Главная страница

Картотека хороводные игры. Хороводные игры и хороводы


Скачать 68.97 Kb.
НазваниеХороводные игры и хороводы
Дата03.09.2022
Размер68.97 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКартотека хороводные игры.docx
ТипДокументы
#660587
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6



Тихо-громко (фортепиано)

Поговорим о фортепиано. Надо сказать, что инструмент назвали так не сразу. В Греции, например, его называли монохорд (однострунный) или клавикорд (струна с ключом). В Венгрии фортепиано получило свое современное название только после реформы языка – сложили два слова – «звонкая цитра». А до этого инструмент называли верджинел (прутик) или спинет (шип). Конечно, не сразу догадались, что медиатор не обязательно держать в руке, - ведь так звук извлекается только из одной струны. И тогда для каждой струны сделали отдельный медиатор, а к нему – механизм, который присоединили к клавишам. Когда нажимали на клавишу, медиатор задевал струну. Но и этот инструмент был только предшественником фортепиано. Во Франции он назывался клавесин, в Италии – клавичембало или просто чембало. Инструменты мало чем отличались друг от друга. Предок фортепиано был не так уж плох, если представить себе, что Иоганн Себастьян Бах написал для него свои замечательные фуги. Но все-таки инструмент не был достаточно совершенен, потому что на нем нельзя было регулировать громкость звука.

Изменить это удалось после того, как струны стали не цеплять медиатором, а ударять по ним. Их заставляли звучать помещенные под ними молоточки. Имя мастера, впервые применившего молоточки в 1709 году во Флоренции, БартоломеоКристофори. Новый инструмент имел огромное преимущество перед клавесином: по желанию исполнителя на нем можно было извлекать как громкие (forte), так и тихие (piano) звуки с постепенным переходом от одних к другим. Ведь если сильнее ударить по клавишам, то и молоточек сильнее ударит по струне! Отсюда и происходит название инструмента – фортепиано (итальянское – громкотихо).

И вот фортепиано появилось на свет. Струны натянули на чугунную раму. Ничего удивительного, что понадобилась такая прочная рама, ведь сила натяжения струны – свыше 15000 кг. У фортепиано тоже есть корпус .Внутри деревянного корпуса из сосны – помещается чугунная рама с натянутыми на ней струнами, механика и резонансная дека. Вы сами можете в этом убедиться, открыв крышку фортепиано. Красота звуков во многом зависит от резонансной деки. Изготавливают ее из ели, она состоит из отдельных дощечек, склеенных между собой. Когда нажимают на клавишу, специальная механика приводит в движение молоточек, обтянутый войлоком.

Слушая музыку, мы часто обращаем внимание на клавиши. Белые и черные. По ним бегают пальцы исполнителя. Белые клавиши расположены ближе к краю инструмента, а поглубже – черные, по две и по три. Корпус нужен для того, чтобы закрыть, защитить струны. Внизу, под ногами у пианиста, мы видим педали, которые позволяют ослабить силу звука или продлить его звучание. Фортепианная игра прекрасно сочетается с игрой на других инструментах, например, со скрипкой, а также с оркестром.

Играй, моя дудочка

А теперь вспомним первобытного музыканта, который однажды подул в кость. Ведь он не бросил кость в сторону, а, как только пришел в себя от испуга, превратил ее в духовой инструмент.

Назовем его флейтой, кларнетом, гобоем, трубой, фаготом или дадим ему множество других имен, - главное, что у всех этих инструментов есть одно общее свойство, на которое обратил внимание и первобытный музыкант: звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух.

Позднее человек просверлил в трубке (кости) отверстия и стал извлекать различные звуки – низкие и высокие.

Спустя некоторое время из тростника сделали язычок и вставили в отверстие трубки. Колеблясь, язычок заставлял колебаться воздух, находящийся в трубке, и она звучала. У духовых инструментов довольно простое устройство. Если вы видели в оркестре флейту, то, наверно, заметили, как много на ней клапанов. Не трудно узнать ее мягкий, как бы шепчущий голосок с нежными переливами. Обратите внимание, что флейтист, прикладывая губы к боковому отверстию флейты, вдувает воздух. Так он извлекает из инструмента звук. Дело в том, что внутри флейты, как каждой пустой трубки, находится воздух. А когда столб воздуха приходит в движение, раздается звук. У флейты есть маленькая сестренка – малая флейта, или, как чаще ее называют, флейта-пикколо. Ее резкий, тоненький голосок выделяется в оркестре и иногда напоминает трели певчей птички. Вам, конечно, уже понятно, отчего у флейты-пикколо такой высокий голос: потому что трубка пикколо короткая. А самый низкий голос у фагота. У него такой же, как у гобоя, двойной язычок, а голос низкий потому, что фагот очень длинный. Поэтому его сложили, точно вязанку дров (по итальянскиfagotto – значит «связка», «узел»). Фагот может звучать очень напевно или приглушенно, ворчливо или насмешливо. Гобой происходит от древней свирели и от старинного инструмента – зурны, которая и в наше время звучит на Кавказе и во многих странах Азии. Красивый, словно приглушенный звук гобоя напоминает также звучание другого народного духового инструмента – жалейки, издавна распространенного в России, Белоруссии, Литве. Кларнет обладает теплым, сочным звуком. Слово кларнет в переводе с латинского означает «ясный». Кларнет занимает видное место в оркестрах. В камерных ансамблях он часто звучит рядом с флейтой.

А кто из вас не знает трубы? Да разве найдется хоть один человек, который никогда не слышал голоса трубы? Не думаю! И все-таки стоит сказать хотя бы несколько слов об этом популярном инструменте. Труба – инструмент азиатского происхождения. В Европу ее привезли арабы. Долгое время труба оставалась совершенно прямой или чуть-чуть изогнутой, и только позднее ей придали свернутую форму. Сначала из-за сильного воинственного голоса ее использовали в военных походах. Великий итальянский композитор Монтеверди ввел трубу в оркестр. А для того, чтобы легче было играть мелодию, на ней поместили вентили. С их помощью можно изменять длину трубки и получать звуки, различные по высоте.

А вот другая труба, без вентилей, называется тромбон. У него есть дополнительная трубка, выдвигая которую, музыкант увеличивает объем воздуха и тем самым меняет звук.



Ударные инструменты

Давайте в последний раз вспомним первобытного музыканта: вот он сидит на земле и камнем ударяет по твердой скорлупе какого-нибудь плода – тук-тук-тук-тук! А теперь попробуем перенестись в наше время. По улице идет мальчик и, забыв обо всем на свете, ведет палкой по забору. Трик-трак-трик-трак!.. – скачет палка по штакетнику. А вот еще пример из прошлого: на деревенской улице появляется барабанщик или посыльный, сейчас он остановится на перекрестке, ударит в барабан, висящий у него на груди - тр-р-р! – и объявит сельские новости. Во всех этих трех примерах звуки извлекали, ударяя по какому-нибудь предмету. Но где же сами музыкальные инструменты? (ответы детей)

Если перед началом концерта посмотреть на сцену, то там, в самой ее глубине, вы увидите большие барабаны. А за ними подвешенные трубочки, металлические пруты, согнутые в виде треугольников, громадные медные тарелки. Все это тоже музыкальные инструменты, ведь иначе бы им не попасть в оркестр!

Ну хорошо, скажете вы, и все-таки мелодию на них не сыграешь, как, например, на скрипке или гобое! И тем не менее, в оркестре они незаменимы. Ударные инструменты делятся на две группы: первая – с определенной высотой звука, вторая – с неопределенной высотой звука. И хотя ударные – довольно простые инструменты, в оркестре они совершенно незаменимы. Важным инструментом в современном ансамбле является барабан. А вот ещё один инструмент – металлически прутик, изогнутый в форме треугольника. Он так и называется – треугольник. У него нежный, серебристый голосок.

Волшебной музыки страна

Человек с древности стремился к музыке. На протяжении тысячелетий люди выдалбливали. Вытачивали, изобретали и совершенствовали музыкальные инструменты, старались извлечь из них всё более красивые звуки.

И хотя ударные – довольно простые инструменты, в оркестре они совершенно незаменимы. А сколько творческой фантазии проявили современные композиторы, чтобы расширить возможности музыкальных инструментов! Музыку писали для исполнения на… цепи, бензиновой бочке и даже пишущей машинке! В первый момент это может показаться смешным, но надо понять, что это служит серьезной цели – ввести в оркестр как можно больше новых голосов. Как видим, человек с древности стремился к музицированию. На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали и совершенствовали музыкальные инструменты, старались извлечь из них все более красивые или необычные звуки. А теперь, когда мы приходим в концертный зал, включаем радио, магнитофон, мы слышим прекрасную музыку. Музыку, которая, как считали древние греки, делает человека бессмертным.

Слушайте и любите музыку. Внимательнее приглядывайтесь к музыкальным инструментам, ведь это плоды человеческого ума и таланта. Постарайтесь научиться различать их. Вы видите, какую это принесет вам радость! Но самая большая радость – научиться самим на них играть!



1. «Танец Кошечек».
1. Мы пушистые котятки / кошачьи движения

Носим тёплые перчатки

В них мы прячем коготки /сжимают и разжимают пальчики

Ну – ка ну – ка, посмотри!

Цап – царап, цап……….. / «царапаются»
2 .Умываемся мы чисто / по тексту

Моем ушки быстро - быстро

Лапкой шёрстку ловко трём

Песню ласково поём /поочерёдно вытягивают руки

Мяу – мяу……………… /мягкие перед собой
3. Слышим мы, скребётся кто – то / рука к ушку

И выходим на охоту / крадутся на носочках вперёд

Догоняем воробья /лёгкий бег на место спинками

Только ловим не всегда /развести ручки

Фыр – фыр – фыр………. /сжимать и разжимать пальчики
4. Лишь хозяйка скажет: «Киска» / поглаживают ручки поочерёдно

Молочка нальёт нам в миску / ладошки –мисочкой

Язычком начнём лакать / «лакают»

А потом ложимся спать /присели, ручки под щёчку

Мур – мур – мур……………

Цап – царап!!!

2. «Мы весёлые ребята»

1. Мы весёлые ребята, шагают как медвежата.

Мы ребята – медвежата.

Любим громко мы рычать,

В перевалочку шагать. Р-р-р-р!
2. Любим мы повеселиться,

На полянке в пляс пуститься.

И кружиться нам не лень,

Мы танцуем целый день. Р-р-р-р!
3. Разомнём мы ножки наши,

И присядочку вам спляшем.

Мы присядем: раз и раз,

Посмотрите все на нас. Р-р-р-р!
4. Спляшем вам ещё немножко,

Будем громко топать ножкой.

А, когда настанет миг,

Вы услышите наш рык: р-р-р-р!


3. «Пляска с листочками».

1. Я с листочками хожу.

Всем листочки покажу.

Вот так, вот так

Всем листочки покажу.
2. Я листочками машу,

Я с листочками пляшу.

Вот так, вот так

Я с листочками пляшу.
3. Я с листочками кружусь,

Всем гостям я покажусь.

Вот так, вот так

Всем гостям я покажусь.
4. А теперь, мои друзья,

За листочки спрячусь я.

Вот так, вот так

За листочки спрячусь я.

5. Пляска со снежками.
на мотив песни «Ах, вы, сени» сл. Н. Зарецкой.
1. Мы снежочки в руки взяли

По дорожке побежали.

Побежали малыши,

Все нарядны, хороши.
2. Мы снежочки поднимаем

И над головой качаем.

Покачайся надо мной,

Мой снежочек озорной.
3. Потанцуй-ка, ты, снежок,

Снежный маленький дружок.

Потанцуй, не зевай,

И за нами повторяй.
4. Мы снежочки не покажем,

Где их спрятали не скажем.

Все снежочки у ребят

За спиною тихо спят.





5. Мы положим все снежочек

Отдохни-ка ты чуточек.

Ты лежи и не вставай,

Баю – баю, баю – бай.
6. Вот как встанем мы на ножки,

И возьмём его в ладошки.

Мы их к ёлке поднесём

И под ёлочку вернём.

1. Вот весна пришла опять,

И нам хочется плясать.

Ножкой — топ! Ножкой — топ!

Веселее ножкой — топ!
2. Смотрит солнышко в окошко.

Мы захлопали в ладошки.

Ручки — хлоп! Ручки — хлоп!

Все в ладоши хлоп да хлоп!
3. За окном звенит капель.

Мы смеемся целый день.

Очень рады мы весне,

Покружились детки все

10. ДЕД МОРОЗ ИДЕТ!

Слова и музыка Т. Киреевой
1. Вот как наши ножки - идут по кругу,

Делают дорожку, «протаптывая дорожку»Д. М.

Чтобы Дед Мороз пришел,

Сразу садик наш нашел!
2. Елку наряжали, - «фонарики»

Новый год мы ждали,

Чтоб Снегурочка пришла, - «пружинка»

Сразу садик наш нашла!
3 Посмотрели мы в окно – - смотрят в окно

Дед Мороз пришел давно!

А мы спрячемся сейчас, - показывают пальчиком,

Пусть Мороз поищет нас! что сейчас сделают

Приседают, «прячутся».

Входит Дед Мороз, поет:


4. - Кто здесь пел и танцевал?

Кто меня на праздник звал?

Никого не вижу, никого не слышу! - 2 раза

Дети встают, берутся за руки, поют:

5. Ля – ля – ля – ля – ля – ля – ля!

Ох, как ждали мы тебя!

И в кружок поймали!

Потанцуй нам в зале!



12. «ГОПАЧОК»
1. Чёк, чёк, каблучок!

Чёк, чёк, каблучок!

Посмотрите, как красиво

Мы танцуем гопачок.
2. Чёк, чёк, каблучок!

Чёк, чёк, каблучок!

Ручки весело танцуют

Наш весёлый гопачок.
3. Чёк, чёк, каблучок!

Чёк, чёк, каблучок!

Приседают и танцуют

Наши дети гопачок.

«ВЕСЁЛЫЕ ГУСИ».
1. У одной бабуси дети идут друг за другом,

Жили – были гуси.машут руками – крыльями.

Вот какие, вот какие,

Вот какие гуси.
2. Мыли гуси лапки «моют лапки»

В луже у канавки.

Вот какие, вот какие,

Спрятались в канавке. Присаживаются.
3. «Ой» - кричит бабуся, - дети сидят, а воспитатель их ищет.

Где же мои гуси?

Ой, пропали, ой, пропали,

Гуси мои гуси.

4. Выбегали гуси, движения по тексту.

Кланялись бабусе.

Га-га-га, га-га-га,

Кланялись бабусе.

5. Весело плясали,

Крыльями махали,

Вот какие, вот какие,

С бабушкой плясали.


«Куколки».
1.Бант на лево, бант на право кружевное облако

Посмотри какой наряд и про нас все говорят

Ах, какие милые , куколки красивые

Ах, какие милые , куколки красивые
Проигрыш:
2.Белоснежка и Мальвина, Золушка, Дюймовочка

Сладкие конфеточки, сказочные девочки

Ах, какие милые , куколки красивые

Ах, какие милые , куколки красивые

«Ленточки»

1. Ленточки красивые,

Красные да синие.

Дружно мы сейчас

Всем покажем вас!

Дети выполняют «пружинку», держа ленточки перед собой.
2. Ленточки красивые,

Красные да синие.

Пляска началась,

Вейтесь возле нас!

Дети размахивают ленточками над головой.
3.Ленточки красивые,

Красные да синие.

Вам совсем чуть – чуть

Надо отдохнуть.

Дети слегка размахивают ленточками, когда песня кончается, опускают их вниз.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта