Главная страница
Навигация по странице:

  • ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НЕМЕЦКОГО НАРОДА

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Реферат Художественная культура немецкого народа. Художественная культура немецкого народа


    Скачать 29.81 Kb.
    НазваниеХудожественная культура немецкого народа
    Дата11.02.2021
    Размер29.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат Художественная культура немецкого народа.docx
    ТипДокументы
    #175659


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    стр. 3

    Художественная культура немецкого народа

    стр. 4

    Заключение

    стр. 13

    Список использованных источников

    стр. 14



    ВВЕДЕНИЕ

    Художественная культура любого народа – это совокупность процессов и явлений духовной и практической деятельности, которая создает, распространяет и осваивает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью.

    Настроения и знания жителей Германии, которая так часто участвовала в крупных исторических событиях, отражены в богатом культурном наследии, представленном величественными соборами, киноклассикой эпохи немого кино, великими философами (такими как Кант, Гегель, Ницше и Маркс), величайшими в мире физиками (Эйнштейн и Планк), лучшими композиторами (Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Вагнер), современной музыкой в стиле грандж и краутрок, гением Гете и революционным театром Брехтато. В этом и состоит истинное богатство Германии. Художественное искусство Германии необычайно ярко и богато. Оно хранится в многочисленных музеях страны, галереях и выставочных центрах. Его также можно увидеть в интерьерах и на фасадах старинных и современных зданий. Изобразительное искусство немецкого народа включает в себя древние фрески, искусно нарисованные портреты, орнаменты, витражи и великолепные картины всех стилей, созданные как знаменитыми, так и никому не известными художниками.

    Более подробно, в рамках данной темы, хотелось бы рассмотреть ту часть художественной культуры немецкого народа, которая связана непосредственно с изобразительным искусством.
    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НЕМЕЦКОГО НАРОДА

    Изобразительное искусство Германии берет свое начало в те далекие времена, когда на территорию Римской империи с востока пришли германские племена. Вместе с характерными для кочевников предметами быта они принесли очень древнюю художественную традицию, известную как «звериный стиль». Для него было характерно сочетание форм, заимствованных из животного мира, ленточных и растительных орнаментов.

    Наиболее важным периодом в развитии искусств во всей Европе можно назвать времена правления Карла Великого. Империя Карла Великого, столица которой находилась в Ахене – одном из древнейших немецких городов, включала в себя часть территорий современной Германии, Франции, Италии и других государств. Историки называют эту эпоху каролингским возрождением. В этот недолгий период (VIII-X вв) возродилось изучение классической латыни, создавались Скриптории – учреждения для переписывания и хранения рукописей, благодаря чему львиная доля латинских рукописей дошла до наших дней. При дворе императора сложился кружок ученых, называемый Академией, где обсуждались актуальные научные проблемы, вопросы философии, истории, а также искусств. Каролингское возрождение можно назвать первым этапом взаимопроникновения кельтско-германской и средиземноморской культур. Самые древние фрески, найденные на территории современной Германии, относятся к эпохе Каролингов. Они были обнаружены в аббатстве Св. Максимина в Трире. На сегодняшний день эти великолепные фрески хранятся в церкви Св. Георгия на территории монастыря Райхенау.

    В период раннего средневековья искусство служило культовым целям. Архитектура, живопись, прикладное искусство, скульптура - все это служило для украшения храмов, соборов, церквей. Красивейшие витражи Романской эпохи украшают Кёльнский собор и собор в Аугсбурге. Светское нерелигиозное искусство появилось значительно позже в период возникновения и развития городов. Богатые землевладельцы – герцоги, ландграфы стремились украсить свои замки и поместья росписью, скульптурами. Наиболее важным было то, что религиозное изображение потеряло свой отвлеченный характер и приблизилось к жизни. Традиционные фигуры святых стали приобретать облик людей того времени. Все чаще в искусство художниками вводились жизненные детали, оживлявшие изображения и делавшие их более доступными для зрителя.

    В XIV в. расцветает искусство деревянной резной скульптуры и станковой живописи, связанное с цеховым ремеслом. Интерьеры церквей украшаются алтарными складнями с живописью и полихромной резьбой. Высокого уровня, достигло художественное ремесло – обработка металла, резьба по дереву, керамика, ткачество.

    В первой половине XV в. очаги искусства существовали в округе Боденского озера, по Рейну, в Гамбурге, Ульме. В округе Боденского озера работали живописцы Конрад Виц и Лукас Мозер; в Ульме – Ганс Мульчер; крупнейшим мастером Кёльна был Стефан Лохнер; в Гамбурге работал мастер Франке; на Верхнем Рейне – так называемый Верхнерейнский мастер, и повсюду еще множество анонимных мастеров.

    Для первой половины XV в. центральной фигурой немецкой живописи и настоящим новатором был работавший в Костанце и Базеле Конрад Виц (1400/10-1445/47). Виц первым из немецких живописцев старается решить проблему взаимоотношения человеческих фигур с окружением – пейзажем или интерьером, начиная трактовать картину как трехмерное построение. Не обладая знанием законов перспективы, он достигает этого чисто эмпирическим путем. В картинах Вица широко используется светотень, с помощью которой фигурам, предметам и самому пространству придается объемный характер. Особенно удаются Вицу интерьеры. Интерьеры «Благовещения» (створка несохранившегося алтаря, Нюрнберг) и известной картины, изображающей святых Екатерину и Магдалину (очевидно, того же алтаря, Страсбург 1444 г.), привлекают внимание своей правдивостью. Святые с нимбами вокруг головы, одетые в традиционно условные одеяния с нагромождением ломаных складок, запросто сидят на каменном полу монастырского коридора, уходящего в глубину. Наивной свежести исполнена видная в открытый пролет в конце коридора уличная сцена провинциального средневекового немецкого городка с фигурками людей, беседующих между собой.

    Во второй половине XV век развивается художественная школа Нюрнберга. Приблизительно с 1457 г. там работает Ганс Плейденвурф (умер в 1472 г.), мастерскую которого наследовал учитель Дюрера Михаэль Вольгемут. В творчестве нюрнбергских мастеров гораздо слабее проявляются реалистические тенденции эпохи. Чужды им и нидерландские влияния. Лучшее произведение Плейденвурфа – «Распятие» (Мюнхен) – обладает рядом ясно выраженных готических пережитков: перегруженностью композиции, тесной сдавленностью фигур в толпе, окружающей крест, совершенно лишенной элементов пространственности. В то же время упорядоченное, симметричное построение картины, а также живые детали городского пейзажа говорят о новых исканиях художника. Интерес представляет другая работа Плейденвурфа – портрет субдьякона графа фон Ловенштейна (Нюрнберг). Эта картина является одним из редких немецких портретов XV века с неожиданным реализмом и яркостью психологической характеристики старческого лица.

    К концу XV в. относится деятельность так называемого Мастера амстердамского кабинета (он же Мастер «Домовой книги»). Домовыми книгами назывались книги, предназначавшиеся для определенной семьи. Наименование «Мастер амстердамского кабинета» связано с местонахождением ряда гравюр художника на различную тематику, которые отличаются большой тонкостью и эмоциональностью. Самые яркие образцы такого искусства сегодня хранятся в художественном музее в Гамбурге.

    Немецкий Ренессанс развивался в направлении итальянского Возрождения. Его главным представителем был немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер, который не уступал в своем таланте знаменитым итальянским мастерам. Глава прогрессивного направления в немецком искусстве XVI века, в творчестве которого торжествует верность разуму и натуре, Дюрер первым среди художников северных стран Европы обратился к освоению научных основ искусства. Жажда знаний, стремление к широкому образованию – характерная черта Дюрера. Он пробовал свои силы и в архитектуре, занимался теорией фортификации, изучал математику, интересовался различными областями естественных наук. В условиях отсталой Германии, где в конце XV – начале XVI века практические навыки в искусстве все еще передавались от мастера к мастеру, Дюрер воплотил новый тип художника-ученого, уже привычный в Италии, но еще неизвестный на его родине. Несколько его работ хранится в Старой Пинакотеке в Мюнхене и в Нюрнбергском доме Дюрера, где выдающийся живописец жил и работал до самой своей смерти. По эскизам Дюрера были созданы великолепные витражи на религиозную тематику. Его работы украсили церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге и Св. Якоба в Штраубинге, а также дом нюрнбергского гуманиста Сикста Тухера и бенедиктинский монастырь Св. Эгидия.

    Свой переход к новому этапу немецкая живопись XV век находит в творчестве родоначальника художественной школы Аугсбурга – Ганса Гольбейна Старшего (1465–1524), художника. Ранние работы Гольбейна Старшего по стилю соответствуют немецкой живописи XV в. (алтарь Аугсбургского собора, 1493; алтарь св. Павла, 1508, Аугсбург). В ранних вещах Гольбейна Старшего господствуют теплые и глубокие тона; позднее колорит становится более светлым и холодным. Наиболее известная его работа – алтарь св. Себастьяна (1510 г.; Мюнхен), созданный в период расцвета творчества Дюрера. Правильно построенные фигуры, спокойное выражение лиц, пространственная упорядоченность, мягкие пластичные формы, классические мотивы в архитектурном окружении переносят это произведение в новый мир искусства Высокого Возрождения.

    В развитии жанра натюрморта сыграл свое слово Георг Флегель (1566-1638) учившийся в Голландии. Его работы окрашены таинственностью и меланхолией («Большой ночной натюрморт», 1637, Франкфурт-на-Майне, Исторический музей; «Натюрморт со свечой», 1636, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц).

    Отдельно стоит упомянуть развитие искусства немецкой гравюры, расцвет которого пришелся на начало эпохи Возрождения. Определяющим фактором стали доступность и невысокая стоимость нового на тот период материала для книг – бумаги, вследствие чего данный вид искусства привлек к себе внимание ведущих немецких мастеров. Основная тематика была отражением актуальных на то время событий (война, проституция, крестьяне). Среди самых известных немецких гравюр называют: «Рыцарь, Дьявол и смерть» Альбрехта Дюрера, «Смерть, швейцарские воины и военная проститутка» Урса Графа, «Смерть хватает епископа» Ганса Гольбейна Младшего.

    В целом XVII век – совершенно самостоятельная фаза в развитии мировой художественной культуры, обладающая своими неповторимыми особенностями в мировоззрении, общественном и культурном укладе, образном мышлении. Искусство Германии приобрело в XVII веке специфические черты, которые связаны с удержанием идеалов классицизма, заимствованных от других национальных школ, которое выразилось в открытии Академии Художеств. Хотя большинство немецких художников того времени перерабатывало чужие мотивы, вследствие чего их произведения невозможно выделить из продукции голландской, фламандской или итальянской школ, но были и мастера, в чьих работах можно найти проявление творческой самостоятельности.

    Отметим точность и живость характеристик в портретах Ю. Овенса (1623-1679), ученика Рембрандта («Портрет Я.Б. Схапа», ок. 1659, Амстердам, Рейксмузеум). У И.Г. Росса (1631-1685), писавшего идиллические пейзажи с античными руинами в духе итальянизирующих голландцев, есть такая яркая, неожиданная для него вещь, как «Женский портрет» (1669, Мюнхен, Баварские картинные собрания). Своеобразно интерпретирует жанровые и батальные сцены М. Шейте (1630-1700) – его «Сражение» и «Домашний концерт» (обе в музее Гамбурга) мало похожи на голландские прототипы. Творчески воспринял нидерландские традиции Л. Шульц (1615-1683) в «Портрете купца-монгола» (1664, С-Петербург, Эрмитаж) замечательном по своей реалистической силе. Это один из интереснейших групповых портретов в искусстве XVII века.

    Искусство И.Г. Шёнфельда (1609-1683) сложилось под влиянием итальян¬ской школы, но на всех его разных по тематике работах четко прослеживается его индивидуальность. В композициях Шёнфельда реальность уживается с фантазией, лирика – с одухотворенностью. В них привлекает богатство воображения, драматическая взволнованность, меланхолическая печаль («Похищение сабинянок», Санкт-Петербург, Эрмитаж; «Чудо на водах», Аугсбург, Музей; гравюра «Суета сует»). Романтическая нота звучит в его жанровых картинах – таких, как «Натурный класс Аугсбургской академии» (после 1660, Грац, Музей), «Концерт в картинной галерее» (Дрезден, Картинная галерея), где царит возвышенная духовная атмосфера, порожденная встречей человека с искусством.

    Михаэль Вильман (1630-1706) тяготеет к драматической тематике, его живописная манера экспрессивна, письмо стремительно и взволнованно («Снятие с креста», Вроцлав, Музей). В серии мучений апостолов (Лебус, монастырская церковь, 1660 до 80-х гг.) поражает правдивость, отражающая трагедию страны, преломленную сквозь личные впечатления и переживания художника. Дарование Вильмана проявилось особенно ярко в пейзажах. Природа передана им точно, любовно, конкретно, но при этом предельно одухотворена. Сцены из Библии кон-центрируют в себе настроение природы, как бы выражают тайны ее жизни, ее духовный смысл («Пейзаж с неопалимой купиной», «Пейзаж с нахождением Моисея»).

    Немецкая живопись XVIII века тяготела к жанру портрета. Одним из лучших портретистов считается Антон Граф, его творческое наследие насчитывает около 2000 работ (среди лучших – портрет короля Фридриха Великого).

    Художница Ангелика Кауфман, вдохновившись идеями классицизма, также создавала картины на античные сюжеты, но лучшие ее работы написаны в жанре портрета.

    В целом немецкая живопись XVIII века не обладала той яркой индивидуальностью, которая позволяла бы ей соперничать с французским или итальянским искусством

    XIX век стал веком расцвета реализма. Немецкая живопись ознаменована творчеством Адольфа Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких замыслов, Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: «Комната с балконом»(1845),»Железная дорога Берлин-Потсдам» (1847, обе – Берлин, Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.

    Менцель первый ввел в исторический жанр реалистический метод. В 1840г. он предпринял громадный труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого». Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекает достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же художник, как и историк, не избежал черт идеализации в характеристике Фридриха, представленного в виде справедливого просвещенного монарха. К этой же теме Менцель обращается и в живописи. Самая живая из цикла картин, посвященных Фридриху II, -«Круглый стол в Сан-Суси» (1850, не сохранилась). Художник рисует изысканное общество, окружающее Фридриха в его резиденции. Среди присутствующих - знаменитый французский философ Вольтер. Мастерски изображена обстановка дворца, свободно сгруппированы вокруг стола собравшиеся, и все же черты однообразно описательной манеры присутствуют и здесь.

    Поездки во Францию и знакомство с достижениями французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества Менцеля и его острый интерес к современности во всем разнообразии проявлений. В его искусстве находят отражение события революции 1848г. Он пишет «Почести погибшим в Мартовские дни» (1848, Гамбург, Кунстхалле), обнаруживая свои демократические настроения, сочувствия жертвам восстания. Он создает «Железопрокатный завод»(1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условия их тяжелого труда. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость живописи не снижают громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд индустриальных рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.

    Многочисленные подготовительные рисунки к картинам, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со времен Дюрера, художника Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки деталей костюмов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей, интерьеров, исполненные углем и карандашом, пером и кистью. Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его «одним из самых великих художников».

    В период между Первой и Второй мировыми войнами изобразительное искусство Германии словно замерло и погрузилось в спячку. Множество столичных деятелей искусства были отправлены в изгнание, а некоторые художники и вовсе уничтожены нацистами. Нацисты ненавидели такие течения изобразительного искусства, как дадаизм, сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. Практически все течения модерна были поставлены под клеймо «деградация». Множество картин Клее, Дикса, Бекманна и других представителей модернизма были изуродованы или просто уничтожены. В 1938 году в Германии был принят закон, позволяющий изымать из частных коллекций картины «деградированного искусства». Апогеем событий стало публичное сожжение в 1939 г в Берлине около 4 тыс картин.

    Огромное значение для современного изобразительного искусства Германии имели колонии художников в Ворпсведе и Дармштадте, которые действовали в начале XX в. Здесь проживали и работали в различных стилях художники, оставившие миру множество потрясающих произведений искусства. Большинство работ было создано в стиле модерн. После окончания Второй мировой войны влияние таких известных деятелей экспрессионизма, как Кандинский и Нольде, были возрождены. Абстрактный экспрессионизм приобрел новые краски и черты. Самые яркие работы в данном стиле были созданы художниками Эрнстом Вильгельмом Наем и Вилли Баумейстером. Самые захватывающие произведения искусства современности принадлежат немецкому скульптору Ансельму Киферу. Его работы украшают берлинский зал Гамбургского железнодорожного вокзала. Лучшие работы современных художников выставлены в современной Пинакотеке в Мюнхене, Музее дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне, музее Баухауса в Веймаре, берлинских галереях Eigen+Atr и Кунст-Верке, Новом музее в Нюрнберге. На их территории действуют временные и постоянные выставки.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Искусство Германии прошло все этапы, характерные для европейского искусства. В период раннего средневековья искусство служило культовым целям. Архитектура, живопись, прикладное искусство, скульптура – все это служило для украшения храмов, соборов, церквей. Светское нерелигиозное искусство появилось значительно позже в период возникновения и развития городов. В городах требовались общественные здания, богатые землевладельцы – герцоги, ландграфы и пр. стремились украсить свои замки и поместья росписью, скульптурами и др.

    Процветало ювелирное искусство. Ювелиры изготовляли не только богатую церковную утварь, но и предметы роскоши. Когда города стали получать право чеканить собственную монету, это еще больше стимулировало развитие ювелирного дела и графики. Гравюры на меди и дереве делали в Германии с давних времен, но наивысшего расцвета искусство гравировки достигло в XV-XVI веках.

    Европейский Ренессанс с его новым видением задач искусства и роли человека нашло отразилось и на немецком искусстве периода Возрождения. Северное Возрождение оказало значительное влияние на искусство Германии и развивалось как прямое продолжение готики. Это направление достигло своего апогея при Альбрехте Дюрере – одном из величайших художников Германии.

    Художественное искусство Германии столь разнообразно и уникально, что трудно осветить все его аспекты. Поэтому каждому стоит искать то, что созвучно с его душой, и погружаться в это, упиваясь величием произведений, давно ставших достоянием культуры всего человечества.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    Ануфриева О.В. Изобразительное искусство Германии: Методическое пособие для факультета «Дизайн». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 96 с.

    Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8т. - СПб.: ЛИТА, 2000.- С. 864.

    Изергина А.Н. Немецкая живопись XVII века. Очерки. Редактор А.А. Савина. - Л.-М.: Искусство, 1960г.. - 191 с.

    Всеобщая история искусств [Электронный ресурс]: Искусство Западной и Центральной Европы в эпоху развитого феодализма/Искусство Германии. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/38.htm

    Путеводитель по Германии [Электронный ресурс]: Художественное искусство Германии. – Режим доступа: https://germanyask.com/hudozhestvennoe-iskusstvo-germanii.html


    написать администратору сайта