Главная страница
Навигация по странице:

  • Принятие христианства в 988 году

  • Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

  • 3 вида изложения

  • Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха

  • Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком.

  • Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону

  • социальный статус играл не последнюю роль

  • Подготовка к Русской Правде. Характерные черты феодального права, структура и особенности первых нормативноправовых документов князей


    Скачать 22.9 Kb.
    НазваниеХарактерные черты феодального права, структура и особенности первых нормативноправовых документов князей
    Дата04.02.2022
    Размер22.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПодготовка к Русской Правде.docx
    ТипДокументы
    #351394

    1. Характерные черты феодального права, структура и особенности первых нормативно-правовых документов князей

    Характерные черты феодального права:

    1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, нормы, обеспечивавшие внеэкономическое принуждение;

    2) феодальное право в значительной степени являлось правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе;

    3) в феодальном праве не было привычного деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объяснялось его сословным принципом;

    4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права;

    5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях;

    6) еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было обычным правом. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.

    «Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:

    • римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;

    • короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;

    • повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследству.

    Изучение римского права началось с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХIII в. юристом Аккруцием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени;

    7) особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах.

    Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом.

    В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика.

    Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города;

    8) римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями, поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.

    Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.

    Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний;

    9) особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и инакомыслием.

    2. Предпосылки появления Русской Правды. Основные источники русского права и их характеристика.

    «Русская правда» - свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси. Известно более 100 списков «Русской правды», которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную. Первый сборник «Русской правды» был заключен Ярославом Мудрым и датируется между 1016 и 1054 годами, в нем 17 статей.

    Существует еще две редакции «Русской правды», которые были заключены позднее (1068 и 1113 годы).

    Русская Правда продолжает развитие уголовного права и процесса, в частности именно там возникают нормы об ордалиях, которые являлись испытанием железом, водой и пр.

    Ордалии получили распространение в период наибольшего развития состязательного процесса, который, в свою очередь, падает на период феодальной раздробленности, и уже чуть позже формируются такие структуры как сыск и розыск. Следственный процесс начинает возникать на фоне развития товарно-денежных отношений и ростом классовых противоречий.

    Постепенно ордалии начинают уступать другим мерам принуждения, к которым относятся показания свидетелей, письменным доказательствам, а в сыске к повальному обыску и пытке. Проведенные исторические исследования показывают высокий уровень правового развития в Киевской Руси, основанный на том, что киевские князья стремились к установлению единой системы наказаний на территории всей Киевской Руси, они пытались ввести единые нормы ответственности за убийство и другие преступления.

    Русская Правда стала первым юридическим сборником древнерусского государства Ананьева Н.Г. Новации в системе судебных органов по Судебнику 1550 г. // Вектор науки ТГУ. 2010. № 2. С. 87-88..

    Анализ норм Русской Правды свидетельствует, что они возникли на местной почве и были результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Итак, наши предки были носителями высокой тогда правовой культуры. Русская Правда ощутимо повлияла на развитие права западных и северо-восточных славян, ощутимо повлияла на становление таких памятников права, как Литовские статуты, Псковская судебная грамота, Судебники 1497 и 1550 г., и в определенной степени - Соборное уложение 1649р.

    Следующий законодательный источник права на территории Древней Руси - это Псковская судная грамота, представляющая Свод законов Псковской феодальной республики, который был составлен в 1467 г. на базе отдельных постановлений псковского вече, господы (совета бояр), княжеских грамот, норм Русской Правды и обычаев.

    Вместе с известными по Русской Правде судебными доказательствами начинают появляться и новые: судебный поединок («поле») и письменные доказательства, которые разделяются на «доски» (частные расписки) и «записи» (официально заверенные документы). В это же время возник институт представительства в судебном поединке («пособничество»), но могли им воспользоваться лишь женщины, подростки, монахи, старые люди. Разрешенные судом дела пересмотру не подлежали.

    3. Причины принятия «Русской Правды»



    До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно.
    Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы.
    Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти.
    Создание письменных законов в любом государстве - это большой шаг вперед к установлению общественного порядка.
    К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород.
    Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.
    Основные положения


    Различают 3 вида изложения «Русской правды»: краткое, пространное и сокращенное.
    Краткий вариант основан на «Правде Ярослава» и на « Правде Ярославичей». Включает в себя статьи , раскрывающие основы государственного строя, частной собственности, а также поясняющие вопросы кровной мести, наказаний за содеянное и порядок взимания штрафов .
    Пространная правда включала в себя уставы Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха со всевозможными дополнениями . в статьях отражались привилегии феодалов над другими социальными слоями ,положения холопов ,а также вопросы относительно наследства и прав собственности.
    Сокращенная правда создана на основе пространной и краткой правды. Датируется XV веком. В ней было установлено, что мера наказания напрямую зависит от тяжести нанесенного ущерба. Убийства стали разделять на умышленные и неумышленные.
    По «Русской правде» определялся порядок ведения судебных разбирательств: выбор места, времени и состав суда. В суде особым уважением пользовались свидетели.
    Ярослав Мудрый установил законы для жизни государства и наказания за отказ им следовать. Отмена «кровной мести», держать ответ за преступления по закону - все это имело благоприятное влияние на развитие древнерусского общества. Однако и в этих законах социальный статус играл не последнюю роль. Наказание бесправных, несвободных холопов и челяди существенно отличалось от наказания княжеских приближенных по одному и тому же делу. Поэтому не редко «Русскую правду» считают основой феодального права.

    Значение «Русской правды»


    Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания.
    «Русская правда» - это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития.
    Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм.
    «Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.


    написать администратору сайта