений, служит регулятором процедуры общения партнеров.

    Интерес к изучению лица как источника информации о человеке возник еще во времена Древней Греции. Это привело к созданию целой науки о лице, называемой физиогномикой. На протяжении истории физиогномики от Аристотеля до наших дней люди верили в существование прямой связи между чертами лица и характером человека. С помощью различных рекомендаций все старались проникнуть в мысли собеседника, исходя из особенностей строения и выражения лица.

    Общепризнано, что центральная нервная система человека играет важную роль в выразительных выражениях лица. Экспериментально подтверждена связь сокращений лицевых мышц с появлением определенных выражений лица. Эксперименты показали, что искусственно вызванные изменения лица после раздражения лицевых мышц электродами похожи на естественные реакции, возникающие при определенных эмоциях. Поэтому мимика человека считается продуктом нервной деятельности, как ответом на сигналы соответствующих отделов центральной нервной системы. Связь выражения лица с корой головного мозга позволяет человеку реализовывать и направлять свои лицевые реакции, в результате чего человеческая мимика стала важным средством коммуникации.

    Известно, что мимика и жесты как элементы выразительного поведения являются одной из самых ранних систем. Появление понятных жестов и мимики у ребенка без специальной подготовки говорит о том, что способы выражения эмоций генетически присущи человеку.

    Ученые обнаружили, что все мышцы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в течение 15-18 недели эмбриогенеза, а изменения в "выражении лица" происходят начиная с 20-й недели эмбрионального развития. Таким образом, оба механизма, с помощью которых люди идентифицируют себя как важные категории стимулов и сами выражают определенные эмоции, уже достаточно сформированы к моменту рождения человека, хотя, конечно, они во многом отличаются по возможностям функционирования от лица взрослого. Другими словами, выражение эмоций на лице – важная система общения, которая может функционировать с рождения.

    Выразительные проявления отчасти врожденны, отчасти развиваются социально, через подражание. Одним из доказательств врожденности некоторых проявлений эмоций является то, что у маленьких детей - слепых и зрячих - мимика одинакова. Например, удивленное поднятие бровей является инстинктивным действием и встречается также у слепых людей. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, тогда как у слепых она не только не улучшается, но и смягчается, что указывает на их социальную регуляцию. Следовательно, движения лица не только имеют генетическую детерминанту, но и зависят от обучения и образования.

    Приобретая с раннего детства определенный опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью уверенности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и, прежде всего, по выражению лица.

    Известно, что человек может контролировать свои выразительные движения, поэтому проявления эмоций используются людьми в процессе общения, выступая в качестве невербальных средств общения. Существуют большие различия между людьми в возможности постановки эмоциональных проявлений (от полного отсутствия одержимости (при психических расстройствах) до совершенства у талантливых актеров).

    В течение жизни человека формируется определенная система стандартов, с помощью которых он оценивает других людей. Недавние исследования в области распознавания эмоций показали, что на способность человека понимать окружающих влияет ряд факторов: пол, возраст, личные и профессиональные характеристики, а также принадлежность человека к той или иной культуре.

    Рассмотри описание эмоций по лицевой экспрессии:

    1. Смущение (замешательство):

    1. голова поворачивается в сторону от наблюдателя;

    2. взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;

    3. улыбка сжатыми губами — «сдержанная улыбка»;

    1. Радость:

    1. брови и лоб спокойны;

    2. нижние веки и щёки приподняты, прищур глаз, под нижними веками морщинки;

    3. «гусиные лапки» — лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;

    4. рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

    1. Умственное напряжение:

    1. две вертикальные складки на переносье. Пифагор, зная об этом по своему опыту, говорил: «Не советуйся с теми, у кого лоб гладок — они не думают»;

    2. брови нависают над глазами;

    3. брови из дугообразных делаются горизонтальными.

    1. Злоба:

    1. брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные;

    2. на переносье образуются поперечные складки.

    1. Гнев или «приступ к драке»:

    1. голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;

    2. глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;

    3. брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между бровями появляются вертикальные складки;

    4. неотрывный взгляд на объект гнева.

    1. Подозрительность:

    1. неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;

    2. взгляд искоса (выражение желания дистанцироваться от объекта угрозы);

    3. слабое смыкание губ (выражение неуверенности).

    1. Зависть:

    1. бледное лицо;

    2. косой взгляд (скрытый от объекта зависти);

    3. отсутствие улыбки за исключением тех случаев, когда завистник видит страдания других людей.

    Следует отметить, что распознавание эмоций и, в целом, переживаний человека часто сопряжено со значительными трудностями. Это связано с тем, что, прежде всего, информация о переживаниях доходит до наблюдателя по многим каналам одновременно (слова, голос, мимика, жесты, позы), воспринимать и оценивать такой поток разнородных переживаний довольно сложно. Во-вторых, редко бывает, чтобы человек испытывал только одно переживание, даже только одну эмоцию. Обычно возникает сразу несколько эмоций. Например, индивид не только испытывает страх, так или иначе реагирует на этот страх, в это время ему может быть стыдно, он недоволен собой или чувствует себя виноватым, встревоженным.

    В-третьих, во внешних проявлениях переживаний многие люди и культурно обусловлены, но, вероятно, еще более ложны или фальшивы, поскольку реакции человека часто рассчитаны на других.



    1. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ЛИЦЕВОЙ ЭКСПРЕССИИ КАК СПОСОБ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

      1. Обратная связь в лицевой экспрессии

    Возникновение теории обратных мимических отношений сопоставляется с научной деятельностью Уильяма Джеймса. Согласно этой теории, эмоциональное переживания усиливаются за счет обратной связи, которая возникает, когда активируются лицевые мышцы, участвующие в миметическом эмоциональном выражении. Другими словами, улыбающийся человек счастлив. Именно движения лицевых мышц дают мозгу подсказку, на основе которой он определяет источник эмоции, а не наоборот.

    Теория мимической обратной связи является современной версией теории эмоций Джеймса и Ланге. Автором этой теории является Сильван Томкинс. Теория состоит в том, что не только чувства вызывают непроизвольную реакцию, но и произвольные выражения лица вызывают проявление эмоций – обратную связь. Пытаясь изобразить ту или иную эмоцию, человек неосознанно начинает ее испытывать. Реакции внешних выражений лица превращаются в ощущения и осознание эмоций, объясняет Томкинс. Сильвен Томкинс назвал лицевые комплексы одной из важных составляющих эмоциональных составляющих. Однако часто внешнее проявление мимики не влияет на сознание человека, не вызывает эмоций. Кроме того, преобладающая эмоция подавляет действие другой, менее интенсивной. Например, интерес побуждает человека к активной деятельности, не позволяя проявиться такому чувству, как пессимизм и пассивность.

    Как отмечает американский психолог К. Изард, истоки идеи обратной мимической связи уходят в далекое прошлое, и в доказательство приводит примеры из древних текстов, включая «Илиаду». В драме Шекспира «Генрих V» описывается, как солдаты, готовясь к битве, стараются придать своим лицам устрашающее выражение.

    Интересно, что одним из первых идею об обратной лицевой связи высказал Чарлз Дарвин, отметив, что «даже имитация эмоции приводит к ее пробуждению в нашем сознании». С этим полностью соглашался Уильям Джеймс: «Откажись выражать свою страсть, и она угаснет… Если мы хотим победить нежелательные эмоциональные склонности в себе, мы должны в первую очередь старательно пройти через внешние проявления тех нежелательных состояний, которые стремимся улучшить» [5]. И. Уэйнбаум наблюдал тесное взаимодействие лицевых мышц с мозговым кровотоком, предполагая, что лицевые мышцы, действуя на вены и артерии, увеличивают приток крови к мозгу или его отток. Изменения в кровотоке сопровождаются изменением субъективных переживаний.

    Свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление, насколько это возможно, всех внешних признаков смягчает наши эмоции. Тот, кто позволяет себе жестикулировать, усиливает свой гнев; тот, кто не контролирует признаки страха, усугубляет свой страх.

    На сегодняшний день проведено множество исследований, чтобы определить, повлияет ли изменение выражения лица человека на его эмоциональные переживания. Конечно, на субъективное переживание эмоций, помимо выражения лица, влияют и другие факторы: состояние вегетативной нервной системы, когнитивная активность. Однако уже есть свидетельства того, что люди, которые от природы менее экспрессивны, испытывают меньше эмоций.

      1. Роль обратной лицевой экспрессии в регуляции психоэмоционального состояния

    Саморегуляция психоэмоционального состояния – это способность самостоятельно и активно изменять процессы, происходящие в собственном организме, и управлять ими. Благодаря саморегуляции можно активировать или замедлить психические процессы в течение короткого периода времени в связи с ситуацией, а также улучшить качество обучения и эффективность выполняемой деятельности. С помощью различных форм саморегуляции можно влиять на когнитивные и мотивационные процессы; повышать эффективность мотивов и установок. Это важно для развития и стойкости на этапе обучения, когда невозможно ожидать немедленных результатов, в ситуациях, субъективно воспринимаемых как рискованные или опасные.

    Психическое воздействие с помощью саморегуляции помогает в целом создать оптимальные внутренние условия, при которых осуществление двигательной активности происходит наиболее полно.

    По сути, психическая саморегуляция имеет две специфические конфигурации: с одной стороны, создание наиболее благоприятных психических и психовегетативных предпосылок для успешного выполнения нагрузки, с другой стороны, облегчение перехода к отдыху. Суть психической саморегуляции заключается в том, что чувства, накопленные в процессе общения с окружающей средой и познания собственного организма, человек делает предметом систематической тренировки для воздействия на свое психическое состояние и организм в целом. Сигналом для этого могут послужить ощущения веса тела в сочетании с расслаблением мышц, тепла в сочетании с пережитым расслаблением и ощущением физического комфорта.

    При выборе и применении конкретных методик регуляции эмоциональных состояний большое значение имеет правильный учет индивидуальных особенностей человека. Предлагая определенную систему техник саморегуляции, следует сказать, что не существует стандартных техник, подходящих для всех людей и всех случаев. Однако, учитывая существенные свойства, присущие всем эмоциям, определенная система приемов саморегуляции эмоциональных состояний может быть рекомендована для практического использования.

    Приемы регуляции эмоциональных состояний:

    1. умышленная задержка в проявлении или смене выразительных движений. Научившись произвольно контролировать тонус лицевых мышц и другие выразительные движения тела, человек в определенной степени приобретает способность контролировать себя, подавлять, вызывать или изменять определенные эмоции.

    2. специальные двигательные упражнения. Они используются для регулирования эмоциональных состояний. Такие упражнения могут быть разными по скорости, амплитуде, последовательности, направлению движения, напряжению мышц. Ритмичные и плавные движения, измеренные с широкой амплитудой, успокаивают, в то время как высокие, энергичные, быстрые, напротив, возбуждают и бодрят.

    3. дыхательные упражнения применяют в разных ритмах, с разным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними, в зависимости от их назначения. Для стимула, например, используется «полное дыхание» с сильным выдохом. Упражнения с медленным и постепенным вдохом и выдохом успокаивают.

    4. Техники, основанные на регуляции эмоций посредством воздействия на различные анализаторы. Эмоциональное воздействие стимулов может быть стимулирующим и успокаивающим. Поэтому красный цвет действует возбуждающе; синий и зеленый цвета, наоборот, успокаивают человека; мелодичная музыка, пение птиц также действуют на общее эмоциональное состояние, повышают тонус нервной системы.

    5. Воздействие второсигнальных раздражителей (речь). Известно, что словом человека можно одобрить, обрадовать, поощрить, огорчить, успокоить. Чтобы вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать проявлению воли, целеустремленности, человек должен уметь применять самоободрение, самоуспокоение, самоприказ, самоубеждение («я должен», «надо», «я могу», «я добьюсь»).

    Давайте внимательнее посмотрим намеренную задержку в проявлении или смене выразительных движений. Упражнения данного метода выполняются путем чередования напряжения и расслабления различных мышц, концентрируясь на процессе этих действий с помощью самоназвания и самовнушения о тех или иных эмоциях. Вегетативная нервная система иннервирует дыхательные пути, при вдыхании возбуждаются нервные окончания симпатического нерва, нервные импульсы от которых передаются во внутренние органы, активизируя их деятельность. При выдохе нервные окончания блуждающего нерва возбуждаются, что оказывает замедляющее действие на деятельность внутренних органов.

    В современном обществе акцент на сознании оставил эмоции вторичной функцией, но эмоциональное выражение лица все еще играет важную роль в коммуникационных процессах. Сознательно влияя на выражение эмоций, мы потенциально можем улучшить нашу собственную жизнь и благоприятно влиять на жизнь других людей.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    С эволюционной точки зрения внешнее выражение эмоций не было бы полезным, если бы члены общества (группы) не могли распознавать эти сигналы и, следовательно, адекватно реагировать на них. Это означает, что человек, принимающий сигналы, должен быть подготовлен к их восприятию, то есть обладать специальным механизмом для их декодирования. В то же время демонстрация гнева должна легко ассоциироваться с отвращающими явлениями и их последствиями - появлением эмоции страха. И напротив, позитивное выражение, как и выражение счастья на лице человека, должно вызывать положительные эмоциональные реакции.

    Чтобы проверить гипотезу обратной связи по лицу, многие исследователи применили манипуляцию экспрессивными реакциями и наблюдали, как это отражается на эмоциях. Чтобы подтвердить гипотезу, необходимо было увидеть, что увеличение выразительных движений усиливало эмоции, и наоборот. Некоторые аспекты социального поведения человека обеспечиваются биологическими программами. В частности, способность человека передавать и принимать эмоциональные сигналы имеет биологическую природу.

    Процесс отправки эмоциональной информации во время общения начинается с мотивационного и эмоционального состояния, которое трансформируется в адекватное выражение лица. Это делается с помощью специального механизма кодирования, существование которого проверяется соответствием паттернов мышечной активности лица определенным эмоциям, хотя первичный паттерн выражения лица корректируется "правилами поведения", усвоенными субъектом в результате тренировки, стимулируемой культурными и национальными традициями.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Журавлев А.Л. Социальная психология: Учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008. – 416 с.

    2. Изард К. Психология эмоций. – Спб, 1999. – 237 с.

    3. О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование: как понимать людей и как оказывать влияние на людей. – Челябинск, 1998. – 179 с.

    4. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979. Сс. 133- 151

    5. Darwin C.R. The expression of emotions in man and animals. Chicago: University of Chicago Press; 1965.


    написать администратору сайта