Главная страница

Век девятнадцатый. Ход урока Стадия вызова Слово учителя. Вступительная беседа. Тема нашего урока Особенности литературного процесса второй половины xix века


Скачать 58.44 Kb.
НазваниеХод урока Стадия вызова Слово учителя. Вступительная беседа. Тема нашего урока Особенности литературного процесса второй половины xix века
Дата17.06.2022
Размер58.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВек девятнадцатый.docx
ТипУрок
#598958
страница2 из 2
1   2

Домашнее задание. Написать эссе на тему «Влияние творчества писателей и поэтов первой половины XIX века на развитие литературы во второй половине столетия».

На этом уроке мы поговорим о литературе 2-й половины XIX века, так называемого золотого века русской литературы. Порассуждаем о месте русской литературы в жизни общества, о целях и основных тенденциях ее развития во второй половине XIX века. Узнаем об одном из главных художественных направлений — критическом реализме. Познакомимся с великими писателями этого периода: М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, Ф. М. Достоевским, Н. А. Некрасовым и других. Узнаем об основных идеях их творчества.

Зарождение и становление критического реализма: предпосылки и последствия этого направления

Литература в этот период была безусловным лидером в сфере художественного творчества в России. Сейчас все могут пользоваться огромными множеством всевозможных источников информации, есть социальные сети, интернет.

XIX век в России — это совершенно иная среда. Люди живут, по сути, локальным миром, они довольно много знают об окружающем мире, имеют возможность перемещаться по железным дорогам. Но средств информации по-прежнему очень мало и все газеты и журналы того времени были подконтрольны государству, проходили специальный цензурный надзор. Поэтому литература превращалась в трибуну, в площадку, где человек свободной мысли мог высказать, иногда завуалированно, свои мысли. Писатель мог донести до широких масс читателей то, что было у него в душе. Вот почему ведущим направлением в русской литературе XIX века становится критический реализм.

Это значит, что имеется некая реальность и эта реальность, к сожалению, может во многом не устраивать. Критический взгляд на окружающий мир — это норма. Люди всегда видят недостатки и говорят о них, это позволяет нам делать наш мир лучше. Но нужно учитывать, что в России XIX века было много ограничений для свободы слова. Россия того времени — очень специфическое государство, там совсем недавно было отменено крепостное право, начинает развиваться капитализм, причем не в самой лучшей его форме.

Поэтому недостатков, которые видели интеллектуалы, образованные люди, было великое множество. И в литературе направление критического отображения реальности становится ведущим.

Вклад Салтыкова-Щедрина в развитие русской литературы

Попытаемся охарактеризовать деятельность наиболее значимых авторов. Тот факт, что в то время самым главным направлением был критический реализм, вовсе не означает, что отображение окружающей действительности было детализировано вплоть до фотографического образа и подвергалось потом критическому анализу. Нет, если посмотреть на русскую литературу этого времени, то окажется, что было достаточно много авторов, которые, несмотря на разницу во взглядах, в подходах к написанию своих произведений, пытаются донести общую мысль о том, что с Россией что-то не так и необходимо действовать.

В произведениях Салтыкова-Щедрина никакого реализма нет, а в «Истории одного города» вообще есть такие персонажи, которых в реальной жизни невозможно встретить ввиду того, что такие люди не могут жить. Это прием гротеска, прием гиперболизации человеческих качеств. Если человек хороший — то и персонаж хороший, если человек плохой, то и персонаж, соответственно, плохой.

Но вместе с тем Салтыков-Щедрин рисует страшную Россию. Он пытается заставить россиянина задуматься над тем, что его окружает и говорит: «Если мы это не изменим, значит, мы будем в этом жить всегда».

Вклад Л. Н. Толстого в развитие литературы золотого века

Другой взгляд можно найти у Льва Николаевича Толстого — выдающегося мастера слова, литератора, философа, автора религиозно-философского учения, главными принципами которого являются непротивление злу насилием, всеобщая любовь и нравственное самосовершенствование личности, опрощение (минимализм).
Лев Николаевич Толстой — самый яркий интеллектуал второй половины XIX века в России, критиковавший свою страну за очень многие вещи и, самое главное, яростный противник войны во всех ее формах.

Толстой был по образованию офицером-артиллеристом, причем по-настоящему боевым офицером, прошедшим две войны. Он два года воевал на Кавказе, причем в самый активный период боевых действий.

В конце своего творческого периода, когда он практически перестает писать, то становится еще более значимым персонажем для российской интеллигенции: он становится мыслителем. Толстой говорит: «Всякая война — это ужас и страдание, всякая война — это извращение человеческой природы, всякая война — это убийство, а все это противоречит человеку, противоречит человечности».

Его романы затрагивают наиболее острые проблемы нравственности, морали, незрелости человеческого общества, страстей. Самое главное в них — это глубоко русский человек. Толстой пытается понять природу русского человека, понять, кто же мы, почему мы такие разные. В романе Толстого «Война и мир», мы найдем огромное количество образов и это все люди самых разных сословий, от простых солдат — до высшей аристократии и вроде бы все они говорят на русском языке, но они люди очень разные, хотя что-то общее в них есть, какая-то общая русская жилка. Вот в этом и есть реализм Толстого.

Вклад А. П. Чехова в развитие русской литературы

Антон Павлович Чехов — это следующая страница нашего повествования.

Это не только литератор, но ещё и драматург, то есть человек, который пишет художественные произведения для того, чтобы их можно было поставить в театре. А также сатирик, человек очень необычный по своей судьбе. Чехов по своей сути был маргиналом, человеком, который вырвался из своей социальной группы, а в следующую группу не попал. Он пишет о маленьком человеке: чиновнике, студенте, мещанине. И эти незначительные люди, которые составляют большинство нашей страны, их образы, характеры и раскрывают судьбу нашего государства.

Вклад Ф. М. Достоевского в развитие золотого века литературы

Конец XIX века, это немного другая Россия, тут нужно учитывать фактор времени. Дело в том, что менялась сама Россия и вторая половина XIX века — это период стремительных, бурных изменений в жизни российского общества. Вторая половина XIX века — это период активной русской, интеллигентской революционности. Широкие слои населения были оторваны от революционного движения в силу того, что они просто об этом не думали.

Как могли широкие слои населения думать о том, что хорошо бы перестроить наше общество согласно теории Маркса, если Маркса никто никогда в жизни в России не читал. По той простой причине, что на русском языке Маркс не издавался, это был запрещённый автор, а на немецком или английском языке прочесть его мог только очень ограниченный круг образованных людей. Поэтому мы и говорим о революционности интеллигентской тех людей, которые могли это прочесть и понять.

Выходцем из этой среды и человеком, который очень глубоко в себе пронес и пропустил через себя эти события, был писатель Федор Михайлович Достоевский. Это человек очень необычной судьбы.

Судьба Федора Михайловича Достоевского очень напоминает его роман «Преступление и наказание». Молодой человек по фамилии Раскольников, который хочет вырваться из очень неприятной для него окружающей среды, молодой интеллектуал, студент, живущий в очень стеснённых жизненных обстоятельствах, решается на убийство неприятной женщины, старухи-процентщицы, а потом считает, что тысячей добрых дел он сможет искупить свою вину. Но план Раскольникова не сработал, ему пришлось убить не только старуху, но и ещё одного человека. Он попадает в полицию, раскаивается, становится совершенно иным человеком и приходит к богу, как к единственному образцу подлинной ценности в человеческой жизни.

Сам Достоевский прошёл через нечто похожее. Нет, он не убивал старушек, но был осужден на смертную казнь за участие в кружке Петрашевского, причем его участие было весьма и весьма условное — он несколько раз прочитал письмо Белинского. Белинский был запрещенным автором в России, но вот это публичное чтение в кругу других революционно-настроенных молодых людей, молодых офицеров, (Достоевский был военным инженером) — это приравнивалось к преступлению против государства, и его приговорили к расстрелу.

В конечном итоге Достоевского вывели на эшафот, он должен был быть расстрелян, все было так инсценировано, что один из участников этих событий, тоже приговоренный к смертной казни, даже сошел с ума. Расстрела в действительности не было, потому что буквально в последнее мгновение всем осужденным объявили о том, что их смертная казнь заменена на каторжные работы. Достоевского отправили на каторгу, где он провел 4 года, после чего был отправлен рядовым в линейные солдатские роты.

Жизнь этого человека нельзя назвать лёгкой, тем более, что в промежутках между этими страшными событиями он ещё и писал. И не просто писал, его произведения — это, по сути, сокровищница русской литературы. Достоевский раскрывает внутренние душевные переживания человека при помощи слова, что крайне сложно сделать. Он пишет такие потрясающие произведения как «Идиот», «Бесы» и другие.

Вторая половина жизни Достоевского была связана с поиском Христа в себе. То есть успокоения души, принятия окружающего таким, какое оно есть. Изменять это окружающее необходимо любовью, а не какими-то потрясениями. Достоевский — это очень четкое отображение того, как меняется русское общество, его сознание. Это сознание людей, которые могли прочитать эти книги. Это сознание читающей России.

Возникновение нигилистов, особенности появления сообщества, последствия и влияние на русскую литературу XIX века

Если говорить простым языком, субкультуры — это те неформальные объединения молодежи самого разного возраста, иногда и очень взрослых людей, которых объединяют какие-то интересы. Довольно часто такие объединения формируются на фоне неприятия окружающей действительности. Взрослое поколение их ругает и говорит, что это падение морали и нравственности. А им кажется, что это так современно и ново.

Но в действительности нет ничего нового. Если вспомним творчество Тургенева, его знаменитый роман «Отцы и дети», то увидим именно такого человека в России во второй половине XIX века. Нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, были материалистами и атеистами, а также не признавали господствовавшие нормы морали.

Отрицание это привело к тому, что общество, которое окружает, не нравится и человек не может его принять. Зачем принимать общество, которое говорит о мире, доброте, насилии, а само постоянно вооружается? Может, наоборот, нужно пойти по иному пути: стать асоциальным, антиобщественным элементом, но зато не довести это общество до войны?

Вывод

Авторы того времени пытаются показать окружающую действительность и как бы заставить читателя спросить себя, хорошо ли ему жить в такой стране? Все ли здесь его устраивает? А если нет, то может быть стоит все изменить?

Речь в данном случае идёт о реализме, и эти авторы пытаются показать Россию такой, какая она есть, показать ее прежде всего для россиян. Но русская литература, несмотря на то, что она писалась для России, оказывается весьма полезной везде. Русских авторов переводят во всем мире, их читают и их пьесы ставят по сей день.

 

Вторая половина 19 века- расцвет реализма в художественном творчестве. После смерти Белинского, которая воспринимается как рубеж, начало второй половины 19 века, на сцену выходят Чернышевский (с вопросом «Что делать» - знамя русского разночинства) и Добролюбов. Это был период радикальных настроений – крестьянство погибало от крепостного гнета, интеллигенция стремилась к свободе мысли и слова, офицерство тяжело переживало поражение России в Крымской войне. Начинается подъем революционных движений ( журналы «Колокол» и «Современник»). После 1861 года начинаются страшные крестьянские волнения (расстрел Телебезна). Следом начинаются репрессии и возникают тайные революционные общества («Черный передел» и «Земля и воля»). Проводятся различные реформы, но этого мало и недостаточно. Революционное движение растет (кружок Шутина например), в 70-е годы появляется русский анархизм (Бакунин, Михайловский). Народничество набирает силу, усиливается массовый террор. Образуются два лагеря – демократы и либералы, славянофилы и западники. Славянофильство - направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Славянофилы называли свое нaправление славяно-христианским, московским, истинно русским. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически  оборвалась реформами Петра 1. 3ападники, напротив, считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuоnnо-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев).

И славянофилы и западники выступали против крепостничества, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны. Обострение споров привело к разрыву всех личных отношений между прежде дружественными людьми и к их ожесточенной полемике.

Идейные споры западников и славянофилов изображены в «Былом и думах», «Copокe-Bopовкe» А. И. Гepцена, отразились в «Записках охотника» И. С. Typгeнeва, «Тарантасе» В. А. Соллогуба. Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинакаяая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Существовало направление, которое стремилось сгладить противоречия между западниками и славянофилами - «почвенничество». Ф. М. Достоевский, ...... Ап. А. Григорьев и Н. Н. Страхов утверждали «всечеловечность» pyccкoгo национального духа. Они считали, что необходимо преодолеть разобщенность интеллигенции и народа. «Почвенники» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра 1. Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых И смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л. Н. Толстой, - писал Страхов, и он совершенно прав».

В это непростое время творили великие литераторы, такие как Чернышевский («Что делать»), Слепцов («Трудное время»), Решетников, Помяловский (циклы «Очерки бурсы», «Мещанское счастье», «Молотов»), Некрасов («Коробейники», «Княжна Трубецкая», «Кому на Руси жить хорошо»), Тургенев («Отцы и дети», «Накануне», Дворянское гнездо», «Новь», «Дым»), Гончаров («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»), Островский («Лес», «Бесприданница»), Лесков («Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Левша», «Однодум»), Толстой («Война и мир», «Кавказские повести», «Анна Каренина», «Воскресенье»), Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»), Салтыков-Щедрин («Очерки Помпадура и помпадурши», «История одного города», «Господа Головлевы»), Чехов (рассказы и пьесы).

Реформа 1861 года осталась позади, но нeдовольство ее результатами сотрясало великую империю. В результате появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране, народники. Они выдвигали теорию «скрестьянского социализма», peшив совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в нapoд», которое не увенчалось успехом. В революционной организации «Земля и воля» происходит раскол, и та часть, которая выделилась из организации и получила название «Hapoдная воля», поставила перед собой новую задачу - борьбу за свержение самодержавия путем террора.  В литературе появляется группа писателей, отpaжающих народнические идеалы и настроения, - это Г.И. Успенский, Н. Н. 3латовратский, С. М. Степняк-Кравчинский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н. Е. Петропавловский) и др. Среди этой плеяды наиболее ярким автором был Глеб Иванович Успенский, который начал публиковаться еще в 60-e годы. Уже тогда стали известны eгo «Нравы Растеряевой улицы». В 70-x годах он увлечен «хождением В народ» и живет в Новгородской и Самарской губерниях. Появляется серия eгo очерков: «Крестьянин И крестьянский труд», «Власть земли», « Четверть лошади», «Книжка чеков» и др.  Продолжаются творческие искания писателей и поэтов, которые уже утвердили себя в литературе. В поэзии вeдyщую роль Игpает Н. А. Некрасов: появляется eгo поэма «Кому на Руси жить хорошо». М. Е. Салтыков-Щедрин публикует роман «Господа Головлевы», Л. Н. Толстой - роман «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский - романы «Бесы», « Подросток», «Братья Карамазовы».  Особое место в русской литературе занимает Н. С. Лесков. В eгo произведениях «Соборяне», «На ножах» и «Очарованный странник» ярко проявилась отличительная черта творчества писателя - поиски одаренных нaтур, положительных типов русских людей.  В 1866 году журнал «Современник» был закрыт. Beдущее место в журналистике занимают «Русское слово» и «Отечественные записки» (журналом после смерти Heкрасова в 1877 году стал руководить Салтыков-Щедрин).

Литература 19 века занималась поиском гармонии в мире, природе, человеческом обществе; и если обнаруживалась дисгармония, отвечала на вопрос «Почему отсутствует гармония?».

90-е годы 19 века – период стагнации в обществе. В конце 19 века в русской литературе появляется новые имена – Бунин, Горький, Куприн, Чехов, Гаршин – новые реалисты, которые не могут внятно сказать проблемы в обществе и глобальные причины дисгармонии не вскрывают, а только фиксируют этот дисбаланс (духовная ущербность, необразованность, состояние бесперспективности). Русский реализм на данном этапе не может дать ответы на вопросы, он только ставит вопросы в узких социально-психологических рамках.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Н. А. Некрасов.
Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа.

Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и “служить им сердцем и душой”. Образ матери-родины проходит через все его

творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике.

Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. “Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!” Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку.
Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив.

Сам он считал себя человеком высокой морали: “Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла” или “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. В стихотворении “Поэт и Гражданин” Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье.

Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.
Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе.

Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: “Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю”. Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение.
Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в “могучую и всесильную” страну: “Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…”
Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема.

Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: “Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!”
“Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином “.

1   2


написать администратору сайта