«Лесная школа» Цель: развития тембрового слуха
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”. Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.
| «Бубен» Цель: развитие музыкальной памяти.
Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он звучит при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. После этого воспитатель берет бубен, подняв его, на первую часть музыки вместе с детьми бежит по комнате, на вторую часть останавливается и стучит по бубну, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения дети выполняют упражнение по одному. Ребята получают задание – сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударить по бубну ладошкой.
| «Нам игрушки принесли» Цель: закрепление знаний о музыкальных игрушках.
В качестве игрового материала используются колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек, коробка, мягкая игрушка (кошка). Воспитатель берет перевязанную лентой коробку, оттуда достает кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию. За ширмой музыкальный руководитель играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку ребенку и он звенит колокольчиком, играет на дудке, постукивает молоточком. Потом кошка передает игрушку другому ребенку. Желательно приготовить по несколько одинаковых игрушек, чтобы одна и та же не передавалась.
| «Уточки» Цель: развитие чувства ритма.
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
|
хоровод «Времена года»
Придумала мать Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
Дочерям имена:
Вот Лето и Осень,
Зима и Весна!
Приходит Весна — Идут в круг, поднимая руки.
Зеленеют леса,
И птичьи повсюду Отходят назад, взмахивая руками,
Звенят голоса.как крыльями.
А Лето пришло — Поднимают руки и
Все под солнцем цветет, вращают ки¬стями.
И спелые ягоды «Кладут в рот ягоды» с ладошки.
Просятся в рот.
Нам щедрая Осень «собирают овощи в корзину».
Приносит плоды,
Дают урожай
И поля, и сады.
Зима засыпает Плавно опускают руки, делая кистями мягкие движения
Снегами поля.
Зимой отдыхает Приседают и кладут руки под щеку, закрывают глаза.
И дремлет земля.
Музыкально-дидактические игры
| Примерные творческие задания на музыкальных занятиях:
- Позови своего друга при помощи, какой-нибудь мелодии.
(Например: Саша, где ты?- Я здесь!)
- Пропой своё имя (Например: Как тебя зовут? – Танечка)
- Спой маленькую песенку, а мелодию сочини сам. (Например: Зайчик, зайчик, где ты был? – На лужок гулять ходил)
- Перед тобой лежат несколько карточек с изображением животных – кошка, петушок, мышка, лягушка, зайчик, медведь и др. Выбери тех, о которых можешь сочинить песенку. (Например:Утром на опушке квакали лягушки)
- Сочини и пропой весёлую песенку на слова: Солнце ярко светит, весело на свете
- Сочини и пропой грустную песенку на слова: Дождик льёт, как из ведра, загрустила детвора.
- Сочини и пропой песенку, где сочетаются две мелодии (весёлая и грустная) (Например:Машенька идёт, весело поёт, Машенька упала, всем нам грустно стало)
- Послушай музыку и выбери для движения под музыку атрибуты, с которыми ты можешь танцевать.
- Послушай музыку и нарисуй, то, что ты чувствуешь.
- Передай настроение в движении.
- Сочини танцевальные движения к различным танцам.
- Послушай сказку и расскажи свою.
|
Какая птичка поет? » Цель: развитие звуковысотного слуха.
Большая и маленькая игрушечные птички находятся на столе. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне «до» первой октавы) и как маленькая («до» второй октавы). После этого педагог за ширмой поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагает ребятам угадать, какая птичка поет. При повторе привлекаем детей к игре на металлофоне. Учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
| «К нам гости пришли» Цель: развитие ритма.
Используются игрушки бибабо (зайчик, медведь, лошадка, птичка, металлофон, бубен, музыкальный молоточек, колокольчик. Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришли игрушки. Он обыгрывает приход игрушек: под медленные удары в бубен переступает с ноги на ногу медведь, под быстрые удары молоточком по металлофону прыгает зайчик, под четкие ритмические удары музыкального молоточка скачет лошадка, под звон колокольчика летит птичка. Педагог показывает игрушку, а ребенок озвучивает персонаж.
| «Прогулка» Цель: развитие чувства ритма.
В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.
| «Колпачки» Цель: закрепление знаний, полученных на музыкальных занятиях.
В качестве игрового материала потребуются три красочных бумажных колпачка, металлофон, барабан, бубен, колокольчик. Ребята садятся полукругом. На столе перед ними под колпаками лежат музыкальные инструменты. По очереди вызываем к столу детей и просим отгадать, на чем они будут играть. Для проверки ответа можно заглянуть под колпачок.
|
«Наш оркестр» Цель: пробуждение самостоятельной деятельности ребят.
Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики, большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них.
| «Буратино» Цель: закрепление программного материала.
Для игры используется коробочка, на которой нарисован Буратино, а в ней находятся карточки с красочными иллюстрациями к программным песням и пьесам (паровоз, машина, елочка, флажок, санки, кукла и др., знакомым детям. Объясняем детям, что в гости к ним приехал Буратино и привез с собой песни, дети должны отгадать какие.
Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки нужную картинку. Затем выбранный ребенок прохлопывает ритмический рисунок песни.
| «Птицы и птенчики» Цель: развитие звуковысотного слуха.
Для игры нужна лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика). Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
| «Курица и цыплята» Цель: развитие звуковысотного слуха.
для игры необходим домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед
|
Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
| «Игра с платком»
Предлагаю детям любые платки (можно заменить шарфом) и прошу с помощью платка, движений, мимики изобразить: Бабочку, Лису, Принцессу, Волшебника, Бабушку
|
|
|
Каким был первый музыкальный инструмент?
Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало. Сначала человек немного испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом освоился с необычным деревом. Человек ударил по нему, то ускоряя, то замедляя темп: бум-бум-бум! бум! бум! Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его. К тому времени музыкант уже понял, что полые (пустые внутри) предметы издают звук, если по ним ударять. Так, например, звучит пустой, твердый, высохший плод, высохший череп животного.
А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Просто хотел высосать из кости мозг и ничего больше. Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотанье выдолбленной деревяшки.
Неужели полую кость и кусок выдолбленной древесины уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается, можно. Из одного полого предмета извлекаешь глухой звук, из другого – более звонкий; если дуть в длинную кость, звук получится низкий, а если в короткую – высокий. Тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута – сильнее или слабее.
Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты. Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево – родоначальники всех музыкальных инструментов. И хотя с тех пор прошло уже много-много лет, все известные в наше время музыкальные инструменты делятся на три группы: струнные, духовые и ударные.
| Душа скрипки
А теперь поговорим о скрипке. У скрипки тоже есть корпус и струны.
Похожий на скрипку музыкальный инструмент в древности был известен в Индии Аравии, Греции, только струны на нем тогда еще перебирали пальцами.
Главное, что отличает скрипку от лютневых инструментов или арф – это то, что звук на ней извлекается смычком. Тот, кто уже видел скрипку, наверное, любовался ее прекрасной, стройной «фигурой» – корпусом, длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком.
Поворачивая колки, скрипач настраивает струны. Вы, наверное, уже видели, как это делается: перед концертом скрипач тихонько проводит по струнам смычком, проверяет их строй. Если сильнее натянуть струны, скрипку можно настроить выше, если струны опустить, то – ниже.
Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом, но понадобилось немало времени для создания ее современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны звучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Скрипач, когда это было нужно, натягивал его большим пальцем правой руки. Впрочем, у такого смычка были свои преимущества. Создание такого замечательного музыкального инструмента, как скрипка, – заслуга старых прославленных мастеров. Назовем их имена, ведь даже сегодня играют на инструментах, которые были изготовлены этими мастерами. Они были создателями школ скрипичных мастеров.
Струнные инструменты делятся на группы: смычковые (например: скрипка, виолончель), щипковые (арфа, балалайка, гитара), клавишные (фортепиано, клавесин).
| |