Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественное устройство

  • Задание к теме 3. Общественный строй франков по данным Салическо. Хозяйство и общественное устройство франков по данным Салической правды


    Скачать 35.79 Kb.
    НазваниеХозяйство и общественное устройство франков по данным Салической правды
    Дата10.05.2022
    Размер35.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗадание к теме 3. Общественный строй франков по данным Салическо.docx
    ТипДокументы
    #520511

    Хозяйство и общественное устройство франков по данным «Салической правды»

    Вопросы

    Краткая характеристика (на основе источника, учебной и научной литературы) с перечислением статей

    Хозяйство

    Сельское хозяйство


    «Салическая правда» свидетельствует о том, что в хозяйстве франков имелись самые разнообразные отрасли - животноводство, пчеловодство, садоводство, виноградарство. Об этом говорится в раздел о краже свиней (§ 2. Если кто украдет поросенка, который может жить без матери, и будет уличен, присуждается к уплате 40 ден., что составляет 1 сол.), раздел о краже рогатых животных (§ 3. Если кто украдет быка или корову с телен­ком, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол.), о краже овец (§ 1. Если кто украдет молочного ягненка, и будет уличен, присуждается к уплате 7 ден., что составляет половину трети солида.), о краже коз (§ 1. Если кто украдет 3-х коз, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что составляет 3 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков.), о краже пчел (§ 2. Если кто украдет один улей, причем на месте кражи их не было больше, надлежит применять штраф, как и в предыдущем случае.). В разделе о вреде, причиненном жатве или какому-ли­бо огороженному месту, говориться о ведении сельского хозяйства и наличии лошадей (§ 1. Если кто застанет на своей жатве рогатых животных, или лошадь, или какой-нибудь мелкий скот, не должен бить его до изувечения. Если же он сделает это и сознается, обязан возместить стои­мость, а изувеченную скотину взять себе. Если же не сознается и будет уличен, присуждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол., не считая стоимости и возмещения убытков. Приб. 2-е. Если кто-нибудь по вражде или по ко­варству откроет чужую загородку и впустит скот на жатву, или на луг, или на виноградник, или на какое-нибудь другое обработанное место, то тому, кому принад­лежит труд, в случае представления последним улик со свидетелями, он должен возместить вред, и, кроме того, присуждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол.).

    Ремесло и домашние промыслы


    В «Салической правде» нет отдельных титулов о ремесле. Но из различных параграфов о краже различного имущества, можно сделать вывод, что ремесло у франков присутствовало. Титул 37, параграф 2, прибавление 1 говорит о краже бубенчика с коня, за что налагается штраф в 15 солидов. 10 статья «Салической правды» показывает, что за похищение раба кузнеца, плотника штраф достигал 85 солидов, а за похищение рабыни штраф был в 35 солидов. Из чего следует, что рабы ремесленники, как и специалисты - виноградари являлись ценным имуществом и охранялись законом. Из Правды мы знаем, что франки сажали лен, из этого можно сделать вывод, что они использовали лен для изготовления (§ 1. Если какой-либо свободный человек украдет на мельнице чужой хлеб, и будет уличен, уплачивает мельнику 600 ден., что составляет 15 сол. Владельцу же хлеба [вор] платит другие 15 сол.). Еще известно что франки изготовляли лодки это подтверждается параграфами по защите такого имущества (§ 3. Если же кто украдет лодку из-под замка, присуждается к уплате 1400 ден., что составляет 35 сол.).



    Прочие виды хозяйственной деятельности

    Параграфы же № 20 и № 21 отсылают нас к рыбной ловле, упоминая сеть, невод - необходимые при рыболовстве принадлежности. Титул № 21, повествующий о краже лодок. Лодки использовались не только как транспорт, но и как платформа для рыбной ловли, которая была немаловажным пополнением рациона. Так же из 7 титула нам становится известно, что франки занимались охотой (§ 2. Если кто украдет ястреба с шеста, прису­ждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.).

    Общественное устройство

    Собственность

    Формы собственности



    В Салическом законе можно встретить следы общинной собственности, земля не находилась еще в полной собственности, только в индивидуальном пользовании. Например, ее нельзя было продать или завещать третьим лицам. Поля, пастбища, луга были собственностью общины. Подтверждение этому можно увидеть в главе о переселенцах. Однако у общинной собственности был еще один источник происхождения — родовой быт. Его ярким выражением являлась обязанность давать присягу при судебных разбирательствах своих родственников и нести материальную ответственность за их преступления.

    Объекты собственности



    Салическая правда выделяет индивидуальную собственность на движимое имущество (скот, рабы, личная утварь и т.д.) и недвижимое (вилла) (§ 1. Если кто украдет молочного теленка, и будет уличен, присуждается к уплате 120 ден., что соста­вляет 3 сол., Приб. 2-е. Если кто украдет чужую рабыню, при­суждается к уплате 1200 ден., что составляет 30 сол., § 6. Если кто нападет на чужую виллу, все, ули­ченные в этом нападении, присуждаются к уплате 63 сол.) . Салическая правда различает приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса. Нераспаханные пустоши, выгоны, леса находились в общем пользовании.

    Охрана собственности



    Судебное разбирательство в Салической правде не знало иной формы защиты или обвинения, чем предоставление свидетелей своей правоты, которые в удостоверение давали клятву. Также и вира за убитого распределялась между его родственниками: «Если будет лишен жизни чей-нибудь отец, половину виры пусть возьмут его сыновья, а другую половину пусть разделят между собою ближайшие родственники, как со стороны отца, так и со стороны матери». Так же за посягательство на чужую собственность нужно было всегда выплачивать сумму эквивалентную рыночной стоимости того или иного товара (§ 8. Если кто украдет поросенка из стада, при­суждается к уплате 600 ден., что составляет 15 сол.).

    Община



    В «Салической правде» отчетливо прослеживаются родовые отношения: и после завоевания многие общины состояли в значительной части из родственников. Но в то же время «Салическая правда» показывает уже процесс разложения и упадка родовых отношений. Среди членов рода намечается имущественное расслоение. Титул «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший франк не может помочь своему родственнику в уплате вергельда: в этом случае он должен «бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы тот уплатил все по закону». Наблюдается стремление со стороны более зажиточных членов выйти из родственного союза. Титул LX «Салической правды» подробно описывает процедуру отказа от родства, во время которой человек должен публично, в судебном заседании отказаться от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родственниками. В случае смерти такого человека его наследство поступает в королевскую казну.

    Семейные отношения



    Постановления «Салической правды», хотя косвенно, но свидетельствующих о форме социальных образований франков.  Желающий порвать с родом и родственниками являлся в «судебное заседание перед лицо тунгина», ломал там «три ветки мерою в локоть» и, разбросав в четыре стороны обломки, заявлял, «что он отказывается от соприсяжничества, от наследства и всяких счетов с ними. И, если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в наследстве или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну».

    « Круговая ответственность при уплате виры за убийство родственника очень хорошо описана в титуле LVIII Салической правды — «О горсти земли».

    « Если кто, - читаем в этом титуле, - лишит жизни человека и, отдав все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников (которые поклянутся в том), что ни на земле, ни под землей он не имеет имущества более того, что уже отдал. 

    Следовательно, исходя из вышесказанного, можно положительно заключить то обстоятельство, что в рассматриваемый нами период франкское общество представляло собой социальное объединение родственных между собой семей – больших семей. Но, в тоже время, «Салическая правда» фиксирует и то положение в среде франков, которое говорит о том, что указанная формация – большая семья уцелела лишь частично в связи с начавшимся ее распадом на малые индивидуальные семьи.

    Имущественное и социальное неравенство


     Многочисленные статьи «Салической правды» отчетливо свидетельствуют об этом, противопоставляя свободным франкам различные группы неполноправного населения, а именно рабов, литов, колонов и так называемых «римлян». «Салическая правда» устанавливала четкую грань между свободными и рабами, запрещала брачные связи рабов и свободных. Например, § 5. Если чужой раб или лит лишит жизни сво­бодного человека, сам убийца отдается родственникам убитого человека в качестве половины композиции, а господин раба уплачивает другую половину композиции. Ограниченный круг знатных людей включал в себя лиц, приближенных к королю. То были: его дружинники, графы, телохранители антрустионы, лица, выполняющие различные поручения короля. Причем важно, что единственным критерием знатности была близость к королевской особе. За убийство человека, состоящего на королевской службе, выплачивался вергельд в 600 солидов (ХLI, §3), то есть в 3 раза больше чем за простого.

    Тесные были родственные отношения. Однако были и те, которые стремились выйти из рода. Чаще ими становились более зажиточные люди. Салическая правда подробно описывает процедуру выхода из общины и права индивидуального землевладельца (§ 1. Он должен явиться в судебное заседание перед лицо тунгина и там сломать над своей головою три палки, мерою в локоть. И он должен в судеб­ном заседании разбросать их в 4 стороны и сказать там, что он отказывается от соприсяжничества, от на­следства и от всяких счетов с ними. И если потом кто-нибудь из его родственников или будет убит, или умрет, он совершенно не должен участвовать в на­следстве, или в уплате виры, а наследство его самого должно поступить в казну.)



    Политическая организация общества


    Во главе государства стоял король. Королевские предписания, согласно Салической правде, касаются незначительного круга государственных дел - призыва в войско, вызова в суд. Но Салическая правда свидетельствует и об усилении власти королей. Так, например, исполнение королевской службы оправдывает неявку обвиняемого в общинный суд (§ 4. Если же [ответчик]будет занят исполнением королевской службы, он не может быть вызван на суд.). Знатью являются приближенные к королю, они имеют привилегии. Роль общины в судебных делах была исключительно велика. Община отвечала за убийство, совершенное на ее территории, выставляла соприсяжников, свидетельствующих о добром имени своего члена; сами родственники доставляли в суд своего сородича, вместе с ним уплачивали вергельд. 


    написать администратору сайта